Управление образования администрации МО Туапсинский му
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 20 мая 2025 г.
Протокол № 5
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУ РНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ГАМБИТ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 72 часа
Возрастная категория: от 5 до 7лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 75230
Автор-составитель:
Гайгальник Валентин Владиславович
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
1
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Гамбит».
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»........................................................
1.1.Пояснительная записка.............................................................................
Направленность программы...............................................................
Новизна программы.............................................................................
Актуальность........................................................................................
Педагогическая целесообразность.....................................................
Отличительные особенности..............................................................
Адресат программы.............................................................................
Формы обучения и режим занятий.....................................................
Особенности организации образовательного процесса..................
1.2. Цель и задачи программы........................................................................
1.3.Содержание программы...........................................................................
Учебный план.......................................................................................
Содержание учебного плана...............................................................
1.4.Планируемые результаты..........................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации....................................................................
2.1.Календарный учебный график.................................................................
2.2.Воспитание.................................................................................................
2.3. Условия реализации программы..............................................................
2.4. Формы и методы аттестации..................................................................
2.5.Оценочные материалы...............................................................................
2.6.Методические материалы..........................................................................
2.7. Список литературы...................................................................................
Приложение № 1..........................................................................................
Приложение № 2 ..........................................................................................
3
3
3
3
3
3
4
4
6
6
8
8
8
9
11
13
13
16
20
21
24
27
31
36
37
2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик
объём, содержание, планируемые результаты».
образования:
1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Гамбит» (далее - программа) имеет физкультурно - спортивную
направленность, которая ориентирована на знакомство и развитие у учащихся
устойчивого интереса к шахматной игре, как разновидности спортивных
состязаний.
Программа направлена
на
социально-экономическое развитие
муниципального образования Туапсинский район и региона Краснодарский край
в целом. Программа преследует задачу по формированию эффективной и
доступной системы дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с
целью выявления и развития индивидуальных способностей учащихся, создания
условий для занятий творчеством.
Новизна программы проявляется в разработке программы, содержание
которой адаптировано для старших дошкольников и младших школьников с
комплексным
применением элементов современных технологий:
разноуровневого и развивающего обучения, сотрудничества, игровых форм и
методов,
обеспечивающих
личностно-ориентированный
и
дифференцированный подход к каждому из учащихся. Педагогу удается
обеспечить комфортную эмоционально - психологическую среду обучения
посредством создания “ситуации успеха” для учащихся при помощи
индивидуального подбора заданий разного уровня сложности, в зоне их
«ближайшего» уровня развития.
Актуальность данной программы в том, что она создана для
удовлетворения потребностей современных учащихся и их родителей в
обеспечении содержательного досуга учащихся с использованием активных
форм организации их познавательной деятельности. Программа базируется на
современных подходах к модернизации системы образования посредством
индивидуализации процесса обучения с использованием информационных
технологий и технологии сотрудничества, способствующих обеспечению
социального, культурного, личностного развития и самоопределения учащихся.
Программа направлена на социально-экономическое развитие муниципального
образования Туапсинский район и региона Краснодарский край в целом.
Программа преследует задачу по формированию эффективной и
доступной системы дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с
целью выявления и развития индивидуальных способностей детей и молодежи,
создания условий для занятий творчеством.
Педагогическая целесообразность программы проявляется в том, что
реализуется взаимосвязь с системой дошкольного и общего образования,
выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимисявоспитанниками образовательных программ, благодаря последовательному
развитию способности к логическому и аналитическому мышлению, а также
3
воспитанию настойчивости и стремления к достижению цели. Шахматы
положительно влияют на совершенствование многих психических процессов,
таких как внимание, память, мышление, начальных форм волевого управления
поведением, когда учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что является залогом
успешного овладения новыми знаниями.
Отличительной
особенностью
данной
программы является
использование игрового тренинга в качестве основного метода преподавания, с
минимальным применением словесно - объяснительного метода.
Данная программа составлена с учётом накопленного педагогом
теоретического и практического опыта, что даёт возможность учащимся не
только получить первоначальный уровень знаний шахматной игры в ходе
групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого
ребёнка, с преимущественным использованием элементов технологии
сотрудничества и диалоговых форм обучения.
Адресат программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы: 5-7 лет
(мальчики и девочки).
Условие набора учащихся в группу - на обучение п р и н и м а ю т с я в с е
ж е л а ю щ и е без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
Программа составлена с учетом современных требований педагогики,
психологии, физиологии.
Наполняемость групп 12- 15 человек.
Важным условием является установление у будущих учащихся наличия
личной мотивации и интереса к игре в шахматы.
Состав группы формируется из учащихся приблизительно одного возраста.
Состав групп - постоянный.
П с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и е х а р а к т е р и с т и к и и о с о б е н н о с т и у ч а щ и х с я 5 -7
л е т п о во зр а с т а м .
Учащиеся 5- 6 лет воспринимают объекты как целое, плохо схватывают
детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ
воспринимаемых свойств вызывает у учащихся трудности. Для полноценного
восприятия им необходима возможность практически оперировать с объектами.
В начале обучения у учащихся преобладает непроизвольное внимание, поэтому
способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку
интересна выполняемая работа. Чем больше они вовлечены в активную
деятельность, тем устойчивее их внимание. Учащиеся не могут сохранять
активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки
времени необходимо менять вид деятельности.
Учащиеся 7 лет уже способны устанавливать несложные причинно
следственные связи, особенно при использовании наглядного материала, их
можно научить делать простые умозаключения. У ребят этого возраста
появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в
4
настоящий момент. Однако, несмотря на новые возможности, мышление еще
сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими
нового материала. Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на
низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное
мышление.
Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую
деятельность, несмотря на то, что они уже умеют обобщать, классифицировать.
По данной программе могут заниматься все желающие, в том числе дети с
особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды (учащиеся с
диагнозом сахарный диабет (имеет статус «инвалид», но ему не нужны
специальные образовательные условия), учащиеся имеющее недостатки в
физическом развитии не влияющих на работу рук), дети с ОВЗ (с сохранным
интеллектом, без медицинских противопоказаний). Для таких групп учащихся
очень важно пройти адаптацию в группе учащихся для дальнейшей
социализации в обществе. Занятия шахматной деятельностью позволяет
развиваться детям как физически, так и психически. Что способствует снятию
детских страхов и комплексов.
