Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 20 мая 2025 г.
Протокол № 5
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПРИВЕТ, ВЕЛОСИПЕД!»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 72 часа
Возрастная категория: от 5 до 8 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 6455
Автор-составител ь:
Карабаджан Артур Карпович
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Привет, велосипед!».
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»....................................................
1.1.Пояснительная записка........................................................................
Направленность программы..........................................................
Новизна программы.......................................................................
Актуальность..................................................................................
Педагогическая целесообразность.................................................
Отличительные особенности.........................................................
Адресат программы........................................................................
Формы обучения и режим занятий.................................................
Особенности организации образовательного процесса.................
1.2. Цель и задачи программы....................................................................
1.3. Содержание программы.....................................................................
Учебный план.................................................................................
Содержание учебного плана..........................................................
1.4. Планируемые результаты.....................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации...............................................................
2.1. Календарный учебный график.................................................................
2.2.Воспитание...............................................................................................
2.3. Условия реализации программы...............................................................
2.4.Формы и методы аттестации....................................................................
2.5. Оценочные материалы..............................................................................
2.6. Методические материалы.........................................................................
2.7. Список литературы................................................................................
Приложение № 1............................................................................................
3
3
3
3
3
4
4
6
6
6
7
8
8
9
13
14
14
21
25
27
28
32
35
40
2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты».
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Привет, велосипед!» (далее - программа) имеет физкультурно - спортивную
направленность, поскольку ориентирована на развитие у учащихся - детей
дошкольного возраста устойчивого интереса к велоспорту и стремления к
освоению и соблюдению правил безопасного поведения на дорогах.
Программа позволяет довести до сознания учащихся мысль о том, что
достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости,
трудолюбии, желании достичь успеха.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Туапсинский район и региона Краснодарский
край в целом. Программа преследует задачу по формированию эффективной и
доступной системы дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности,
с целью выявления и развития индивидуальных способностей детей и
молодежи, создания условий для занятий творчеством.
Новизна программы проявляется в сетевом формате ее реализации и
применении
современных подходов в контексте целенаправленной
модернизации системы образования, посредством использования элементов
дистанционной и разноуровневой
технологий для
индивидуализации
процесса обучения, технологии сотрудничества и
информационных
технологий, способствующих обеспечению социального, культурного,
личностного развития учащихся.
Актуальность создания данной программы вызвана возможностью
удовлетворения потребностей современных детей и их родителей в
обеспечении
содержательного досуга учащихся с использованием
здоровьесберегающией технологии, активных форм организации их
познавательно - спортивной деятельности посредством безопасного
передвижения на беговеле (велосипеде).
Педагогическая целесообразность программы проявляется в
презентации как узкоспециализированной адаптированной программы для
дошкольников с применением форм и методов дифференцированного
подхода к каждому из учащихся, при помощи подбора заданий разного уровня
сложности, в зоне «ближайшего» уровня развития.. Эффективность методов и
приемов применения разнообразных форм групповой и индивидуальной
работы с учащимися, способствуют раскрытию индивидуально - спортивных и
творческих проявлений у каждого из них, приобретению навыков тесного
сотрудничества и взаимодействия,
работая в команде.
Личностно ориентированный подход к детям, посредством создания педагогом “ситуации
успеха”,
позволяет
учащимся
быть
целеустремленными
и
дисциплинированными, быстро усваивать нормы общения и правила
3
поведения в обществе.
Отличительной особенностью данной программы от авторской
программы «Основы велосипедного спорта» (разработчики: Кузьмин Антон
Валентинович, Кривопалов Николай Валерьевич) является использование
игрового тренинга в качестве основного метода преподавания, с минимальным
применением словесно - объяснительного метода.
Данная программа составлена с учётом накопленного практического
опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить
первоначальный уровень знаний о велосипедном спорте в ходе групповых
занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка, с
преимущественным использованием элементов технологии сотрудничества и
диалоговых форм обучения.
Адресат программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы: от 5
до 8 лет (мальчики и девочки), преимущественного дошкольного возраста.
Условие набора. Набор в объединение производится по желанию
учащихся и их родителей. При наборе учитывается степень сформированности
у детей интереса к велоспорту.
В объединении могут заниматься мальчики и девочки, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Наполняемость групп - до 15 человек.
Психолого - педагогические характеристики и особенности детей по
возрастам.
Возраст 5 - 8 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике
ребенка появляются принципиально новые качества, а именно: формируется
произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания,
мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим
поведением; изменения в самосознании-Я; отношения со сверстниками
переходят на принципиально новый уровень.
В 8 лет дети эмоционально более зрелые, умеют чувствовать ситуацию
и приходят на помощь. По наблюдениям психологов,
дети успешно
адаптируются к школе и комфортно чувствуют себя коллективе сверстников,
стремятся подчинять свое поведение установленным правилам, проявляя
эмоциональную устойчивость.
В программе возможно участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с
сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний); талантливых
(одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Игровая деятельность учит детей с особыми возможностями здоровья
ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и
быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами,
активизируют мыслительные процессы.
