ОШ

Управление образования администрации МО Туапсинский му
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 20 мая 2025 г.
Протокол № 5

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОСНОВЫ ШАХМАТ»

Уровень программы: ознакомительныи
Срок реализации программы: 72 часа
Возрастная категория: от 7 до 12 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 18297

Автор-составитель:
Га игольник Валентин Владиславович
педагог дополнительного образования

г. Туапсе
2025г.
1

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Основы шахмат».
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»........................................................
1.1.Пояснительная записка.............................................................................
Направленность программы...............................................................
Новизна программы.............................................................................
Актуальность........................................................................................
Педагогическая целесообразность.....................................................
Отличительные особенности..............................................................
Адресат программы.............................................................................
Формы обучения и режим занятий.....................................................
Особенности организации образовательного процесса..................
1.2. Цель и задачи программы........................................................................
1.3.Содержание программы...........................................................................
Учебный план.......................................................................................
Содержание учебного плана...............................................................
1.4.Планируемые результаты..........................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации....................................................................
2.1.Календарный учебный график.................................................................
2.2.Воспитание.................................................................................................
2.3. Условия реализации программы..............................................................
2.4. Формы и методы аттестации..................................................................
2.5.Оценочные материалы...............................................................................
2.6.Методические материалы..........................................................................
2.7. Список литературы...................................................................................
Приложение № 1..........................................................................................
Приложение № 2 ..........................................................................................

3
3
3
3
3
3
4
4
7
7
9
10
10
10
12
13
13
17
21
22
25
28
30
35
36

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты».
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы шахмат» (далее - программа) имеет физкультурно - спортивную
направленность, которая ориентирована на развитие у учащихся
устойчивого интереса к шахматной игре, как разновидности спортивных
состязаний. Программа позволяет довести до сознания учащихся мысль о
том, что достижение спортивного успеха возможно только при
настойчивости, трудолюбии, эмоциональной устойчивости, самообладании,
стремлении быть первым.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Туапсинский район и региона Краснодарский
край в целом. Программа преследует задачу по формированию эффективной
и доступной системы дополнительного образования, в т.ч. в сельской
местности, с целью выявления и развития индивидуальных способностей
детей и молодежи, создания условий для занятий творчеством.
Новизна программы проявляется в применением элементов
здоровьесберегающей, элементов дистанционной, разноуровневой
технологий обучения, форм и методов дифференцированного и личностно­
ориентированного подхода к каждому из учащихся, включая детей с ОВЗ,
одаренных или мотивированных к данной области знаний. Подбор педагогом
заданий разного уровня сложности для каждого из учащихся позволяет
создать «ситуацию успеха», определить зону их «ближайшего» уровня
развития.
Актуальность данной программы в том, что она создана для
удовлетворения потребностей современных детей и их родителей в
обеспечении содержательного досуга учащихся с использованием активных
форм организации их познавательной деятельности. Программа даёт
возможность учащимся получить начальный уровень знаний в области
шахматной игры в ходе групповых занятий. Программа способствует
индивидуальному развитию каждого ребёнка, с преимущественным
использованием элементов технологии сотрудничества и диалоговых форм
обучения, способствующих обеспечению социального, культурного,
личностного развития и самоопределения учащихся.
Педагогическая целесообразность программы проявляется в том, что
система современных методов и приемов обучения позволяет обеспечить
взаимосвязь с системой общего образования, выраженную в более
эффективном и успешном освоении учащимися школьных программ в
области точных наук. Благодаря развитию личности, способной к
логическому и аналитическому мышлению, а также воспитанию
настойчивости и стремления к достижению цели, шахматы положительно
влияют на совершенствование многих психических процессов, таких как
3

внимание, память, мышление. начальных форм волевого управления
поведением, когда учащиеся наблюдают, Учащиеся в процессе шахматной
игры сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности, что является залогом овладения новыми знаниями.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Туапсинский район и региона Краснодарский
край в целом. Программа преследует задачу по формированию эффективной
и доступной системы дополнительного образования, в т.ч. в сельской
местности, с целью выявления и развития индивидуальных способностей
детей и молодежи, создания условий для занятий творчеством.
Отличительной особенностью данной программы является
использование игрового тренинга в качестве основного метода преподавания,
с минимальным применением словесно - объяснительного метода.
Данная программа составлена с учётом накопленного педагогом
теоретического и практического опыта, что даёт возможность учащимся не
только получить первоначальный уровень знаний шахматной игры в ходе
групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию
каждого ребёнка, с преимущественным использованием элементов
технологии сотрудничества и диалоговых форм обучения.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Туапсинский район и региона Краснодарский
край в целом. Программа преследует задачу по формированию эффективной
и доступной системы дополнительного образования, в т.ч. в сельской
местности, с целью выявления и развития индивидуальных способностей
детей и молодежи, создания условий для занятий творчеством.

Адресат программы.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы, 7-12
лет (мальчики и девочки).
Условие набора учащихся в группу - на обучение п р и н и м а ю т с я в с е
ж е л а ю щ и е без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья.
Программа составлена с учетом современных требований педагогики,
психологии, физиологии.
Наполняемость групп 12- 15 человек.
Важным условием является установление
у будущих учащихся
наличия личной мотивации и интереса к игре в шахматы.
Состав группы формируется из учащихся приблизительно одного
возраста.
Состав групп - постоянный.
Психолого - педагогические характеристики и особенности детей по
возрастам.
По наблюдениям психологов, к 8 годам у детей успешно произошла
адаптация к школе и они комфортно чувствуют себя коллективе
сверстников, стремятся подчинять свое поведение установленным
4