Для учащихся с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом
(Приложение № 1), который строится, основываясь на возможностях
конкретного ребенка, пришедшего на обучение. При подборе содержания
занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны, принцип
доступности, а с другой стороны, не допускается излишнего упрощения
материала. Содержание становится эффективным средством активизации
учебной
деятельности,
так
как
оно
соответствует
психическим,
интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям. Для
эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
уделяется внимание формированию познавательного интереса, желания и
привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к учащимся;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность учащихся;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся, оказывается
помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и
возможности;
- обеспечивается обогащение учащихся знаниями (используя развивающие
игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Учащиеся с ОВЗ принимаются только после собеседования родителей
(законных представителей) с педагогом. Собеседование поможет выявить
уровень трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального
образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
5
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Не секрет что у большинства несовершеннолетних из
семей, состоящих на ведомственном учете как находящиеся социально опасном
положении или иной трудной жизненной ситуации имеются проблемы
связанные с самовыражением в хорошем смысле. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребёнка - это искусство, гармонизация
внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению
и самопознанию.
Учащиеся, проявившие выдающиеся способности, талантливые
(одарённые, мотивированные) могут осваивать программу в индивидуальном
темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом
(Приложение № 1), который строится, основываясь на возможностях
конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они могут выполнять более
сложные задания по темам программы.
Уровень, объём и сроки реализации программы,
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне.
О б ъ ем п р о гр а м м ы : 72 учебных часа.
С р о к _р еа л и за ц и и : 1 учебный год (36 учебных
недель).
Программа предусматривает 2 этапа работы по полугодиям, которые
завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации (мониторинга
результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь
2 этап: январь - май.
Программа является ознакомительной, поскольку позволяет учащимся
приобщиться к предметной среде шахматной игры и в дальнейшем продолжить
траекторию развития в данной области.
Форма обучения режим занятий:
Форма обучения - очная.
Форма организации деятельности: индивидуальная, в парах, работа по
подгруппам, групповая.
Р е ж и м занят ий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность 1
учебного часа 45 минут (30 минут для 5-6-летних учащихся, что соответствует
нормам - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы формируется из учащихся приблизительно одного возраста.
Состав групп - постоянный.
Использование технологий дифференцированного и личностно ориентированного подхода к учащимся обеспечивает подбор универсальных
методов и приемов работы, а также заданий вариативного характера и разного
уровня сложности с учетом индивидуальных и психофизиологических
особенностей учащихся.
6
групповая (фронтальная) с
преимущественным использованием индивидуального и дифференцированного
подхода к учащимся.
Ф орм ы пр о ведени я за нят и й :
комбинированное, практическое,
контрольно-проверочное.
В и д ы з а н я т и й : практические игры, турниры, конкурсы решения задач,
мастер - классы, массовые мероприятия и др.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей с
ОВЗ, талантливых и особо мотивированных учащихся
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая форма и технология обучения (включая
пропедевтеческий, ознакомительный и базовый уровни) для определения объема
и содержания работы как с детьми с ОВЗ и одаренными в области шахмат;
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов
работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня сложности с
учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения могут проводиться при определенных условиях:
карантина, обусловленного необходимостью ограничения возможности
распространения вирусной инфекции в детской среде или отсутствия
возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по
причине болезни или иной.
При обучении с применением дистанционных образовательных технологий
используются следующие формы занятия:
- видеоконференция,
- онлайн тестирование;
- интернет-урок;
- практическое занятие.
При дистанционном обучении используются следующие образовательные
ресурсы:
Образовательная платформа/ресурс:
Play Magnus: https://www.playmagnus.com/ru
ШахМатКанал: https://www.youtube.com/channel
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения
могут проводиться при определенных условиях:
карантина, обусловленного
необходимостью ограничения возможности
распространения
вирусной инфекции в детской среде или отсутствия
возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по
причине болезни или временного отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в с е т е в о й ф о р м е на
основании договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется совместная
деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения учащимися
Ф орма
ор га ни за ц и и
учащ ихся
на занят ии:
7
образовательной программы, с использованием ресурсов вовлеченных в
образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23■навигатор■дети/■
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: создать условия для приобщения учащихся к
искусству шахматной игры, развития устойчивого интереса и желания
участвовать во внутригрупповых соревнованиях по шахматам.
Задачи программы.
Образовательные задачи:
- познакомить с шахматными фигурами,
- научить ориентироваться на шахматной доске, различать горизонталь,
вертикаль, диагональ, правильно расставлять фигуры перед игрой;
- научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
Личностные задачи:
- воспитать готовность слушать педагога и участвовать в диалоге;
- развить культуру поведения на занятии, доброжелательность;
- воспитать самостоятельность и активность.
Метапредметные задачи:
-сформировать у учащихся мотивацию к освоению элементов
поисковой деятельности, стремление находить возможности решения
проблемно - игровых задач.
1.3.Содержание программы.
Учебный план
№
Раздел, тема.
К ол и ч ество часов.
Т еория
В сего
П ракти ка
1.
5
В ведение. Э лем ентарны е
14
9
понятия о ш ахм атах.
2.
7
Т актика (А)
8
1
Ф орм ы
аттестац и и /
контроля
Б еседа
П ед .н аб лю ден и е
И гровы е
уп раж н ен и я
П ед .н аб лю ден и е
П ракти ческое
задание
К онкурс
реш ения задач
8
3.
Э лем ен ты стратегии (А)
8
2
6
Т актика (Б)
7
1
6
Э н д ш п и ль (А)
4
1
3
4.
5.
6.
5
Т актика (В)
6
1
Э лем ен ты стратегии (Б)
4
1
3
Т актика (Г)
5
1
4
Д еб ю т
4
1
3
7.
8.
9.
10.
Э н д ш п и ль (Б)
5
6
11.
12.
