Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
от 10 марта 2025 г.
Протокол № 4
У ДО
Е.А. Бурцева
марта 2025 г. №44
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПАЛИТРА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 8 до 14лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 8294
Автор-составитель:
Олейник Алена Олеговна
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Палитра»
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»........................................................
1.1.Пояснительная записка..............................................................................
Направленность программы...............................................................
Новизна программы............................................................................
Актуальность........................................................................................
Педагогическая целесообразность......................................................
Отличительные особенности...............................................................
Адресат программы..............................................................................
Формы обучения и режим занятий.....................................................
Особенности организации образовательного процесса...................
1.2.Цель и задачи программы..........................................................................
1.3.Содержание программы..........................................................................
Учебный план.......................................................................................
Содержание учебного плана...............................................................
1.4.Планируемы результаты..........................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации......................................................................
2.1.Календарный учебный график...................................................................
2.2.Воспитание................................................................................................
2.3.Условия реализации программы...............................................................
2.4.Формы и методы аттестации.....................................................................
2.5.Оценочные материалы...............................................................................
2.6.Методические материалы..........................................................................
2.7.Список литературы.....................................................................................
Приложение № 1..............................................................................................
Приложение № 2 ..............................................................................................
3
3
3
3
3
4
4
4
7
7
9
10
10
10
11
13
13
16
19
21
21
26
31
35
36
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание, планируемые результаты».
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Палитра» (далее - программа) имеет художественную направленность,
нацелена на приобщение учащихся к миру искусства и овладение навыками
изобразительного творчества.
Программа направлена на социально-экономическое
развитие
муниципального
образования
Туапсинский
муниципальный
округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью выявления и
развития индивидуальных способностей детей и молодежи, создания условий для
занятий творчеством.
Новизна программы состоит в специфике ее содержания, которое
преимущественно отражает один из важнейших разделов изобразительного
искусства «Живопись», а также включает раздел «Конкурсы. Знакомство с
искусством» по приобщению к лучшим образцам декоративно-прикладного
искусства, участию в конкурсно - выставочной деятельности. Программа
предусматривает
применение
здоровьесберегающей,
дистанционной,
разноуровневой технологий обучения, что обеспечивает дифференцированный и
личностно - ориентированный подход к учащимся, осуществить подбор
универсальных методов и приемов работы как с детьми с ОВЗ, так и одаренными
или мотивированными, путем заданий вариативного характера и разного уровня
сложности, с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей
учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня, в период
модернизации системы дополнительного образования во всех ее направлениях, в
том числе и в области изобразительного искусства, необходимо обновление
программ с применением современных педагогических технологий для
получения эффективных результатов обучения, поскольку родители с малых лет
формируют у детей навыки успешной адаптации в постоянно изменяющемся
мире, стремятся ориентировать их на выбор будущей профессии. Чтобы молодое
поколение, не оказалось в культурном вакууме и не признавало личностно
значимым и ценным основы псевдокультуры, необходимо осуществить возврат к
истокам, лучшим образцам культурного и художественного наследия нашего
народа, его духовным богатствам.
Изобразительное искусство и его универсальный язык, понятный без переводчика
всем, без исключения людям, послужит наилучшим средством формирования
духовно - нравственных основ личности современных детей, обладающих
аналитическим умом, воображением, нестандартным мышлением.
3
Педагогическая
целесообразность
программы
проявляется
в
возможности расширить культурное пространство для самореализации,
самоактуализации и саморазвития личности учащихся, стимулируя их к творчеству,
создавая каждому учащемуся благоприятную почву для профессиональной
ориентации, становлению его как субъекта собственной жизни. На занятиях
изобразительным искусством используются различные формы и методы работы:
проектной деятельности дизайн-направленности, индивидуальных заданий по
выбору учащихся частично - поискового характера, комплексных заданий по
воспитанию нравственно - патриотических чувств и приобщению учащихся к
истории и подвигу народов России в годы Великой Отечественной войны, что
позволяет разнообразить содержание работ учащихся, развивать их творческую
активность и наблюдательность, умение сочетать накопленный исторический опыт
и современность.
Отличительные особенности программы.
Программа отличается от других программам, ранее разработанных в
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе, узкопрофильным характером ее содержания,
которое преимущественно отражает один из важнейших и основополагающих
разделов изобразительного искусства «Живопись», а также включает раздел
«Конкурсы. Знакомство с искусством» по приобщению к лучшим образцам
декоративно-прикладного искусства, участию в конкурсно - выставочной
деятельности.
Программа имеет цель - создание условий для мотивированного приобщения
учащихся к миру искусства посредством освоения первичных навыков в области
изобразительного творчества. Поставленная цель, в ходе освоения учащимися
программы, отражает необходимость, прежде всего, выявления интереса и
формирования мотивации к данному виду творчества.
Программа имеет гибкий, вариативный характер, который позволяет
незамедлительно привносить новые изменения в содержательный компонент, с
учетом современных тенденций, интересов и потребностей непосредственно
самих учащихся.
