Музыки звук

Управление образования администрации МО Туапсинский му
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 20 мая 2025 г.
Протокол № 5

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУЗЫКИ ЗВУК»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 72 часа
Возрастная категория: от 6 до 10лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 18375

Автор-составител ь:

Оганесян Светлана Викторовна
педагог дополнительного образования

г. Туапсе
2025г.

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Музыки звук».
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»............................................................
1.1.Пояснительная записка.................................................................................
Направленность программы...................................................................
Новизна программы..................................................................................
Актуальность..............................................................................................
Педагогическая целесообразность.........................................................
Отличительные особенности..................................................................
Адресат программы...................................................................................
Формы обучения и режим занятий.........................................................
Особенности организации образовательного процесса....................
1.2. Цель и задачи программы..............................................................................
1.3. Содержание программ....................................................................................
Учебный план.............................................................................................
Содержание учебного плана...................................................................
1.4.Планируемые результаты...............................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации.........................................................................
2.1.Календарный учебный график.....................................................................
2.2.Воспитание.........................................................................................................
2.3.Условия реализации программы....................................................................
2.4. Формы и методы аттестации........................................................................
2.5.Оценочные материалы.....................................................................................
2.6.Методические материалы..............................................................................
2.7. Список литературы..........................................................................................
Приложение № 1.....................................................................................................

3
3
3
3
3
3
4
4
7
8
10
10
10
10
12
13
13
16
19
20
22
27
30
34

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыки звук» (далее - программа) имеет художественную направленность,
нацелена на развитие у учащихся вокальных умений, посредством приобщения к
лучшим традициям музыкальной культуры.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Туапсинский район и региона Краснодарский край
в целом. Программа преследует задачу по формированию эффективной и
доступной системы дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с
целью выявления и развития индивидуальных способностей учащихся, создания
условий для занятий творчеством.
Новизна программы. Программа является субъективно новой, поскольку
представляет собой комплексный и инновационный характер организации
художественно-творческой деятельности учащихся:
по
содержанию и форме занятий. В программе применяется концентрический
принцип реализации ее содержания, сочетающего в себе исторический экскурс в
мир музыкальной культуры, беседы о жизни и творчестве известных певцов и
музыкантов, систему упражнений и занятий по ознакомлению с техникой
исполнения песен разных жанров, а также систему заданий по формированию
сценического
образа и развитию навыков танцевально-ритмического
сопровождения
разнохарактерных
песенных
композиций.
Программа
предусматривает личностно-ориентированный и дифференцированный подход к
обучению, учет психофизиологических и индивидуальных особенностей
учащихся, что обеспечивает эффективность освоения ее содержания и
достижение поставленных целей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
вокальное искусство - наиболее массовая форма активного приобщения к
музыке. Программа пользуется высокой востребованностью, поскольку
удовлетворяет потребности родителей и желание многих учащихся научиться
правильно петь и получить опыт сценической деятельности. Кроме этого,
процесс обучения по данной программе выполняет оздоровительно коррекционную функцию для категории учащихся, имеющих проблемы с
заиканием, поскольку пение благотворно влияет не только на развитие голоса, но
и помогает строить плавную и непрерывную речь. По мнению психологов,
коллективное пение представляет собой действенное средство для снятия
зажатости и напряжения, гармонизации личности и эмоционального
раскрепощения детей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что на
занятиях используются различные методы работы: наглядно-слуховых
упражнений, отождествления и моделирования художественно-творческого
процесса, направленные на развитие активной певческой деятельности.
Программа обеспечивает формирование практических певческих умений, в

соответствии с классической системой и техникой подготовки вокалистов. У
учащихся осуществляется развитие специальных вокальных навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса
(звонкостью, полетностью и т.п.), слуховые навыки (навыки слухового контроля
и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Отличительные особенности программы.
Особенность данной программы заключается в том, что она разработана
для учащихся, которые имеют разные стартовые способности, но сами стремятся
научиться красиво и грамотно петь. В программе преимущественно
используется индивидуальная форма занятий, эта программа предусматривает
применение практической методики вокального развития, строящейся на
сочетании групповой и индивидуальной форм работы с учащимися. Поскольку
учащиеся имеют разный уровень подготовленности, основным принципом
работы по программе, является индивидуализация обучения и вариативный
подход к подбору песенного репертуара с учетом личностных интересов
учащихся. Другой отличительной особенностью является включение в занятия
упражнений по методике А.Н. Стрельниковой (дыхательная гимнастика).

