Фантазия

Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
от 20 мая 2025 г.
Протокол № 5

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ФАНТАЗИЯ»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 72 часов
Возрастная категория: от 5 до 7 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 74469

Автор-составитель:
Сасим Инна Владимировна
педагог дополнительного образования

г. Туапсе
2025г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»........................................................
1.1.Пояснительная записка............................................................................
Направленность программы...............................................................
Новизна программы.............................................................................
Актуальность........................................................................................
Педагогическая целесообразность.....................................................
Отличительные особенности..............................................................
Адресат программы.............................................................................
Формы обучения и режим занятий.....................................................
Особенности организации образовательного процесса..................
1.2. Цель и задачи программы.........................................................................
1.3. Содержание программ..............................................................................
Учебный план.......................................................................................
Содержание учебного плана...............................................................
1.4.Планируемые результаты..........................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации....................................................................
2.1.Календарный учебный график................................................................
2.2.Воспитание.................................................................................................
2.3.Условия реализации программы...............................................................
2.4. Формы и методы аттестации..................................................................
2.5.Оценочные материалы...............................................................................
2.6.Методические материалы.........................................................................
2.7. Список литературы...................................................................................
Приложение № 1.............................................................................................

3
3
3
3
3
3
4
4
7
7
8
9
9
10
12
13
13
16
19
21
21
27
28
31

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фантазия» (далее - программа) рассматривает «ручной труд» как
творческий, креативный вид деятельности по изготовлению поделок и
сувениров. Программа имеет социально-гуманитарную направленность,
поскольку способствует формированию у учащихся трудовых навыков
прикладного характера и последующей успешной социализации в обществе.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального
образования
Туапсинский
муниципальный
округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью
выявления и развития индивидуальных способностей учащихся, создания
условий для занятий творчеством.
Новизна программы проявляется в использовании инновационных и
нестандартных подходов к выбору широкого спектра разнообразных
художественных материалов, представленных в мире современной Артиндустрии
и
декоративно-прикладного
творчества.
Применение
дифференцированного и вариативного подходов при знакомстве с
различными видами декоративно-прикладного творчества, позволяет
максимально разнообразить инструменты и материалы, что способствует
тому, что учащиеся самостоятельно смогут сделать осознанный выбор и
самоопределиться.
Актуальность программы обусловлена возможностью
ранней
профориентационной подготовки учащихся к самостоятельной трудовой
деятельности через овладение практическими способами создания
собственного продукта - художественно оформленных предметов быта,
игрушек, украшений. Программа ориентирована на приобщение учащихся к
лучшим традициям прикладного
искусства, создание атмосферы
положительных эмоций, вдохновения, активизации детской мысли, желания
проявить себя в роли автора. Программа имеет профориентационное
направление в области приобщения учащихся к особенностям трудовой
деятельности художника, педагога дополнительного образования, учителя
по изобразительной деятельности, дизайнера помещений, территорий
(ландшафтных).
Педагогическая целесообразность программы заключается в
применении таких нестандартных форм и методов организации деятельности
учащихся, как: аукцион, вернисаж, выставка, ярмарка и признании ведущего
принципа взаимодействия: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив посвоему», что позволяет обеспечить ее доступность для учащихся любого
3

уровня развития, заложить основы творческой деятельности.
Программа решает основную идею комплексного гармоничного развития
учащихся, поскольку занятия рукоделием в контексте декоративно­
прикладного творчества развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя
тем самым активному развитию речевых центров и обоих полушарий
головного мозга, что повышает их общий умственный потенциал.
Целесообразность программы заключается в занятости учащихся
продуктивной деятельностью, стимулированию у них желания сделать
окружающий мир лучше и красивее, а также раскрыть их творческий
потенциал личности и побудить к достижению поставленных целей в
обучении.
Отличительные особенности.
Можно выделить следующие отличительные особенности программы:
- по объему часов программа 72 часа;
- в короткие сроки программа позволяет ознакомиться учащимся с
большим количеством видов декоративно-прикладного искусства, введены
новые разделы: бумажная пластика, шитье, создание открыток.
- способствует освоению современных видов декоративно-прикладного
искусства. Также в программу внесены дополнения: новые виды рукоделия пластика, работа с бумагой, тканью;
- занятия в некоторых разделах проводятся в форме мастер-классов.
Данная программа включает в себя тематические блоки,
расположенные по принципу «от простого к сложному». Каждый блок
программы имеет свою логическую структуру, позволяет учитывать
различную степень подготовки и направленность интересов учащихся.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной, сложность и объем исполняемого изделия определяется
исходя из индивидуальных особенностей и способностей учащегося.
Адресат программы.
Данная программа разработана для учащихся от 5 до 7 лет (мальчиков и
девочек). Группы формируются по степени наполняемости групп. Состав
группы - постоянный. Наполняемость групп - 12-15 человек.
В объединение принимаются все желающие без предварительного
отбора и без начального уровня образования по декоративно-прикладному
творчеству.
При приеме на обучение по данной программе не рассматриваются
такие критерии, как степень подготовленности, уровень развития учащихся
и наличие у них способностей.
Важным условием является установление у будущих учащихся наличия
личной мотивации и интереса к занятиям рукоделием, стремления научиться
делать поделки и сувениры.
Психолого-педагогические характеристики и особенности учащихся:
Возраст 5-7 лет связан со стремлением следовать правилам в игре и в
жизни. Учащегося занимает не только процесс, он начинает стремиться к
4