правилам, проявляя эмоциональную устойчивость.
Школьный возраст от 8-9 лет характеризуется большой эволюцией
процессов внимания и памяти. Если сначала они почти целиком
регулируются непосредственным интересом, который вызывается объектом
наблюдения, его внешней необычностью, привлекательностью, яркостью, то
постепенно они превращаются в стойкие произвольные процессы, хотя
зависимость от эмоционального воздействия остается все еще значительной.
В силу возрастных особенностей развития память у школьников 8-9 лет
в большей степени образная. Они лучше запоминают внешние особенности
предмета, чем, например, их назначение или смысл. Изучая какое-то явление,
дети усваивают его частями, а полное представление о нем и взаимосвязи его
частей нередко не складывается. При развитии памяти учитывайте, что
запоминание в этом возрасте носит преимущественно механический
характер.
Одна из особенностей развития мышления школьников в этом возрасте его образный характер. Дети лучше запоминают то, что сопровождается
демонстрацией наглядного материала. Восприятие сложных абстрактных
понятий вызывает у них значительные трудности, так как наглядно себе они
их не представляют.
В 10-12 лет ребенок переходит на новый уровень психического
развития. Дети этого возраста являются эмоционально более зрелыми. В
этом возрасте ребята умеют чувствовать ситуацию и приходят на помощь.
Кроме того, у них еще недостаточно знаний об общих закономерностях
природных явлений и отношений в обществе. Поэтому для развития
мышления школьников при преподавании учебного материала на уроках или
объяснении ребенку домашнего задания в первую очередь необходимы
наглядность и разделение сложных понятий на отдельные составные части.
Применение в обучении ребенка этого возраста игровых приемов все еще
актуально и дает хорошие результаты. Постепенно формируется так
называемый формальнологический тип мышления, основанный на
рассуждениях, построении логических цепочек, представлении не явных, но
возможных свойств предмета или явления, последствий того или иного
поступка, а не только видимых характеристиках явления. Развитию
формально-логического мышления способствует освоение ребенком
сравнений, классификаций, способности к анализу и синтезу информации.
В 10-12 лет ребенок вступает в ранний подростковый период, этому
возрасту свойственна самоуверенность или же, наоборот, неуверенность в
себе. Ребенок перестает прислушиваться к мнению взрослых. Мнение
сверстников играет первостепенную роль и относительно этого мнения
появляется либо высокая, либо низкая самооценка. Поэтому, необходимо
воспитывать в ребенке чувство здоровой ответственности к себе.
По данной программе могут заниматься все желающие, в том числе
дети с особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды
(учащиеся с диагнозом сахарный диабет (имеет статус «инвалид», но ему не
5

нужны специальные образовательные условия), учащиеся имеющее
недостатки в физическом развитии не влияющих на работу рук), дети с ОВЗ
(с сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний). Для таких
групп учащихся очень важно пройти адаптацию в группе учащихся для
дальнейшей социализации в обществе. Занятия шахматной деятельностью
позволяет развиваться детям как физически, так и психически. Что
способствует снятию детских страхов и комплексов.
Для учащихся с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение № 1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. При подборе
содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны,
принцип доступности, а с другой стороны, не допускается излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности, так как оно соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям. Для
эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса,
желания и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к учащимся;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность учащихся;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся,
оказывается помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные
силы и возможности;
- обеспечивается обогащение учащихся знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Учащиеся с ОВЗ принимаются только после собеседования
родителей (законных представителей) с педагогом. Собеседование поможет
выявить уровень трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального
образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Не секрет что у большинства несовершеннолетних из
семей, состоящих на ведомственном учете как находящиеся социально
опасном положении или иной трудной жизненной ситуации имеются
проблемы связанные с самовыражением в хорошем смысле. Самый короткий
путь эмоционального раскрепощения ребёнка - это искусство, гармонизация
6

внутреннего состояния человека через
развитие способности к
самовыражению и самопознанию.
Учащиеся, проявившие в ы д а ю щ и е с я с п о с о б н о с т и , т а л а н т л и в ы е
(о д а р ё н н ы е ,
м от ивированны е)
могут осваивать программу
в
индивидуальном темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение № 1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они могут
выполнять более сложные задания по темам программы.

Уровень программы, объём и сроки.
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне.
Объем программы: 72 учебных часа.
Срок _реализации: 1 учебный год (36 учебных недель).
Программа предусматривает 2 этапа работы по полугодиям, которые
завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации
(мониторинга результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь (январь);
2 этап: январь - май.
Программа является ознакомительной, поскольку позволяет
учащимся практически погрузиться в предметную среду шахматной игры и в
дальнейшем продолжить траекторию творческого развития в данной области.
Программа, в связи с недостаточным минимальным объемом - 72 час. для
полноценного обучения и оптимального получения необходимых
практических умений учащимися, предусматривает параллельное изучение
одного из других модулей (А. Б) программы по выбору: «Королевство
шахмат» - от 72 час. до 144 час. для комплексного характера освоения
учебного материала.
После освоения данной программы предлагается возможность
закрепления практических навыков в рамках реализации летней
краткосрочной программы «Шахматы летом», которая используется в период
летних каникул (в объеме 16 часов).

Форма обучения режим занятий.
Форма обучения - очная.
Форма организации деятельности: индивидуальная, в парах, работа
по подгруппам, групповая.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебных часа или 1 раз в
неделю по 2 учебных часа с обязательно переменой 10 мин..
Продолжительность 1 учебного часа 45 минут.
Предлагаемый режим занятий соответствует требованиям - СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы формируется из учащихся приблизительно одного
возраста.
Состав групп - постоянный.
7

Использование технологий дифференцированного и личностно ориентированного подхода к учащимся обеспечивает подбор универсальных
методов и приемов работы, а также заданий вариативного характера и
разного
уровня
сложности
с
учетом
индивидуальных
и
психофизиологических особенностей учащихся.
Ф о р м а о р г а н и з а ц и и у ч а щ и х с я н а з а н я т и и : групповая (фронтальная) с
преимущественным
использованием
индивидуального
и
дифференцированного подхода к учащимся.
Ф орм ы п р о ведени я за нят и й :
комбинированное,
практическое,
контрольно-проверочное.
В иды за нят и й :
практические игры, сеансы одновременной игры,
соревнования, турниры, конкурсы решения задач и этюдов, мастер - классы,
массовые мероприятия и др.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей
с ОВЗ, талантливых и особо мотивированных учащихся
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая форма и технология обучения (включая
пропедевтеческий, ознакомительный и базовый уровни) для определения
объема и содержания работы как с детьми с ОВЗ и одаренными в области
шахмат;
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов
работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня сложности
с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных
технологий и электронного обучения могут проводиться при определенных
условиях: карантина, обусловленного необходимостью ограничения
возможности распространения вирусной инфекции в детской среде или
отсутствия возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на
занятии, по причине болезни или иной.
При обучении с применением дистанционных образовательных технологий
используются следующие формы занятия:
- видеоконференция,
- онлайн тестирование;
- интернет-урок;
- практическое занятие.
При
дистанционном
обучении
используются
следующие
образовательные ресурсы:
Образовательная платформа/ресурс:
Play Magnus: https://www. playmagnus.com/ru
ШахМатКанал: https://www.youtube.com/channel
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных
технологий и электронного обучения могут проводиться при определенных
8