Программа включает комбинированные занятия, с использованием
музыкального сопровождения и чтением литературных отрывков, задающих
настроение при создании художественных композиций. Учащиеся осваивают
художественные приёмы в различных техниках и применяют их в
индивидуальных композициях, где показывают свои возможности в исполнении
работ.
Адресат программы.
Данная программа разработана для учащихся младшего школьного
возраста от 8 до 14 лет (мальчиков и девочек).
Наполняемость групп -12-15 человек.
Условие набора в объединение - принимаются все желающие учащиеся, у
которых отсутствуют медицинские противопоказания к групповым занятиям и
использованию разнообразных современных художественных средств
4
выразительности (глины, пластилина, красок и др.).
При приеме на обучение по данной программе не рассматриваются такие
критерии, как степень подготовленности, уровень развития учащихся и наличие у
них способностей.
Важным условием является установление у будущих учащихся наличия
личной мотивации и интереса к занятиям рисованием, стремления научиться
рисовать.
Психолого - педагогические характеристики и особенности детей по
возрастам.
Возраст детей 8-9 лет - в рисунке можно обнаружить визуальные признаки
формы. Характерна композиционная завершенность, воплощенный замысел.
Техника выполнения рисунков обычно однообразная, преобладает жесткая
линейность их изображения, цвет очень часто используется как обозначение, а не
цветовое выражение формы. Дети этого возраста отдают предпочтение
насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, в основном теплой части
спектра. Цвет в представлении ребенка становится насыщеннее, чем в
восприятии.
Возраст детей 10-14 лет - в изобразительном творчестве появляется тенденция
перехода от замысла, внешне не зафиксированного и очень часто меняющегося в
процессе своего воплощения, к более устойчивому замыслу, воплощенному в
эскизе. В живописных композициях появляются стремление к большей
органичности и композиционной уравновешенности всех частей. Динамика
живописных пятен и фактур уже больше организует движение внутри самой
картинкой плоскости изображения, стремясь передать глубину, перспективные
пространственные изменения.
Замысел, воплощенный в рисунке, привлекает уже не только сюжетом, но и
формой своего выражения. В работах уже меньше рассказа, сюжетности,
воплощенных в динамику образов, больше статики, созерцательности, любования
декоративными, красочными фактурами.
По данной программе могут заниматься все желающие, в том числе дети с
особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды (дети с диагнозом
сахарный диабет (имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные
образовательные условия), дети имеющее недостатки в физическом развитии не
влияющих на работу рук), дети с ОВЗ (с сохранным интеллектом, без медицинских
противопоказаний). Для таких групп детей очень важно пройти адаптацию в группе
детей для дальнейшей социализации в обществе. Занятия художественной
деятельностью позволяет развиваться детям как физически (известно, что
рисование способствуют развитию мелкой моторики рук), так и психически (дети
учатся слушать и слышать педагога, взаимодействуют с одногруппниками в
совместных заданиях, фантазируют и реализуют задуманное). Дети не только
рисуют и лепят, но и рассказывают о том, что у них получилось. Что способствует
снятию детских страхов и комплексов.
Для детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
5
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом
(Приложение № 1), который строится, основываясь на возможностях конкретного
ребенка, пришедшего на обучение. При подборе содержания занятий для детей с
ОВЗ учитывается, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не
допускается излишнего упрощения материала. Содержание становится
эффективным средством активизации учебной деятельности, так как оно
соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их
потребностям. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса, желания и
привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность детей;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи детей, оказывается
помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и
возможности;
- обеспечивается обогащение детей знаниями (используя развивающие игры,
упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Дети с ОВЗ принимаются только после собеседования родителей (законных
представителей) с педагогом.
Собеседование
поможет выявить уровень
трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в другой
образовательной организации с более подходящими условиями для данной
нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации. Не секрет что у большинства несовершеннолетних из семей, состоящих
на ведомственном учете как находящиеся социально опасном положении или иной
трудной жизненной ситуации имеются проблемы связанные с самовыражением в
хорошем смысле. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка это искусство, гармонизация внутреннего состояния человека через развитие
способности к самовыражению и самопознанию. Рисование относят к арт-терапии.
По мнению ученых и практикующих психологов, приемы арт-терапии способны
преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что
способствует их эффективному разрешению (А.Хилл, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К.
Роджерс, А. Х. Маслоу, М. Намбург и другие).
Дети, проявившие выдающиеся способности, талантливые (одарённые,
мотивированные) дети могут осваивать программу в индивидуальном темпе (в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (Приложение № 1),
который строится, основываясь на возможностях конкретного ребенка,
6
пришедшего на обучение). Они могут выполнять более сложные работы по темам
программы и представлять их на конкурсах различных уровней.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы.
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне.
Объем программы: 72 учебных часа.
Срок _ _реализации: 1 учебный год (36 учебных недель).