Д ля детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
4
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. У большинства
учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной
активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень
работоспособности и самостоятельности. Поэтому использование активных
форм, методов и приёмов обучения в данной программе является одним из
необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего
процесса. При подборе содержания занятий для детей с ОВЗ учитывается, с
одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускается
излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным
средством активизации учебной деятельности, так как оно соответствует
психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Для
эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
уделяется внимание формированию познавательного интереса, желания и
привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность детей;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый педагогический
такт. Подмечаются и поощряются успехи детей, оказывается помощь каждому
ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и возможности;
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования родителей (законных
представителей). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в
другой образовательной организации с более подходящими условиями для
данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети, находящиеся в
трудной
жизненной ситуации. Роль игровой деятельности в работе с такими детьми
трудно переоценить. Не секрет что у большинства несовершеннолетних из
семей, состоящих на ведомственном учете как находящиеся социально опасном
положении или иной трудной жизненной ситуации имеются проблемы,
связанные с общением и самовыражением в хорошем смысле, так же. Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости —
это игровая деятельность. Побывав в тяжелых жизненных обстоятельствах, эти
учащиеся хотят уйти в другую реальность, перевоплотиться в других героев, и
игровая деятельность прекрасно предоставляет им такую возможность. Они
становятся более раскрепощенными, учатся доверять друг другу, а также
доверять взрослым, у них развиваются коммуникативные качества личности,
так как им приходится постоянно общаться, развивается память, внимание,
5
мышление и воображение, фантазия. Это позволит им раскрыть свои
творческие способности и почувствовать свою уникальность.
Дети, проявившие выдающиеся способности, талантливые
(одарённые, мотивированные)
могут осваивать программу
в
индивидуальном темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они сами
(при поддержке педагога и родителей) становятся ведущими игр, Подбирают
и готовят игры для сверстников на следующее занятие.
Уровень программы, объём и сроки.
Данная программа реализуется на ознакомительный уровне.
Объем программы: 72 учебных часа.
Срок рреализации: 1 учебный год (36 учебных недель).
Программа предусматривает 2 этапа работы по полугодиям, которые
завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации
(мониторинга результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь (январь);
2 этап: январь - май.
Программа является ознакомительный, поскольку позволяет учащимся
практически погрузиться в предметную среду и в дальнейшем продолжить
свою траекторию развития в данной области.
Форма обучения и режим занятий:
Форма обучения - очная, с возможностью реализации в электронном
формате с применением дистанционных технологий.
Форма организации деятельности: индивидуальная, в парах, работа по
подгруппам, групповая.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часа или 1 раз в
неделю 2 академических часа, с обязательной переменой между занятиями не
менее 10 минут.
Предлагаемый режим занятий соответствует требованиям - СП 2.4.3648
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
При проведении занятий большое внимание уделяется развитию
личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка,
дисциплина, терпение, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы
создают целостную систему подготовки.
Каждый раздел программы состоит из определенного количества часов.
Число разделов применением регламентировано, и каждый раздел преследует
определенную цель. Основным видом деятельности в процессе занятий по
6
данной программе является игра. Индивидуальный подход базируется на
личностно-ориентированном подходе к учащемуся, при помощи создания
педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная
методика повышает эффективность и результативность образовательного
процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения
педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
Состав групп формируется из учащихся приблизительно одного
возраста. Состав групп - постоянный.
Форма организации деятельности: комбинированная (групповая - при
изучении основ теории и элементы индивидуальной работы - при освоении
практических умений и навыков езды на велосипеде).
Формы проведения занятий:
комбинированное, практическое,
контрольно - обобщающее занятие.
Виды занятий: мастер-класс, игра, тренинг, соревнование, конкурс,
викторина,
беседа,
видео- презентация,
массовые спортивно развлекательные мероприятия и др.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей с
ОВЗ, талантливых и особо мотивированных детей
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая форма и технология обучения (включая
пропедевтеческий, ознакомительный и базовый уровни) для определения
объема и содержания работы как с детьми с ОВЗ и одаренными в области
«велодвижения»;
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов
работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня сложности
с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий
и электронного обучения могут проводиться при определенных условиях:
карантина, обусловленного
необходимостью ограничения возможности
распространения вирусной инфекции в детской среде или отсутствия
возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по
причине болезни или временного отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в сетевой форме на основании
договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется совместная
деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения учащимися
образовательной программы, с использованием ресурсов вовлеченных в
образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
ЬНт//р23.навигатор.дети/.
1.2. Цель и задачи программы
7
Цель программы: создать условия для освоения учащимися основ
безопасного
вождения беговела (велосипеда и приобщения к правилам
дорожного движения.
Образовательные задачи:
- познакомить с элементарными правилами дорожного движения;
- научить правилам вождения беговела или велосипеда,
- развить умение сохранять равновесие во время движения.