условиях: карантина, обусловленного
необходимостью ограничения
возможности распространения вирусной инфекции в детской среде или
отсутствия возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на
занятии, по причине болезни или временного отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в с е т е в о й ф о р м е
на основании договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется
совместная деятельность, направленная на обеспечение возможности
освоения учащимися образовательной программы, с использованием
ресурсов вовлеченных в образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
ЬНт//р23.навигатор.дети/.

Профориентационный

компонент

ДОП «Шахматы».

Шахматы
закаляют человека, не физически, а психологически. Они учат выдерживать
сильнейший стресс и не показывать свои эмоции. Знания, полученные при
обучении игре в шахматы, могут стать незаменимыми для военных, ведь они
точно также должны защитить свой лагерь и разгромить противника. Умение
производить расчеты, составлять правила и возможные ходы и маневры. Все
это есть как в реальных военных действиях, так и в шахматах. Человек,
который неплохо играет в шахматы, сможет легко решать задачи, в том числе
и стратегические. Кроме этого, подобные навыки будут незаменимыми для
детективов и следователей. Стоит вспомнить о том, какого мнения о
шахматах был Шерлок Холмс или любой другой детектив из популярных
романов. С их помощью можно играючи поймать преступника в ловушку,
продумав каждый свой шаг и рассмотрев все возможные шаги преступника. 7
Можно выделить множество специальностей, в которых шахматы могут
сыграть решающую роль. Известно, что некоторые компании принимают на
работу логистов только после прохождения теста, сильно напоминающую
стандартные шахматы, только вместо фигур здесь будут использоваться
всевозможные грузы. Такие же тесты вполне можно ввести и в ряде других
отраслей, что положительно скажется на общем выполнении плана и
продуктивности работы.

1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: Создать условия для освоения учащимися базовых
основ и навыка ведения шахматной игры для мотивированного участия в
соревнованиях.
О б р а з о в а т е л ь н ы е за д а ч и :

- познакомить с шахматными терминами, правилами передвижения, взятия и
сравнительной силой фигур;
- сформировать умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать
элементарные задачи на мат в один ход;
9

-

сф орм ировать

ум ение

зап исы вать

ш ахм атную

партию ,

проводить

элем ентарны е ком бинации.
Л и ч н о с т н ы е за д а ч и :
- во сп и тать го то вн о сть п р и зн авать во зм о ж н о сть су щ ество ван и я разл и чн ы х
то ч ек зр ен и я и п р ава каж дого им еть свое м н ен и е в оценке собы тий;
в о с п и т а т ь э м о ц и о н а л ь н о -н р а в с т в е н н у ю о т з ы в ч и в о с т ь , п о н и м а н и е и
соп ереж и ван и е чувствам други х лю дей.
- восп и тать л и чн ую ответствен н ость за свои поступки.
М е т а п р е д м е т н ы е за д а ч и :
-с ф о р м и р о в а т ь у у ч а щ и х с я с т р е м л е н и е к с а м о р а з в и т и ю , п о в ы ш е н и ю
сам ооц ен ки д л я усп еш н ой соц и али зац и и и взаи м одей стви я с д руги м и
п а р т н е р а м и п о ш а х м а т н о й и гр е.

1.3.Содержание программы
Учебный план
№

Раздел, тема.
Всего

1.

2.

Введение. Э лементарны е понятия
о ш ахматах
Культура поведения на
ш ахматны х турнирах.
Т акти ка(А )

Количество часов.
Теория
П рактика

20

6

14

16

4

12

Ф ормы аттестации/
контроля

Беседа.

Пед. наблю дение.
И гровые упражнения.
П рактические задания.
3.

Элементы стратегии (А)

18

4

14
Пед. наблю дение.
П рактические задания.

4.

Тактика (Б,В)

12

2

10

5

Практика

4

2

2

Пед. наблю дение.
Пед. наблю дение.
П рактические задания
6

2

Итоговое занятие

1

1
Пед. наблю дение.
Турнир. М ониторинг

В сего часов:

72

19

53

10

Содержание учебного плана.
1. РАЗДЕЛ. Введение. Элементарные понятия о шахматах. (20 час.)
Т ео р и я :
Вводное. Краткое содержание курса. Инструктаж по технике
безопасности (антитеррористической, пожарной) и ПДД. Элементарные
понятия о шахматах - историческая справка; доска и фигуры; правила,
определяющие порядок игры; шахматная нотация; сложные правила;
ценность фигур и пешек; некоторые случаи ничьи; мат тяжелыми фигурами;
упражнения на мат; как начинать партию; что делать после дебюта;
использование большого материального перевеса; король и пешка против
короля.
П р а к т и к а : Знакомство с шахматными фигурами. Игровая практика.
Как начинать партию. Упражнения на мат. Превращение пешки. Рокировка.
Игра с материальным перевесом.
Воспитательное занятие «Культура поведения на шахматных турнирах»,
Просмотр и обсуждение видеофильмов по истории шахмат. Развитие
познавательного интереса учащихся, воспитание культуры поведения, любви
к шахматным турнирам и уважения к великим шахматистам. Просмотр фото
и видео материалов. Беседа. Проводится периодически в течение учебного
года.
2. РАЗДЕЛ. Тактика(А). (16 час.)
Т ео р и я : Тактические приемы, наиболее характерные комбинационные
возможности различных фигур, использование геометрических мотивов.
П р а к т и к а : Связка; двойной удар; открытое нападение; открытый шах;
двойной шах.
3. РАЗДЕЛ. Элементы стратегии(А). (18час.)
Т ео р и я : Элементы стратегии - понятие о плане; центр и его значение;
активность фигур; открытые и полуоткрытые линии; расположение пешек;
вторая (седьмая) горизонталь; мобилизация сил главный стратегический
принцип.
П р а к т и к а : Использование полуоткрытой линии, седьмая горизонталь,
освоение навыка мобилизации сил, как главного стратегического принципа.
4. РАЗДЕЛ. Тактика(Б,В). (18 час.)
Т ео р и я : Геометрические мотивы действия слонов. Темповая игра,
жертва слона на h2(h7) наличие нескольких вариантов игры. Конь - отличие
от других фигур и его взаимодействие с ними.
П р а к т и к а : Ознакомление с комбинациями, имеющими различные
разветвления. Жертва слона на h2(h7) Коневые комбинации. Учебный сеанс
одновременной игры с часами.
5.
РАЗДЕЛ. Практика.
П р а к т и к а . Игровая практика. Решение задач. Турнир.
6. Итоговое занятие.
Практика: Открытый турнир. Награждение. Инструктаж ТБ.

11

1.4. Планируемые результаты.
К окончанию учебного года учащиеся способны проявить:
Образовательные результаты::
- владение шахматными терминами, правилами передвижения, взятия и
сравнительной силой фигур;
- умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные
задачи на мат в один ход;
- умение записывать шахматную партию, проводить элементарные
комбинации.
Личностные результаты:
- готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свое мнение в оценке событий;
- эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам других людей.
- личную ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- стремление к саморазвитию, повышению самооценки для успешной
социализации и взаимодействия с другими партнерами по шахматной игре.
Для определения планируемых результатов учащихся используются
следующие диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результатов участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.

12

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации».
2.1. Календарный учебный график программы
Календарный учебный график программы
№
п/п

Д ата

Тем а занятия

Кол-во
часов

Время
проведен

Ф орма занятия

М есто
проведения

Ф орма
контроля

1. Введение. Элементарные понятия о шахматах.
Беседа.

1

Краткая историческая справка, доска и фигуры.
Плавила. Культура поведения н а ш ахматны х турнирах

2

Ход ладьей. слоном. ферзем
Ш ахматная нотация. Х од королем, пеш кой, конем
Игровая практика

3
4

Сложные правила, взятие н а проходе. П ревращ ение
пешки.
Сложные правила, рокировка.

2

К омбинированное
занятие

Ш ахматны й
клуб

2

К омбинированное
занятие
Тренинг

Ш ахматны й
клуб

И гровые
упражнения,

Ш ахматны й
клуб

П едагогические
наблю дение
Сканворд

2
Тренинг

Ш ахматны й
клуб

2

5

6
7
8
9

Ценность фигур. И гровая практика
Некоторые случаи ничьи. И гровая практика
М ат тяж елы ми фигурами. Конкурс задач.
Угроза, нападение, защ ита, размен.

2

П рактическое
занятие

Ш ахматны й
клуб

И гровые
упражнения.

2

Комбинированное
занятие

И гровые
упражнения,

2

П рактическое
занятие

Ш ахматны й
клуб
Ш ахматны й
клуб

Практическое
задание

Ш ахматны й
клуб
Ш ахматны й
клуб

И гровые
упражнения,
Практическое
задание

2

У праж нения на мат. И гровая практика
2

Комбинированное
занятие
Тренинг

13

М ини-турнир

10

Викторина «Элементарные понятия о шахматах».
Коммуникативная игра. М ини-турнир

2

Контрольно
проверочное

Ш ахматны й
клуб

2. Тактика (А)
11
12
13
14
15
16
17
18

Тактические приемы, комбинационны е возможности
различны х фигур. И гровая практика
Связка.
Связка, игровая практика

Комбинированное
занятие

Ш ахматны й
клуб

2

Комбинированное
занятие

Ш ахматны й
клуб

Пед.
наблю дение

Тренинг

Ш ахматны й
клуб

Практическое
задание

Комбинированное
занятие

Ш ахматны й
клуб

Пед.
наблю дение

Тренинг

Ш ахматны й
клуб

Практическое
задание

2

Комбинированное
занятие

Ш ахматны й
клуб

Пед.
наблю дение

2

Комбинированное
занятие
Контрольно
проверочны й

Ш ахматны й
клуб
Ш ахматны й
клуб

П ед .ан ал и з
игровой
Конкурс реш ения
задач

Комбинированное
занятие
Тренинг

Ш ахматны й
клуб

Пед.
наблю дение

Ш ахматны й
клуб

П рактическое
задание

Комбинированное
занятие
Тренинг

Ш ахматны й
клуб
Ш ахматны й
клуб

Пед.
наблю дение
Опрос

Комбинированное
занятие

Ш ахматны й
клуб

Сканворд

2

Двойной удар.

2

Двойной удар, игровая практика

2

Открытое нападение, игровая практика
О ткрытый шах, двойной ш ах игровая практика
Конкурс реш ения задач, М ини-турнир

Беседа

2

2

3. Элементы стратегии (А)
19
20
21

Открытые и полуоткры ты е линии.

Открытые и полуоткры ты е линии, игровая практика
Вторая, седьмая горизонталь,

2
2
2

Вторая, седьмая горизонталь, игровая практика

22
23

2
Центр, его значение.

2

14

24

Центр, его значение, игровая практика

25

М обилизация сил.

26

М обилизация сил-. игровая практика

2

27

Конкурс реш ения задач, игровая практика.

2

2
2

П рактическое
занятие

Ш ахматны й
клуб

Пед. анализ

Комбинированное
занятие
П рактическое
занятие

Ш ахматны й
клуб
Ш ахматны й
клуб

А нализ игровой
практики
А нализ игровой
практики

Ш ахматны й
клуб

Конкурс

Комбинированное

Ш ахматны й

Пед.