Программа предусматривает 2 этапа работы по полугодиям, которые
завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации (мониторинга
результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь.
2 этап: январь - май.
Программа является ознакомительной, поскольку позволяет учащимся при
среднем объеме учебной нагрузки практически погрузиться в предметную среду
изобразительной деятельности, самоопределиться в выборе дальнейшей
индивидуальной траектории творческого развития.
Форма обучения.
Форма обучения - очная, с возможностью реализации в электронном
формате с применением дистанционных технологий.
Форма обучения - очная, как наиболее продуктивная для учащихся,
поскольку степень их самостоятельности особенно при освоении новых тем
сильно ограничена, они нуждаются в непосредственной поддержке и помощи
педагога в процессе создании своих творческих работ.
Режим занятий: занятия проходят: 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Продолжительность 1 учебного часа 45 минут с обязательной переменой
между занятиями не менее 10 минут.
Предлагаемый режим занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» к реализации программ
данной направленности, согласно возрасту учащихся.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав каждой группы формируется из учащихся примерно одного
возраста с разным уровнем подготовленности и природных задатков.
Использование технологий дифференцированного и личностно ориентированного подхода к учащимся обеспечивает подбор универсальных
методов и приемов работы, а также заданий вариативного характера и разного
уровня сложности с учетом индивидуальных и психофизиологических
особенностей учащихся.
Состав групп - постоянный.
Форма организации учащихся на занятии: групповая (фронтальная) с
преимущественным использованием индивидуального подхода к учащимся.
Формы
проведения
занятий:
комбинированное,
практическое,
контрольно-проверочное.
Виды занятий: конкурс, викторина, мастер - класс, выставка, посещение
7
выставки творческих работ, вернисаж, аукцион, видео - урок с просмотром
произведений художников, игра, массовые мероприятия, и др.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей с
ОВЗ, талантливых и особо мотивированных детей
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая
форма и
технология
обучения
(включая
пропедевтеческий, ознакомительный и базовый уровни) для определения объема и
содержания работы как с детьми с ОВЗ и одаренными в области изо-деятельности.
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного подхода
к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов работы, а также
заданий вариативного характера и разного уровня сложности с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения могут проводиться при определенных условиях: карантина,
обусловленного необходимостью ограничения возможности распространения
вирусной инфекции в детской среде или отсутствия возможности личного
присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по причине болезни или
временного отъезда из города.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей с
ОВЗ, талантливых и особо мотивированных детей
В ходе реализации программы применяется:
- разноуровневая форма и технология обучения (включая ознакомительный и
базовый уровни) для определения объема и содержания работы как с детьми с ОВЗ
так и с одаренными в области изобразительного искусства;
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного подхода
к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов работы, а также
заданий
вариативного характера и разного
уровня сложности с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения могут проводиться при определенных условиях: карантина,
обусловленного необходимостью ограничения возможности распространения
вирусной инфекции в детской среде или отсутствия возможности личного
присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по причине болезни или
временного отъезда из города.
В ходе реализации программы применяется:
- разноуровневая форма и технология обучения (включая ознакомительный и
базовый уровни) для определения объема и содержания работы как с детьми с ОВЗ
и одаренными в области изо-деятельности.
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного подхода
к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов работы, а также
заданий
вариативного характера и разного
уровня сложности с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
8
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения могут проводиться при определенных условиях: карантина,
обусловленного необходимостью ограничения возможности распространения
вирусной инфекции в детской среде или отсутствия возможности личного
присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по причине болезни или
временного отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в сетевой форме на
основании договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется совместная
деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися
образовательной программы, с использованием ресурсов вовлеченных в
образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
ЬНт//р23.навигатор.дети/.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы - создать условия для мотивированного приобщения
учащихся к миру изобразительного искусства в области живописи, посредством
освоения технических навыков владения акварелью.
Задачи обучения:
Образовательные
• познакомить с технологией и материалами акварельной живописи.
• научить основным способам и приемами передачи объемно
пространственных, тональных и композиционных качеств натуры.
• сформировать умение компоновать, передавать свет, цвет, колорит, тон,
форму, пространство, фактуру различных материалов.
Личностные
• воспитать целеустремленность, ответственность, желание качественно
выполнить работу в установленный срок.
• воспитать у учащихся интерес к произведениям декоративно - прикладного
искусства.
Метапредметные :
• содействовать развитию способности анализировать и оценивать творческие
работы авторов с точки зрения эстетических норм классического
изобразительного искусства.
9
1.3. Содержание программы.
Учебный план.
п/
п
Н аи м ен ов ан и е р азделов и тем
Всего
К ол и ч ество часов
Т еори я
П рак ти к
а
1
РАЗДЕЛ 1. «Живопись».
34
10
24
2
РАЗДЕЛ 2. «Знакомство с
искусством».
36
10
26
3
Заключительное занятие
2
1
1
72
21
51
Ф орм ы
аттестац и и /
к он тр ол я
Пед.