П ракти ка
1
4
4
И тоговое зан яти е
В сего часов:
2
72
0
17
2
П ед .н аб лю ден и е
П ракти ческое
задание
К онкурс
реш ения задач
П ед .н аб лю ден и е
П ракти ческое
задание
А нализ игровой
п рактики
П ед .н аб лю ден и е
П ракти ческое
задание
К онкурс
реш ения задач
П ед .н аб лю ден и е
П ракти ческое
задание
К онкурс
реш ения задач
П ракти ческое
задание
К онкурс
реш ения задач
П ракти ческое
задание
П ракти ческое
задание
П ед .н аб лю ден и е
П ракти ческое
задание
К онкурс
П ракти ческое
задание
Т урнир
М он и то р и н г
55
Содержание учебного плана
1. РАЗДЕЛ. Введение. Элементарные понятия о шахматах.
Вводное. Краткое содержание курса. Инструктаж по технике
безопасности (антитеррористической, пожарной) и ПДД. Элементарные понятия
о шахматах - историческая справка; доска и фигуры; правила, определяющие
порядок игры; шахматная нотация; сложные правила; ценность фигур и пешек;
некоторые случаи ничьи; мат тяжелыми фигурами; упражнения на мат; как
начинать партию; что делать после дебюта; использование большого
материального перевеса; король и пешка против короля.
П ракт и к а: Знакомство с шахматными фигурами. Игровая практика. Как
Т еория:
9
начинать партию. Упражнения на мат. Превращение пешки. Рокировка. Игра
с материальным перевесом.
2. РАЗДЕЛ. Тактика (А).
Тактические приемы, наиболее характерные комбинационные
возможности различных фигур, использование геометрических мотивов.
П р а к т и к а : Связка, Двойной удар, Открытое нападение. Открытый
шах, Двойной шах.
Теория:
3. РАЗДЕЛ. Элементы стратегии (А).
Элементы стратегии - понятие о плане; центр и его значение;
активность фигур; открытые и полуоткрытые линии; расположение пешек;
вторая (седьмая) горизонталь; мобилизация сил главный стратегический
принцип.
П р а к т и к а : Использование полуоткрытой линии, седьмая горизонталь,
освоение навыка мобилизации сил, как главного стратегического принципа.
Теория:
4. РАЗДЕЛ. Тактика (Б).
Геометрические мотивы действия слонов. Темповая игра, жертва
слона на h2(h7) наличие нескольких вариантов игры. Конь - отличие от
других фигур и его взаимодействие с ними.
П ракт ика:
Ознакомление с комбинациями, имеющими различные
разветвления. Жертва слона на h2(h7) Коневые комбинации. Учебный сеанс
одновременной игры с часами.
Теория:
5. РАЗДЕЛ. Эндшпиль (А).
Теория:
Эндшпиль - пешечный (оппозиция, правило квадрата,
отдаленная и защищенная проходная, пешечный прорыв).
П р а к т и к а : Отдаленная проходная, защищенная проходная, пешечный
прорыв.
6. РАЗДЕЛ. Тактика (В).
Мотивы пешечных комбинаций. Мотивы тяжелофигурных
комбинаций. Комбинации, основанные на взаимодействии фигур.
П р а к т и к а : Пешечные комбинации, тяжелофигурные комбинации,
комбинации на взаимодействие фигур.
Теория:
7. РАЗДЕЛ. Элементы стратегии (Б).
Активность фигур, реальная сила фигуры. Сильные и слабые
поля, форпост. Пешки определяют план действий на шахматной доске.
П р а к т и к а : Отработка навыков использования сильных и слабых
сторон пешечного расположения, силу и слабость фигур.
Теория:
8. РАЗДЕЛ. Тактика (Г).
Типовые комбинации. Мотивы комбинаций (завлечение,
отвлечение, блокировка, освобождение поля, освобождение линии,
перекрытие, захват пункта)
П р а к т и к а : Игровая практика. Отработка полученных знаний.
Теория:
9. РАЗДЕЛ. Дебют. (4 час.)
Шахматная партия. Дебют. Из дебюта в миттельшпиль.
Открытые, полуоткрытые, закрытые дебюты. Атака и способы ее
Теория:
10
проведения. Защита и контратака. Равные позиции. Что делать после
дебюта? Сосредотачивать силы против позиции короля, если он не
рокирован - 1 из привлекательных планов. Атака на короля. Если нет
предпосылок для атаки, надо стремится к материальным завоеваниям, не
забывая о безопасности своего короля. Примеры: Практические советы.
Понятия: ход, угроза, нападение, жертва, размен. Паульсен - Морфи, разбор
партии. Главные задачи дебюта: продвижение пешек в центр, вывод легких
фигур, своевременная рокировка. Ввод в игру ладей. Северный гамбит.
Защита Филидора. Дебют четырех коней. П р а к т и к а : Разыгрывание Дебюта.
Игровая практика.
10. РАЗДЕЛ. Эндшпиль(Б). (6 час.)
Ладья против пешек. Ладья и пешка против ладьи. Конь
против пешек. Коневые окончания. Слон против пешек. Слоновые
окончания. Однопольные и разнопольные слоны. Активный король залог
победы.
П ра к т и к а : Игровая практика. Отработка полученных знаний.
Т еория:
11.
РАЗДЕЛ. Практика.
П ракт и ка.
Игровая практика. Решение задач. Турнир.
12. Итоговое занятие.
П ра к т и к а :
Открытый турнир. Награждение. Инструктаж ТБ.
1.4.Планируемые результаты:
После прохождения обучения по данной программе, учащиеся
способны проявить:
Образовательные результаты:
- знание названий шахматных фигур;
- хорошую ориентацию на шахматной доске, различение понятий: горизонталь,
вертикаль, диагональ, умение правильно расставлять фигуры перед игрой;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Личностные результаты:
- готовность слушать педагога и участвовать в диалоге;
- культуру поведения на занятии, доброжелательность;
- самостоятельность и активность.
Метапредметные результаты:
- мотивацию к освоению элементов поисковой деятельности, стремление
находить возможности решения проблемно - игровых задач.
Для определения планируемых результатов учащихся используются
следующие диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результаты участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
11
Раздел 2. Комплекс основных организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации».
___________ 2.1.Календарный учебный график программы
_______
Д ата
Т ем а зан яти я
К олВ рем я
во
проведения
часов
зан яти я
п/п
Ф орм а зан яти я
М есто
проведения
Ф орм а
контроля
1. Введение. Элементарные понятия о шахматах.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
К раткая и стори ч еская справка, доска и
ф игуры . П рави ла п ередви ж ен и я и взятия
ф игур (ладья, слон, ф ерзь)
Л аб и ри н ты ладьи. Л аб и ри н ты слона.