Личностные задачи:
- поддерживать интерес учащихся к активному и здоровому образу
жизни;
- развивать желание приобщаться к основам велосипедного спорта;
- развивать память, быстроту реакции, самообладание, находчивость;
Метапредметные задачи:
- заложить основы сознательного отношения к вопросам личной
безопасности как участников дорожного движения;
- воспитать уважение к профессии сотрудника ГИБДД.
1.3. Содержание программы.
Учебный план.
№
п/п
1
2
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие.
Основы ПДД.
Знакомство с группой. Мониторинг.
2
Правила дорожного движения.
«Дорожная азбука».
Алиса
и
Базилио
в
стране
20
«Светофории».
Правила дорожного движения- твои
друзья, забывать друзей нельзя»
1
1
10
10
3
Велосипед.
Фигурное
Тренировки. Мониторинг.
вождение.
22
1
21
Первая помощь. «Марафон здоровья и
16
безопасности».
6
10
Различные
соревнований.
-
8
4
5
виды
внутренних
8
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Пед.
наблюдение
Беседа
Пед.
наблюдение
Викторина
Пед.
наблюдение
Практическое
задание
Конкус
Мониторинг
Беседа
Пед.
Наблюдение
Практическое
задание
Викторина
Беседа
Пед.
8
6.
Знакомство
с
требованиями
Всероссийского конкурса «Безопасное
колесо».
Станция ОБЖ Основы 2
юидовского движения».
«Будь осторожен!».
1
1
Итоговое занятие
2
-
2
Итого
72
19
53
7
Наблюдение
Практическое
задание
Конкурс
Беседа
Пед.
Наблюдение
Практическое
задание
Викторина
Конкурс
соревнование.
Мониторинг
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Основы ПДД. Знакомство с группой.
Теория. Особенности занятий в объединении. План работы на год.
Требования к нормам поведения при проведении занятий Техника безопасного
поведения. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с содержанием
программы и социальной значимостью овладения знаниями Основ ПДД.
Знакомство с режимом работы, темами, основными видами деятельности,
установление расписания.
Практика: Знакомство с группой. Общие правила техники безопасности
на занятиях.
2. «Правила дорожного движения».
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы
безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
движения. Тротуар.
Прилегающие
территории.
Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Населенные пункты. ПДД для пешеходов - правосторонне движение, правила
перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего
транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и
нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД
для пассажиров - виды общественного транспорта, посадочные площадки и
дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта. Взаимовежливые
отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие
знаки. Знаки
приоритета. Предписывающие
знаки. Информационно
указательные
знаки.
Знаки
сервиса.
Знаки
дополнительной
информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков
противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее
характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных
дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий
9
постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование.
Значение круглых сигналов светофора, выполненных в виде стрелок.
Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды Распределение приоритета между
участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило
правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме
реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств,
подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные
маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым
сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или
оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело
лунного цвета и специальным звуковым сигналом. Определение регулируемых
и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств.
Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и
остановочный пути. Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры
ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Воспитательное занятие «Дорожная азбука», воспитает культуру
поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного
движения, обобщит знания детей о правилах дорожного движения. Беседа,
просмотр фото и видео, викторина.
Воспитательное занятие Алиса и Базилио в стране «Светофории»,
познакомит учащихся с правилами дорожного движения, дорожными знаками и
правилами безопасного поведения на дороге, сформирует навыки осознанного
поведения на улице и использования правил дорожного движения в
повседневной жизни. Беседа, мультимедийная презентация, просмотр видео
роликов, викторина.
«Правила дорожного движения - твои друзья, забывать друзей нельзя»,
закрепит знания детей о правилах дорожного движения, будет способствовать
развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание
атмосферы взаимовыручки; воспитает систему взглядов на окружающий мир,
способность следовать нормам поведения. Беседа, мультимедийная
презентация, просмотр видео роликов, викторина.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД. Встречи с инспектором
ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а
другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный
путь: Дом-школа-дом». Участие в конкурсах по правилам ДД. Воспитательное
занятие «Дорожная азбука».
3. Велосипед. Фигурное вождение. Тренировки.
Теория. «Вождение велосипеда в автогородке» один из самых
увлекательных модулей программы. Именно в этом модуле происходит
слияние теории и практики, проверяются полученные детьми знания правил
дорожного движения в условиях, приближенных к реальности (автогородок).
10
На теоретических занятиях упор делается на изучение дорожных знаков,
правил проезда перекрестков, как правильно совершить перестроение,
разворот. велосипедисты должны иметь хорошие знания о видах и значении
дорожной разметки, о сигналах, подаваемых рукой «Левый поворот», «Правый
поворот», «Торможение».
Воспитательное занятие «Твой друг-велосипед». Воспитание навыков
безопасного поведения при езде на велосипеде, пропаганда ПДД среди
обучающихся, предупреждение детского дорожно - транспортного
травматизма. Воспитывать творческую активность, дисциплинированного
пешехода, водителя велосипедиста. Беседа, мультимедийная презентация,
просмотр видео роликов, конкурс.