результату, причем к результату социально одобряемому. В этом возрасте
совершается важное открытие: взрослая жизнь, равноправным членом
которой ты надеешься стать, требует соблюдения определенных норм,
умение следовать которым доказывает твою состоятельность, твою
способность стать равным и одновременно твою уникальность, если ты более
сообразителен, более быстр и ловок. Правила в игре и в реальной жизни
приобретают для ребенка особый смысл. Он начинает сам стремиться и к
усложнению игры, и к требовательности к себе со стороны взрослых при
оценке его деятельности. Теоретическая часть не должна быть затянута по
времени, т.к.в силу возрастной особенности психологии, учащиеся 6-7 лет не
терпеливы и стремятся поскорее приступить к практическим занятиям, а
должна сообщаться по ходу урока в ненавязчивой форме.
В работах уже меньше рассказа, сюжетности, воплощенных в
динамику образов, больше статики, созерцательности, любования
декоративными, красочными фактурами.
По данной программе могут заниматься все желающие, в том числе
учащиеся с особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды
(учащиеся с диагнозом сахарный диабет (имеет статус «инвалид», но ему не
нужны специальные образовательные условия), учащиеся имеющее
недостатки в физическом развитии не влияющих на работу рук), дети с ОВЗ
(с сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний). Для таких
групп учащихся очень важно пройти адаптацию в группе учащихся для
дальнейшей социализации в обществе.
Занятия художественной
деятельностью позволяет развиваться детям как физически (известно, что
творчество способствуют развитию мелкой моторики рук), так и психически
(учащиеся учатся слушать и слышать педагога, взаимодействуют с
одногруппниками в совместных заданиях, фантазируют и реализуют
задуманное). Учащиеся не только вырезают, клеят, мастерят, но и
рассказывают о том, что у них получилось. Что способствует снятию детских
страхов и комплексов.
Для учащихся с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение № 1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. При подборе
содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны,
принцип доступности, а с другой стороны, не допускается излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности, так как оно соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям. Для
эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса,
желания и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
5

- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность учащихся;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся,
оказывается помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные
силы и возможности;
- обеспечивается обогащение учащихся знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Учащиеся с ОВЗ принимаются только после собеседования
родителей (законных представителей) с педагогом. Собеседование поможет
выявить уровень трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального
образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Не секрет что у большинства несовершеннолетних из
семей, состоящих на ведомственном учете как находящиеся социально
опасном положении или иной трудной жизненной ситуации имеются
проблемы связанные с самовыражением в хорошем смысле.
Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка - это искусство,
гармонизация внутреннего состояния человека через развитие способности к
самовыражению и самопознанию. ДПИ относят к арт-терапии. По мнению
ученых и практикующих психологов, приемы арт-терапии способны
преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что
способствует их эффективному разрешению (А.Хилл, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К.
Роджерс, А. Х. Маслоу, М. Намбург и другие).
Учащиеся, проявившие выдающиеся способности, талантливые
(одарённые, мотивированные) учащиеся могут осваивать программу в
индивидуальном темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение № 1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они могут
выполнять более сложные работы по темам программы и представлять их на
конкурсах различных уровней.
Уровень программы, объём и сроки.
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне освоения и
реализуется в течение 1 учебного года (36 учебных недель).
Объем программы: 72 учебных часа.
Программа предусматривает 2 модуля -2 этапа работы по полугодиям,
которые завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации
(мониторинга результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь; 2 этап: январь - май.
6

Форма обучения и режим занятий.
Форма обучения - очная.
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических
часа или 2 раза по 1 академическому часу.
Продолжительность 1 академического часа 30 минут (для 5-6-летних
учащихся) с обязательной переменой между занятиями, не менее 10 минут.
Предлагаемый режим занятий соответствует требованиям СП2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы формируется из учащихся примерно одного возраста с
разным уровнем подготовленности и природных задатков. Состав групп постоянный. Занятия - групповые.
Использование технологий
дифференцированного и
личностно­
ориентированного подхода к детям обеспечивает подбор универсальных
методов и приемов работы, а также заданий вариативного характера и
разного
уровня
сложности
с
учетом
индивидуальных
и
психофизиологических особенностей учащихся.
Форма проведения занятий: комбинированное, по закреплению
(практическое) и обобщению знаний, контрольно-проверочное.
Виды занятий: мастер-классы, проведение и посещение выставок
творческих работ, занятие-выставка, аукцион, вернисаж, конкурс, викторина,
видео-просмотр произведений
прикладного творчества,
массовые
мероприятия, и др.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей
с ОВЗ, талантливых и особо мотивированных учащихся.
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая форма и технология обучения (включая
ознакомительный и базовый уровни) для определения объема и содержания
работы как с детьми с ОВЗ так и с одаренными;
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов
работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня
сложности с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей
учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных
технологий и электронного обучения могут проводиться при определенных
условиях: карантина, обусловленного
необходимостью ограничения
возможности распространения вирусной инфекции в детской среде или
отсутствия возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на
занятии, по причине болезни или временного отъезда из города.
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая форма и технология обучения (включая
7