Адресат программы.
Данная программа разработана для учащихся дошкольного и младшего
школьного возраста от 6 до 10 лет (мальчиков и девочек). Доступно для детей с
ОВЗ.
Условие набора учащихся в группу - на обучение принимаются все
желающие без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. Программа составлена с учетом современных требований
педагогики, психологии, физиологии.
Количество детей в группе: 12-15 человек.
Психофизиологические особенности детей.
К 6-7 годам речевой аппарат ребенка достигает уровня, когда ребенок
формирует звуки осознано и чётко. Мышцы губ и языка скоординированы в
произношении всех звуков правильно. Дети старшего дошкольного возраста
свободно управляют органами артикуляционного аппарата. Строение гортани
имеет более совершенный вид и приближается к домутационному периоду. Звук
усиливается резонаторами. Резонаторы придают звуку разную окраску и
добавляют глубину в голосе. Различают верхний головной резонатор (полости
глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей
грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос
очень легкий, не сильный, но звонкий. Дыхательный аппарат детей в 6-7 лет
становится в 3 раза больше чем в раннем дошкольном возрасте. Минутный
объём дыхания почти в два раза увеличивается, что приводит к сокращению
частоты дыхания, что в свою очередь позволяет ребенку пропевать более
длинные музыкальные фразы.
У учащихся 7-8 лет сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти
не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы
4

октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе
репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с
которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона
звучания. Г олосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном,
так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно
использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует
легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по
организации звука целесообразно строить на игровой основе. Если произведение
написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда
легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет нередко прибегать к
транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности.
Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у учащихся 78 лет, когда
часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие
проявления нестабильности. На первых занятиях необходимо внимательно и
подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального
аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость,
заглубленность звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти,
скованность).
В возрасте 9-10 лет у детей идет активное развитие психики и личности.
Возрастные особенности проявляются во время так называемого кризиса 6 лет,
когда ребенок начинает осознавать важность собственного «Я», подходящий
период для развития всех элементов музыкальности. В возрасте 8 - 1 0 лет
голоса мальчиков и девочек относят к первому этапу развития, которые в общем
однородны и почти все - дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно.
Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при
котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание
голосовой щели). Диапазон ограничен звуками pel - ре2. Наиболее удобные
звуки - ми1 - ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача
руководителя - добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех
звуках небольшого диапазона.
В процессе обучения вокальному исполнительству необходимо
учитывать, что динамика развития певческого аппарата происходит по
определенным физиологическим законам. Возникающие, в связи с этим
проблемы имеют различные пути решения на каждом возрастном этапе, а
именно:

Возраст
учащихся

Проблемы данной возрастной группы

7-10 лет - хроническое не смыкание связок;
- стойкая хрипота;
- асимметрия в развитии голосовых
связок;
- низкая возбудимость центрального
воспринимающего слухового аппарата;
- нет ощущения связи звука с работой
мышц гортани;
- грудной резонатор не развит;
- несформированная голосовая мышца.

Пути решения проблемы
интерес к занятиям;
- певческая установка;
- близость источника звука;
- специфика репертуара: песни с
доступным содержанием,
простым построением,
короткими фразами, нешироким
диапазоном;
- работа над артикуляцией.
-

По данной программе могут заниматься все желающие, в том числе дети с
особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды (дети с
диагнозом сахарный диабет (имеет статус «инвалид», но ему не нужны
специальные образовательные условия), дети имеющее недостатки в физическом
развитии не влияющих на работу рук), дети с ОВЗ (с сохранным интеллектом,
без медицинских противопоказаний). Для таких групп детей очень важно пройти
адаптацию в группе детей для дальнейшей социализации в обществе. Занятия
музыкальной деятельностью позволяет развиваться детям как физически так и
психически (дети учатся слушать и слышать педагога, взаимодействуют с
одногруппниками в совместных заданиях, фантазируют и реализуют
задуманное). Дети не только рисуют и лепят, но и рассказывают о том, что у них
получилось. Что способствует снятию детских страхов и комплексов.
Для детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом
(Приложение № 1), который строится, основываясь на возможностях
конкретного ребенка, пришедшего на обучение. При подборе содержания
занятий для детей с ОВЗ учитывается, с одной стороны, принцип доступности, а
с другой стороны, не допускается излишнего упрощения материала. Содержание
становится эффективным средством активизации учебной деятельности, так как
оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их
потребностям. Для эффективного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья уделяется внимание формированию познавательного
интереса, желания и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность детей;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи детей, оказывается
помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и
возможности;
6