Контрольно

4. Тактика (Б, В)
28

Комбинации основанные на диагональном действии

1

29

Ж ертва слона на h2(h7) В ариативность в

1

П рактическое

Ш ахматны й

П рактическое

30

Коневые комбинации. И гровая практика

1

Комбинированное

Ш ахматны й

Пед.

31

Конкурс реш ения задач.

1

П рактическое

Ш ахматны й
к уб

П рактическое

32

О тдаленная проходная, И гровая практика

2

Комбинированное

Ш ахматны й

Пед.

33

Защ ищ енная проходная И гровая практика

2

П рактическое

Ш ахматны й
клуб

Пед.
наблю дение

34

Пеш ечный прорыв И гровая практика

2

П рактическое

Ш ахматны й

П рактическое

занятие

клуб

задание

15

35

Практика

2

Практика

2

Комбинированное
занятие

Практика

2

38

Зачетный урок. Итоговый турнир.

2

Практическое
задание

Тренинг

Шахматный Практическое
клуб
задание

Тренинг

Шахматный Практическое
клуб
задание

36

37

Шахматный
клуб

Контрольно
обобщающее

Шахматный
клуб

Конкурс решения
задач

16

2.2. Воспитание
Цель:

р а зв и т и е л и ч н о с т и , с а м о о п р е д е л е н и е и с о ц и а л и з а ц и я у ч а щ и х с я
н а о с н о в е с о ц и о к у л ь т у р н ы х , д у х о в н о -н р а в с т в е н н ы х ц е н н о с т е й и п р и н я т ы х в
росси й ском общ естве п рави л и норм п овед ен и я в и н тересах человека, сем ьи,
общ ества
и
государства,
ф орм ирование
чувства
п атр и о ти зм а,
граж д ан ствен н ости , у важ ен и я к п ам яти защ и тн и к о в О течества и подвигам
Г ероев О течества.

Задачи:
у с в о е н и е д е т ь м и з н а н и й н о р м , д у х о в н о -н р а в с т в е н н ы х ц е н н о с т е й
традици й худож ественн ой
культуры ; и н ф орм и рование учащ ихся, орга­
н и зац и я общ ен и я м еж ду н и м и н а содерж ательн ой основе ц елевы х
ориентиров воспитания;
- ф о р м и р о в а н и е и р а зв и т и е л и ч н о с т н о г о о т н о ш е н и я у ч а щ и х с я к
и скусству, к со б ствен н ы м н р авствен н ы м п ози ц и ям и эти ке п о вед ен и я в
коллективе;
- п ри об ретен и е детьм и опы та п оведен и я, общ ен ия, м еж л и ч н о стн ы х и
соц и альн ы х отн ош ен и й в составе груп пы , п ри м ен ен и е п о л у ч ен н ы х зн ан и й ,
о р г а н и з а ц и я а к т и в н о с т е й у ч а щ и х с я , и х о т в е т с т в е н н о г о п о в е д е н и я , с о зд а н и е ,
п о д д е р ж к а и р а зв и т и е с р е д ы в о с п и т а н и я у ч а щ и х с я , у с л о в и й ф и з и ч е с к о й
б е зо п а с н о с т и ,
ком ф орта,
активностей
и
обстоятельств
общ ен ия,
соц и али зац и и , при зн ан и я, сам ореали зац и и , творч ества п ри освоен и и
п редм етн ого и м етап ред м етн ого содерж ан и я програм м ы .

Целевые ориентиры:
-

освоение
детьм и
понятия
о
своей
российской
культурной
п р и н а д л е ж н о с т и (и д е н т и ч н о с т и );
- п р и н я т и е и о с о зн а н и е ц е н н о с т е й я з ы к а , т р а д и ц и й , п р а з д н и к о в , п а м я т н и к о в ,
святы нь народов России;
- во сп и тан и е у важ ен и я к ж и зн и , д о сто и н ству , свободе к аж д ого человека,
п о н и м а н и я ц е н н о с т и ж и з н и , з д о р о в ь я и б е з о п а с н о с т и (с в о е й и д р у ги х
л ю д е й );
- ф орм и рован и е ор и ен тац и и н а со ли д ар н о сть, взаи м н у ю п о м о щ ь и
поддерж ку, особенно поддерж ку нуж даю щ ихся в пом ощ и;
- в о с п и т а н и е у в а ж е н и е к т р у д у , р е з у л ь т а т а м т р у д а , у в а ж е н и я к с та р ш и м ;
- воспитание уваж ен ия к культуре н ародов России;
- р а зв и т и е т в о р ч е с к о г о с а м о в ы р а ж е н и я , р е а л и з а ц и я т р а д и ц и о н н ы х и с в о и х
соб ствен н ы х п р ед ставл ен и й об эстети ч еско м , об у строй стве об щ ествен н ого
простран ства.

Формы и методы воспитания
Р еш ен и е зад ач и н ф о р м и р о ван и я у ч ащ и х ся, со зд ан и я и п о д д ер ж к и в о с ­
пи ты ваю щ ей среды общ ен ия и у сп еш н о й деятельности, ф орм и рован и я
м еж ли чн остн ы х отнош ений на основе россий ских трад ици онн ы х духовны х
ц ен н о стей о су щ еств л яется н а к аж д ом из у ч еб н ы х зан ятий .
17

Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых,
учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки учащихся в
воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению
своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей,
интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив учащихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
18

Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Н азв ан и е собы ти я , м ероп ри яти я

С роки

1

Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж», посвящённые годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции

2

«Общечеловеческие
Давайте поговорим»

3

День матери

4

Международный
коррупцией.

5

Всероссийская
хлеб»

6

День защитника Отечества

Февраль

7

Международный женский день

Март

8

День здоровья

Апрель

9

День космонавтики

Апрель

ценности.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

день

акция

борьбы

с Декабрь

«Блокадный Январь

Ф орм а
п р оведен и я

Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Турнир
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Турнир
Праздник.
Мастер-класс.
Турнир
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.