ознакомительный и базовый уровни) для определения объема и содержания
работы как с детьми с ОВЗ и одаренными в области ДПИ.
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов
работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня
сложности с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей
учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных
технологий и электронного обучения могут проводиться при определенных
условиях: карантина, обусловленного
необходимостью ограничения
возможности распространения вирусной инфекции в детской среде или
отсутствия возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на
занятии, по причине болезни или временного отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в сетевой форме на
основании договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется
совместная деятельность, направленная на обеспечение возможности
освоения обучающимися образовательной программы, с использованием
ресурсов вовлеченных в образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
ЬНт//р23.навигатор.дети/.
1.2.Цель и задачи рабочей программы.
Цель: создание условий для освоения учащимися навыков прикладного
характера, способов
рукоделия с сохранением
традиций народного
декоративного творчества.
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с различными видами народно-декоративного
творчества и рукоделия;
- научить учащихся несложным приемам работы в различных техниках
декоративно-прикладного творчества;
- сформировать навык выполнения правил техники безопасности и
грамотного обращения со всеми инструментами для рукоделия.
Личностные задачи:
- воспитать у учащихся навыки культуры взаимоотношения;
- развить у учащихся трудолюбие, целеустремленность, усидчивость,
аккуратность;
- сформировать у учащихся чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Метапредметные задачи:
- развить умение ставить цель и организовывать ее достижение;
- развить умение оценивать и анализировать результаты своей деятельности.
1.3.Содержание программы.
8

Учебный план.
№
п/п

1

2

3
4

5
6

7
8

9

10

11
12
13

14
15
16
17

Название раздела, темы

Количество часов
всего теория практика

1 модуль
Раздел 1.Декоративная аппликация.
Введение. Инструктаж по ТБ.
Аппликация и поделки из природных
материалов. «Береги природу».
Декоративное панно - аппликация с
осенними мотивами: ветка березы, дуба,
рябины. «Деревья вокруг нас».
Мозаика из цветной бумаги.
Плетение полосок из цветной бумаги.
«Коллаж» - цветная бумага, ткань, кожа,
открытки.
Раздел 2. Декоративная лепка.
Лепка рельефа из растительного мира
(высокий объем)
Русское народное творчество. Лепка
образов животных по мотивам басен и
сказок (каркас),
Лепка для папье-маше: головы, маски
животных.
Лепка для папье-маше: головы, маски
сказочных
персонажей.
Выставка.
Мониторинг.
2 модуль
Раздел 3. Образы народного искусства.
Древние образы народного искусства тотемы. Виды народных промыслов и
росписей в Краснодарском крае.
Народные промыслы России. Основные
элементы народных росписей: «Хохлома»,
«Гжель». «Городецкая роспись».
Эскизы (узоры народных росписей (по
выбору).
Роспись деревянных досок

32
16
4

Оформление деревянных досок
(в подарок).
Раздел 4. Декоративная композиция
в витражном стиле.
Понятие витражный стиль, псевдо витраж.
Техника росписи (на стекле или ткани).
Эскиз в витражном стиле "Стилизация
растений". (Мини - проект).
Роспись
"Стилизация растений"
по
проектному эскизу.
Эскиз в витражном стиле "Стилизация

4
2
1

4

28
14
3

Пед.
наблюдение
Игр.упражне
ние «Назови»
Упражнение
«Композиция»

1

3

4

-

4

16
4

2
1

14
3

4

4

1

4

40
20
4

4
2
1

4

Беседа
(презентация)

4

4

4

Формы
аттестации/
контроля

Игравикторина
Пед.
наблюдение

3

Анализ работ

4

Выставка аукцион
Мониторинг.

36
18
3

Беседа
(презентация)

4

Игр.упражне
ние «Назови»
Пед.
наблюдение
Анализ
работ
Играаукцион

4

-

4

4

1

3

4

-

4

16

3

13

4

1

3

4

-

4

4

-

4

2

1

1

Беседа
(презентация)
Пед.
наблюдение
Игр.упражне
ние «Назови»
Анализ работ
9

19

пейзажа".
Роспись "Стилизация пейзажа"
индивидуальному эскизу
Профессии в декоративном искусстве

20

Выставка. Мониторинг.