Практика. Тренировочный блок - это непосредственный проезд
площадки (автогородка) с имеющимися на нем дорожными знаками. ТСР
(техническими средствами регулирования движения), разметка. В
тренировочном блоке фигурного вождения велосипеда на площадке дети
тренируют: умение держать равновесие, балансировать (упражнения:
«Восьмерка», «Змейка», «Слалом»), управлять велосипедом одной рукой
(упражнение «Перенос предмета»), скоростное движение с торможением
(упражнение «Прицельное торможение»), управление велосипедом в группе,
вождение велосипеда с предметами, осложняющими управление (кегли, мяч,
ранец). Используются игровые элементы, обучение вождению велосипеда по
пересеченной местности (имитация дороги с выбоинами, ж/д рельсами и т.д.).
Одна из главных задач при подготовке велосипедистов - это соблюдение мер
безопасности. Независимо от того, где будут проводится занятия, участники
должны быть в защитных средствах: шлеме, налокотниках, наколенниках.
Главная задача этого модуля- научить ребенка управлять велосипедом
спокойно и уверенно.
4. Первая помощь.
Теория. Закрепление Особенности занятий в объединении. План работы
на год. Требования к нормам поведения при проведении занятий Техника
безопасного поведения. Инструктаж по технике безопасности. Первая помощь
при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка
автомобиля
и
ее
содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой
медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской
помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи. Виды повязок и
способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой
помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего,
иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ,
первая помощь.
Воспитательное занятие «Марафон здоровья и безопасности», направлено
создание условий для формирования у детей полезных навыков здорового
образа жизни; для реализации творческого потенциала подрастающего
поколения, укрепление нравственных ориентиров; вызывать позитивные
11
эмоции, способствующие поднятию духа и сплочению команд; научить
управлять своими эмоциями и развития творческого потенциала каждого.
Беседа, мультимедийная презентация, просмотр видео роликов, викторина.
Практика. Встречи с медицинским работником по практическим
вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при
кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, переломах,
обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на
вопросы билетов и выполнение практического задания.
5. Различные виды внутренних соревнований.
Практика. На соревнованиях и конкурсах проверяются знания и умения
по изучению дорожных знаков, правил проезда перекрестков, как правильно
совершить перестроение, разворот. Велосипедисты должны иметь хорошие
знания о видах и значении дорожной разметки, о сигналах, подаваемых рукой
«Левый поворот», «Правый поворот», «Торможение».
6. Знакомство с требованиями Всероссийского конкурса «Безопасное
колесо». Станция ОБЖ Основы юидовского движения».
Теория. Знакомство с опытом работы ЮИД различных регионов
России и мира, с деятельностью Всероссийского сообщества отрядов ЮИД,
информационным ресурсом http://yuid.ru/, страничкой Центра Юный
автомобилист. Познакомятся с одним из этапов соревнований «станция
ОБЖ», и будут ориентированы на безопасное поведение в повседневной
жизни и рациональные действия в возможных опасных и чрезвычайных
ситуациях, в том числе социального характера (профилактика ДТП), с целью
добиться понимания каждым учащимся важности сбережения и защиты
личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; История
ЮИДовского движения, атрибутика ЮИД, структура отряда ЮИД. История
формирования ПДД, история создания велосипеда. Знакомство с
Положением и правилами проведения соревнований «Безопасное колесо» и
иными нормативно-правовыми документами, связанными с популяризацией
движения ЮИД.
Воспитательные занятия «Будь осторожен!», разовьет умение
анализировать проблемные ситуации вне дома. Обучит видеть потенциальные
опасности вокруг себя, научить тому, как их избежать. Воспитает чувство
осторожности при возникновении опасных ситуаций, способность предвидеть
последствия своего поступка. дорожного движения, обобщит знания детей о
правилах дорожного движения. Беседа, просмотр фото и видео, викторина.
Практика. Работа с интернет - ресурсами по теме ЮИД. Сайт ЮИД РФ решение задач по трем планшетам станции ОБЖ (на примере соревнований
«Безопасное колесо»).
7. Итоговое занятие Зачет. Мониторинг.
Примечание: содержание программы усваивается учащимися, в
соответствии
с
разноуровневой
технологией,
организацией
дифференцированного и личностно- ориентированного подхода.
При условии сложности заданий или восприятия учебного материала,
12
отдельным учащимся, например, детям с ОВЗ предлагаются индивидуальные
задания с наглядным игровым материалом - по выбору самого ребенка,
Например, «Дорожное лото», «Занимательная дорога», «Раскрась знаки»,
«Построй автостоянку» и другие дидактические игры.
1.4 Планируемые результаты:
Образовательные
- знание основных правил дорожного движения;
- соблюдение правил вождения беговела или велосипеда,
- умение сохранять равновесие во время движения
Личностные:
- интерес к активному и здоровому образу жизни;
- желание приобщиться к основам велосипедного спорта;
- быстроту реакции, самообладание, находчивость;
Метапредметные:
- сознательное и ответственное отношение к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения;
- уважение к профессии сотрудника ГИБДД.
