Введение в танцевальный мир

Управление образования администрации МО Туапсинский му
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 20 мая 2025 г.
Протокол № 5

гуапсе
Е.А. Бурцева
мая 2025 г. №62

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВВЕДЕНИЕ В ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МИР»
Уровень программы: ознакомительныи
Срок реализации программы: 72 часа
Возрастная категория: от 7 до 12 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 18239
Автор-составитель:
Кумпан Александра Андреевна
педагог дополнительного образования

г. Туапсе
2025г.
1

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Введение в танцевальный мир».
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»........................................................
1.1.Пояснительная записка............................................................................
Направленность программы...............................................................
Новизна программы.............................................................................
Актуальность........................................................................................
Педагогическая целесообразность.....................................................
Отличительные особенности..............................................................
Адресат программы.............................................................................
Формы обучения и режим занятий.....................................................
Особенности организации образовательного процесса..................
1.2.Цель и задачи программы.........................................................................
1.3.Содержание программ..............................................................................
Учебный план.......................................................................................
Содержание учебного плана...............................................................
1.4.Планируемые результаты..........................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации....................................................................
2.1.Календарный учебный график................................................................
2.2.Воспитание................................................................................................
2.3.Условия реализации программы..............................................................
2.4.Формы и методы аттестации..................................................................
2.5.Оценочные материалы...............................................................................
2.6.Методические материалы.........................................................................
2.7.Список литературы...................................................................................
Приложение № 1.............................................................................................
Приложение № 2 .............................................................................................

3
3
3
3
3
4
4
4
7
7
8
9
9
9
14
15
15
18
21
23
24
27
31
36
37

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты».
1.1.Пояснительная записка.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Введение в танцевальный мир» (далее - программа) имеет физкультурно спортивную направленность, поскольку нацелена на гармонизацию личности
учащихся,
их физическое развитие и
раскрепощение. Ритмичные
танцевальные движения, физические и гимнастические упражнения
в
сочетании с музыкой оказывают положительное влияние не только на
художественно - эстетическое развитие личности, но и значительно улучшают
у учащихся осанку, походку, формируют такие физические качества как сила и
выносливость, быстрота реакции, гибкость.
Программа
направлена на
социально-экономическое
развитие
муниципального
образования
Туапсинский
муниципальный
округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью выявления
и развития индивидуальных способностей детей и молодежи, создания условий
для занятий творчеством.
Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на работу с
детьми независимо от наличия у них специальных физических данных, на
воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в
искусстве танца.
При разработке и обновлении данной программы учтены современные
воспитательные и образовательные тенденции. Систематичность, доступность,
последовательность (от простого к сложному), поэтапность, учет
психофизиологических и возрастных особенностей, индивидуализация,
наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой,
актуальность, результативность, «тьютерства» (практического «сотворчества»
педагога и учащихся - «нога в ногу», «рука в руку», не «над учащимися», а
«вместе, рядом с ними»). А также новизна программы заключается в том, что
материал занятий излагается в игровой форме. Особенно активно в
образовательном процессе используются возможности информационных
технологий.
Актуальность
Программа предполагает развитие
разнообразных
двигательных
навыков, создание предпосылок к овладению сложной техникой в период
дальнейшего обучения искусству хореографии, а также удовлетворение
познавательного интереса. Продолжается освоение различных разделов
программы и подготовку к концертным выступлениям участников ансамбля
в
течение
года, участию в фестивалях, конкурсах, соревнованиях,
совершенствование техники исполнения изученных на занятиях движений.
3

Программа имеет профориентационную направленность в области
приобщения учащихся к особенностям трудовой деятельности артиста
хореографического ансамбля, педагога - хореографа, фитнес-инструктора,
персонального тренера - хореографа, При дальнейшем профессиональном
обучении
искусству
хореографии, приобретённые
умения и навыки
способствуют самореализации личности.
Программа включает в себя обучение основам финансовой грамотности и
систему воспитательных мероприятий для успешной и адаптивной
социализации учащихся в быстро изменяющихся условиях современного
мира.
Педагогическая
целесообразность
программы
проявляется
в
эффективности методов и приемов работы с применением современных
педагогических технологий личностно - ориентированного обучения и
сотрудничества, способствующих раскрытию индивидуально - творческих
проявлений у каждого из учащихся. Занятия хореографией рассматриваются в
программе как область широкого спектра образования, формирующего у
учащихся чувство прекрасного,
пробуждающего у них интерес
к
музыкальному и танцевальному творчеству, а также здоровому и творчески
активному образу жизни. Личностно - ориентированный подход к проведению
занятий позволяет научить
учащихся быть целеустремленными и
дисциплинированными, освоить нормы общения друг с другом в микро­
коллективе и правила поведения в обществе, способствует расширению их
кругозора в области хореографического искусства, сочетающего в себе
элементы классического и современного танца.
Отличительная особенность программы концентрический принцип
освоения содержания программы на основе комплексного, комбинированного
подхода к изучению основных блоков. Программа нацелена на выявление и
развитие у детей творческих способностей через занятия хореографией.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся 7-12 лет. При отсутствии
медицинских противопоказаний, программа может быть доступна для детей с
особенностями физического и психического развития, а также для детей с
отклонениями в поведении,
У с л о в и е н а б о р а детей в объединение: специальный отбор в группу по
определенным критериям в хореографии не ведется в целях оптимального
выявления способностей учащихся в течение учебного процесса и появления
возможности у каждого из них проявить себя в хореографии.
Н а п о л н я е м о с т ь гр у п п ы - 12 - 15 человек.
Психофизиологические особенности детей по возрастам.
Возраст 7-9 лет характеризуется как период существенных изменений в
организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В
этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно­
двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких
мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной
4