18

ИТОГО:

по

2

1

1

2

1

1

2

72

2

8

Пед.
наблюдение
Пед.
наблюдение
Игра
Выставкаярмарка.
Мониторинг

64

Содержание учебного плана
1 модуль (32 час.).
Раздел 1. Декоративная аппликация.
Теория. Введение. Инструктаж по ТБ. Понятие «Аппликация». Виды
материалов. Аппликация и поделки из природных материалов. Декоративное
панно - аппликация с осенними мотивами: ветка березы, дуба, рябины.
Мозаика из цветной бумаги. Плетение полосок из цветной бумаги. Коллаж» цветная бумага, ткань, кожа, открытки. Воспитание бережного отношение к
природе, правила поведения на природе. Знакомство учащихся с флорой
Краснодарского края.
Практика. Технология работы с природным материалом. Для создания панно
подбирают мягкие листочки(кукурузный лист), по аналогии с другими
листьями и материалами. Разрезать свежую заготовку на продольные полоски,
смачиваем каждый элемент водой и выкладываем на салфетку. Сверху
накрываем кусочком ткани. Ширину полоски надо выбирать исходя из размера
будущего цветка. Помимо основного сырья, в работе используется проволока,
нитки и флористическая лента. В первую очередь надо изготовить достаточное
количество цветочков. Сворачиваем полоску пополам и прикладываем к ней
один конец проволоки с петелькой. Скручиваем кукурузный лист и фиксируем
ниткой. Расправляем лепестки пальцами.
Раздел 2. Декоративная лепка.
Теория. Лепка для папье-маше: головы, маски животных, сказочных
персонажей. Лепка рельефа из растительного мира (высокий объем). Лепка
образов животных по мотивам басен и сказок (каркас). Пластика и характер
формы, строение, пропорции, сравнительная величина предметов. Работа в
объеме: подвижность, гибкость, выразительность движений живых объектов
природы (человека, животных). Изобразительная лепка. Основа творчества в
изобразительной лепке - тенденция к сходству произведения с объектом
действительности. Декоративно-прикладная лепка. Знакомство с русским
народным творчеством. Развитие представления о народных промыслах.
Воспитание познавательного интереса к народному творчеству.

10

Практика. Выполнение -объемные игрушки из глины, пластилина,
соленого теста. Роспись игрушек гуашью и темперой. Лепка растительного
орнамента. Лепка животных, птиц. Лепка персонажей фольклора
(сказки, басни). Украшение поверхности объемных предметов узорами или
сюжетами. Работа гуашью и темперой. Приемы кистевой росписи: «заливка по
контуру», «мазок», «примакивание» и т.д. Выполнение объемных работ из
глины или пластилина. Грунтовка и роспись изделий краской. Покрытие лаком
расписанных гуашью или темперой готовых изделий.
Выставка. Мониторинг.
2 модуль (40час.).
Раздел 3. Образы народного искусства.
Теория. Древние образы народного искусства - тотемы. Виды народных
промыслов и росписей в Краснодарском крае. Основные элементы народных
росписей: «Хохлома», «Гжель». «Городецкая роспись». Эскизы
(узоры
народных росписей (по выбору). Роспись деревянных досок (в подарок).
Знакомство с образцами декоративного творчества: расписная посуда и другие
предметы (игрушки, шкатулки, прялки, изразцы, разделочные доски, ложки,
матрешки) народных промыслов («Хохлома», «Гжель», «Городец», «Дымка»,
«Филимоново»). Знакомство учащихся с видами народных промыслов и
росписей
в Краснодарском крае. Плетение, вышивки, кружева. Виды
народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных
промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда
(Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец) и их характерные особенности,
материалы (дерево, глина, фарфор).
Практика. Украшение поверхности плоских и объемных предметов
узорами или сюжетами. Работа гуашью и темперой. Приемы кистевой
росписи: «заливка по контуру», «мазок», «примакивание» и т.д. Выполнение
объемных работ из папье-маше. В лучших традициях народных промыслов
(«Хохлома», «Гжель», «Городец», «Дымка», «Филимоново» - по выбору
учащихся). Грунтовка и роспись изделий краской. Покрытие лаком
расписанных гуашью или темперой изделий из дерева (фанеры). Выставка.
Раздел 4. Декоративная композиция в витражном стиле.
Теория. Понятие витражный стиль, псевдо витраж. Художественный витраж
как неповторимый вид монументально-декоративного искусства. Декоративная
композиция «Композиция» в переводе с латыни - «связь, соединение»,
означает, что все части художественного произведения должны быть связаны
воедино и замыслом, и средствами изображения. Общие принципы создания
декоративной
композиции.
Переход
на
условную
плоскостную,
аппликативную трактовку формы предмета. Изучение растительных мотивов в
декоративном искусстве. Изучение зооморфных мотивов в орнаментальном
творчестве. Техника росписи (на стекле или ткани).
Практика. Формирование умения создавать новый орнаментальный образ
предмета. Синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.
Приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов. Знакомство с
11

декоративными средствами выразительности (линия, пятно) и образование с их
помощью декоративного элемента.
Выполнение 2-х работ - эскиз в витражном стиле "Стилизация растений",
"Стилизация пейзажа". (Мини - проект). Роспись "Стилизация растений"
"Стилизация пейзажа" - по индивидуальному проектному эскизу.
Раздел 5. Профессии в декоративном искусстве.
Теория: Беседа о труде, профессиях. Моя будущая профессия. Игра «Кем я
буду».
Выставка. Мониторинг.
1.4. Планируемые результаты
Образовательные результаты:
Учащиеся будут знать:
- различные виды народно - декоративного творчества и рукоделия;
- различные техники декоративно-прикладного творчества;
- правила техники безопасности и грамотного обращения со всеми
необходимыми инструментами для рукоделия.
Личностные результаты:
- воспитаны навыки культуры взаимоотношения;
- воспитано трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность;
- воспитано чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Метапредметные результаты:
- развито умение ставить цель и организовывать ее достижение;
- развито умение оценивать и анализировать результаты своей
деятельности.