П р ак ти ч еск и й
р езул ь тат и
и н ф ор м ац и он н ы й
п р одук т,
и л л ю стр и р ую щ и й
усп еш н ое
д ост и ж ен и е цели
собы ти я

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
19

10

Международный день семьи.
Май
«Семейные традиции: ценности в
моей семье»

11

День Победы
«Победа одна на всех»

Май

12

День защиты детей

Июнь

13

День России
«Наша страна - Россия»

Июнь

Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Игра.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Турнир
Мастер-класс.

г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации программы
Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.

20

2.3. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации данной программы используется кабинет клуба, в
котором проводятся занятия, соответствует санитарно-гигиеническим
требованиям - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог
соблюдают правила безопасности труда. Кабинет должен отвечать всем
стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, должен быть
обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он должен
отвечать требованиям техники безопасности.
П ер еч ен ь инвент аря из р а счет а н а гр уп п у в ко ли чест ве 15 человек

Кабинет
Шахматы
Шахматные часы
Столы парты
Стулья
Шкаф
Шахматная демонстрационная доска
Учительский стол
Наглядно - дидактический материал:
1.
2.
3.
4.
5.

1
9 комплектов
6 шт.
12 шт.
24 шт.
1 шт.
2 шт.
1 шт.

Таблицы соревнований;
Тетради для записи партий;
Наглядное пособие по темам;
Сборники комбинаций;
Сборники задач и позиций;

Материалы по теории предмета:
• методическая литература по профилю для педагога;
• учебники и учебные пособия для учащихся.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует Гайгальник Валентин Владиславович, педагог
дополнительного образования, имеет высшее образование - Ленинградский
государственный технологический институт. Стаж работы в должности
педагога дополнительного образования - 2 года. Прошел курсы повышения
квалификации: Современные образовательные и психолого-педагогические
технологии, методики организации образовательной деятельности в системе
доп.образования в условиях ФГОС на а базе ФГБОУ ВО «Томский
государственный педагогический университет», 26.11.2018 г.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
21

- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
- использовать методы,
приемы
и
способы
формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению шахматного искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в турнирах и иных аналогичных
мероприятиях.

Критерии отбора:
К
реализации
данной
программы
допускается
педагог
дополнительного образования, имеющий высшее образование или среднее
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности.
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически
(не реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.

2.4.Формы аттестации
Отслеживание результативности освоения программного материала
осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов:
учебные, зачетные, открытые.
Т е к у щ и й к о н т р о л ь осуществляется на каждом занятии. Методы: опрос,
беседа - проводятся по мере прохождения содержательных блоков
программы. Педагогическое наблюдение - проводится педагогом постоянно в
процессе учебных занятий, соревнований и турниров.
П р о м е ж у т о ч н ы й к о н т р о л ь осуществляется в форме мониторинга
предметных результатов и методами анализа тестирования учебных знаний и
навыков. Результаты промежуточной диагностики отражают динамику
22

достижения результатов, продвижение в достижении планируемых
результатов учащихся. Промежуточная диагностика проводится в конце
каждого полугодия учебного года, результаты мониторинга заносятся в
сводную таблицу.
осуществляется в конце последнего года
обучения с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется
динамика уровней обученности и уровень сформированности личностных и
метапредметных знаний.
По каждому параметру выставляются балл (по 10-балльной шкале),
затем подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по
каждому учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения
образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по
каждому уровню, анализ полученных результатов.
Мониторинг образовательной деятельности учащихся, шкала
оценивания результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце учебного года и
позволяет выявить уровень формирования предметных знаний в результате
освоения образовательной программы
(года обучения).Мониторинг
результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых
параметров:
Теоретическую подготовку.
Практическую подготовку.
Для отслеживания результативности обучения по программе используются
следующие методы и формы:
•
Педагогическое наблюдение,
опрос, беседа (для
текущей
диагностики).
• Педагогический анализ результатов тестирования, проводится для
всех учащихся с целью определения уровня освоения теоретических знаний и
практических навыков.
• Педагогический мониторинг журналов учета посещаемости,
уровней усвоения учащимися ЗУН по программе - минимальный (1), средний
(2), продвинутый (3).
•
Внеучебные культурно-массовые мероприятия, соревнования,
турниры различных уровней.
•
Сеансы одновременной игры.
•
Открытые занятия;
•
Итоговые занятия по темам;
•
Промежуточная аттестация;
•
Итоговая аттестация;
И т оговы й

конт роль

Способы определения результативности.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
23

используются следующие виды контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2.
текущий контроль (в течение всего учебного года);
3.
промежуточный контроль (декабрь - январь);
4.
итоговый (май).
Результаты освоения программы отслеживаются с помощью
педагогического мониторинга. Мониторинг результативности обучения по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе,
включает шкалу оценивания результатов. Для проведения педагогического
мониторинга используются: контрольные задания и тесты.
Итоги работы по каждому разделу программы подводятся в
следующей форме:
•
блиц-турнир;
•
решение задач;
•
тестирование;
Таблица текущего контроля

№
1
2
3
4

5

Тема
форма
Элементарные понятия о Разбор партий
шахматах
Тактика
Разбор позиций

сроки
Сентябрь, октябрь

Эндшпиль

Разбор позиций
Разбор партий,
позиций

Ноябрь, январь, март, май
Ноябрь, январь, март, май

Разбор партий

Декабрь, апрель

Элементы
стратегии
Дебют

Октябрь, декабрь, февраль, апрель

24

2.5.Оценочные материалы
Для оценки усвоения материала по итогам занятий можно применять
методы тестирования или решения задач.
Форма
бланка __
полугодие _____________________ уч.
год
Мониторинг результатов освоения
дополнительной образовательной программы
Объединение _______
Педагог ДО
_
_____________
Группа
______
( ______ год обучения)
П рим
Ф .И .О .
1.1. 2.1.
2 ..2
3.2.
4.1.
4.2.
4 .4
3.1.
3.3.
4.3.
№
еча
п о к а за т е л и
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Средний балл:

25

Форма бланка
(Приложение к Мониторингу)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной
программы.
П о к а за т е л и

К рит ерии

Числ
о

С т епень
вы раж енн ост и
о ц е н и в а е м о го

балло

качест ва

в

Методы
д и а гн о с т и к и

Х а р ак т ер и сти к а ур ов н я сф орм и р ов ан н ости ЗУ Н
1

1.1.