13
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
2.1. Календарный учебный график программы.
п/п
1
2
Дата
Колво
часов
Тема занятия
1 модуль.
Вводное занятие.
Знакомство с группой (2 ч.)
Вводное занятие.
Основы ПДД. Мониторинг
Время
проведе
ния
занятия
Форма занятия
Место проведения
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
1
Видео- презентация
Учебный кабинет
Форма контроля
44
Пед. наблюдение
Беседа
Пед. наблюдение
Беседа
Правила дорожного движения (20ч.)
3
Знакомство с БДД. «Дорожная
азбука».
1
4
Дорожные знаки (1 этап)
1
5
Дорожные знаки (2 этап)
1
6
Алиса и Базилио в стране
«Светофории».
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
7
Дорожная разметка (1 этап)
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
8
Дорожная разметка (2 этап)
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
9
«Правила дорожного движения - твои
друзья, забывать друзей нельзя»
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Учебный кабинет
Учебный кабинет
Беседа
Пед. наблюдение
Викторина
Беседа
Пед. наблюдение
Беседа
Пед. наблюдение
Беседа
Пед. наблюдение
Викторина
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Викторина
14
10
Сигналы светофора и регулировщика
(1 этап)
Сигналы светофора и регулировщика
(2 этап)
11
12
Знаки. ПДД для пассажиров.
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Пед. наблюдение
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
13
Виды общественного транспорта,
посадочные площадки и
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
14
Дорожные знаки.
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
15
Предупреждающие знаки.
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
16
Знаки приоритета.
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
17
Предписывающие знаки.
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
18
Информационно-указательные знаки
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
19
Знаки сервиса.
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
20
Знаки дополнительной информации
1
21
Правила дорожного движения
1
Комбинированное
занятие
Контрольно -
Учебный кабинет
Учебный кабинет
Беседа
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
Задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. Наблюдение
Викторина
Викторина
15
22
(Рубежный контроль).
Правила дорожного движения
(Рубежный контроль).
проверочное занятие
Контрольно проверочное занятие
Учебный кабинет
Пед. наблюдение
Викторина
Пед. наблюдение
Велосипед. Фигурное вождение. Тренировки. (22ч.)
23
24
Круг. «Твой друг-велосипед».
Восьмерка
1
Практическое занятие
Площадка
1
Практическое занятие
Площадка
25
Слалом
1
Практическое занятие
Площадка
26
Перестроение с одной полосы в
другую
1
Практическое занятие
Площадка
27
Прицельное торможение
1
Практическое занятие
Площадка
1
Практическое занятие
Площадка
28
Перенос предмета
29
Желоб
1
Практическое занятие
Площадка
30
Кривая дорожка
1
Практическое занятие
Площадка
31
Узор из конусов
1
Практическое занятие
Площадка
Пед. наблюдение
Практическое
Задание
Конкурс
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
16
32
Мониторинг (промежуточный).
1
Контрольно
проверочное
Площадка
33
Повторение материала за первое
полугодие. Инструктаж.
S-образная дорога
1
Практическое занятие
Площадка
34
Квадрат
1
Практическое занятие
Площадка
35
Узкий проезд. Проезд под
перекладиной
1
Практическое занятие
Площадка
36
Змейка
1
Практическое занятие
Площадка
37
Кривая дорожка
1
Практическое занятие
Площадка
38
Зауженная прямая дорожка
1
Практическое занятие
Площадка
39
Наклонная доска
1
Практическое занятие
Площадка
40
Рельсы
1
Практическое занятие
Площадка
41
Узкая доска. Узкий проезд
1
Практическое занятие
Площадка
42
Проезд под перекладиной
1
Практическое занятие
Площадка
Практическое
задание
Мониторинг
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
17
43
Кривая дорожка
1
Практическое занятие
Площадка
44
Велосипед. Фигурное вождение.
(Рубежный контроль).
1
Контрольно проверочное занятие
Площадка
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Мониторинг
Первая помощь (16ч.)
45
Воспитательное занятие «Марафон
здоровья и безопасности».
1
46
Вызов скорой помощи
1
47
Сердечно-легочная реанимация
1
48
Непрямой массаж сердца
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
49
Повреждение позвоночника
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
50
Перелом.
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
51
Черепно-мозговая травма
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Беседа
Викторина
Пед.
наблюдение
Беседа
Пед. наблюдение
Беседа
Пед. наблюдение
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
52
Потеря сознания
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Беседа
Пед. наблюдение
1
Комбинированное
Учебный кабинет
Беседа
53
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Учебный кабинет
Учебный кабинет
18
занятие
Наложение жгута
54
Кровотечения.
Кровотечение из носа
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
55
Помощь при ДТП
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Ожоги
56
57
Тепловой удар
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
58
Вывих
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
59
Помощь при судорогах
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
60
Первая помощь.
(Рубежный контроль).
1
Контрольно проверочное занятие
Площадка
61-
Различные виды внутренних соревнований (8ч.)
2
Начало движения, маневрирование
Комбинированное
Учебный кабинет
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
19
62
занятие
63
64
Фигурное вождение.