12

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
_____________________________ 2.1. Календарный учебный график_____________________
№
п/п
1

1

2

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13

Дата

м одуль

Тема занятия

Кол-во
часов

Раздел 1. Декоративная аппликация
Введение. Инструктаж по ТБ.
Понятие
«Аппликация».
Поделки
из
природных материалов. Виды материалов.
«Береги природу».
Декоративное панно - аппликация с осенними
мотивами: ветка березы, дуба, рябины.
«Деревья вокруг нас».
Подготовка и выбор природных материалов
Эскиз выполнения работы.
Технология работы с природным материалом.

16
2

Мозаика из цветной бумаги.
Плетение полосок из цветной бумаги.
«Коллаж» - цветная бумага, ткань, кожа,
открытки.
Зачетное занятие по разделу: Декоративная
аппликация.
Раздел 2. Декоративная лепка
Понятие Декоративная лепка. Виды материалов.
Лепка рельефа из растительного мира
(высокий объем) - технология.
Русское народное творчество. Лепка образов
животных (головы, маски)
Лепка для папье-маше головы животных.
Лепка для папье-маше:маски сказочных
персонажей.

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Место
проведения

Форма контроля

комбинированное
- слайд-презентация

учебный
класс

Беседа

Пед. наблюдение

2

практическое

2

практическое

2

мастер-класс

2
2
2

комбинированное
практическое
практическое

2

контрольно-проверочное

16
2
2

комбинированное
практическое

учебный
класс

Беседа
Пед. наблюдение

2

практическое

учебный
класс

Пед. наблюдение

2

практическое

2

комбинированное

учебный
класс
учебный
класс
учебный
класс

учебный
класс

Игр.упражнение
«Назови»
Упражнение
«Композиция»
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Упражнение
«Композиция»
Выставка ярмарка

Игр.упражнение
«Назови»
Пед. наблюдение

13

14
15

Выбор персонажей и материалов
Технология создания выразительности образа

2
2

практическое
мастер-класс

16

Обобщающее занятие. Выставка. Мониторинг

2

контрольно-проверочное

Раздел 3. Образы народного искусства.
Древние образы народного искусства - тотемы.
Виды народных промыслов (росписей) в
Краснодарском крае. Тотемы.
Народные промыслы России. Основные
элементы народных росписей: «Хохлома»,
«Гжель». «Городецкая роспись».
Эскизы (узоры народных росписей
(по выбору).
Разработка индивидуальных эскизов.
Финансовая грамотность
Роспись деревянных досок. (1 этап)
Роспись деревянных досок. (1 этап)
Оформление деревянных досок
(в подарок)
Зачетное занятие по разделу: Образы народного
искусства
Раздел 4. Декоративная композиция
в витражном стиле
Понятие витражный стиль, псевдо витраж.
Техника росписи. Упражнения
(на стекле или ткани)
"Стилизация растений". (Мини - проект).
Эскиз "Стилизация растений". (Мини - проект).
Роспись "Стилизация растений" по проектному
эскизу.
"Стилизация пейзажа"
Эскиз "Стилизация пейзажа"

20
2
2

комбинированное
комбинированное

2

практическое

2

комбинированное

2
2
2
2
2

мастер-класс
Теоретическое занятие
мастер-класс
практическое
практическое

2

контрольно­
проверочное

2

17
18
19

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33

м одуль

учебный
класс
учебный
класс

учебный
класс

учебный
класс
учебный
класс
учебный
класс

Пед. наблюдение
Игр.упражнение
«Назови»
Выставка.
Мониторинг
Беседа
Игра-викторина
Анализ работ

Выставка
мониторинг
Викторина
Беседа
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Анализ работ
Выставкаярмарка

16
2
2

комбинированное
комбинированное

учебный
класс

Беседа
Игра-викторина

2
2
2

мастер-класс
практическое
практическое

учебный
класс
учебный
класс

Анализ работ

2
2

комбинированное
мастер-класс

учебный

Выставка
вернисаж
Пед. наблюдение
Упражнение
14

34

Роспись "Стилизация пейзажа"

2

практическое

класс

35
36

Раздел 5. Профессии в декоративном искусстве
Итоговое занятие. Выставка. Мониторинг.

2
2

комбинированное
контрольно­
проверочное

учебный
класс

ИТОГО:

72

«Композиция,
анализ работ
Беседа, игра Монетка
Выставка.
Мониторинг.