Т е о р е т и ч е с к а я п о д го т о в к а

Теоретические
знания
по
основным
разделам
программы

Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям

• Минимальный
уровень - ребёнок
овладел менее чем /
часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - /
часть
объема
усвоенных
знаний
составляет более
• Максимальный
уровень - освоил
практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период.

0-3
4-7
8-10

Наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование

П р а к т и ч е с к а я п о д го т о в к а

1.2

2.2.

Практические
умения и
навыки (по
основным
разделам
программы

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

• Минимальный
уровень - ребёнок
овладел менее чем /
часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - /
часть
объема
усвоенных
знаний
составляет более
Максимальный уровень
- освоил практически
весь объём знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
• Начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности —

0-3

Контрольное
задание

4-7
8-10

0-3

Контрольное
задание

4-7
26

ребёнок в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога;
• Репродуктивный
уровень - в
основном,
выполняет задания
на основе образца;
• Творческий уровень
- выполняет
практические
задания с
элементами
творчества
3

О бщ еучебны е у м е н и я и навы ки

3.1

Умение
слушать и
слышать
педагога

3.2

Умение
организовать
своё рабочее
(учебное)
место

3.3

Навыки
соблюдения
правил
безопасности

Адекватность
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за
собой
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям

Уровни - по аналогии с
п. 3.1.

8-10

0-3
4-7
8-10

Наблюдение

Наблюдение
0-3
4-7
8-10
0-3

Наблюдение

4-7
8-10

Х ар ак т ер и сти к а ур овн я л и ч н остн ого р оста и р азви ти я

4

О рганизационно-волевы е
качест ва

4.1
Дисциплинир
ованность I
культура
поведения

Способность
соблюдать
правила и
требования
педагога

Терпения хватает
менее чем на 'А часть
занятия
Более чем на
Азанятия
На все занятие

0-3
4-7
8-10

Наблюдение

27

4.2

Воля

4.3

4.4.

Способность
активно
побуждать себя
к практическим
действиям

Самоконтрол
ьи
самооценка

Умение
контролировать
и оценивать
свои действия,
поступки.

Мотивация.
Интерес к
занятиям в
детском
объединении.

Осознанное
участие ребёнка
в освоении
образовательной
программы

Волевые усилия
ребёнка побуждаются
извне
Иногда - самим
ребёнком
Всегда - самим
ребёнком
Ребёнок постоянно
действует под
воздействием контроля
извне
Периодически
контролирует себя
сам
Постоянно
контролирует себя
сам
Продиктован ребёнку
извне
Периодически
поддерживается
самим ребёнком
Постоянно
поддерживается
ребёнком
самостоятельно

0-3
4-7
8-10

Наблюдение

0-3

Наблюдение

4-7
8-10

0-3
4-7
8-10

Тестирование
(Беседа)

Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)

2.6. Методическое обеспечение программы.
Настоящая программа предусматривает
методов и педагогических технологий.
Реализуемые технологии

использование

различных

П оказатели эф ф ект ивност и реализации

Игровые технологии
Умение выделять главное, реакции, смекалка.
Перспективно
опережающее Включение в работу всех аспектов мышления.
обучение
Личностно - ориентированное
Включенность всех учащихся в познавательную
обучение
деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
Выполнение заданий за отведенное время.
Технология
Дифференцированного
обучения
Умение работать с компьютером
Технология
программированного
обучения
28

Методы обучения:
Практические методы:
• решение учащимися различных комбинаций, этюдов, позиций, задач;
• участие в сеансах одновременной игры;
• участие в различных соревнованиях города и области;
• разбор и анализ партий;
• проведение шахматных мероприятий;
• проведение конкурсов задач (сборники задач по темам);
• проведение сеансов одновременной игры.
Эти методы позволяют изучить практику игры в
шахматы. К о м м у н и к а т и в н ы е м е т о д ы :
• беседы и викторины о выдающихся шахматных гроссмейстерах, их
жизни и творчестве;
• проведение мероприятий (встречи, сеансы одновременной игры,
товарищеские турниры) с выдающимися шахматистами нашего города.
Эти методы дают учащимся необходимую информацию и навык диалога.
К ом бинированны е м ет оды :

• наблюдение за игрой другого учащегося;
• обсуждение его неправильных действий и нахождения лучшего хода.
Данные методы помогают взаимодействию учащихся.
Репродуктивные методы:
• беседа;
• рассказ;
• диалог.
Методы сенсорного восприятия:
• просмотр различных этюдов и шахматных партий на доске;
• просмотр партий на компьютере с анализом возможных вариантов,
миниатюр, комбинаций;
• блиц-турниры.

Методическое обеспечение по теме:
«Особенности организации образовательной деятельности в группе».

1.
Для того чтобы обучить игре в шахматы необходимо
индивидуальное общение с каждым учащимся отдельно. Необходимо
выявить недостатки и ошибки каждого учащегося в отдельности и создать
условия, при которых учащийся смог бы работать над своими недостатками и
ошибками. Педагог заинтересован, чтобы родители помогали ребенку дома
выполнять работу над ошибками, над анализом сыгранных партий. Учащиеся
должны постоянно играть с компьютером, с целью изучения дебютного
репертуара.
29

2.