наблюдение.
Выставка работ
Мониторинг
Пед.
наблюдение.
Выставка работ
Мониторинг
Пед.
наблюдение.
Выставка работ
Мониторинг
И того:
Содержание учебного плана.
РАЗДЕЛ 1. «Живопись».
Теория. Знакомство с коллективом. Материалы и инструменты.
Ознакомление с программой, расписанием занятий. Цели и задачи. Правила
поведения и техника безопасности в студии центра. Поведение учащихся в
аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе
в кабинете и на рабочем месте, при работе с различными инструментами.
Воспитательное занятие «Искусство». Просмотр и обсуждение
видеофильмов по истории, видам изобразительного искусства.
Формирование умение ценить и беречь прекрасное. Просмотр фото и видео
материалов. Беседа. Проводится периодически в течении учебного года.
Беседа-презентация «Виды и жанры изобразительного искусства».
Работа над техникой акварельной живописи. Выполнение акварелью
подготовительных композиционных рисунков и этюдов; эскизов картин и
декораций; архитектурных и скульптурных проектов.
Знакомство с технологией и материалами акварельной живописи. Акварель это живопись светом! Свет в акварели создает оставшаяся не закрашенной белая
часть бумаги, где образуются участки наибольшей освещенности.
Разнообразие техники: мелкие, почти сливающиеся мазки; широкие мазки,
положенные рядом; наложение одного слоя краски на другой для получения
10
тональных переходов. Изображение натюрмортов - важный этап в освоении
техники акварельной живописи. Работа над натюрмортом: от простой раскраски
плоских предметов к объемной многоцветной акварельной живописи. Решение
изобразительной задачи: от простого к сложному.
Передача
объемно-пространственных,
цветовых,
тональных
и
композиционных качеств натуры. Работа по формированию комплекса
изобразительных навыков: владение карандашом и кистью, смешивание красок,
умение компоновать, передавать свет, цвет, колорит, тон, форму, пространство,
фактуру различных материалов. Перспектива в изображении интерьеров и
пейзажей.
Практика. Правила рисования красками: размывка фона, переход от
светлого к темному. Основные цвета, промежуточные, теплые и холодные.
Дидактические игры «Какого цвета радуга. Цветик - семицветик». Рисование с
натуры овощей и фруктов, не сложный натюрморт (акварель). Несложный
натюрморт «Осенние цветы». Рисование чашки, чайника, другой посуды с
использованием орнамента. Натюрморт из предметов домашнего обихода на
контрастном фоне.
РАЗДЕЛ 2. «Знакомство с искусством».
Теория. Знакомство с образцами декоративного творчества: расписная посуда
и другие предметы (игрушки, шкатулки, прялки, изразцы, разделочные доски,
ложки, матрешки) народных промыслов («Хохлома», «Гжель», «Городец»,
«Дымка», «Филимоново»).
Практика. Украшение поверхности плоских и объемных предметов
узорами или сюжетами одной из видов росписи - на выбор. Работа гуашью и
темперой. Приемы кистевой росписи: «заливка по контуру», «мазок»,
«примакивание» и т.д.
Организация и участие творческих работ учащихся в конкурсах «Война
глазами детей», «Моя мама лучше всех», «Радуга талантов» или других
конкурсах аналогичной направленности, а также выставках (в рамках
объединения).
Подведение итого учебного года. Просмотр и анализ работ. Мониторинг.
•
•
•
•
1.4 Планируемые результаты.
К окончанию года обучения учащиеся демонстрируют:
Образовательные результаты:
знания о технологии и материалах акварельной живописи.
владение основными способами и приемами передачи объемно
пространственных, тональных и композиционных качеств натуры.
умение компоновать, передавать свет, цвет, колорит, тон, форму,
пространство, фактуру различных материалов.
Личностные
целеустремленность, ответственность, желание качественно выполнить
11
работу в установленный срок.
• интерес к произведениям декоративно - прикладного искусства.
Метапредметные результаты:
• способность анализировать и оценивать творческие работы авторов с точки
зрения эстетических норм классического изобразительного искусства.
Для определения планируемых результатов учащихся
следующие диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результатов участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
используются
12
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
Календарный учебный график программы.
№
п/п
Дата
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Р А З Д Е Л 1. «Ж и воп и сь».
1
Вводное занятие. Знакомство с группой.
Техника безопасности. Диагностика.
2
2
Цветоведение. Основные цвета, составные.
(гуашь)
2
3
4
Цветоведение. Разбеливание цвета(гуашь)
Цветоведение. Теплые и холодные цвета.
(гуашь)
5
6
7
8
9
10
11
12
Натюрморт «Осенние цветы» (Гуашь).
Цветоведение. Глухие цвета. Затемнение
черным
Цветоведение. Глухие цвета. Затемнение
дополнительным цветом.
Натюрморт «Осенний урожай».
Техника рисования акварельными красками.
Заливка.
Техника рисования акварельными красками.