- обеспечивается обогащение детей знаниями (используя развивающие
игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Дети с ОВЗ принимаются только после собеседования родителей
(законных представителей) с педагогом. Собеседование поможет выявить
уровень
трудностей
у
ребенка
и
выстраивания
индивидуального
образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети
находящиеся
в
трудной
жизненной ситуации. Не секрет что у большинства несовершеннолетних из
семей, состоящих на ведомственном учете как находящиеся социально опасном
положении или иной трудной жизненной ситуации имеются проблемы
связанные с самовыражением в хорошем смысле.
Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребёнка - это искусство, гармонизация
внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и
самопознанию. Занятия музыкой способны преобразовать внутренние
конфликты человека в визуальные формы, что способствует их эффективному
разрешению (А.Хилл, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Х. Маслоу, М.
Намбург и другие).
Дети, проявившие выдающиеся способности талантливые (одарённые,
мотивированные) дети могут осваивать программу в индивидуальном темпе (в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (Приложение №
1), который строится, основываясь на возможностях конкретного ребенка,
пришедшего на обучение). Они могут сложные произведения, более сложные
работы по темам программы и представлять их на конкурсах различных уровней.

,

,

Уровень программы, объём и сроки.
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне.
Срок реализации программы: 1 год (36 учебных недель).
Объем программы: 72 учебных часа.
Программа предусматривает 2 этапа работы по полугодиям, которые
завершаются проведением промежуточной и итоговой
аттестации
(мониторинга результативности):
1
этап: сентябрь - декабрь
2
этап: январь - май.
Программа является ознакомительной, поскольку позволяет учащимся при
небольшом объеме учебной нагрузки практически погрузиться в предметную
среду музыкально-певческой деятельности, что позволит им самоопределиться в
выборе дальнейшей индивидуальной траектории творческого развития.

Форма обучения и режим занятий по программе.
Форма обучения - очная, с возможностью реализации в электронном
формате с применением дистанционных технологий.
Занятия - групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Режим занятий:

Длительность одного занятия составляет 2 раза в неделю по 1 часу (1
академический час 45 мин., для детей 6 лет-30 мин.). Режим занятий построен в
соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологическое
требование у устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».

Особенности организации образовательного процесса.
Состав групп постоянный.
Форма организации учащихся на занятии: групповая (фронтальная) с
преимущественным использованием индивидуального и дифференцированного
подхода к учащимся.
Формы
проведения
занятий ’.
комбинированное,
практическое,
обобщающее, контрольно-проверочное.
Основной формой организации образовательного процесса является
комбинированное занятие, включающее в себя теорию и практику в зависимости
от задач учебного плана.
Виды занятий:
видео-занятие с прослушиванием произведений в
исполнении известных певцов, караоке - клуб, мини - конкурс или концерт,
тематический фестиваль, тренинг с использованием игровых заданий: «Узнай по
голосу», «Продолжи распевку», «Цепочка слов» и др., мастер - класс, репетиция
и др.
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая форма и технология обучения (включая
ознакомительный и базовый уровни) для определения объема и содержания
работы как с детьми с ОВЗ и одаренными в области изо-деятельности.
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов
работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня сложности с
учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения
могут проводиться при определенных условиях:
карантина, обусловленного
необходимостью ограничения возможности
распространения
вирусной инфекции в детской среде или отсутствия
возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по
причине болезни или временного отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в сетевой форме на
основании договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется совместная
деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения учащимися
образовательной программы, с использованием ресурсов вовлеченных в
образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23 .навигатор.дети/.
8

1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: создать условия для приобщения учащихся к
музыке, развития у них основ певческой культуры и художественно - творческой
деятельности.