системы.
Все стороны развития детей 10-12 лет подвергаются качественной
перестройке;
возникают
и формируются
новые
психологические
новообразования:
рефлексия, чувство
взрослости,
способность
к
саморегуляции, произвольность, также проявляется самосознание. Стремление
к самостоятельности и социальному признанию и невозможность полностью
добиться этого в общении со взрослыми, заставляют ребенка искать другую
сферу удовлетворения потребности - коллектив сверстников. Эмоциональная
сфера характеризуется повышенной чувствительностью. У младшего подростка
повышается тревожность в сфере общения со сверстниками.
В это время ребенок начинает овладевать абстрактным мышлением. На первых
порах оно весьма несовершенно, что ведет к появлению типичного
подросткового максимализма, отсутствию гибкости.
По программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями
здоровья.
По данной программе могут заниматься дети с ОВЗ (с сохранным
интеллектом и не имеющие противопоказания по физическому состоянию
здоровья) и ребята, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
Занятия по программе имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это
связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и
психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами
воздействия на ребёнка.
Характерной особенностью методики преподавания по программе
является органическая связь языка движений с языком музыки, соотношение
пластических средств выразительности с музыкальными.
Для таких групп детей очень важно пройти адаптацию в группе для
дальнейшей социализации
в
обществе.
Занятия художественной
хореографической
деятельностью позволяет развиваться ребятам как
физически, так и психически (дети учатся слушать и слышать педагога,
взаимодействуют с одногруппниками в совместных заданиях, фантазируют и
реализуют задуманное). Что способствует снятию страхов и комплексов.
Для детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение.
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи детей, оказывается
помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и
возможности;
5

- обеспечивается обогащение детей знаниями (используя развивающие
игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Учитывая особенности обучающихся, количество видов работ на занятии
ограничивается в пределах 5 - 7
видов. Кроме
того, учитываются
индивидуальные особенности учащихся, поэтому материал на занятии
подбирается по группам различной сложности.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования родителей (законных
представителей). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в
другой образовательной организации с более подходящими условиями для
данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Хореография - это практические занятия, в ходе
которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе
выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и
выражать полученные эмоции телом. Многие занятия проходят в игровой
форме. В сюжетных музыкально-ритмических играх дети вживаются в образы
различных персонажей, импровизируют, благодаря чему идет раскрепощение,
снятие зажимов, которые у данной категории детей проявляются более ярко.
Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых
усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу,
способствует формированию коллективных качеств личности. Это дает детям
чувство не одиночества. Занятия повышает настроение учащихся.
Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения
энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует
повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.
Дети, проявившие
выдающиеся
способности,
талантливые
(одарённые, мотивированные) дети
могут осваивать программу в
индивидуальном темпе (в соответствии с и н д и в и д у а л ь н ы м о б р а зо в а т е л ь н ы м
м арш рут ом
(Приложение №1), к о т о р ы й с т р о и т с я , о с н о в ы в а я с ь н а
в о з м о ж н о с т я х к о н к р е т н о г о р е б е н к а , п р и ш е д ш е г о н а о б у ч е н и е ). Такие дети
становятся участниками различных конкурсов, выступают на концертах.
Уровень программы, объём и сроки.
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне освоения и
реализуется в течение 1 учебного года (36 учебных недель)
Объем программы: 72 учебных часа.
Программа предусматривает 2 модуля (этапа) работы по полугодиям,
которые завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации
(мониторинга результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь
2 этап: январь - май.
6

Программа является ознакомительной, поскольку позволяет учащимся
при небольшом объеме учебной нагрузки практически
погрузиться в
предметную среду хореографической деятельности, что позволит им
самоопределиться в выборе дальнейшей индивидуальной траектории
творческого развития.
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная, с возможностью реализации в электронном
формате с применением дистанционных технологий.
Режим занятий:
Занятия проходят: 2 раза в неделю по 1часу, или 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность 1 учебного часа 45 минут (30 минут- для 6-летних детей) с
обязательной переменой между занятиями не менее 10 минут. Предлагаемый
режим занятий
соответствует требованиям СП2.4.3648-20
«Санитарно­
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
Особенности организации образовательного процесса
С о с т а в гр у п п ы формируется из учащихся примерно одного возраста с
разным уровнем подготовленности и природных задатков.
Состав групп - постоянный.
Учащиеся занимаются в составе объединения - ансамбль «Черноморская
жемчужина».
Ф о р м а з а н я т и й - групповая
с ярко выраженным индивидуальным
подходом.
Ф ормы
проведения
занят ий:
комбинированное, практическое,
контрольно-проверочное.
В и д ы з а н я т и й : мастер-классы, видео-урок, мини - концерт, игрыупражнения, игры - имитации, игры - импровизации, конкурсы, открытое
занятие.
Обучение в объединении групповое с выраженным индивидуальным
подходом.
В процессе реализации программы предполагается очное обучение,
но при возникновении обоснованной необходимости, например, в период
режима «повышенной готовности», программа «Введение в танцевальный мир»
может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с
использованием электронного обучения, посредством видео-конференций на
платформе Сферум и прочих вспомогательных цифровых ресурсов. Р е а л и з а ц и я
о б р а зо ва т ельно го п р о ц есса в у с л о ви я х вр ем енн о го о гр а ничения за н ят и й в очной
(к о н т а к т н о й ) ф о р м е по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям

и включает необходимые элементы дистанционного и (или) комбинированных
форм обучения. При этом возможно использование Интернет-сервисов,
рекомендованных и одобренных в целях обучения Министерством
просвещения РФ. Визуальное общение присутствует, все ошибки учащегося
фиксируются и корректируются так же как при непосредственном контакте.
7

Важные компоненты для дистанционного обучения:
- внутренняя уверенность педагога, что он может вести занятия онлайн.
- хороший интернет с обеих сторон.
Нужно до занятия настроить всю технику, подготовиться. Также важно
проверить себя и учащегося.
Занятия по разделу 1 Программы могут проходить в формате вебинаров
или конференций.
Также есть возможность реализации программы в сетевой форме на
основании договора «О сетевом взаимодействии» с учреждениями: Центр
развития культуры и спорта Туапсе, библиотека им. Н. Островского г.Туапсе,
библиотека им А.С. Пушкина г. Туапсе: совместная деятельность, направленная
на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной
программы, с использованием ресурсов вовлеченных в образовательный
процесс организаций. Для проведения отдельных занятий или мастер-классов
приглашаются сотрудники данных организаций. Организовываются посещения
данных организации для знакомства с устройством сцены.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
ЬНт//р23.навигатор.дети/.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создать условия для физического и музыкально ритмического развития учащихся, сочетающего в себе искусство танца,
движения - действия с музыкой, художественными образами.
Задачи программы.
О б р а з о в а т е л ь н ы е за д а ч и :
- сформировать первоначальные

знания в области классической хореографии
посредством ознакомления с базовыми понятиями: R e le v e , D e m i-p lie ;
- сформировать умение правильно выполнять основные позиции у станка;
- развить умение слышать музыку, передавая в движении её образное
содержание.