Лессировка
Натюрморт из предметов домашнего обихода
на контрастном фоне (акварель). Воспитание
Портрет персонажа анфас. Смешанная
техника
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Игра «Давайте
познакомимся!»
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Студия
Студия
Студия
Студия
Студия
Мастер класс
Практическое
занятие
Мастер класс
Практическое
занятие
Мастер - класс
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Студия
Студия
Студия
Студия
Студия
Студия
Студия
Беседа
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Игра "Что на что
похоже "
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Просмотр работ
Анализ работ
(выставка)
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
(выставка)
13
13
14
15
16
17
2
Рисунок «Зимний день».
Рисунок на новогоднюю или
Рождественскую тему.
Портрет персонажа (Начало).
Мастер - класс,
Студия
2
2
Портрет персонажа (Окончание)
2
Фронтальная перспектива дороги
2
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение.
Просмотр работ
Студия
Студия
Студия
Студия
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Выставка работ.
мониторинг.
Р А З Д Е Л 2. « З н ак ом ств о с и ск усством ».
18
Воспитание. Рисунок к конкурсу «Война
глазами детей»
19
Женский портрет анфас. Смешанная техника
20
Рисунок источника света
21
Рисунок угловой перспективы
22
2
2
2
2
2
Портрет персонажа в профиль
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Выставка
Студия
Студия
Студия
Студия
Комбинированное
занятие
Студия
23
2
Практическое
занятие
Студия
2
Практическое
занятие
Выставка
Студия
Сказочный пейзаж
24
Весенний пейзаж
25
2
Студия
Весенний букет
26
Рисунок птицы
2
Комбинированное
занятие
Студия
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
14
27
Студия
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Мониторинг
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Учебный
класс
Выставка работ
Мониторинг
Натюрморт с цветами
2
28
2
Фигура человека построение
Комбинированное
занятие
Выставка
Практическое
занятие
Студия
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Выставка
Студия
Комбинированное
занятие
Студия
Студия
29
2
Фигура человека в движении
30
2
Рисунок животного
Студия
31
2
Рисунок. Отражение
32
2
Практическое
занятие
Студия
2
Практическое
занятие
Студия
2
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Выставка
Студия
Рисунок. Прозрачность
33
Морской пейзаж (Начало)
34
Морской пейзаж (Окончание)
35
2
36
Виды народной росписи.
Зачетное занятие. Выставка. Мониторинг
2
Контрольно-проверочное
15
2-2-ВОСПИТАНИЕ
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Г ероев Отечества.
Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей традиций
художественной культуры; информирование учащихся, организация общения
между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения учащихся к
изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей учащихся, их ответственного поведения, создание, под
держка и развитие среды воспитания учащихся, условий физической безопасности,
комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания,
самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного
содержания программы.
Целевые ориентиры:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности
(идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы является
организация их взаимодействий, в подготовке и проведении календарных
16
праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки
учащихся в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы
в организации дополнительного образования учащихся в соответствии с нормами и
правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный
период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является предметом
воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных
процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных
усреднённых и анонимных данных.
17
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события, мероприятия
Сроки
1
Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж», посвящённые годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции
2
«Общечеловеческие
Давайте поговорим»
3
День матери
4
Международный
коррупцией.
5
Всероссийская
хлеб»
6
День защитника Отечества
Февраль
7
Международный женский день
Март
8
День здоровья
Апрель
9
День космонавтики
Апрель
ценности.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
день
акция
борьбы
с Декабрь
«Блокадный Январь
Форма
проведения
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Концерт.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Концерт.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
18
10
Международный день семьи.
Май
«Семейные традиции: ценности в
моей семье»
11
День Победы
«Победа одна на всех»
Май
12
День защиты детей
Июнь
13
День России
«Наша страна - Россия»
Июнь
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Игра.
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Праздник.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Выставка.
Мастер-класс.
*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации программы
Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.
2.3.Условия реализации программы.
При оборудовании учебного кабинета и организации учебно
воспитательного процесса приоритетное значение имеют вопросы, связанные с
обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и
личной гигиены.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Перечень оборудования, инструментов и материалов из расчета на
подгруппу в количестве 15-и человек:
Наименование
столы для обучающихся
стулья по количеству обучающихся
доска магнитно-маркерная
шкаф для хранения материалов
Количество,
шт
8
15
1
1
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
19
Художественные принадлежности:
Кол-во (шт.)
краски (акварель, гуашь)
кисти
палитры
бумага
мольберты
15
15
15
15
15
Информационное обеспечение: подборка фотографий, интернет источники
: (www.pinterest.com)
- https://ru.pinterest.com
- https://www.istockphoto.com/ru
- https://gallerix.ru
- https://ru.stockfresh.com
- https://ru.123rf.com
Кадровое обеспечение:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности.