15

2.2.Воспитание.
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества
и
государства,
формирование
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Г ероев Отечества.
Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры; информирование учащихся, орга­
низация общения между ними на содержательной основе целевых
ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения учащихся к
изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей учащихся, их ответственного поведения, создание,
поддержка и развитие среды воспитания учащихся, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других
людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос­
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
16

ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе исполь­
зуются методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых,
учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки учащихся в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению
своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей,
интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив учащихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
17

интервью — используются только в виде агрегированных усредненных и
анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Название события, мероприятия

Сроки

1

Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж», посвящённые годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции

2

«Общечеловеческие
Давайте поговорим»

3

День матери

4

Международный
коррупцией.

5

Всероссийская
хлеб»

6

День защитника Отечества

Февраль

7

Международный женский день

Март

8

День здоровья

Апрель

9

День космонавтики

Апрель

ценности.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

день

акция

борьбы

с Декабрь

«Блокадный Январь

Форма
проведения

Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
18

10

Международный день семьи.
Май
«Семейные традиции: ценности в
моей семье»

11

День Победы
«Победа одна на всех»

Май

12

День защиты детей

Июнь

13

День России
«Наша страна - Россия»

Июнь

Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Игра.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Выставка.
Мастер-класс.

МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации
программы Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.

2.3. Условия реализации программы.
1. Материально-техническое обеспечение:
- помещение - специально оборудованный класс, соответствующий
санитарно-гигиеническим
нормам.
Предлагаемый
режим
занятий
соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
- оборудование: учебная доска, столы и стулья для педагога и учащихся,
шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:________
Художественные принадлежности:
ножницы
пластилин
нитки
иглы, стеки
краски (акварель, гуашь)
кисти
палитры

Кол-во
(шт.)
15
15
15
15
15
15
15
19

бумага
ткань

15
15

Дидактический материал.
В процессе обучения используются наглядные пособия:
- таблицы с изображением цветового круга;
- методические пособия и образцы;
- таблицы с изображением животных;
- таблицы по ДПИ;
2.Информационное обеспечение: подборка фотографий, интернет
источники (www.pinterest.com).
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного
образования Сасим Инна Владимировна, имеет высшее образование по
специальности «Учитель - логопед». Курсы о повышении квалификации:
«Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками
ФГОС дошкольного образования (ДО) (01.12.2020г); «Использование
декоративно-прикладного искусства в образовательных организациях». Стаж
работы в данном направлении более 10 лет.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные
потребности и запросы (учащихся и их родителей (законных
представителей));
-проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
-использовать
методы,
приемы
и
способы
формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению изобразительного искусства учащихся различного возраста;
-готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах и иных
аналогичных мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности, либо высшее
20

профессиональное образование или среднее профессиональное образование
и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически
(не реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
2.4. Формы аттестации.
Одним из важнейших аспектов программы является проверка и оценка
результатов обучения.
Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с
помощью различных форм: педагогического наблюдения, педагогического
анализа, учета посещаемости занятий (текстовый журнал и в сети Интернет
АИС Навигатор.дети), участия учащихся в мероприятиях, выставках и
конкурсах детских творческих работ, открытых занятий, а также активности
участия учащихся на занятиях, оформления фото - отчетов по проведенным
мероприятиям, выставкам, конкурсам, отзывов учащихся и родителей.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
- выставки с просмотром, обсуждением и анализом работ учащихся
- мониторинг результативности освоения образовательной программы.
№
п/п
1

2
3

Диагностика

Форма проведения

Время проведения

Первичная

Беседа для диагностики
первоначальных знаний и
навыков учащихся
Выставка работ

Начало учебного
года

Промежуточная
Итоговая

Конец
тематического блока
Конец года

Защита творческих работ.

2.5.Оценочные материалы.
1. Бланк - Мониторинг результатов освоения за _полугодие______уч. г.
дополнительной образовательной программы ________________________
Объединение _____________________________________
Педагог Д О ________________________
Группа__________(_____ год обучения)
№

Ф .И .О ./
показат ели

1.1.

2.1.

2..2

3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4

П рим еча
ние

1
2
3
21

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Средний балл:

2. Бланк - (приложение к бланку Мониторинга).
Критерии оценки результатов освоения дополнительной
____________ _______ образовательной программы
______
№

Показатели

Критерии

Степень выраженности
Число
баллов
оцениваемого качества
I. Характеристика уровня сформированности З>УН
1.

1.1.

Методы
диагностики

Т еорет и ческая п одгот овка

Теоретические
знания по
основным
разделам
программы

Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям

Практические
умения и
навыки (по
основным
разделам

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным

• Минимальный уровень ребёнок овладел менее чем /
часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - / часть
объема усвоенных знаний
составляет более
• Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период.

0-3
4-7
8-10

Пед.аблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование

2. ППрактическая подгот овка
2.1

• Минимальный уровень ребёнок овладел менее чем /
часть объема знаний,
предусмотренных
программой;

0-3

Контрольное
задание

4-7
8-10
22

2.
2.