Л и ч н о с т н ы е за д а ч и :

- воспитать внимание, собранность, умение следить за правильной осанкой;
- развить эмоциональную отзывчивость и физические качества: силу,
выносливость, быстроту реакций;
- воспитать культуру общения, умение работать в группе.
М е т а п р е д м е т н ы е за д а ч и :

-способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни, развитию у
них стремления к дальнейшему освоению искусства танца.

8

1.3 Содержание программы.
Учебный план.
№ п/п

1

2

3

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика Формы аттестаци
контроля
4
32
Раздел. Хореографическое искусство как 32
Беседа,
вид детского творчества.
Игра,
Пед.наблюдение
Конкурс
40
40
Раздел. Партерная гимнастика
Беседа,
Игра,
Пед.наблюдение
Конкурс
Зачет. Открытый урок.
2
2
Мини- концерт,
мониторинг
ИТОГО:
72
4
68

1.10 Содержание учебного плана.
Раздел 1. Хореографическое искусство как вид детского творчества(32ч.)
1. В в о д н о е за н я т и е . З н а к о м с т в о с и с к у с с т в о м х о р е о г р а ф и и .

Теория: знакомство с танцевальным искусством, как одним из видов
детского творчества, знакомство с режимом работы, темами, основными
видами деятельности, установление расписания.
Практика: правила техники безопасности на занятиях. Игры на знакомство,
образование коллектива: «Назови имя», «Дрозд», и др.
2. Я з ы к х о р е о г р а ф и и .

Теория: что такое «хореографический язык» - приветствие и прощание «поклон». Просмотр видеоролика, «Путешествие в мир танца».
Практика: изучение техники выполнения поклона на середине.
3. Х а р а к т е р м у зы к и . С р е д с т в а м у з ы к а л ь н о й в ы р а зи т е л ь н о с т и .

Теория: прослушивание музыкальных композиций: П. Мориа «Осенняя
сюита», С.Рахманинов «Гусары», Ц, Пуни «Танец скоморохов», П.Чайковский
«Времена года».
Практика: определение их характера (веселый, грустный, торжественный,
спокойный, озорной и т.д). Движение в характере, заданном музыкой.
4. М у з ы к а л ь н ы е р а з м е р ы .

Теория: прослушивание музыкальных композиций: И. Штраус «Вальс с
мячом», С.Рахманинов «Полька с гирляндами», Л. Минкус «Лошадки», Ф.
Шуберт «Вальс».
Практика: определение музыкальных размеров 2/4, 3/4, 4/4. Выделение
акцентов(сильной доли) хлопками, притопами, наклонами, взмахами.
5 Д и н а м и ч е с к и е о т т ен к и .

Теория: роль и значение различных видов динамических оттенков.
Прослушиванием узыкальных композиций: Л. Бетховен «Танец фонариков», В.
9

Моцарт «Оркестровые шутки», Д. Шостакович «Бусинки».
Практика: движение в характере, заданном музыкой. Определение
динамическихо ттенков музыки - piano (тихо), (fortissimo) — очень громко,
(forte) — громко, (mezzoforte) — умеренно громко, (mezzo piano) — тихо,
(pianissimo) — очень тихо.
6. М у з ы к а л ь н а я ф о р м а .

Теория: прослушивание музыкальных композиций: Н.Римский - Корсаков
«Яр хмель», И.Пономар «Школьная кадриль», А. Лядов «Танец льдинок».
Определение музыкальной формы: двух частной, трехчастной, куплетной.
Практика: деление произведение на «вступление», «период», «фразу»,
«заключение»,«предложение». Обучение одновременно начинать и заканчивать
движения с началом и завершением музыкального произведения.
7. М а с т е р а р у с с к о г о б а лет а .

Теория: знакомство с творчеством великих русских танцоров 19-20 в.
Просмотр видеофильма «Мастера русского балета». Формирование интереса и
уважения к русскому балету.
Практика: исследовательская деятельность по теме: «Мастера русского
балета» -иллюстрированный реферат, доклад о жизни и творчестве великих
русских танцоров 19века.
8. П о с т а н о в к а к о р п у с а в к л а с с и ч е с к о м т а н ц е .

Теория: постановка корпуса - важнейший этап в занятиях классическим
танцем. Правильная постановка корпуса гарантирует устойчивость,
внутреннюю собранность и эстетическую восприимчивость при исполнении
классических элементов.
Практика: освоение постановки корпуса на середине, у станка (ноги в 1
свободной поз. руки - в подготовительной поз.). Упражнение «Арбуз».
9. П о з и ц и й р у к - 1,2,3, п о д г о т о в и т е л ь н а я .

Теория: освоение позиций рук классического танца на середине.
Практика: проучивается в порядке - подготовительная, 1,3. В последнюю
очередь- 2.Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Упражнение «Арбуз»,
«Посчитай до восьми».
Ю .П о з и ц и й н о г - 6,1,2,3.

Теория: освоение позиций ног классического танца на середине.
Практика: проучивается в порядке - 6, 1, 2. В последнюю очередь- 3.
Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Упражнение «Угадай позицию».
1 1 . R eU v e.

Теория: освоение упражнения классического танца Reteve на середине.
Особенности выполнения упражнения.
Практика: проучивается по 6 поз. ног, далее - по 1 поз. Воспитание волевых
качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного и коленного сустава
(подготовка к прыжку).Упражнение «Паучок», «Затяжка», «Пружинка».
1 2 . D e m i-p lie .

Теория: освоение упражнения классического танца Demi-plie у станка.
Особенности выполнения упражнения.
10

Практика: проучивается по 6 поз. ног, потом по 1 поз. Воспитание волевых
качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного и коленного сустава
(подготовка к прыжку).Упражнение «Паучок», «Затяжка».
13. К о н т р о л ь н о -п р о в е р о ч н ы й у р о к .

Практика: учащиеся выполняют танцевальную программу по заданию.
педагога.
Раздел 2.Партерная гимнастика (40 ч.)
14. R e le v e e td e m i-p lie .

Теория: освоение комбинации упражнений классического танца Releve et
demi-plie станка. Особенности выполнения упражнения.
Практика: прорабатывается по 6 поз. ног, далее - по 1 поз. Воспитание
волевых качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного и коленного сустава
(подготовка к прыжку). Упражнение «Пружинка», «Паучок», «Затяжка».
15. Т а н ц е в а л ь н ы е и м п р о в и за ц и и .

Практика: учащиеся воспроизводят разнообразные танцевальные движения
под музыкальные композиции разного характера и темпа. Демонстрируют
мини - этюды - импровизации.
16. «Р и с у н о к т а н ц а » т а н ц е в а л ь н ы е э т ю д ы .