Программу реализует педагог дополнительного образования Олейник
Алена Олеговна, имеет высшее профессиональное образование по
специальности
«Учитель
изобразительного
искусства»
Кубанского
государственного университета (художественно-графический факультет), 2011
год. Стаж работы в должности педагога дополнительного образования - 3 года,
общий педагогический стаж - 6 лет. Имеет первую квалификационную
категорию по должности «Педагог дополнительного образования», 2019г.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
20
- использовать
методы,
приемы
и
способы
формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению изобразительного искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах и иных
аналогичных мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности. либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности
в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не
реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
2.4.Формы аттестации.
Одним из важнейших аспектов программы является проверка и оценка
результатов обучения.
Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с
помощью различных форм: педагогического наблюдения, педагогического
анализа, учета посещаемости занятий (текстовый журнал и в сети Интернет
АИС «Навигатор»), участия учащихся в мероприятиях, выставках и конкурсах
детских творческих работ, открытых занятий, а также активности участия
учащихся на занятиях, оформления фото - отчетов по проведенным
мероприятиям, выставкам, конкурсам, отзывов учащихся и родителей.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
- выставки с просмотром, обсуждением и анализом работ учащихся
- мониторинг результативности освоения образовательной программы.
2.5. Оценочные материалы
1. Б л а н к -
освоения за___ п о л у г о д и е _____ у ч .
дополнительной образовательной программы
М он и т ори н г результ ат ов
го д а
Объединение ________________________
Педагог Д О ________________________
Группа__________ (_____ год обучения)
21
№
Ф .И .О .
1.1.
2 .1 .
2 ..2
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
п о к а за т е л и
4 .4
П рим еча
н ие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Средний
балл:
2 Бланк - (приложение к бланку Мониторинга)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Степень выраженности
Показател Критерии
Число Методы
оцениваемого качества
и
баллов диагностики
Характеристика уровня сформированности ЗУН
1
1.1.
Теоретическая подготовка
Соответствие
Теоретиче
теоретических
ские
знания по знаний ребёнка
основным
программным
• Минимальный уровень ребёнок овладел менее чем
/ часть объема знаний,
предусмотренных
0-3
4-7
Пед.
наблюдение,
тестирование
контрольный
22
разделам
программ
ы
требованиям
программой;
8-10
• Средний уровень - / часть
обьема усвоенных знаний
составляет более
• Максимальный уровень освоил практически весь
обьём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период.
опрос и др.
Собеседование
• Минимальный уровень ребёнок овладел менее чем
/ часть обьема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - / часть
обьема усвоенных знаний
составляет более
Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период
• Начальный
(элементарный) уровень
развития креативности —
ребёнок в состоянии
выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога;
• Репродуктивный уровень в основном, выполняет
задания на основе образца;
• Творческий уровень выполняет практические
задания с элементами
творчества
Контрольное
задание
Практическая подготовка
1.2
2.2.
3
3.1
3.2
Практиче
ские
умения и
навыки
(по
основным
разделам
программ
ы
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
Творческ
ие навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
Общеучебные умения и навыки
Адекватность
Умение
слушать
восприятий
и
информации,
слышать
идущей от
педагога
педагога
Умение
Способность
организов
самостоятельно
готовить своё
ать своё
рабочее
рабочее место к
Уровни - по аналогии с
п. 3.1.
0-3
4-7
8-10
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение,
0-3
Пед.
наблюдение,
4-7
23
(учебное)
место
3.3
деятельности и
убирать за собой
8-10
Навыки
соблюден
ия правил
безопасно
сти
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
Характеристика уровня личностного роста и развития
4
Организационно-волевые
качества
Способность
Дисципл
инирован
соблюдать
ность I
правила и
требования
культура
поведени
педагога
я
Воля
Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
Самоконт контролировать и
оценивать свои
роль и
самооцен
действия,
поступки.
ка
4.1
4.2
4.3
4.4.
Мотивац Осознанное
ия.
участие ребёнка в
Интерес к освоении
занятиям образовательной
в детском программы
объедине
нии.
Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)
0-3
Пед.
наблюдение,
4-7
8-10
Терпения хватает менее чем 0-3
на / частьзанятия
4-7
8-10
Более чем на / занятия
На все занятие
Пед.
наблюдение,
Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение,
Ребёнок постоянно
действует под воздействием
контроля извне
Периодически
контролирует себя сам
Постоянно контролирует
себя сам
Продиктован ребёнку извне
Периодически
поддерживается самим
ребёнком
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно
0-3
Пед.
наблюдение,
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Тестирование
(Беседа)
Оценка уровня развития учащихся по показателям результативности
освоения образовательной программы.
I.
Показатель «ЗУН»
Владение основами ЗУН:
- графическое
24
- цветовое решение
- композиция.
II.
Показатель «Мотивация к знаниям»:
1. Неосознанный интерес, навязанный извне. Мотивация случайная.
2. Интерес на уровне любознательности. Мотивация неустойчивая.
3. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая,
связанная с результативной стороной процесса.
4. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая
мотивация.
5. Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет.
III.