Л аб и ри н ты ферзя.
П равила п ередвиж ения и взятия фигур
(король, пеш ка, конь). Л аб и ри н ты короля.
Л аб и ри н ты коня.
И стория ш ахм ат
С лож ны е правила (взятие на проходе,
рокировка)
Ц енность фигур. И гровая практика
Н ичья в ш ахм атной партии. И гровая
практика.
Ш ахм аты в соврем ен н о м мире.
У гроза, нападение, защ ита, разм ен, ш ах,
мат. И гровая практика
У п раж н ен и я на мат.
П равило квадрата. К о р о л ь и крайняя пеш ка
К оротком етраж ны е партии. Д етски й м ат и
его м одиф икации. Д урац ки й мат. И гровая
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
К ом б и н и рован н ое
зан яти е
Ш ахм атн ы й
клуб
П ракти ческое
зан яти е
К ом б и н и рован н ое
зан яти е
Ш ахм атн ы й
клуб
Ш ахм атн ы й
клуб
П ракти ческое
зан яти е
П ракти ческое
зан яти е
Т рен и н г
Ш ахм атн ы й
клуб
Ш ахм атн ы й
клуб
Ш ахм атн ы й
Т рен и н г
Ш ахм атн ы й
И гровы е
упраж нения,
И гровы е
упраж нения,
П ед агоги ческое
наблю дние
С канворд
П ракти ческое
зан яти е
К ом б и н и рован н ое
зан яти е
Ш ахм атн ы й
клуб
Ш ахм атн ы й
клуб
И гровы е
упраж нения.
И гровы е
упраж нения,
П ракти ческое
зан яти е
К ом б и н и рован н ое
зан яти е
Ш ахм атн ы й
клуб
Ш ахм атн ы й
клуб
П ракти ческое
зад ан и е
И гровы е
упраж нения,
Беседа.
П ед агоги чески е
наб лю д ение
И гровы е
упраж нения,
И гровы е
упраж нения,
12
К ак н ачинать партию . Ч то делать после
дебю та. И гровая практика
1
К ом б и н и рован н ое
зан яти е
Ш ахм атн ы й
клуб
И гровы е
упраж нения,
13
И спользовани е б ольш его м атериального
п еревеса
1
К ом б и н и рован н ое
зан яти е
Ш ахм атн ы й
клуб
И гровы е
упраж нения,
14
В икторина «Э лем ен тарн ы е понятия о
ш ахм атах». М ини-турнир.
1
К о н тр о л ьн о
п роверочное
Ш ахм атн ы й
клуб
В икторина.
М и н и -турн и р
12
2. Тактика (А)
15
16
Тактические приемы. Игровая практика
Связка.
17
Связка, игровая практика
18
Двойной удар.
19
Двойной удар, игровая практика
20
21
22
Открытое нападение, игровая практика
Открытый шах, двойной шах игровая практика
Конкурс решения задач, игровая практика
1
1
1
1
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Комбинированное
занятие
Тренинг
Шахматный
клуб
Комбинированное
занятие
1
1
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Тренинг
Шахматный
клуб
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Комбинированное
занятие
Контрольно
проверочный
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
П ед.анализ игровой
практики
Конкурс решения
задач
Комбинирован ное занятие
Шахматный
клуб
Пед. наблюдение
Тренинг
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Ш ахматный
клуб
Пед. наблюдение
1
1
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
3. Элементы стратегии(А)
23
Когда в бой вступают ладьи. Действия тяжелых
фигур.
24
Открытые и полуоткрытые линии, игровая
практика
25
Вторая, седьмая горизонталь, игровая практика
1
1
1
Комбинирован ное занятие
13
26
Вторая, седьмая горизонталь,
27
Центр, его значение, игровая практика
28
Мобилизация сил- главный стратегический
принцип. игровая практика
29
Мобилизация сил-. игровая практика
30
Конкурс решения задач,.
31
Комбинации основанные на диагональном
действии слонов 1 этап.
32
Комбинации основанные на диагональном
действии слонов 2 этап. Игровая практика
33
Жертва слона на h2(h7). Вариативность в
шахматах. Игровая практика.
34
Жертва слона на h2(h7). Игровая практика
35
Коневые комбинации. 1 этап.
Тренинг
1
Комбинированное
занятие
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
1
Комбинированное
занятие
Ш ахматный
клуб
1
Комбинированное
занятие
Контрольно-проверочное
занятие
1
1
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Анализ игровой
практики
Конкурс решения
задач мониторинг
4. Тактика (Б)
Ш ахматный
клуб
Пед. наблюдение
1
Комбинированное
занятие
1
Практическое
занятие
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
1
Комбинированное
занятие
Ш ахматный
клуб
Пед. наблюдение
1
Практическое
занятие
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Комбинированное
занятие
Ш ахматный
клуб
Пед. наблюдение
Тренинг
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Анализ игровой
практики
Конкурс
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
1
36
Коневые комбинации . Игровая практика
37
Конкурс решения задач.
1
1
Контрольно-проверочное
занятие
5.Эндшпиль (А)
38
Отдаленная проходная, Игровая практика
1
Практическое
занятие
14
39
Защищенная проходная Игровая практика
40
Пешечный прорыв Игровая практика
41
Конкурс решения задач Игровая практика
42
Сила пешки. Комбинации с проходными
пешками.
Пешечные комбинации Игровая практика
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Пед. наблюдение
1
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
1
Комбинированное
занятие
Ш ахматный
клуб
Пед. наблюдение
Практическое
занятие
Тренинг
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
Контрольно-проверочное
занятие
1
1
Практическое
задание
Конкурс
6. Тактика (В)
43
44
Тяжелофигурные комбинации. 1 этап.
45
Тяжелофигурные комбинации. 2 этап.
46
47
Комбинации основанные на взаимодействии
фигур.
Конкурс решения задач,
48
Активность фигур. Игровая практика
49
50
Расположение пешек, слабые и сильные поля.