Теория: приобретение навыков актерского мастерства.
Практика: работа над образом заданных животных: медведя, кошки, зайки
и т.д., растений: цветок, дерево, ягодки и т.д. Этюды: «На полянке», «По грибы,
по ягоды»,«Звериная семейка». Творческие задания в группах и
индивидуальные.
1 7 . « М е н я зо в у т ... » и г р о в ы е з а д а н и я н а в о о б р а ж е н и е .

Теория: развитие фантазии, воображения. Приобретение навыков
актерского мастерства.
Практика: изображение одушевленных и неодушевленных предметов по
темам: «Водворе», «Дом», «Путешествие» и т.д. Творческие задания на
воображение в группах ииндивидуальные.
1 8. « Г о во р ящ и е п р едм ет ы » т а н ц ева льн ы е эт ю ды .

Теория: предметы - игрушки, гимнастические ленты, мячи, коробки,
подушки и т.д.Развитие быстроты реакции, сообразительности, умения владеть
предметом, способности«обыграть» предмет.
Практика: танцевальные этюды «Веселые гимнасты», «Спортивный»,
«Танец с игрушками». Творческие задания в группах и индивидуальные. Игра
«Музыкальная подушка».
19. « З а в о л ш е б н о й д в е р ь ю » т а н ц е в а л ь н ы е э т ю д ы .

Теория: воспитательная функция.
Практика: разучивание сказок, обыгрывание эпизодов, импровизация,
танцевальная инсценировка сказок. Приобретение навыков актерского
мастерства. Работа над образом. Освоение элементов театрализации на
материале сказок: «Волк и семеро козлят»,«Белоснежка и семь гномов»,
«Кошкин дом», «Емеля».
20. « Р и с у н к и н а п а р к е т е » т а н ц е в а л ь н ы е э т ю д ы .
11

Теория: приобретение навыков ориентации в пространстве и работы в
ансамбле. Использование танцевальных рисунков на практике.
Практика: построения маршем и шагом с носка в клин (открытый,
закрытый), круги, лепестки, колонны, шеренги. Танцевальный материал:
«Хоровод», «Птицы», «Марш».Игра «Нарисуй и покажи». Творческие задания
в группах и индивидуально».
21. Ц еп ки е пальчики.

Теория: элементы гимнастики и акробатики, как способ украшения и
обогащения танцевальных композиций. Техника безопасности при выполнении
гимнастических упражнений.
Практика: формирование волевых навыков и трудолюбия. Освоение
комплексов упражнений на выработку подвижности и эластичности стопы.
Упражнения «Цепкие пальчики», «Карандаш», «Нарисуй кружок», «Тупойострый». Игра «Возьми конфетку с пола».
2 2 . Г и б к и й ст ан.

Теория: техника безопасности при выполнении гимнастических
упражнений.
Практика: формирование волевых навыков. Тестовые упражнения по
оценке гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для улучшения
подвижности позвоночника. Упражнения, включающие максимальное сгибание
туловища: «Кольцо», «Лягушка»,«Корзинка», «Лодочка плывет», «Мост» из
положения лежа.
23. В ирт уозны е раст яж ки.

Теория: освоение навыков растягивания мышц бедра.
Практика: формирование волевых навыков. Упражнения для улучшения
подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. Высокие
взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой. Упражнения:
«Веревочка», «Шпагат», «Оттяжка» в положении лежа, «Складка в шпагате».
Подготовительные упражнения «Бабочка»,«Полушпагаты».
24. Л овкост ь и координация.

Теория: освоение навыков ориентации в пространстве, умении
координировать свое тело, внутренней собранности.
Практика: произвольное преодоление простых препятствий: беговые
упражнения«Змейка», «Лужи», «Сугробы». Передвижения шагом, бегом,
прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам: упражнение
«Болото»
2 5 . В а н ь к а в с т а н ь -к а .

Теория: элементы акробатики, как способ украшения и обогащения
танцевальных композиций. Техника безопасности при выполнении элементов
акробатики.
Практика: освоение навыков группировки, внутренней собранности.
Формирование волевых навыков, спортивного характера. Упражнения
«Группировка» (1,2), перекаты в группировке. Упражнения «Кувырок»
(вперед), «Кувырок» (назад), комбинации кувырков.
12

2 6 .З д о р о в о е п о к о л е н и е

Теория: Ритмические упражнения
Практика:
- упражнения для развития гибкости шеи
- упражнения для развития эластичности плечевого пояса и подвижности
плечевых суставов
- упражнения для развития подвижности локтевого сустава и эластичности
мышц плеча и предплечья
- упражнения для развития подвижности лучезапястного суставов, развития
эластичности мышц кисти и предплечья
- упражнения для развития подвижности суставов позвоночника
- упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов
эластичности мышц бедра
- упражнения для развития подвижности коленных суставов
- упражнения для развития подвижности голеностопного сустава
эластичности мышц голени и стопы
- упражнения для исправления осанки
Теория: Прыжковые упражнения
Практика:
- прыжки на одной ноге
- прыжки на одной ноге, чередуя
- прыжки на двух ногах
- прыжки с поворотом
- прыжки в сторону
- прыжки
- прыжки с разведением ног и рук в стороны
- прыжки с выносом ноги перед собой

и

и

2 7 .Ц и р к о в о е к о лес о .

Теория: техника безопасности при выполнении элементов акробатики.
Практика: освоение навыков внутренней собранности, формирование
волевых навыков, спортивного характера. Упражнение «Медвежье колесо» (на
месте, в продвижении).«Медвежье колесо» постепенно усовершенствуется в
«Цирковое колесо».
2 8 .З а б а в н ы е с к ла д ки .