Задачи:
Образовательные (предметные):
• познакомить с искусством вокала, известными исполнителями и
композиторами;
• развить основы правильного дыхания, дикции и артикуляции звуков
в процессе пения;
• сформировать первичные музыкально-ритмические навыки.
Личностные:
•
сформировать устойчивый интерес к
вокальному пению и
музыкальному искусству;
• развить культуру общения и взаимоотношений со сверстниками;
•
воспитать умение соблюдать нормы
поведения на учебном
занятии, сдержанность и внимательность.
Метапуедметные:
•
развить способности к творческому
исполнении песенных композиций.

самовыражению при

1.3 Содержание программы. Учебный план.
№
п/п

Количество часов
Наименование раздела, темы

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Введение.

2

1

1

Теория вокала и культура пения.

4

3

3

Дыхательная вокальная гимнастика.

10

2

8

Пед.
наблюдение.
Практически
е
упражнения.

4

Практика вокала.

42

7

35

Пед.
наблюдение.
Практически е
задания.
Мониторинг

5

«Подготовка и участие в концертах,
фестивалях, конкурсах.

12

Зачетное занятие.

2

1

2

6

ИТОГО

72

1

Беседа,
-игра
«Давайте
познакомим
ся!»
Беседа.

12

2

12

Практически е
задания.
Выступления.
Миниконцерт.
Мониторинг

60

Содержание учебного плана.
1. Введение. Вводное занятие. (2ч.)
Теория. Знакомство с учащимися, режимом работы объединения, с
правилами поведения, содержанием занятий. Беседа о плане работы на учебный
год. Правила поведения и техника безопасности. Поведение детей на дороге и в
аварийных ситуациях (пожар, теракт).
Практика. Игры на знакомство. Прослушивание детей. Пение под
аккомпанемент знакомых песен.

2. Теория вокала и культура пения. (4ч.)
Теория: Исторический экскурс в мир музыкальной культуры, беседа о
жизни и творчестве известных певцов и музыкантов.
Гигиена певческого голоса. Строение голосового аппарата. Бережное
отношение к здоровью - как залог вокального успеха. Требования и условия
нормальной работы дыхательных органов.
Болезни горла и носа: насморк, тонзиллит, фарингит, ларингит и их
влияние на голос. Меры профилактики лор-болезней, их необходимость.
Практика ’. Прослушивание музыки и «чистого пения» в исполнении
творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей. Посещение и
10

прослушивание концертов. Проведение тематических вечеров. Работа с
родителями о правилах бережного отношения к голосовому аппарату
учащихся.

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика (Юч.)
Теория. Понятие о певческом дыхании, дикции. Правильное дыхание и
четкая дикция. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего
через голосовую щель в единицу времени. Роль гласных и согласных звуков в
пении. Правила артикуляции звуков в процессе пения.
Практика. Дыхание. Формирование навыка правильного вдоха: делать
небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч. Пение небольших фраз на
одном дыхании, построенных на терциях и квартах. Дикция. Упражнения на
развитие правильного дыхания и артикуляции звуков.

4. Практика вокала. (42ч.)
Практика. Система разогревания голосовых связок с помощью
упражнений с различными техническими задачами. Развитие гармонического
слуха. Совершенствование работы над дикцией и артикуляцией.
Исполнение речевых и музыкальных скороговорок, считалок, попевок,
дразнилок, которые знакомы детям с детства. Разучивание песен разной
тематики, направленных на совершенствование работы над дикцией и
артикуляцией. Формирование навыков певческой эмоциональности,
выразительности. Разучивание мелодии песни. Достижение чистого звучания.
Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Упражнения по распеванию.

5.

Раздел 5. Финансовая грамотность.

Теория: Основы финансовой грамотности. Беседа о труде, профессиях. Моя
будущая профессия. Семейный бюджет. Откуда берутся деньги и как
правильно распоряжаться бюджетом. Игра «Монетка».

6.

Подготовка и участие в концертах, конкурсах, фестивалях. (12ч.)

Практика. Работа по плану концертной деятельности на год с
примерным репертуарным перечнем, с учётом традиционных конкурсов,
смотров, праздников, выездных мероприятий. Подготовка к участию в
мероприятиях и концертах города и района.
Отработка основных вокальных навыков исполнительского мастерства:
эмоциональность, артистизм исполнения и грамотное сценическое движение и
поведение. Повторение
разученных песен, в зависимости от тематики
мероприятий, конкурсов или концертов.