Игровая практика
План в шахматной партии, Игровая практика
51
Конкурс решения задач, Игровая практика
1
1
1
Контрольно-проверочное
занятие
1
Практическое
задание
Конкурс решения
задач
7. Элементы стратегии (Б)
1
Практическое
занятие
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
1
Практическое
занятие
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Конкурс решения
задач,
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
занятие
Контрольно-проверочное
занятие
1
1
8. Тактика (Г)
52
Завлечение. Игровая практика
1
Практическое
Занятие
15
53
54
55
56
Отвлечение. Игровая практика
Блокировка. Игровая практика
Практическое
1
занятие
Практическое
1
занятие
Освобождение поля. Освобождение линии.
Игровая практика
Перекрытие. Игровая практика
1
Комбинирован ное занятие
Практическое
1
занятие
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Практическое
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
9.Дебют
57
Классификация дебютов
58
Северный гамбит
59
Защита Филидора
60
Дебют четырех коней
Практическое
1
занятие
Практическое
1
занятие
Практическое
1
занятие
Практическое
1
занятие
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
10. Эндшпиль (Б)
61
62
63
Ладья против пешек.
Ладья и пешка против ладьи.
64
Конь или слон против пешек. Коневые
окончания.
Однопольные и разнопольные слоны .
65
М ат легкими фигурами.
66
Конкурс решения задач,
Комбинированное
1
1
1
1
1
1
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Контрольно-проверочное
занятие
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Конкурс решения
задч
11. Практика
16
66
Решение задач.
Мини-турнир.
68
Открытое занятие. Ш ахматный турнир
ИТОГО
4
2
Тренинг
Турнир
Ш ахматный
клуб
Ш ахматный
клуб
Практическое
задание
Турнир
Мониторинг
72ч.
17
2.2. Воспитание
развитие личности, самоопределение и социализация учащихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества
и
государства,
формирование
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Г ероев Отечества.
Ц ель:
Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры; информирование учащихся, орга
низация общения между ними на содержательной основе целевых
ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения учащихся к
искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей учащихся, их ответственного поведения, создание,
поддержка и развитие среды воспитания учащихся, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Ц ел евы е ориент иры :
освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других
людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
-
18
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых,
учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки учащихся в
воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению
своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей,
интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив учащихся: что
19
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Н азв ан и е собы ти я , м ероп ри яти я
С роки
1
У рок
м уж ества
«Н еп окорен н ы й
рубеж »,
п освящ ён н ы е
годовщ ине
Т уапсинской
об орон и тельн ой
операции
2
«О б щ еч еловеч ески е
Д авайте поговорим »
3
Д ень м атери
4
М еж д ун арод н ы й
коррупцией.
5
В серосси й ская
хлеб»
6
Д ень защ и тн и ка О течества
Ф евраль
7
М еж д ун арод н ы й ж ен ски й день
М ар т
8
Д ень зд оровья
А прель
ценности.
С ентябрь
О ктябрь
Н ояб рь
д ен ь
акция
б орьбы
с
«Б локадны й
Д екабрь
Я н варь
Ф орм а
п р оведен и я
Т ем атическая
беседа.
П резентация.
П осещ ение
музея.
Т ем атическая
беседа.
П резентация.
П осещ ение
музея.
П раздник.
М астер-класс.
Т урнир
Т ем атическая
беседа.
П резентация.
И гра.
В и к то р и н а
Т ем атическая
беседа.
П резентация.
П осещ ение
музея.
П раздник.
М астер-класс.
Т ем атическая
беседа.
Т урнир
П раздник.
М астер-класс.
Т урнир
П раздник.
П р ак ти ч еск и й
р езул ь тат и
и н ф ор м ац и он н ы й
п р одук т,
и л л ю стр и р ую щ и й
усп еш н ое
д ост и ж ен и е цели
собы ти я
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
20
9
Д ень косм онавтики
А прель
10
М еж д ун арод н ы й день семьи.
«С ем ейны е традиции: ценности
м оей семье»
М ай
в
11
Д ень П об ед ы
«П обеда одна на всех»
М ай
12
Д ень защ и ты детей
Ию нь
13
Д ень Р осси и
«Н аш а страна - Россия»
Ию нь
Т ем атическая
беседа.
И гра.
Т ем атическая
беседа.
П резентация.
П осещ ен и е
музея.
П раздник.
М астер-класс.
Т ем атическая
беседа.
Т ем атическая
беседа.
П резентация.
П осещ ен и е
музея.
П раздник.
М астер-класс.
И гра.
П раздник.
Т ем атическая
беседа.
Т урнир
М астер-класс.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
Ф отоотчет.
З ам етка
на
сайте
М Б О У Д О Ц Р Т Д иЮ
г. Туапсе
*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации программы
Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.
2.3. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации данной программы используется кабинет клуба,
который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям - СП 2.4.3648
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог
соблюдают правила безопасности труда. Кабинет должен отвечать всем
стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, должен быть
обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он должен
отвечать требованиям техники безопасности.
Перечень инвентаря из расчета на группу в количестве 15 человек
Кабинет
1
Шахматы
15 комплектов
7 шт.
Шахматные часы
Столы парты
12 шт.
21
Стулья
24 шт.
1 шт.
Шкаф
Шахматная демонстрационная доска 2 шт.
Учительский стол
1 шт.
Наглядно - дидактический материал:
1.
2.
3.
4.
5.
Таблицы соревнований;
Тетради для записи партий;
Наглядное пособие по темам;
Сборники комбинаций;
Сборники задач и позиций;
Материалы по теории предмета:
• методическая литература по профилю для педагога;
• учебники и учебные пособия для учащихся.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует Гайгальник Валентин Владиславович, педагог
дополнительного образования, имеет высшее образование - Ленинградский
государственный технологический институт. Стаж работы в должности
педагога дополнительного образования - 2 года. Прошел курсы повышения
квалификации: Современные образовательные и психолого-педагогические
технологии, методики организации образовательной деятельности в системе
доп.образования в условиях ФГОС на а базе ФГБОУ ВО «Томский
государственный педагогический университет», 26.11.2018 г.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности
и
запросы
(учащихсяи
их
родителей
(законных
представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
- использовать методы,
приемы
и
способы формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
22
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению шахматного искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в турнирах и иных аналогичных
мероприятиях.