Теория: элементы акробатики, как способ украшения и обогащения
танцевальных композиций. Техника безопасности при выполнении элементов
акробатики.
Практика: освоение навыков внутренней собранности, формирование
волевых навыков, спортивного характера. Упражнения: складки «Книжка» из
положения сидя, стоя, лежа, складки в шпагате «Веревочка».
Практика: открытое занятие для учащихся и родителей.(законных
представителей несовершеннолетних учащихся). Демонстрация полученных
знаний и умений. Анализ работы.
29. У п р а ж н е н и е н а у к р е п л е н и е п о з в о н о ч н и к а « Д е н ь — н о ч ь ». Танцевальные
13

этюды.
Практика: отработка навыков внутренней собранности, формирование
волевых навыков, развитие внимания и умения быстро реагировать, изменять
положение корпуса при выполнении упражнения. Танцевальные этюды.
30. «Танцевальная мозаика».
Теория: Индивидуальные (исполняются одновременно, но не контактируя)
Практика:
- «Песня-танец лягушек»
- «Песня-танец воронов и ворон»
- «Песня-танец истуканов»
- Танец-этюд «Птицы перелетные»
- Игра-песня «Самолет»
- этюд «Рассыпуха»
- этюд «Волшебный остров»
- этюд «Гусеница»
- этюд «Лесной оркестр»
- этюд «Паровозик»
- этюд «Дружба»
З.Зачет. Открытый урок.
Практика :учащиеся выполняют танцевальную программу. Проводится
мониторинг успешности освоения данной программы.
1.4. Планируемые результаты обучения
К окончанию учебного года учащиеся способны проявить:
О б р а з о в а т е л ь н ы е _р е зу л ь т а т ы :

- с первоначальные знания в области классической хореографии посредством
ознакомления с базовыми понятиями: R e le v e , D e m i-p lie ,
- умение правильно выполнять основные позиции у станка;
- умение слушать музыку, передавать в движении её образное содержание.
Л и ч н о с т н ы е _р е зу л ь т а т ы :

- внимание, собранность, умение следить за правильной осанкой;
- эмоциональную отзывчивость и физические качества: силу, выносливость,
быстроту реакций;
- культуру общения, умение работать в группе.
М е т а п р е д м е т н ы е _р е зу л ь т а т ы :

-приобщенность к здоровому образу жизни, стремление к дальнейшему
освоению искусства танца.

14

15

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
2.1Календарный учебный график программы.
______________________________________
№ п/п

Т ем а занятия

Дата

К олво
часов

Раздел 1. Хореографическое искусство как
вид детского творчества.

32

1

Вводное занятие.

2

2

2

4

Знакомство с искусством хореографии. Язык
хореографии. (Видео-урок).
Характер музыки. Средства музыкальной
выразительности.
Музыкальные размеры

5

Динамические оттенки

2

6

Музыкальная форма

2

7

Мастера русского балета.

2

8

Постановка корпуса в классическом танце

2

9

Постановка корпуса в классическом танце

2

10

Позиций рук -1,2,3, подготовительная.

2

3

2
2

В р ем я
проведения
занятия

Ф орм а занятия

М есто проведения

Беседа
(видео­
презентация).

Хореографический
зал

Ф орм а контроля

- беседа
видео-ролик
-игра «Назови имя»
-беседа
-пед. наблюдение
-викторина
-игра «Привет
комбинированное Хореографический
ствие»
занятие
зал
-игра «Назови
комбинированное Хореографический
(слушание музыки)
характер музыки»
зал
комбинированное Хореографический -игра «Угадай-ка!»
(слушание музыки)
зал
комбинированное Хореографический
-игра
(слушание музыки)
зал
«Тихо -громко»
-беседа
-пед. наблюдение
-викторина
комбинированное Хореографический : прослушивание
(слушание музыки)
-игра «Кто быстрее
зал
назовет!
комбинированное Хореографический
- беседа
- тренинг
видео-занятие
зал
Хореографический
практическое
пед.
занятие
зал
наблюдение
Хореографический
практическое
пед.
занятие
зал
наблюдение
Хореографический
просмотр
практическое
16

11

Позиций рук -1,2,3, подготовительная.

2

12

Позиций ног - 6,1,2,3

2

13

Позиций ног - 6,1,2,3

2

14

releve по 6

2

15

demi-plie

2

16

«Рисунок танца»

2

Раздел 2. Партерная гимнастика. (40 час.)

40

17

Releve et demi -plie

2

18

Танцевальные импровизации

2

19

«Лесное царство» танцевальные этюды.

2

20

«Меня зовут» игровые задания на воображение

2

21

«Говорящие предметы» танцевальные этюды

2

22

«За волшебной дверью»танцевальные этюды

2

23

«Рисунки на паркете»танцевальные этюды

2

24

Цепкие пальчики

2

25

Гибкий стан

2

занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
контрольно­
проверочное
занятие
конкурс

зал
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический
пед.
зал
анализ
Хореографический
Конкурс
импровизаций
зал
Хореографический открытое занятие.
зал
мониторинг
Хореографический
зал

Хореографический
практическое
занятие
зал
комбинированное Хореографический
видео-занятие
зал
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое

танц-пол

пед.
наблюдение
-занятие -сказка
-танцевальные
этюды
игровые задания

Хореографический
зал
Хореографический
танц-пол
зал
Хореографический конкурс танцеваль
ных этюдов
зал
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический
просмотр
зал
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический - игровое упражнение
17

26

Здоровое поколение

2

27

Виртуозные растяжки

2

28

Ловкость и координация

2

29

«Ванька встань-ка!»

2

30

Классные стойки

2

31

Цирковое колесо

2

32

Забавные Складки

2

33

2

35

Упражнение на укрепление позвоночника
«День —ночь»
Упражнение на укрепление позвоночника
«День —ночь»
«Танцевальная мозаика!

36

Итоговое занятие. Открытый урок

2

34

ИТОГО

2
2

занятие
комбинированное
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
игровое
занятие

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

игровое
занятие
игровое
занятие
конкурс
обобщающее
занятие

-просмотр
зал
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический - игровое упражнение
-просмотр
зал
-беседа
-пед. наблюдение
-викторина
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический - игровое упражнение
-просмотр
зал
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
-беседа
-пед. наблюдение
-викторина
Хореографический - игровое упражнение
-просмотр
зал
Хореографический
пед.
зал
наблюдение
Хореографический Пед.наблюдение
зал
Хореографический
Мини-концерт,
мониторинг
зал

72 ч.

18

2.2 Воспитание.
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Г ероев Отечества.
Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей традиций
художественной культуры; информирование учащихся, организация общения
между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения учащихся к
изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей учащихся, их ответственного поведения, создание, под­
держка и развитие среды воспитания учащихся, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации, творчества при освоении предметного и
метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности
(идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос­
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
19

является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки учащихся в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в соответствии
с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся друг
с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учеб­
ный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.

20

Календарный план воспитательной работы.

№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

1

Урок мужества «Непокоренный
рубеж»,
посвящённые
годовщине
Туапсинской
оборонительной операции

Сентябрь

2

«Общечеловеческие ценности.
Давайте поговорим»

Октябрь

3

День матери

Ноябрь

4

Международный день борьбы с Декабрь
коррупцией.