программы).

требованиям

Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

3.

3.
1

Умение
слушать и
слышать
педагога

3.
2

Умение
организовать
своё рабочее
(учебное)
место

3.3

Навыки
соблюдения
правил
безопасности

II.
4.1 Дисциплинир
ованность,
культура
поведения
4.2

Воля

• Средний уровень - /
часть объема усвоенных
знаний составляет более
Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период
• Начальный (элементарный)
уровень развития
креативности — ребёнок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога;
•Репродуктивный уровень - в
основном, выполняет
задания на основе образца;
• Творческий уровень выполняет практические
задания с элементами
творчества

0-3

Контрольное
задание

4-7
8-10

О бщ еучебн ы е у м ен и я и навы ки

Адекватность
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за
собой
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям

Уровни - по аналогии с п. 3.1.

0-3
4-7
8-10

0-3

Пед.наблюден
ие

Пед.наблюден
ие

4-7
8-10
0-3

Пед.наблюден
ие

4-7
8-10

Х а р а к т ер и ст и к а у р о в н я л и ч н о ст н о го р о ст а и разви т и я
О рган и зац и он н о-вол евы е кач ест ва

Способность
соблюдать
правила и
требования
педагога
Способность

Терпения хватает менее чем
на / частьзанятия
Более чем на / занятия
На все занятие

0-3
4-7
8-10

Пед.наблюден
ие

Волевые усилия ребёнка

0-3

Пед.наблюден
23

4.3 Самоконтроль
и самооценка

4.4

Мотивация.
Интерес к
занятиям в
детском
объединении.

активно
побуждать себя
к практическим
действиям
Умение
контролировать
и оценивать
свои действия,
поступки.

Осознанное
участие ребёнка
в освоении
образовательной
программы

побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком

4-7
8-10

ие

Ребёнок постоянно действует
под воздействием контроля
извне
Периодически контролирует
себя сам
Постоянно контролирует себя
сам
Продиктована ребёнку извне.
Периодически
поддерживается самим
ребёнком.
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно.

0-3

Пед.наблюден
ие

4-7
8-10

0-3
4-7
8-10

Тестирование
(Беседа)

Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)

Диагностические материалы.
Анкета для Родителей (по опроснику Дж. Гилфорда).
Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо
предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение
разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
24

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Результаты:
^ От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески
относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.
^ От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он
находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.
^ От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих
областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для
занятий творческой деятельностью многого не хватает.
^ От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при
достижении для него важной цели.
^ Менее 4 очков - ребенку не хватает изобретательности, но он может
достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
Диагностика эстетического восприятия учащихся
(авторы Е.Торшилова и Т.Морозова)
Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).
Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип
целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте
выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение —
одно из свойств материи. Г еометрические фигуры и тела — это обобщенное
отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых
человек ориентируется в окружающем его мире.
Стимульный материал теста «Геометрия в композиции» включает три
репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский —
«Воскресный день», Г. Г ольбейн Младший «Портрет ДиркаБерка») и четыре
нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие
по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:
треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день»
- сферическая композиция), квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной
формы (лишняя).
Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из
картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?»,
поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо
противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное
видение картины.
Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа.
Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла
каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип
оценивания.
I. Показатель «ЗУН»
Владение основами ЗУН:
- композиция
- цветовое решение
25

II.
Показатель «Мотивация к знаниям»:
1. Неосознанный интерес, навязанный извне. Мотивация случайная.
2. Интерес на уровне любознательности. Мотивация неустойчивая.
3. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая,
связанная с результативной стороной процесса.
4. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно.
Устойчивая мотивация.
5. Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет.
III. Показатель «Социальная активность»:
1. Не проявляет заботу о близких. Чрезвычайно эгоистичен.
2. Проявляет недостаточную заботу о близких. Эгоистичен. Неохотно
учувствует в трудовых делах.
3. Проявление стремления помочь, но редко. Нет эмоционального отклика на
успех, радость коллектива. Выполняет разовые трудовые поручения.
4. Проявление стремления помочь, но не всегда. Добросовестно выполняет
разовые трудовые поручения. Инициативу проявляет не всегда.
5. Умение уважать окружающих, оказывать инициативно-посильную
помощь, принимать активное участие в общественных трудовых делах.
IV. Показатель «Творческая активность»
1. Интерес к творчеству не проявляет. Нет навыков самостоятельного
решения проблем. Нет своих идей.
2. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет очень редко.
При решении проблем часто прибегает к помощи педагога.
3. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет редко. Может
придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.
4. Устойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет в большинстве
случаев. Есть положительный эмоциональный отклик на коллективные
успехи.
5. Выраженный интерес к творчеству. Легко, быстро увлекается творческим
делом,
обладает оригинальностью мышления, богатым воображением,
развитой интуицией.
V. Самостоятельная работа учащегося:
1. Не справляется с заданием.
2. Слабо справляется с заданием, невнимателен, часто обращается к помощи
педагога.
3. Учащийся выполняет задания с небольшими ошибками, проявляя
творческую активность, выполняет задания недостаточно внимательно.
4. Учащийся работает самостоятельно, проявляет творческую активность с
небольшими ошибками.
5. Учащийся работает самостоятельно, проявляет творческую активность,
отлично справляется с заданием.
VI. Показатель «Достижения»:
1. Не участвует в делах объединения.
2. Пассивное участие в работе объединения.
26