Критерии отбора:
К
реализации
данной
программы
допускается
педагог
дополнительного образования, имеющий высшее образование или среднее
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности.
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически
(не реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
2.4.Формы аттестации
Отслеживание результативности освоения программного материала
осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов:
учебные, зачетные, открытые.
Текущ ий к он т рол ь осуществляется на каждом занятии. Методы: опрос,
беседа - проводятся по мере прохождения содержательных блоков
программы. Педагогическое наблюдение - проводится педагогом постоянно в
процессе учебных занятий, соревнований и турниров.
П р о м е ж у т о ч н ы й кон т роль осуществляется в форме мониторинга
предметных результатов и методами анализа тестирования учебных знаний и
навыков. Результаты промежуточной диагностики отражают динамику
достижения результатов, продвижение в достижении планируемых
результатов учащихся. Промежуточная диагностика проводится в конце
каждого полугодия учебного года, результаты мониторинга заносятся в
сводную таблицу.
осуществляется в конце последнего года
обучения с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется
динамика уровней обученности и уровень сформированности личностных и
метапредметных знаний.
По каждому параметру выставляются балл (по 10-балльной шкале),
затем подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по
каждому учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения
образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по
каждому уровню, анализ полученных результатов.
Мониторинг образовательной деятельности учащихся, шкала
И т о го вы й
кон т роль
23
оценивания результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце учебного года и
позволяет выявить уровень формирования предметных знаний в результате
освоения образовательной программы
(года обучения).Мониторинг
результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых
параметров:
Теоретическую подготовку.
Практическую подготовку.
Для отслеживания результативности обучения по программе используются
следующие методы и формы:
•
Педагогическое наблюдение,
опрос, беседа (для
текущей
диагностики).
• Педагогический анализ результатов тестирования, проводится для
всех учащихся с целью определения уровня освоения теоретических знаний и
практических навыков.
• Педагогический мониторинг журналов учета посещаемости,
уровней усвоения учащимися ЗУН по программе - минимальный (1), средний
(2), продвинутый (3).
•
Внеучебные культурно-массовые мероприятия, соревнования,
турниры различных уровней.
•
Сеансы одновременной игры.
•
Открытые занятия;
•
Итоговые занятия по темам;
•
Промежуточная аттестация;
•
Итоговая аттестация;
Способы определения результативности.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2.
текущий контроль (в течение всего учебного года);
3.
промежуточный контроль (декабрь - январь);
4. итоговый (май).
Результаты освоения программы отслеживаются с помощью
педагогического мониторинга. Мониторинг результативности обучения по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе,
включает шкалу оценивания результатов. Для проведения педагогического
мониторинга используются: контрольные задания и тесты.
Итоги работы по каждому разделу программы подводятся в
следующей форме:
•
блиц-турнир;
•
решение задач;
•
тестирование;
24
Таблица текущего контроля
№
1
Т ем а
ф орм а
Разбор
партий
Э лем ен тарн ы е пон яти я о
ш ахм атах
сроки
С ентябрь, октябрь
Т актика
Разбор позиций
О ктябрь, декабрь, ф евраль, апрель
Э ндш пиль
Н оябрь, январь, март, м ай
Н оябрь, январь, март, м ай
Э лем енты
Разбор позиций
Разбор партий,
позиций
стратегии
Д еб ю т
Разбор партий
Д екабрь, апрель
2
3
4
5
2.4.Оценочные материалы
Для оценки усвоения материала по итогам занятий можно применять
методы тестирования или решения задач.
Форма
бланка __
полугодие ____________________ уч.
год
Мониторинг результатов освоения
дополнительной образовательной программы
Объединение ______
Педагог ДО
_
_____________
Группа
______
( ______ год обучения)
Ф.И.О.
1.1. 2.1. 2..2
3.1. 3.2. 3.3. 4.1. 4.2. 4.3.
4.4 Прим
№
еча
показатели
ние
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Средний балл:
25
Форма бланка
(Приложение к Мониторингу)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной
программы.
П оказат ели
К рит ерии
Степень
выраж енности
оцениваемого
качества
Ч и сл
о
М етод ы
диагностики
балло
в
Х ар ак тер и сти к а уровн я сф орм ированности ЗУ Н
1
1.1.
Теорети ческая подготовка
Т еоретические
зн ан и я
по
основны м
разд елам
програм м ы
С оответствие
теорети ч ески х
зн ан и й реб ён ка
програм м ны м
треб ован и ям
• М и н и м ал ьн ы й
ур о вен ь - реб ён ок
овладел м енее ч ем /
часть объем а знаний,
п ред усм отрен н ы х
програм м ой;
• С ред н и й уровень - /
часть
объем а
усвоен н ы х
зн аний
составляет более
• М акси м ал ьн ы й
ур о вен ь - освоил
практи ч ески весь
объём знаний,
п ред усм отрен н ы х
п рограм м ой за
кон кретн ы й период.
0-3
П ед .н аб лю ден и е
4-7
тести рован и е
кон трольн ы й
опрос и др.
С обеседование
8-10
П ракт и ческая подготовка
1.2
2.2.
П ракти чески е
у м ен и я и
навы ки (по
основны м
разд елам
програм м ы
С оответствие
практических
ум ен и й и
навы ков
програм м ны м
треб ован и ям
Т ворческие
навы ки
К реати вн ость в
вы полнени и
практических
зад ан и й
• М и н и м ал ьн ы й
ур о вен ь - реб ён ок
овладел м енее ч ем /
часть объем а знаний,
п ред усм отрен н ы х
програм м ой;
• С ред н и й уровень - /
часть
объем а
усвоен н ы х
зн аний
составляет более
М акси м ал ьн ы й уровень
- освоил п рактически
весь объём знаний,
п ред усм отрен н ы х
п рограм м ой за
кон кретн ы й период
• Н ач альн ы й
(элем ентарны й)
уровен ь развития
креати вн ости —
0-3
К он трол ьн ое
зад ан и е
4-7
8-10
0-3
К он трол ьн ое
зад ан и е
4-7
26
реб ён ок в состоянии
вы п олн ять лиш ь
простейш ие
п рактические
зад ан и я педагога;
• Р еп род укти вн ы й
уровен ь - в
основном ,
вы п ол н яет зад ан и я
на основе образца;
• Т ворчески й уровень
- вы полняет
п рактические
зад ан и я с
элем ен там и
творчества
3
Общеучебные ум ения и навыки
3.1
У м ение
слуш ать и
слы ш ать
педагога
3.2
У м ение
организовать
своё рабочее
(учебное)
м есто
3.3
Н авы ки
А д екватн ость
восприятий
инф орм ации,
идущ ей от
педагога
С пособность
сам остоятельно
готови ть своё
раб очее м есто к
д еятельн ости и
уб и рать за
собой
С оответствие
соблю дения
реальны х
правил
навы ков
безопасности
соблю дения
У ровн и - по аналогии с
п. 3.1.