5

Всероссийская
«Блокадный хлеб»

6

День защитника Отечества

Февраль

7

Международный женский день

Март

8

День здоровья

Апрель

9

День космонавтики

Апрель

10

Международный день семьи.
Май
«Семейные традиции: ценности
в моей семье»

акция Январь

Форма
проведения

Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Концерт.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Праздник.
Мастер-класс.
Концерт.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события

Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
21

11

День Победы
«Победа одна на всех»

Май

Тематическая
Фотоотчет.
беседа.
Заметка на сайте МБОУ
Презентация.
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
Посещение
музея.
12
День защиты детей
Июнь
Фотоотчет.
Праздник.
Мастер-класс.
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
Игра.
13
День России
Июнь
Фотоотчет.
Праздник.
Тематическая
«Наша страна - Россия»
Заметка на сайте МБОУ
ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
беседа.
Презентация.
Мастер-класс.
*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации программы
Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.

2.3. Условия реализации программы.
Кабинет - помещение, используемое для реализации программы,
соответствующее требованиям санитарных правил СП2.4.3648-20 П е р е ч е н ь
оборудования, инст рум ент ов и м ат ериалов.
П ер ечень оборудования, инст рум ент ов и м а т е р и а ло в:

Помещения: хореографический зал (площадь зала, его освещение должны
соответствовать количеству занимающихся в них детей в соответствии с
санитарно-медицинскими нормативами СанПин).
Оборудованное помещение:
- зеркала по периметру зала;
- станки для классического тренажа;
- коврики для партерной гимнастики и растяжки;
- блоки для растягивания развернутого шпагат;
- маты для пластической гимнастики;
- раздевалка для переодевания учащихся.
Наличие качественного музыкального сопровождения:
- фортепиано для аккомпанемента классического и народного тренажа;
- аудиоаппаратура;
- фонограмма.
Наличие аппаратуры для просмотра концертов и конкурсов, а также
обучающего видео по данному профилю:
- экран;
- ноутбук.
Наличие костюмов для танцев.
Наличие специальных декораций, реквизитов и атрибутов, бутафории.
Информационное обеспечение (аудио, видео, фото, интернет источники):
- презентационные материалы по тематике разделов;
- видео выступлений извесный хореографических коллективов, детских
коллективов.
22

- запись видеозанятий, мастер-классов, комбинаций для проведения тренировок
в дистанционном формате.
- аудиозаписи классической, народной, историко-бытовой, современной
музыки, тематических песен различной тематики.
- фото различных хореографических поз, хореографических рисунков.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Кумпан
Александра Андреевна, в 2009 году получила высшее профессиональное
образование в МГУКИ «Московский государственный университет культуры
и искусств» г. Москва по специальности: народное художественное творчество
(квалификация: художественный руководитель хореографического коллектива,
преподаватель).
Стаж работы в должности педагога дополнительного образования - 3 года,
общий педагогический стаж - 3 год. Квалификационную категорию по
должности не имеет, в связи с непродолжительным периодом работы.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания.
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные
потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей));
-проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы,
средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки
деятельности и поведения учащихся на занятиях;
-использовать методы, приемы и способы формирования благоприятного
психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества
учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению хореографического искусства у учащихся различного возраста;
-готовить учащихся к участию в конкурсах и иных аналогичных
мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности,либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности
в образовательном учреждении.
23

Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не
реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
2.4. Формы аттестации.
Одним из важнейших аспектов программы является проверка и оценка
результатов обучения.
Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с
помощью различных форм: педагогического наблюдения, педагогического
анализа, учета посещаемости занятий (текстовый журнал и в сети Интернет
АИС Навигатор.дети), участия учащихся в мероприятиях, концертах и
конкурсах, открытых занятий, а также активности участия учащихся на
занятиях, оформления фото - отчетов по проведенным мероприятиям,
конкурсам, отзывов учащихся и родителей.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
- открытые занятия;
- итоговые занятия;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация;
- мониторинг результативности освоения образовательной программы.
Способы проверки результатов:
-задание по отдельным группам;
-задание на всю группу;
-создание внутренних конкурсных мероприятий.
В течение работы способы проверки могут изменяться, дополняться,
объединяться. Важно отметить преимущество проверки умений и мастерства
учащихся в форме музыкальных игр, а именно импровизационных заданий. Эти
задания показывают уровень восприятия материала учащимся, чтобы свободно
им владеть и использовать его самостоятельно.
По результатам текущих проверок можно прогнозировать готовность
учащихся к восприятию той или иной новой информации, их результативность
в конце года. Дети, успешно освоившие учебный материал, переводятся на
следующий год обучения. Детям, плохо освоившим материал можно
предложить изучение программы повторно.
Наряду с коллективными результатами деятельности отслеживается
динамика индивидуального хореографического развития учащихся, их личные
успехи. Общие параметры оценивания включают: музыкально-ритмические
способности, сценическая культура, умение передавать образы в танцевальных
композициях. Итоговой проверкой техники исполнения по хореографии можно
считать отчетный концерт в конце учебного года.
Мониторинг образовательной деятельности обучающихся, шкала
оценивания результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
24

Танцевальный репертуар
1 полугодие
«Танец цветов»

2 полугодие
«Под чистым небом»

Показатели освоения учащимися программы
Показатели
Знания

1 полугодие
-терминология
-позиции рук и ног

2 полугодие
-терминология
-позиции рук и ног
-техника безопасности при
выполнении упражнений
-определять
-определять музыкальный ритм
музыкальный ритм
-координация движения
-координация движения -развитие мышечного корсета
-передача игрового
-передача игрового образа
-применение изученных основ в
образа
импровизации

Умения

Творчество

2.5. Оценочные материалы.
М о н и т о р и н г р езул ь т а т о в освоен и я доп олни т ельн ой образоват ел ьн ой п рограм м ы

Объединение
Педагог ДО
Группа
№

1.1.

Ф.И.О.
показатели

2.1.

2..2

( ______ год обучения)
3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4

Примеча
ние

1
2
3
4
5
6
7
8
25

9
10
11
12
13
14
15

Средний балл:

Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы

№
п/п

1
1.1.