2
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
65
66
Устройство велосипеда
2
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
67
68
Доврачебная медицинская помощь
2
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Знакомство с требованиями Всероссийского конкурса (2ч.).«Безопасное колесо» Итоговое занятие(2ч.)
69
Основы юидовского движения».
«В здоровом теле здоровый дух»
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
70
Станция ОБЖ.
«Будь осторожен!».
1
Комбинированное
занятие
Учебный кабинет
71
72
Итоговое занятие
Мониторинг
2
Зачет.
Площадка
ИТОГО:
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Беседа
Пед. наблюдение
Практическое
Задание
Викторина
Конкурс
соревнование.
Мониторинг
72 ч.
20
2.2. ВОСПИТАНИЕ
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация детей на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и
государства,
формирование
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества.
Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры; информирование детей, организация
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к
собственным нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, под
держка и развитие среды воспитания детей, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры:
освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других
людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
-
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
21
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных предствителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля
и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
•
•
•
•
•
•
•
•
Интеллектуально - познавательное
Спортивно - оздоровительное
Духовно - нравственное
Творческо - эстетическое
Гражданско - патриотическое
Работа с семьями учащихся
Органы самоуправления
Работа с учащимися группы риска
1 направление: интеллектуально - познавательное
Оказание помощи учащимся в развитии способности действовать
целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои
интеллектуальные умения в окружающей среде.
2 направление: спортивно - оздоровительное
Использование педагогических технологий и методических приёмов
для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для
будущего самоутверждения.
3 направление: духовно - нравственное.
Помочь учащимся в осознании нравственных норм и правил.
4 направление: творческо - эстетическое
Гармонизация и развитие творческих способностей человека,
приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
5 направление: гражданско - патриотическое.
Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых
нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между
личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного
выбора поведения и ответственности за него.
22
6 направление: Работа с семьями учащихся.
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по
формированию развитой личности.
7 направление: организация работы с одаренными детьми
8 направление: работа с учащимися группы риска.
Организационные условия воспитания
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей,
интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
23
№
п/п
Название события, мероприятия
Сроки
1
Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж», посвящённые годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции
2
«Общечеловеческие
Давайте поговорим»
3
День матери
4
Международный
коррупцией.
5
Всероссийская
хлеб»
6
День защитника Отечества
Февраль
7
Международный женский день
Март
8
День здоровья
Апрель
9
День космонавтики
Апрель
ценности.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
день
акция
борьбы
с Декабрь
«Блокадный Январь
Форма
проведения
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Концерт.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Концерт.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
24
10
Международный день семьи.
Май
«Семейные традиции: ценности в
моей семье»
11
День Победы
«Победа одна на всех»
Май
12
День защиты детей
Июнь
13
День России
«Наша страна - Россия»
Июнь
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Игра.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Выставка.
Мастер-класс.
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации
программы Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.
2.3. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
1. Материально-техническое обеспечение.
Помещение (зал) для занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Для работы объединения необходимы:
- учебный кабинет, оборудованный всеми необходимыми наглядными
пособиями и плакатами,
2. Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- 4-5 комплектов экипировки для велосипедистов разного размера,
велосипеды 4-5штук,
- комплект оборудования для фигурное вождение велосипеда с
препятствиями (кегли, фишки, )
- наглядные пособия (плакаты) по ПДД,
- магнитные доски,
- асфальтированная площадка, огороженная по периметру, в целях избегания
попадания на нее посторонних лиц во время проведения занятий.
При обучении используются методические пособия, дидактические
материалы, фото и видео материалы, интернет-издания с сайта ЮИД, книги,
материалы на компьютерных носителях.
Для улучшения восприятия и большей наглядности применяются
учебные стенды, плакаты и макеты.
25
По окончании обучения проводится тестирование учащихся и зачет по
фигурному вождению и движению.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования
Карабаджан Артур Карпович, который является кандидатом в мастера спорта
по велоспорту, в 2017 году получил высшее профессиональное образование
по специальности: Наземные транспротно-технологические средства
(квалификация: инженер) в
Московском автомобильно-дорожном
Государственном техническом университете (МАДИ ГТУ).
В 2017 году прошел психолого-педагогические курсы повышения
квалификации.
Профессиональные компетенции.
Педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей));
-проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
-использовать
методы,
приемы
и
способы
формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
-готовить учащихся к участию в турнирах и иных аналогичных
мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по направлению
деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически
(не реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной, правовой.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- 4-5 комплектов экипировки для велосипедистов разного размера,
велосипеды 4-5штук,
- комплект оборудования для фигурного вождения велосипеда с
препятствиями (кегли, фишки).
- наглядные пособия (плакаты) по ПДД,
- магнитные доски,
- асфальтированная площадка, огороженная по периметру.
При обучении используются методические пособия, дидактические
26
материалы, фото и видео материалы, интернет-издания с сайта ЮИД, книги,
материалы на компьютерных носителях.