8-10
0-3
4-7
8-10
П ед .н аб лю ден и е
П ед .н аб лю ден и е
0-3
4-7
8-10
0-3
П ед .н аб лю ден и е
4-7
8-10
правил
б езопасности
програм м ны м
треб ован и ям
Х ар ак т ер и сти к а ур овн я л и ч н остн ого р оста и р азви ти я
4
О рганизационно-волевые
качества
4.1
Д исциплинир
ованность I
культура
поведения
С пособность
соблю дать
прави л а и
треб ован и я
педагога
Т ерп ен и я хватает
м енее ч ем на 'А часть
зан яти я
Б ол ее ч ем на
А занятия
Н а все зан яти е
0-3
4-7
8-10
П ед .н аб лю ден и е
27
4.2
В оля
4.3
4.4.
С пособность
активно
п обуж дать себя
к практическим
дей стви ям
С ам оконтрол
ьи
сам ооценка
У м ение
контролировать
и оценивать
свои действия,
поступки.
М отивация.
И нтерес к
зан яти ям в
детском
объединении.
О сознанное
у ч асти е ребёнка
в освоении
об разовательн ой
програм м ы
В ол евы е усилия
р еб ён ка п обуж даю тся
извне
И н о гд а - сам им
реб ёнком
В сегд а - сам им
реб ёнком
Р еб ён о к постоянно
д ей ствует под
возд ей стви ем контроля
извне
П ери од и ч ески
кон троли рует себя
сам
П остоян н о
кон троли рует себя
сам
П род и ктован ребёнку
извне
П ери од и ч ески
п оддерж ивается
сам им реб ёнком
П остоян н о
п оддерж ивается
реб ёнком
сам остоятельно
0-3
4-7
8-10
П ед .н аб лю ден и е
0-3
П ед .н аб лю ден и е
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Т естирование
(Беседа)
К ри тери и оценки:
Н и зк и й - (0-30 балл.)
С ред н и й - (31-70 балл.)
В ы соки й - (71-100 балл.)
2.6. Методическое обеспечение программы.
Настоящая программа предусматривает
методов и педагогических технологий.
Р еа л и зу ем ы е т ехнологи и
использование
различных
П о ка за т ел и эф ф е к т и вн о с т и р еали зац и и
Игровые технологии
Умение выделять главное, реакции, смекалка.
Перспективно опережающее Включение в работу всех аспектов мышления.
обучение
Личностно - ориентированное Включенность всех учащихся в познавательную
деятельность с учетом индивидуальных
обучение
особенностей.
Выполнение заданий за отведенное время.
Технология
Дифференцированного
обучения
Умение работать с компьютером
Технология
программированного
обучения
28
Методы обучения:
Практические методы:
• решение учащимися различных комбинаций, этюдов, позиций, задач;
• участие в сеансах одновременной игры;
• участие в различных соревнованиях города и области;
• разбор и анализ партий;
• проведение шахматных мероприятий;
• проведение конкурсов задач (сборники задач по темам);
• проведение сеансов одновременной игры.
Эти методы позволяют изучить практику игры в
шахматы. К ом м ун и к ат и вн ы е м е т о д ы :
• беседы и викторины о выдающихся шахматных гроссмейстерах, их
жизни и творчестве;
• проведение мероприятий (встречи, сеансы одновременной игры,
товарищеские турниры) с выдающимися шахматистами нашего города.
Эти методы дают учащимся необходимую информацию и навык диалога.
К о м б и н и р о ва н н ы е м е т о д ы :
• наблюдение за игрой другого учащегося;
• обсуждение его неправильных действий и нахождения лучшего хода.
Данные методы помогают взаимодействию учащихся.
Репродуктивные методы:
• беседа;
• рассказ;
• диалог.
Методы сенсорного восприятия:
• просмотр различных этюдов и шахматных партий на доске;
• просмотр партий на компьютере с анализом возможных вариантов,
миниатюр, комбинаций;
• блиц-турниры.
Методическое обеспечение по теме:
«Особенности организации образовательной деятельности в группе».
1.
Для того чтобы обучить игре в шахматы необходимо
индивидуальное общение с каждым учащимся отдельно. Необходимо
выявить недостатки и ошибки каждого учащегося в отдельности и создать
условия, при которых учащийся смог бы работать над своими недостатками и
ошибками. Педагог заинтересован, чтобы родители помогали ребенку дома
выполнять работу над ошибками, над анализом сыгранных партий. Учащиеся
должны постоянно играть с компьютером, с целью изучения дебютного
репертуара.
29
2.
Предоставление
шахматной
учащимся
специальной
литературы и помощь в ее изучении. Для этого педагог предоставляет
учащимся имеющуюся литературу.
3. Наработка дебютных схем, дебютных принципов построения
пешечных структур.
4. Анализ с учащимися партий гроссмейстеров и Чемпионов мира.
5. Педагогом проводится активное привлечение родителей к
процессу обучения. Привлечение их к активной спортивной жизни
проводится с целью их выезда с детьми на соревнования района, города и
области.
Для более высокой результативности учащихся на соревнованиях
различного уровня, педагогом проводятся дополнительные мероприятия
организации процесса обучения по повышению качества обучения. Педагог
стремится организовать:
•
активное содействие учащихся для их мотивации к участию в
различных соревнованиях района, города и области;
•
викторины, конкурсы, праздники и мероприятия различного
уровня, главной целью которых является массовое привлечение учащихсяк
игре в шахматы;
2.7. Список литературы.