1.2

Показатели

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Характеристика уровня сформированности ЗУН
Теоретическая подготовка
-Минимальный уровень Теоретические
Соответствие
знания
по теоретических
ребёнок овладел менее чем
основным
знаний ребёнка / часть объема знаний,
программным
предусмотренных
разделам
программы
требованиям
программой;
-Средний уровень - / часть
объема усвоенных знаний
составляет более
-Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период.
Практическая подготовка
Практические
умения и
навыки (по
основным
разделам
программы

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

-Минимальный уровень ребёнок овладел менее чем
/ часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
-Средний уровень - / часть
объема усвоенных знаний

Чис
ло
балло
в

М ет оды
ди агн ост ики

0-3

Наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседовани
е

4-7
8-10

0-3

Контрольное
задание

4-7
8-10

26

2.2.

Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

составляет более
-Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период
-Начальный
(элементарный) уровень
развития креативности —
ребёнок в состоянии
выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога;
-Репродуктивный уровень в основном, выполняет
задания на основе образца;
-Творческий уровень выполняет практические
задания с элементами
творчества

3

О бщ еучебные ум ения и навыки

3.1

Адекватность
Уровни - по аналогии с п.
восприятий
3.1.
информации,
идущей от
педагога
Умение
Способность
самостоятельно
организовать
готовить своё
своё рабочее
(учебное)
рабочее место к
деятельности и
место
убирать за
собой
Навыки
Соответствие
соблюдения
реальных
навыков
правил
безопасности соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
Характеристика уровня личностного роста и развития

3.2

3.3

4

Умение
слушать и
слышать
педагога

0-3

Контрольное
задание

4-7
8-10

0-3
4-7
8-10

Наблюдение

Наблюдение
0-3
4-7
8-10
0-3

Наблюдение

4-7
8-10

О рганизационно-волевы е
качест ва

4.1
Дисциплинир
ованность I
культура
поведения

Способность
соблюдать
правила и
требования
педагога

Терпения хватает менее
чем на 'А частьзанятия
Более чем на А занятия
На все занятие

0-3
4-7
8-10

Наблюдение

27

4.2

Воля

4.3
Самоконтрол
ьи
самооценка

4.4.

Мотивация.
Интерес к
занятиям в
детском
объединении.

Способность
активно
побуждать себя
к практическим
действиям
Умение
контролировать
и оценивать
свои действия,
поступки.

Осознанное
участие ребёнка
в освоении
образовательной
программы

Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком

0-3
4-7
8-10

Наблюдение

Ребёнок постоянно
действует под воздействием
контроля извне
Периодически
контролирует себя сам
Постоянно контролирует
себя сам
Продиктован ребёнку
извне
Периодически
поддерживается самим
ребёнком
Постоянно
поддерживается ребёнком
самостоятельно

0-3

Наблюдение

4-7
8-10

0-3
4-7
8-10

Тестирование
(Беседа)

Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)

2.6 Методическое обеспечение программы.
Педагогические технологии:
Игровая форма организации занятий, значительно повышает
творческую
активность
ребенка,
расширяет
кругозор, развивает
познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки,
необходимые в практической деятельности. В играх учащийся может
представить себя кем угодно.
На начальных этапах обучения можно проводить музыкально­
ритмические игры, которые имеют характер как свободной деятельности, так и
творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять
внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения необходимо
использовать с первых занятий, для развития чувства ритма, эмоционального
раскрытия, темпа и т.д. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания,
полученные игровым методом.
Здоровьесберегающие технологии. Известно, что хореография сама по
себе, является одним из действенных способов охраны детского здоровья
(способствует развитию координации движения, формированию правильной
осанки и т.д.) обеспечивает развитие и нормальное функционирование опорно­
двигательного аппарата.
На занятиях возможно использование таких упражнений как:
упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления,
снятия стресса;
28

психотерапевтические игры, развивающие слух детей, чувство ритма,
фантазию, повышающие самооценку;
импровизационные упражнения, как средство отображения настроения и
развития коммуникативных навыков;
дыхательные упражнения; физические упражнения, снимающие
мышечные зажимы.
Здоровьесберегающий подход должен прослеживаться на всех этапах
занятия, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности ансамблевое исполнение, работа над ритмическим рисунком произведения и
т.д. Такой дифференцированный подход к построению занятия способствует
духовному, эмоциональному, физическому и психологическому здоровью
учащихся. Необходимо обращать внимание учащихся и на другие
составляющие здоровья - беседы о правильном питании и режиме, бережном
отношении к своему здоровью.
Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса:
Так же используется классификация методов по типу познавательной
деятельности:
- наглядные методы обучения: демонстрация видеофильмов,
видеороликов с танцевальной тематикой (концерты различных коллективов,
курсы растяжек, художественные танцевальные фильмы), показ танцевальных
движений, наблюдение за выполнением преподавателем танцевального
движения и др.;
- практические методы обучения: упражнения на дыхание, сюжетно­
ролевые игры, работа с аудио- и видеоматериалами, исполнение танцев и др;
- метод активного слушания музыки для проживания образных
представлений и превращения их в двигательные упражнения.
- так же используется классификация методов по типу познавательной
деятельности:
- объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учебного
материала, показ видеофильмов, фотографий, танцевальных движений и
элементов танцев;
- репродуктивный метод, способ организации деятельности учащихся по
неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний по хореографии и
ритмике, и показанных способов действий;
частично-поисковый
метод,
приобщение
учащихся
к
исследовательской деятельности, расширение теоретических знаний с помощью
литературы;
- эвристический метод, самостоятельная подготовка танцевальных
движений, номеров;
- метод интеграции, который позволяет соединить элементы различных
предметов: музыки, театра, физкультуры, что способствовало рождению
качественно новых практических знаний и умений;
- игровой метод, что позволяет учащимся раскрепощаться и избавляться от
эмоциональных зажимов, что поможет в дальнейшем учащимся успешно
29

выступать перед зрителями на сценической площадке.
- обучение танцевальным движениям происходит путем практического
показа и словесных объяснений, при наличии специального оборудования
можно организовать просмотр видео. При изучении нового или повторении
пройденного материала следует, как можно чаще менять построение учащихся
в зале, менять в последовательном порядке лини, по которым построены
учащиеся.
Алгоритм занятия
Вводная часть.
Разминка - разучивание основных движений ( шаги на полупальцах, легкий
бег, топающий шаг, спортивный шаг, высокий шаг, маршевый шаг. подскоки и
т. д.), позиции ног и рук, прыжки, бег, упражнения для рук, упражнения для
головы.
Основная часть.
Разучивание движений к танцам. Развитие умения ориентироваться в
пространстве. Постановка танца (соединение разученных движений,
композиция танца (разучивание танцевальных рисунков: линия, круг, колонна
цепочка, построение врассыпную, дорожки и т. д.))
Заключительная часть.
Упражнения для развития гибкости (партерный экзерсис), упражнения с
предметами. Творческие задания (придумать движение к определенному
образу)Танцевальные игры.
Понятия используемые в программе «Введение в танцевальный мир»:
• adagio - поднимание ноги на 900,
• allegro - прыжки,
• releve lent - высокое поднимание ноги на 900,
• crand battement - большие броски,
• battement tendu - отведение приведение ноги по полу,
• demi plie - маленькое приседание,
• par terr - пол,
• saute - прыжок,
• battement tendus jetes - маленькиеброски,
• battement frappes - ударногиобногу,
• releve - поднимание на полупальцах.
Методические рекомендации.
Разучивание танцев проводится в следующей последовательности:
1.