Показатель «Социальная активность»:
1. Не проявляет заботу о близких. Чрезвычайно эгоистичен.
2. Проявляет недостаточную заботу о близких. Эгоистичен. Неохотно учувствует
в трудовых делах.
3. Проявление стремления помочь, но редко. Нет эмоционального отклика на
успех, радость коллектива. Выполняет разовые трудовые поручения.
4. Проявление стремления помочь, но не всегда. Добросовестно выполняет
разовые трудовые поручения. Инициативу проявляет не всегда.
5. Умение уважать окружающих, оказывать инициативно-посильную помощь,
принимать активное участие в общественных трудовых делах.
IV.
Показатель «Творческая активность»
1. Интерес к творчеству не проявляет. Нет навыков самостоятельного решения
проблем. Нет своих идей.
2. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет очень редко. При
решении проблем часто прибегает к помощи педагога.
3. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет редко. Может
придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.
4. Устойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет в большинстве
случаев. Есть положительный эмоциональный отклик на коллективные успехи.
5. Выраженный интерес к творчеству. Легко, быстро увлекается творческим
делом, обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой
интуицией.
V. Самостоятельная работа учащегося:
1. Не справляется с заданием.
2. Слабо справляется с заданием, невнимателен, часто обращается к помощи
педагога.
3. Учащийся выполняет задания с небольшими ошибками, проявляя творческую
активность, выполняет задания недостаточно внимательно.
4. Учащийся работает самостоятельно, проявляет творческую активность с
небольшими ошибками.
5. Учащийся работает самостоятельно, проявляет творческую активность,
отлично справляется с заданием.
25
VI.
Показатель «Достижения»:
1. Не участвует в делах объединения.
2. Пассивное участие в работе объединения.
3. Активное участие в делах объединения.
4. Активная работа в объединении на положительный результат.
5. Результаты на уровне объединения, района, края.
2.6. Методические материалы.
Современные образовательные технологии:
- Использование на занятиях технологии дифференцированного и
личностно-ориентированного обучения создают оптимальные условия для
выявления задатков, развития интересов и способностей на пути к
профессиональному самоопределению. Технология дифференцированного
обучения: учащиеся усваивают материал программы на различных уровнях.
- Применение технологии активного комплексного обучения
организует активность учащихся, моделирует предметное содержание
последующей творческой деятельности.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа с учащимися, формирование
понятий, обсуждение и т.д.);
- наглядный (работа с репродукциями, таблицы, рисунки, показ приёмов и
упражнений)
- практический (выполнение учащимися заданий с натуры, упражнений,
выставок);
- метод проблемного изложения (постановка вопроса и поиск ответа);
- частично-поисковый (сравнение, анализ);
- репродуктивный (ответы на вопросы, показ и повтор учащимися приёмов
живописи);
- непосредственная помощь применяется в тех случаях, когда воспитанник не
может сам правильно выполнить рисунок;
- метод убеждения - слово, влияние с помощью коллектива;
- метод поощрения - благожелательный отзыв о трудолюбии и дисциплине,
похвала, награждение грамотой, дипломами.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть.
2. Основная часть: вступление; объяснение темы; практическая часть;
3. Итог занятия.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания.
26
Алгоритм различных типов учебных занятий.
Тип занятия
Комбинированное
занятие
Основные элементы структуры занятия
Организационная часть
• Проверка знаний ранее изученного материала.
• Изложение нового материала.
• Первичное закрепление новых знаний, применение их на
практике.
Занятие сообщения и
усвоения новых знаний
Занятие повторения и
обобщения полученных
знаний
Организационная часть
ложение нового материала и закрепление его.
Занятие
закрепления
знаний,
выработки
умений и навыков
Занятие
знаний,
навыков
применения
умений
и
Организационная часть
Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение обучающимися
заданий и решения задач.
Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
Подведение итогов.
Организационная часть
Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение
обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей
работы.
Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.
Обобщение и оценка выполненной работы.
Организационная часть
Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с
ранее изученным материалом.
Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа
обучающихся, оценка ее результатов.
27
Дидактические материалы и методическое обеспечение:
наличие утвержденной программы;
специализированная литература;
репродукции картин художников.
методические разработки:
- «Г ородецкая роспись»
- «Хохломская роспись»
- «Учебный рисунок»
- «Влияние
выбора
технических
приемов
выразительность изображения»
- «Изображение головы и фигуры человека» и т.д
на
Методические рекомендации.
1. Формы организации учебного занятия.
Знакомство с различными художественными техниками в той или иной
степени развивает у учащегося разные области руки, предплечья, пальцев. Так
тонкая графическая работа развивает координацию движений, живописные
техники способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Работа с
природными материалами и выполнение объемных аппликаций способствует
лучшему усвоению пространства. Поэтому необходимо чередовать один вид
деятельности с другим. Во время занятий необходимо использовать
разнообразный
иллюстративный
материал,
образцы
произведений
художников, мастеров художественных народных промыслов, можно
использовать прослушивание музыки.