7.

Итоговое занятие. (2ч.)

Практика. Зачетное занятие Мини - концерт. Подведение итого учебного
года. Мониторинг.

1.4.Планируемые результаты и способы их проверки.
•
•

После окончания года обучения учащиеся демонстрируют:
Образовательные (предметные) результаты:
знания об известных исполнителях и композиторах;
стремление к использованию правильного дыхания, внимания к

дикции и артикуляции звуков в процессе пения;
•
первичные музыкально-ритмические навыки.
Личностные результаты:
• устойчивый
интерес к вокальному пению и музыкальному
искусству;
•
культуру общения и взаимоотношений со сверстниками;
• умение соблюдать нормы поведения на учебном занятии,
сдержанность и внимательность.
Мета предметные результаты:
• способность
к творческому самовыражению при исполнении
песенных композиций.

12

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
2.1
^
Календарный
учебный графикпрограммы._____________________
№
п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
занятия

Время
проведения
занятия

Место
проведения

Форма контроля

Учебный
кабинет

Беседа Игра «Давайте
познакомимся!»

1. В в еден и е (2ч.)
1

2

Вводное занятие. Правила
безопасности

Комбинированное
занятие (игра «Давайте
познакомимся!»)
2. Т еор и я вок ал а и к ул ьтур а пен и я (4ч.)

2

3

Исторический экскурс в мир
музыкальной культуры
Гигиена певческого голоса

2

2

Видео- занятие

Комбинированное
занятие

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Беседа. - игра «Угадай
мелодию и исполнителя»
Игра «Да-нет» (с мячом)

3. Д ы хат ел ь н ая и ар ти к ул яц и он н ая ги м н асти к а i 10ч.)

4

Понятие о певческом
дыхании, дикции

2

5

Правильное дыхание. Малое
дыхание

2

6

Упражнения на развитие
правильного дыхания

2

7
8

Понятие о дикции.
Правила артикуляции звуков
Упражнения
на
развитие
правильной
артикуляции
звуков

2
2

Комбинированное
занятие (видео­
фрагмент)
Комбинированное
занятие (видео­
фрагмент)
Практическое
занятие

Учебный
кабинет

Комбинированное
занятие
Практическое
занятие

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Беседа
Прослушивание
Тренинг Игра «Ау-Ау»

Учебный
кабинет

У пражнения

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Педагогическое
наблюдение. Игра
«Трубочист»
Педагогическое
наблюдение. Игра
«Ветер»
Упражнения «Насос»,
«Вдох-выдох»

4. П р ак ти к а вок ал а (42ч.)

9

«Система разогревания
голосовых связок. 1 этап

2

Практическое
занятие

10

2

Практическое
занятие

Учебный
кабинет

У пражнения

2

Практическое
занятие

Учебный
кабинет

У пражнения

2

Практическое
занятие

Учебный
кабинет

Педагогическое
наблюдение.

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер-класс

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Упражнения- тренинг

Совершенствование работы над
дикцией и артикуляцией. 1 этап
11
Развитие гармонического слуха.
1 этап
12

13

Исполнение речевых,
музыкальных попевок. 1 этап
Разучивание песен. Тема1

14
15
16
17

18

Работа над текстом песни. Тема1
Работа над мелодией песни.
Тема1
Отработка «чистого звучания».
Тема1
Формирование навыков
певческой эмоциональности.
Тема1
Система разогревания
голосовых связок. 2 этап

19

20
21
22
23

2
2
2
2

2
2

Совершенствование работы над
дикцией, артикуляцией, слухом.
2 этап
Работа над текстом песни. Тема
2
Работа над мелодией песни.
Тема 2
Отработка «чистого звучания».
Тема 2
Формирование навыков
певческой эмоциональности.