В в о д н о е с л о в о п е д а го га .

Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нем некоторые
сведения. (например, полонез - старинный танец польского происхождения).
Затем педагог дает общую характеристику танцу, рассказывает об истории его
возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии.
30

Если танец построен на элементах народной пляски, рассказывает о
характерных чертах плясок данного народа; если танец относится к группе
старинных, то сообщает сведения о времени, когда он появился, о стиле
исполнения и этике тех лет.
2 . С л у ш а н и е м у з ы к и и ее а н а ли з.

Предлагается прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп,
музыкальный размер, ритмический рисунок, определить строение (части
музыкального произведения, фразы).
3. Р а з у ч и в а н и е т а н ц а .

Разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и
рисунка танца.
Педагог объясняет и показывает сам, затем тоже повторяют ученики.
Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идет под счет
педагога
4. М е т о д ы р а з у ч и в а н и я т а н ц а .

Танец разучивается по частям, сводится к делению движения на простые
части и затем каждая часть разучивается отдельно с последующей
группировкой частей в нужной последовательности в единое целое. Целостный
метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в
замедленном темпе. Для разучивания особенно сложных движений можно
применить временное упрощение, затем постепенно усложняя приближать к
законченной форме.
При развитии танцевальных способностей следует в равной степени
работать над движением рук и ног, корпуса и головы, чтобы была достигнута
полная гармония движений. Одновременно с разучиванием упражнений для рук
и корпуса должна вестись постоянная работа с позами и положениями в парном
танце. Сначала в положении стоя, а потом закрепляем на шаге. В заключении
разучиваем соединения танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в
танцевальные комбинации, фигуры и целый танец. Фигуры танца и весь танец
многократно повторяются учащимися и в целях запоминания и для достижения
более грамотного музыкального и выразительного исполнения.
Работа над техническим совершенствованием танца не должна
становиться самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в
механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что
овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий
характер .Тогда, занимаясь в коллективе, учащиеся не просто выучат
определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будут
познавать своеобразный выразительный язык хореографического искусства,
получат представление о хореографии как о синтетическом виде искусства, где
тесно переплетаются музыка и пластика. А работая над танцевальным образом,
будут находить наиболее красивые и выразительные позы и движения. Одна из
задач, стоящих перед педагогом, классического танца - научить видеть,
чувствовать, понимать и создавать прекрасное в танце.
Обучение классическому танцу лучше начинать с детства .В
31

программе собраны детские танцы на основе лучших народных плясок и
доступных элементов классического танца. Отбор танцев должен вестись в
соответствии с учебной программой для детских коллективов.
Следует учитывать, что для младших характерно слабое развитие мышц,
дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц , спины они
не способны долго удерживать, а так - же удерживать в подтянутом состоянии
корпус. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц,
формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование
основных естественных движений.
Первоочередной задачей обучения детей младшего возраста развивать
анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная
чувствительность, развивать органы чувств, сенсорные умения и
совершенствование восприятия. Хотя такие важные для занятий классическим
танцем способности, как координация движений и моторная память,
развиваются быстро, а также такие волевые качества ,как настойчивость,
целеустремленность, упорство, дисциплинированность.

2.6. Список литературы.
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции
от 25 января 2023 г. № 35);
32

У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших
городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта
2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального
стандарта «Тренер-преподаватель»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
33

деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций,
слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с
участием организованных групп детей, проводимых организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха
детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов
государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких
мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня
2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного
минимума
для
образовательных
организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
реализации профориентационного минимума в образовательных организациях
субъекта Российской Федерации»);
S Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
S Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
S Методические
рекомендации
по
формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
34

интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно технологического и культурного развития страны, утвержденные протоколом
заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края», авторсоставитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук,
руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в период режима «повышенная готовность»,
автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических
наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
Список литературы для педагога.
1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - М., 2016. - 113 с.
2. Барышкинова Т. Азбука хореографии. - М., 2019. - 231 с.
3. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. - М.,
2016. - 145 с.
4. Ваганова А.Я., Основы классического танца. - СПб., 2013. - 98 с.
5. Васильева-Рождественская Н.В. Историко-бытовой танец. - М., 2015. - 189 с.
б.Звездочкин В.А. Классический танец. - Ростов-на-Дону 2015. - 176 с.
7. Тарасов Н. Классический танец. - СПб., 2015.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно­
ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе.
Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2016. - 234 с.
9. http://www.horeograf.com
10. http://libretto-oper.ru/composers
11. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam
12. dancehelp.ru

35

Список литературы для детей и родителей
1.
Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. Ростов-на-Дону 2017. - 111 с.
2.
Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. М., 2013. - 96 с.
3. Васильева Т.К. Секрет танца. - СПб., 2017. - 145 с.

36

Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
_______________________________ учащегося
по дополнительной бщеобразовательной
программе_________________________
педагог:___________________
н а ______________учебный год
Раздел
Учебный план

Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

Самостоятельная работа

Участие в мероприятиях

Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.

37

Приложение 2
Карта начальной диагностики
специальных и природных способностей и возможностей ребенка

Дата
проведения
Форма
проведения
М узы ка льны е и проф ессиональны е ф изические данны е

1) Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога,
начале/прекращении аккомпанемента под который выполняются движения.
2) Двигательные навыки, координация
3) Профессиональные физические данные:
3.1 Осанка
3.2 Выворотность ног
3.3 Гибкость тела
3.4 Эластичность связок
3.5 Прыжок
3.6 Устойчивость
3.7 Артистичность и эмоциональность
4) Выполнение простых танцевальных шагов и фигур
5) Примечания
Условные обозначения:
№
п/п

Фамилия, имя

на

Номер вопроса
1

2

3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4

5

+ высокий уровень
+ - средний уровень
- низкий уровень
Подпись педагога д/о

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».