3. Активное участие в делах объединения.
4. Активная работа в объединении на положительный результат.
5. Результаты на уровне объединения, района, края
2.6.Методическое обеспечение программы:
технология (методика), формы и методы работы
Использование на занятиях технологии дифференцированного и
личностно-ориентированного обучения создают оптимальные условия для
выявления задатков, развития интересов и способностей на пути к
профессиональному самоопределению. Технология дифференцированного
обучения дает свои плоды: учащиеся усваивают материал программы на
различных уровнях.
- Применение технологии активного комплексного обучения
организует активность учащихся, моделирует предметное содержание
последующей творческой деятельности.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа с учащимися, формирование
понятий, обсуждение и т.д.);
- наглядный (показ приёмов и упражнений)
- практический (выполнение учащимися заданий с примера,
упражнений, выставок);
- метод проблемного изложения (постановка вопроса и поиск ответа);
- частично-поисковый (сравнение, анализ);
- метод убеждения - слово, влияние с помощью коллектива;
- метод поощрения - благожелательный отзыв о трудолюбии и
дисциплине, похвала, награждение грамотой, дипломами.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть.
2. Основная часть: вступление; объяснение темы; практическая часть;
3. Итог занятия.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания.
Алгоритм различных типов учебных занятий
Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное
занятие

Организационная часть
• Проверка знаний ранее изученного материала.
• Изложение нового материала.
• Первичное закрепление новых знаний, применение их на
практике.

Занятие сообщения и
усвоения новых знаний

Организационная часть
• Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и
Организационная часть
обобщения полученных • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение
знаний
обучающимися заданий и решения задач.
• Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление
27

ошибок.
• Подведение итогов.
Занятие закрепления
знаний, выработки
умений и навыков

Организационная часть
• Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение
учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей
работы.
• Сообщение и содержание задания,
инструктаж его
выполнения.
• Самостоятельная работа учащихся под руководством
педагога.
• Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения
знаний, умений и
навыков

Организационная часть
• Определение и разъяснение целей занятия. Установление
связи с ранее изученным материалом.
• Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа
учащихся, оценка ее результатов.

2.7.Список литературы.
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция
от 28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от
22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции
от 25 января 2023 г. № 35);
28

У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети»;
У Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145
от 28 февраля 2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20
марта 2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ
по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении
профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;
29

S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних
туристов:
прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения,
походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также
указанных мероприятий с участием организованных групп детей,
проводимых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте,
сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
S Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
30

дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны, утвержденные протоколом
заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
в
организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенная
готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.

Литература для педагога
1. Коргина З.Л. Планирование в работе педагога дополнительного
образования. - М.: АСТ, 2017. - 213 с.
2. Костикова Н. Творчество с большишами. Игры, пластика, рисование с
детьми. - М.:"Манн, Иванов и Фербер", 2018. - 185 с.
3. Котова И.Н. Народное искусство - детское творчество. - М.: изд.
«Паритет», 2006. - 76 с.
4. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3
классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2013. - 236 с.
5. Лякина М.В. Чаянова Г.Н. Подарки своими руками. - М.: изд. «ДРОФА
плюс», 2015. - 121 с.
6. Расщупкина С.С. Лепка из пластилина. - М.:изд. «РИПОЛ классик», 2015.
7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. - М.: изд.«Агар», 2015. - 190 с.
8. Селезнева Е.В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги. - М.: изд.
«Литера», 2013. - 154 с.
31

9. Торманова А.С. Большая энциклопедия по бумагопластике. - М.: изд.
ООО «АТС», 2015. - 211 с.
Литература для учащихся и родителей
1. Верхова А.А. Подарки делаем вместе с мамой. - М.: АСТ, 2017. - 54 с.
2. Гранппре Мари, БарбРозенсток. Услышать цвет. Цвета и звуки
абстрактной живописи Василия Кандинского. - М.:"Карьера-пресс", 2020. 167 с.
3. Кавальо Франческа, Фавилли Элена. Сказки на ночь для юных бунтарок.
Истории о невероятных женщинах. -М.:БОМБОРА, 2020. - 135 с.
4. Лаптева В. Русский авангард начала XX века: альбом репродукций. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2012. - 283 с.
5. Новицкая М.В. Пластилиновые картинки. - М.: Просвещение, 2015.
6. Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Целительное рисование. Психотерапия для
себя. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 2017. - 211 с.
7. Шурыгина И. Легенды доблести. - М.: Терра, 2016. - 341 с.

32

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе____________________
педагог:___________________
н а______________учебный год
Раздел

Наименование мероприятий

Учебный план

Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

«Творческие
проекты»

Перечень тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

Самостоятельная работа

Участие в мероприятиях

Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».