2
2
2
2

Контрольно проверочное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Анализ исполнения
Мониторинг

У пражнения Тренинг
У пражнения Тренинг

Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
У пражнения Тренинг
Анализ исполнения

14

24
25

26
27
28
29

Тема 2
Система разогревания
голосовых связок. 3 этап
Совершенствование работы над
дикцией, артикуляцией, слухом. 3
этап
Разучивание песен. Тема 3
Отработка «чистого звучания».
Тема 3
Контрольнообобщающие
занятие
Контрольнообобщающие
занятие

2
2

2
2
2
2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Тренинг
Контрольно­
обобщающие занятие
комбинированное

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.

Учебный
Педагогическое
кабинет
наблюдение.
Учебный
кабинет
У пражнения Тренинг
Учебный
Конкурс «Лучший
исполнитель»
кабинет
учебный класс Беседа, игра Монетка

5. Подготовка и участие в концертах, фестивалях, конкурсах (12ч.)

30

2
Составление плана- репертуара
концертной деятельности

31
32
33
34
35

Отработка вокальных навыков
Постановка концертных
номеров
Работа над концертными
номерами с солистами
Работа над концертными
номерами с ансамблем
Репетиция номеров к отчетному
концерту

2
2
2
2
2

Комбинированное занятие
- видео -презентация
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Беседа
Просмотр
видео-роликов
Педагогическое
наблюдение
Практическое
задание
Пед.анализ
Пед.анализ
Анализ
исполнительской
практики

6. Зачетное занятие (2ч.)

36
Зачетное занятие. Концерт
ИТОГО:

2

Практическое
занятие

Учебный
кабинет

Мини - концерт.
Мониторинг

72ч.

15

2.2 Воспитание.
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества.

Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей традиций
художественной культуры; информирование детей, организация общения между
ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей искусству, к
собственным нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, под­
держка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности,
комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания,
самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного
содержания программы.
Ц елевые ориентиры:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности
(идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.

Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки вос­
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является
16

организация их взаимодействий, в подготовке и проведении календарных
праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных предствителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей
младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
•
•
•
•
•
•
•
•

Интеллектуально - познавательное
Спортивно - оздоровительное
Духовно - нравственное
Творческо - эстетическое
Г ражданско - патриотическое
Работа с семьями учащихся
Органы самоуправления
Работа с учащимися группы риска

1 направление: интеллектуально - познавательное
Оказание помощи учащимся в развитии способности действовать
целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять
свои
интеллектуальные умения в окружающей среде.

2 направление: спортивно - оздоровительное
Использование педагогических технологий и методических приёмов для
демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего
самоутверждения.
3 направление: духовно - нравственное.
Помочь учащимся в осознании нравственных норм и правил.
4 направление: творческо - эстетическое
Гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение
учащихся к эстетическим ценностям.
5 направление: гражданско - патриотическое.
Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых
нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между
личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора
поведения и ответственности за него.
6 направление: Работа с семьями учащихся.
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по
формированию развитой личности.
7 направление: организация работы с одаренными детьми
17

8 направление: работа с учащимися группы риска.
Организационные условия воспитания
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях.

Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный
процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учеб­
ный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является предметом
воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных
процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных
усреднённых и анонимных данных.

Календарный план воспитательной работы

п/п

1

Н азв ан и е собы ти я , м ер оп р и яти я

Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж», посвящённые годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции

С роки

Сентябрь

Ф орм а
п р оведен и я

Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение

П р ак ти ч еск и й
р езул ь тат и
и н ф ор м ац и он н ы й
п р одук т,
и л л ю стр и р ую щ и й
усп еш н ое
д ост и ж ен и е цели
собы ти я

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
18

2

«Общечеловеческие
Давайте поговорим»

3

День матери

4

Международный
коррупцией.

5

Всероссийская
хлеб»

6

День защитника Отечества

Февраль

7

Международный женский день

Март

8

День здоровья

Апрель

9

День космонавтики

Апрель

10

Международный день семьи.
Май
«Семейные традиции: ценности в
моей семье»

11

День Победы
«Победа одна на всех»

Май

12

День защиты детей

Июнь

ценности.

Октябрь

Ноябрь

день

акция

борьбы

с Декабрь

«Блокадный Январь

музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Концерт.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Концерт.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на

сайте
19

Игра.
13

День России
«Наша страна - Россия»

Июнь

Праздник.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Выставка.
Мастер-класс.

МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации программы
Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.