Нормативно-правовая база.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.04.2025);
S Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
S Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
S Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция
от 28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
S Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
S
30
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от
22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции
от 25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети»;
У Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145
от 28 февраля 2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20
марта 2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ
по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
31
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении
профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних
туристов:
прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения,
походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также
указанных мероприятий с участием организованных групп детей,
проводимых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте,
сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
S
32
У Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны, утвержденные протоколом
заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
в
организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенная
готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
Список литературы для педагога:
1.
2.
3.
4.
5.
Авербах Ю. Что надо знать об эндшпиле. - М.: Владос, 2017. - 181 с.
Авербах Ю. Шахматные окончания. - М.: Владос, 2015. - 211 с.
Волчок А.М. Уроки шахматной тактики. - М: «ФИС», 2016. - 87 с.
Дворецкий М.А. Учебник эндшпиля. - М.: АСТ, 2006. - 76 с.
Калиниченко К.А. Энциклопедия шахматных комбинаций. - М.: АСТ,
2017. 6. Карпов, Мацукевич. Оценка позиции и план. - М.: АСТ, 2015. - 112 с.
7. Котов А. Тайны мышления шахматиста. - Калуга, 2016. - 54 с.
33
8. Лисицын Г.М. Дебютный репертуар шахматиста. - М.: «ФИС», 2015. - 165
с.
9. Петросян Т.В. Шахматные лекции. - М.: «Феникс», 2015.
10. Полоудин В.А. Шахматы. Сборник примеров, задач и упражнений. -М.:
«Феникс», 2019. - 143 с.
11. Таль М., Дамский Я. Компоненты успеха искусства шахмат, - М.:
Просвещение, 2015. - 234 с.
12. Фишер Р. Мои 60 памятных партий. - М.: «ФИС», 1972. - 265 с.
Список литературы для учащихся и родителей:
1. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. (2 издание). - М.: «ФИС»,
2017. - 119 с.
2. Кобленц А.Н. Рассказы о комбинациях. - М.: «ФИС», 2015. - 254 с.
3. Костров В. Шахматный решебник. Комбинации. - М.: «Литера», 2016. 256 с.
4. Костров В. Шахматный решебник. Реализация. - М.: «Литера», 2016. - 175
с.
5. Костров В. Шахматный решебник. Связка. - М.: «Литера», 2017. - 274 с.
6. Костров В. Шахматный решебник. Цугцванг. - М.: «Литера», 2014. - 213
с.
7. Ласкер .Э Учебник шахматной игры. - М.: «ФИС», 2018. - 154 с.
8. Чавес С. Шахматы детям. - М.: «Эксма», 2015. - 112 с.
34
П рилож ение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе____________________
педагог:___________________
н а ______________учебный год
Раздел
У чеб н ы й план
Н аи м ен ован и е м ероприятий
П ереч ен ь пройденны х тем:
1.
2.
3.
П ереч ен ь вы полненн ы х заданий:
1.
2.
3.
П ракти кум ы
П ереч ен ь тем:
1.
2.
3.
П ереч ен ь вы полненн ы х заданий:
1.
2.
3.
С ам остоятельная работа
П ереч ен ь работ, вы полненн ы х
вн еп рограм м н ого м атериала сам остоятельно:
1.
2.
3.
У частие в м ероприятиях
П ереч ен ь м ероприятий:
1.
2.
3.
Д остиж ения
1.
2.
3.
35
Приложение 2
Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки - к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения
деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. - М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Дидактические игры, упражнения и задания
«Атака неприятельской фигуры»
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы
не оказаться под боем.
«Большая и маленькая»
На столе шесть разных фигур. Учащиеся называют самую высокую фигуру и
ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
«Вертикаль»
Двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Взятие»
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить
незащищенную фигуру. «Волшебный мешочек» В непрозрачном мешочке по
очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь
пытается определить, какая фигура спрятана.
«Выиграй фигуру»
Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они
проиграли одну из своих фигур.
«Г оризонталь»
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Да и нет»
Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает учащихся, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
36
«Дай шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Два хода»
Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик
отвечает двумя своими ходами.
«Двойной удар»
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Диагональ»
Двое играющих по очереди заполняют одну из диагональных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Захват контрольного поля»
Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается
ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита»
Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
«Защита от шаха»
Белый король должен защититься от шаха. «Какой буквы не хватает?»
Карточки с буквами латинского алфавита располагаются на столе в ряд так,
как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого
ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить
их на место.
«Кратчайший путь»
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски.
«Кто быстрее»
Задача королей взять все «заколдованные» фигуры.
«Кто сильнее?»
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?».
«Лабиринт»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
37
«Мат в один ход»
Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Мат или не мат»
Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат
черному королю.
«Мяч»
Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
«Найди адрес»
Учащиеся получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля:
необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной
доски.
«Нарисуй диаграмму»
Рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и диагонали.
«Обе армии равны»
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить
на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях
учителя и ученика были равны.
«Объяви шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Ограничение
подвижности» Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
«Один в поле воин»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми).
«Первый шах»
Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот,
кто объявит первый шах.
«Перехитри часовых»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
38
«Почта»
На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес - например
улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что
почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается
детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как
29 адресат найден, конверт открывается, а там учащихся ожидает сюрприз это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые раздаются детям
и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания
учащиеся называют каждый свою букву.
«Пять шахов»
Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Рокировка»
Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
«Сделай ход»
Задача королей перейти с одной стороны поля на другую.
«Секретная фигура»
Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, учащиеся по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
«Сними часовых»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут
передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась
под ударом черных фигур.
«Собери ягодки»
Смысл упражнения в том, чтобы учащийся научился ходить конкретной
фигурой.
«Составь доску».
Из белых и черных квадратов составить шахматную доску.
«Сундучок»
Ученики по одной вынимают из сундучка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Угадай»
Педагог загадывает про себя одну из фигур, учащиеся пытаются угадать,
какая фигура загадана.
39
«Угадайка»
Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, учащиеся должны
догадаться, что это за фигура.
«Уничтожение»
- важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками 30 ограниченным числом фигур (чаще всего фигура
против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Что общего»
Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Чудесная шкатулка»
Учащиеся отвечают на вопросы педагога по заданной теме.
«Чьи следы»
Педагог показывает карточки-схемы и учащиеся угадывают какой фигуре
они принадлежат.
«Шах или не шах»
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли
король под шахом или нет.
40