Для активизации учебно-воспитательного процесса и для более полного
представления о специфике творческой работе художника можно
организовывать встречи с художниками-прикладниками, посещать с
учащимися творческие мастерские художников, устраивать экскурсии в музеи,
выставочные залы, специализированные учебные заведения художественного
профиля.
После экскурсии необходимо проводить итоговые беседы, выяснять, как
ребята восприняли все увиденное и услышанное. Если учащиеся что -то
неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.
Характерной формой занятий являются комбинированные уроки,
состоящие из теоретической и практической части. С целью накопления опыта
творческого общения в программу вводится выполнение коллективных
заданий.
Коллективная работа - наиболее эффективная форма организации
занятия, так как при наименьшем количестве времени удается выполнить
трудоемкую работу. Коллективная работа способствует сплочению,
содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений,
чувства взаимопомощи. При этом учащиеся должны осознавать, что от их
28
мастерства и качества исполнения зависит результат коллективной работы.
Результаты коллективного художественного труда учащихся находят
применение в оформлении кабинетов, фойе. Кроме того, выполненные на
занятиях художественные работы используются как подарки для родных,
друзей, ветеранов войны и труда. Общественное признание результатов
художественной деятельности учащихся имеет большое значение в
воспитательном процессе.
Диагностические задания
для определения творческих и изобразительных способностей.
Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень
изобразительных способностей, активность процесса воображения.
Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного
шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под
другом на листе А4.
Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.
Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему
рисунку название, я его подпишу.»
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество задействованных элементов.
Разработанность - количество значимых деталей Оригинальность:
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что -то свое.
1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение
отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных
способностей. Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме
капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас
хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой
капельки, которую вы приклеите в любую часть листа, а потом дорисуете ее
цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее
подпишу.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин,
29
ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название: 0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» (методика П.
Торренса).
Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных
ассоциаций, оригинальность мышления.
Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий.
Карандаши цветные и простой. Ластик.
Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуйте как можно больше
предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны
составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте
карандашом и придумайте название к рисункам. Оценивание:
Выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество заполненных пар параллельных линий.
Разработанность - количество деталей.
Название - Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению
даны - хороший - сильный, здоровый - легкий, чистый - черный, пустой чужой, далеко - смелый. Оригинальность - по 3-бальной системе.
Определение творческого потенциала ребенка
Анкета для Родителей (по опроснику Дж. Г илфорда).
Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо
предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение
разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
30
Результаты:
Л От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески
относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.
л От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он
находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.
л От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих областей
знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для
занятий творческой деятельностью многого не хватает.
л От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при
достижении для него важной цели.
2.7. Список литературы:
Нормативно-правовая база
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции
от 25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
31
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №2
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
У Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145
от 28 февраля 2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. №2 3894-р (в редакции от 20 марта
2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении
профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
У Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
32
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних
туристов:
прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения,
походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также
указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
S Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны, утвержденные
протоколом заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр
от 28 июля 2023 г.;
33
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
в
организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенная
готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
Литература для педагога
1. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся
педагогических училищ по спец. № 2002 Дошкольное воспитание, № 2010
Воспитание в дошкольных учреждениях - 2-е изд., переработано - М.:
Просвещение, 1984. - 211 с.
2. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: Эксмо, 2015. - 176 с.
3. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства:
учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
Изобразительное искусство/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2016. 121 с.
4. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и
секретов/ автор - составитель В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2015. - 234 с.
5. Учебный рисунок: Учебное пособие / Институт живописи, скульптуры
и архитектуры им. И. Е. Репина Академия художеств СССР. Под редакцией В.
Королёва.- М.: Изобразительное искусство, 2016. - 317 с.
6. Фаворский В. А. Художественное творчество детей в культуре России
первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2012. - 187 с.
7. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение
пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников:
перевод с английского О. Герасиной / Р. Хейл.-М.: Астрель, 2016. - 216 с.
Список учебной литературы для детей и родителей:
1. Коровин К. А. Моя жизнь. Азбука, 2017. - 265 с.
2. Малевич К.С. Черный квадрат. АСТ, 2018. - 211 с.
3. Репин И.Е Далекое близкое. АСТ, 2020. - 312 с.
34
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе______________________
педагог:___________________
н а ______________учебный год
Раздел
Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
«Творческие
проекты»
Перечень тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Участие в мероприятиях
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.
35
Приложение № 2
Задания
для определения уровня художественно - творческого развития детей
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные
фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя
одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает
предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей
и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является
одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и
творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На
каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить
эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так,
чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как
внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка,
повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в
разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности,
соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую
очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих
ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на
выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в
геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую
именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы,
квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть
изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты
открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что
изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов
уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или
что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой
сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные
карандаши, мелки, фломастеры.
36
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства
композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей,
есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми
перьями.
37
38