2.3. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам- СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
- оборудование: учебная доска, столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы для
хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Учительский стол -1шт.,
Стулья-16шт.,
Фортепиано, синтезатор - 1шт.,
Музыкальный центр - 1шт.,
Ноутбук - 1шт.,
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Электроаппаратура 1 комплект,
Микрофоны - 5шт.,
Зеркало 5 шт.,
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Информационное обеспечение:
1. Музыкально-дидактический материал: нотные тетради, нотные карточки.
Методика проведения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Оганесян
Светлана Викторовна, закончила Калининградский областной культуры и
искусства по специальности: педагог-организатор, руководитель хорового
коллектива. Стаж работы в должности педагога дополнительного образования - 4
года. Общий педагогический стаж 22 года, имеет высшую квалификационную
категорию.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по программе,
являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
20

учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания.
Профессиональные компетенции. Педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и
запросы (детей и их родителей (законных представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства
и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и
поведения учащихся на занятиях;
- использовать методы, приемы и способы формирования благоприятного
психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;
- готовить учащихся к участию, в концертах, конкурсах, фестивалях и иных
аналогичных мероприятиях.

Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование
по профилю педагогической деятельности, либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не реже 1
раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.

2.4.Формы аттестации
Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с
помощью различных форм: педагогического
наблюдения, педагогического
анализа, учета посещаемости занятий (текстовый журнал и в сети Интернет АИС
«Навигатор»), участия учащихся в мероприятиях, концертах и конкурсах детских
творческих работ, открытых занятий, а также активности участия учащихся на
занятиях, оформления фото - отчетов по проведенным мероприятиям, конкурсам,
отзывов учащихся и родителей.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
- выступления с обсуждением и анализом работ учащихся
- мониторинг результативности освоения образовательной программы.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
-Итоговая аттестационной работа, отражающая уровень освоения программы.
-Мини-выступления по заданным темам.
-Оформление эстетической развивающей среды в группе.
-Устное тестирование в игровой форме.

2.5. Оценочные материалы
Для определения планируемых результатов учащихся используются следующие
21

диагностические методики:
• мониторинг результативности обучения по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе;
• портфолио учащегося, фотоотчеты;
• журнал учета посещаемости;
• педагогическое наблюдение;
• педагогический анализ;
• педагогический мониторинг включает тестовые задания, анкетирование,
диагностику личного роста и продвижения, педагогические отзывы.
1. Бланк - Мониторинг результатов освоения за полугодие _______________________ уч. года
дополнительной образовательной программы
Объединение _______________________________
Педагог Д О ________________________
Группа ____________ ( _____ год обучения)

№

Ф.И.О.
показат ели

1.1.

2.1.

2..2

3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4

П ри м еча
ние

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Средний
балл:

22

2 Бланк - (приложение к бланку Мониторинга)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной
____________________________ программы._____________________________
Степень выраженности
Показател Критерии
и
оцениваемого качества
Характеристика уровня сформированности ЗУН
1 Теоретическая подготовка
1.1 Теоретиче
Соответствие
ские
теоретических
знания по знаний ребёнка
основным
программным
требованиям
разделам
программ
ы

Число
баллов

Методы
диагностики

• Минимальный уровень 0-3
ребёнок овладел менее чем
/ часть объема знаний,
4-7
предусмотренных
программой;
8-10
• Средний уровень - /
часть объема усвоенных
знаний составляет более
• Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период.

Пед.
наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование

• Минимальный уровень ребёнок овладел менее чем
/ часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - /
часть объема усвоенных
знаний составляет более
Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период
• Начальный
(элементарный) уровень
развития креативности —
ребёнок в состоянии
выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога;
• Репродуктивный уровень в основном, выполняет
задания на основе
образца;
• Творческий уровень выполняет практические

Контрольное
задание

Практическая подготовка
1.
2

2
2

Практиче
ские
умения и
навыки
(по
основным
разделам
программ
ы

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Творческ
ие навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

0-3
4-7
8-10

0-3

Контрольное
задание

4-7
8-10

23

задания с элементами
творчества
3
3
1

3
2

3.
3

4
4.
1

4.
2

4.
3

4.
4.