Для улучшения восприятия и большей наглядности применяются
учебные стенды, плакаты и макеты.
2.4. Формы аттестации.
Отслеживание результативности освоения программного материала
осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов:
учебные, зачетные, открытые.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Методы:
опрос, беседа проводятся по мере прохождения содержательных блоков
программы. Педагогическое наблюдение проводится педагогом постоянно в
процессе учебных занятий.
Промежуточный контроль осуществляется в форме мониторинга
предметных результатов и методами анализа тестирования учебных знаний
и навыков. Результаты промежуточной диагностики отражают динамику
достижения результатов, продвижение в достижении планируемых
результатов учащихся. Промежуточная диагностика проводится в конце
каждого полугодия учебного года, результаты мониторинга заносятся в
сводную таблицу.
Итоговый контроль осуществляется в конце года обучения с учетом
результатов промежуточной диагностики и выявляется динамика уровней
обученности и уровень сформированности личностных и метапредметных
знаний. По каждому параметру выставляются балл (по 10-балльной шкале),
затем подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по
каждому учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения
образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по
каждому уровню, анализ полученных результатов.
Мониторинг образовательной деятельности учащихся, шкала
оценивания результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце учебного года и
позволяет выявить уровень формирования предметных знаний в результате
освоения образовательной программы (года обучения). Мониторинг
результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых
параметров:
- Теоретическую подготовку.
- Практическую подготовку.
По окончании обучения проводится тест-опрос обучающихся и зачет
по фигурному вождению и движению в автогородке.
Формы проведения аттестации:
- игры - викторины, тесты, отгадывание загадок
- практические проезды по площадке для фигурного вождения,
- конкурсы-соревнования.
27
Оценочные материалы:
Таблицы мониторинга.
Критериями оценки полученных результатов служат следующие
показатели:
Знания
правил дорожного движения
Умения
Творческие
передвигаться на беговеле
проявления
(велосипеде)
(нестандартные решения)
- до 10 знаков дорожного - самостоятельно надевать - быстрота реакции
движения
шлем,
наколенники
и - находчивость в решении
проблемной ситуации
основные
3
правила подлокотники
движения
пешехода (по - сохранять равновесие
светофору)
- проезд
по прямой,
извилистой дорожке
элементы
фигурного
вождения
в соответствии с разноуровневой технологией,
организацией дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к учащимся на всех этапах мониторинга (входного - диагностики,
промежуточного и итогового) применяются отдельные критерии оценки
результатов обучения.
Примечание:
Для детей с ОВЗ
Для дошкольников
(базовый уровень)
Критерии оценки:
Для одаренных и
мотивированных
(продвинутый уровень)
Критерии оценки:
Низкий - (0-44 балл.)
Средний - (45-80 балл.)
Высокий - (81-100 балл.)
Низкий - (0-54 балл.)
Средний - (55-95 балл.)
Высокий - (95-100 балл.)
(стартовый уровень)
Критерии оценки:
(для детей с ОВЗ)
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)
2.5 Оценочные материалы.
Форма бланка
полугодие
уч. год
Мониторинг результатов освоения
дополнительной образовательной программы __________________
Объединение ____________________________________
Педагог Д О ____________________________
Группа ___________ ( ______ год обучения)
Ф.И.О.
№
i.i.
показатели
2.1.
2..2.
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
Прим
еча
ние
1
2
3
28
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Средний балл:
Форма бланка
(Приложение к Мониторинг у)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого качества
Методы
Числ
диагностики
о
балло
в
Характеристика уровня сформированности ЗУН
1
1.1.
Теоретическая подготовка
Теоретические
знания
по
основным
разделам
программы
Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям
• Минимальный
уровень - ребёнок
овладел менее чем /
часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - /
часть
объема
усвоенных
знаний
составляет более
• Максимальный
уровень - освоил
практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период.
0-3
4-7
8-10
Наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование
Практическая подготовка
29
1.2
2.2.
Практические
умения и
навыки (по
основным
разделам
программы
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
3
Общеучебные умения и навыки
3.1
Умение
слушать и
слышать
педагога
3.2
Умение
организовать
своё рабочее
(учебное)
место
3.3
Навыки
соблюдения
Адекватность
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за
собой
Соответствие
реальных
• Минимальный
уровень - ребёнок
овладел менее чем /
часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - /
часть
объема
усвоенных
знаний
составляет более
Максимальный уровень
- освоил практически
весь объём знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
• Начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности —
ребёнок в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога;
• Репродуктивный
уровень - в
основном,
выполняет задания
на основе образца;
• Творческий уровень
- выполняет
практические
задания с
элементами
творчества
Уровни - по аналогии с
п. 3.1.
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Наблюдение
Наблюдение
0-3
4-7
8-10
0-3
Наблюдение
30
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
Характеристика уровня личностного роста и развития
правил
безопасности
4
Дисциплинир
ованность I
культура
поведения
Воля
4.3
4.4.