Предоставление
шахматной

учащимся

специальной

литературы и помощь в ее изучении. Для этого педагог предоставляет
учащимся имеющуюся литературу.
3. Наработка дебютных схем, дебютных принципов построения
пешечных структур.
4. Анализ с учащимися партий гроссмейстеров и Чемпионов мира.
5. Педагогом проводится активное привлечение родителей к
процессу обучения. Привлечение их к активной спортивной жизни
проводится с целью их выезда с детьми на соревнования района, города и
области. Родители должны быть заинтересованы в результате своего ребенка.
Тогда родители будут, с удовольствием, финансировать выступления своих
детей на соревнованиях различного уровня: районного, городского и
областного.
Для более высокой результативности учащихся на соревнованиях
различного уровня, педагогом проводятся дополнительные мероприятия
организации процесса обучения по повышению качества обучения. Педагог
стремится организовать:
•
активное содействие учащихся для их мотивации к участию в
различных соревнованиях района, города и области;
•
викторины, конкурсы, праздники и мероприятия различного
уровня, главной целью которых является массовое привлечение детей к игре
в шахматы;

2.7. Список литературы.
Нормативно-правовая база.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.04.2025);
S Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
S Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
S Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция
от 28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
S

30

У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от
22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции
от 25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети»;
У Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145
от 28 февраля 2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20
марта 2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
31

Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ
по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении
профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних
туристов:
прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения,
походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также
указанных мероприятий с участием организованных групп детей,
проводимых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте,
сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
S

32

правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
У Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно­
технологического и культурного развития страны, утвержденные протоколом
заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
в
организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенная
готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.

Список литературы для педагога:
1.
2.
3.
4.
5.

Авербах Ю. Что надо знать об эндшпиле. - М.: Владос, 2017. - 181 с.
Авербах Ю. Шахматные окончания. - М.: Владос, 2015. - 211 с.
Волчок А.М. Уроки шахматной тактики. - М: «ФИС», 2016. - 87 с.
Дворецкий М.А. Учебник эндшпиля. - М.: АСТ, 2006. - 76 с.
Калиниченко К.А. Энциклопедия шахматных комбинаций. - М.: АСТ,
33

2017. 6. Карпов, Мацукевич. Оценка позиции и план. - М.: АСТ, 2015. - 112 с.
7. Котов А. Тайны мышления шахматиста. - Калуга, 2016. - 54 с.
8. Лисицын Г.М. Дебютный репертуар шахматиста. - М.: «ФИС», 2015. - 165
с.
9. Петросян Т.В. Шахматные лекции. - М.: «Феникс», 2015.
10. Полоудин В.А. Шахматы. Сборник примеров, задач и упражнений. -М.:
«Феникс», 2019. - 143 с.
11. Таль М., Дамский Я. Компоненты успеха искусства шахмат, - М.:
Просвещение, 2015. - 234 с.
12. Фишер Р. Мои 60 памятных партий. - М.: «ФИС», 1972. - 265 с.

Список литературы для учащихся и родителей:
1. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. (2 издание). - М.: «ФИС»,
2017. - 119 с.
2. Кобленц А.Н. Рассказы о комбинациях. - М.: «ФИС», 2015. - 254 с.
3. Костров В. Шахматный решебник. Комбинации. - М.: «Литера», 2016. 256 с.
4. Костров В. Шахматный решебник. Реализация. - М.: «Литера», 2016. - 175
с.
5. Костров В. Шахматный решебник. Связка. - М.: «Литера», 2017. - 274 с.
6. Костров В. Шахматный решебник. Цугцванг. - М.: «Литера», 2014. - 213
с.
7. Ласкер .Э Учебник шахматной игры. - М.: «ФИС», 2018. - 154 с.
8. Чавес С. Шахматы детям. - М.: «Эксма», 2015. - 112 с.

34

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе____________________
педагог:___________________
н а ______________учебный год
Раздел
Учебный план

Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

Практикумы

Перечень тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

Самостоятельная работа

Участие в мероприятиях

Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.

35

Приложение 2

Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки - к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения
деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

Дидактические игры, упражнения и задания
«Атака неприятельской фигуры»
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не
оказаться под боем.

«Большая и маленькая»
На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в
сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Вертикаль»
Двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Взятие»
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную
фигуру. «Волшебный мешочек» В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.

«Выиграй фигуру»
Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли
одну из своих фигур.

«Горизонталь»
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Да и нет»
Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры
рядом в начальном положении.
36

«Дай шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Два хода»
Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.

«Двойной удар»
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Диагональ»
Двое играющих по очереди заполняют одну из диагональных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Захват контрольного поля»
Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить
фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита»
Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Защита
контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.

«Защита от шаха»
Белый король должен защититься от шаха. «Какой буквы не хватает?» Карточки с
буквами латинского алфавита располагаются на столе в ряд так, как они
расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и
детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.

«Кратчайший путь»
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски.

«Кто быстрее»
Задача королей взять все «заколдованные» фигуры.

«Кто сильнее?»
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На
сколько очков?».

«Лабиринт»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь
на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

«Мат в один ход»
37

Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Мат или не мат»
Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат
черному королю.

«Мяч»
Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно,
то мяч следует поймать.

«Найди адрес»
Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо
поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.

«Нарисуй диаграмму»
Рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и диагонали.

«Обе армии равны»
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на
своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и
ученика были равны.

«Объяви шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Ограничение подвижности»
Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями.
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной
доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).

«Первый шах»
Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто
объявит первый шах.

«Перехитри часовых»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь
на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Почта»
На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес - например улица В,
дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес
38

загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть
конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как 29 адресат найден,
конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз - это могут быть силуэты букв
шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто
как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.

«Пять шахов»
Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Рокировка»
Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

«Сделай ход»
Задача королей перейти с одной стороны поля на другую.

«Секретная фигура»
Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все
шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

«Сними часовых»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут
передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.

«Собери ягодки»
Смысл упражнения в том, чтобы учащийся научился ходить конкретной фигурой.

«Составь доску».
Из белых и черных квадратов составить шахматную доску.

«Сундучок»
Ученики по одной вынимают из сундучка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.

«Угадай»
Педагог загадывает про себя одну из фигур, дети пытаются угадать, какая фигура
загадана.

«Угадайка»
Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться,
что это за фигура.

«Уничтожение»
39

- важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
учениками 30 ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Что общего»
Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи
друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Чудесная шкатулка»
Дети отвечают на вопросы педагога по заданной теме.

«Чьи следы»
Педагог показывает карточки-схемы и дети угадывают какой фигуре они
принадлежат.

«Шах или не шах»
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли
король под шахом или нет.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».