8-10
О рганизационно-волевые
качест ва
4.1
4.2
4-7
Способность
соблюдать
правила и
требования
педагога
Способность
активно
побуждать себя
к практическим
действиям
Самоконтрол
ьи
самооценка
Умение
контролировать
и оценивать
свои действия,
поступки.
Мотивация.
Интерес к
занятиям в
детском
объединении.
Осознанное
участие ребёнка
в освоении
образовательной
программы
Терпения хватает
менее чем на У часть
занятия
Более чем на
Узанятия
На все занятие
Волевые усилия
ребёнка побуждаются
извне
Иногда - самим
ребёнком
Всегда - самим
ребёнком
Ребёнок постоянно
действует под
воздействием контроля
извне
Периодически
контролирует себя
сам
Постоянно
контролирует себя
сам
Продиктован ребёнку
извне
Периодически
поддерживается
самим ребёнком
Постоянно
поддерживается
ребёнком
самостоятельно
0-3
4-7
8-10
Наблюдение
0-3
4-7
8-10
Наблюдение
0-3
Наблюдение
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Тестирование
(Беседа)
Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)
31
2.6. Методическое обеспечение программы.
Настоящая программа предусматривает использование различных
методов и педагогических технологий.
Реализуем ы е т ехнологии
П оказат ели эффект ивност и
Игровые технологии
Перспективно опережающее
обучение
Личностно-ориентированное
обучение
Технология
дифференцированного обучения
Технология
программированного обучения
Умение выделять главное, реакции, смекалка.
Включение в работу всех аспектов мышления.
реализации
Включенность всех учащихся в познавательную
деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
Выполнение заданий за отведенное время.
Умение работать с компьютером.
Дидактический материал для учебных занятий. Приложение 1
1.
Знак «Велосипедная дорожка»
Знак «Место для отдыха»
2.
32
Знак «Запрещается вход с животными»
1.
4
Знак «Подземный переход»
3.
.
33
7.
10.
8.
11.
9.
12.
Дидактический материал. «Отгадай загадки».
- Ребята, попробуйте отгадать загадки.
• На дорожном знаке том, человек идет пешком.
Полосатые дорожки постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали и по ним вперед шагали.
(Пешеходный переход)
• Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт Крутой...
(Опасный поворот)
• А под этим знаком ни за что на свете
Не катайтесь, дети, на велосипеде.
(Движение на велосипеде запрещено)
• Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»
34
(Дети)
• Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом Этот знак к твоим услугам!
(Телефон)
• Тормози скорей, шофёр!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил
И дорогу перекрыл?
(Железнодорожный переезд со шлагбаумом)
• Дел у нас сегодня много:
Ремонтируем дорогу.
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом.
(Дорожные работы)
• Видно строить будут дом Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна.
(Въезд запрещён)
• Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый
На ту сторону ведёт...
(Пешеходный переход)
• Ну, а этот что за знак
Я не вспомню никак.
Это горка иль гора,
Где каталась детвора.
(Крутой спуск)
• Ну, а если пешеходу путь закрыт.
Тогда, друзья, знайте,
Здесь небезопасно
И идти пока нельзя. (Движение пешеходов запрещено)
2.7.Список литературы.
Нормативно-правовая база.
S Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.04.2025);
S Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
35
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция
от 28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от
22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции
от 25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети»;
У Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145
от 28 февраля 2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
36
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20
марта 2023 г.);
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
S Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ
по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении
профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних
туристов:
прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения,
походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также
указанных мероприятий с участием организованных групп детей,
проводимых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте,
сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
37
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
подготовке к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
У Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
У Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны, утвержденные протоколом
заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
в
организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенная
готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
38
Список литературы для педагога:
1. ПДД РФ с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января
2018 года. - 145 с.
2. Положение о Всероссийских соревнованиях «Безопасное колесо»,
Порядок проведения соревнований. - 205 с.
3. В.И. Ковалько . Игровой модульный курс по ПДД или школьник
вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2015. - 192 с.
4. ПДД для школьников - образовательная программа (программный
продукт на диске, М, ООО-«1С-Паблишинг», 2015. - 178 с.
5. Справочник по первой помощи. М. Российский Красный крест», ВитаПресс 2017 - 198 с.
6. Инструкция МЧС для населения «Поведение и порядок действий в
условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного
происхождения». - 217 с.
Список литературы для детей и родителей.
1. Архипов Е.М. Велосипедный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
2. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. -М.: Физкультура и спорт,
2003. - 211 с.
3. Полищук Д.А. Велосипедный спорт - Киев: Олимпийская литература,
2017. - 114 с.
4. Слободян А.П. Теория и методика спортивной тренировки -Краснодар,
2015.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания
и спорта: Учебное пособие-М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 154
с.
Интернет ресурсы:
3. ЮИД РУ - http://vuid.ru/.
4. Добрая дорога детства - http://www.dddgazeta.ru/
5. Сайт «Зебренок» - http://zebrenok.mos.ru/
39
П рилож ение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
___________________________________ учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе__________________
педагог:_________________
на_____________учебный год
Раздел
Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Практикумы
Перечень тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Участие в мероприятиях
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.
40