Общеучебные умения и навыки
Адекватность
Умение
слушать
восприятий
и
информации,
слышать
идущей от
педагога
педагога
Умение
Способность
самостоятельно
организов
готовить своё
ать своё
рабочее
рабочее место к
деятельности и
(учебное)
место
убирать за собой

Уровни - по аналогии с п. 0-3
3.1.
4-7
8-10

0-3

8-10

Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
Характеристика уровня личностного роста и развития

Мотивац Осознанное
ия.
участие ребёнка в
освоении
Интерес
к
образовательной
занятиям программы
в детском
обьедине
нии.

Пед.
наблюдение,

4-7

Навыки
соблюден
ия правил
безопасно
сти

Организационно-волевые
качества
Способность
Дисципл
инирован
соблюдать
ностьI
правила и
требования
культура
поведени
педагога
я
Воля
Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
Самоконт контролировать и
оценивать свои
роль и
самооцен
действия,
поступки.
ка

Пед.
наблюдение,

0-3

Пед.
наблюдение,

4-7
8-10

Терпения хватает менее чем 0-3
на 'А частьзанятия
4-7
8-10
Более чем на А занятия
На все занятие

Пед.
наблюдение,

Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком

0-3
4-7
8-10

Пед.
наблюдение,

0-3

Пед.
наблюдение,

Ребёнок постоянно
действует под воздействием
контроля извне
Периодически
контролирует себя сам
Постоянно контролирует
себя сам
Продиктован ребёнку извне
Периодически
поддерживается самим
ребёнком
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно

4-7
8-10

0-3
4-7
8-10

Тестирование
(Беседа)

24

Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)

3 Бланк - Форма Протокола результатов аттестации по группам
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ

промежуточной (итоговой) аттестации
за 20_ - 20_ учебный год
учащихся объединения: ____________________________________________
группа: ___ направленность:
__________________________________
Ф.И. О. педагога ДО:
______________________________
Дата проведения: __________20 __г.
Форма проведения:_______________________
Форма оценки результатов: диагностика (мониторинг) уровня развития
Члены аттестационной комиссии:
______________________
{Ф.И. О., должность)
{Ф.И. О., должность)

Результаты промежуточной (итоговой) аттестации_____

№

ФИО. учащихся

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Итого аттестовано:
высокий уровень:
средний уровень:
низкий уровень:
Подпись педагога:
Подписи членов
аттестационной комиссии:

Г од обучения

Итоговая оценка

учащихся. Из них по результатам аттестации
чел.%
чел. - %
чел. /
/

Оценка уровня развития учащихся по показателям результативности
освоения образовательной программы.
I.
Показатель «ЗУН»
Владение основами ЗУН:
25

- графическое
- цветовое решение
- композиция.
II.
Показатель «Мотивация к знаниям»:
1. Неосознанный интерес, навязанный извне. Мотивация случайная.
2. Интерес на уровне любознательности. Мотивация неустойчивая.
3. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая,
связанная с результативной стороной процесса.
4. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая
мотивация.
5. Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет.
III.
Показатель «Социальная активность»:
1. Не проявляет заботу о близких. Чрезвычайно эгоистичен.
2. Проявляет недостаточную заботу о близких. Эгоистичен. Неохотно учувствует в
трудовых делах.
3. Проявление стремления помочь, но редко. Нет эмоционального отклика на
успех, радость коллектива. Выполняет разовые трудовые поручения.
4. Проявление стремления помочь, но не всегда. Добросовестно выполняет
разовые трудовые поручения. Инициативу проявляет не всегда.
5. Умение уважать окружающих, оказывать инициативно-посильную помощь,
принимать активное участие в общественных трудовых делах.
IV.
Показатель «Творческая активность»
1. Интерес к творчеству не проявляет. Нет навыков самостоятельного решения
проблем. Нет своих идей.
2. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет очень редко. При
решении проблем часто прибегает к помощи педагога.
3. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет редко. Может
придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.
4. Устойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет в большинстве
случаев. Есть положительный эмоциональный отклик на коллективные успехи.
5. Выраженный интерес к творчеству. Легко, быстро увлекается творческим делом,
обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой
интуицией.
V. Самостоятельная работа учащегося:
1. Не справляется с заданием.
2. Слабо справляется с заданием, невнимателен, часто обращается к помощи
педагога.
3. Учащийся выполняет задания с небольшими ошибками, проявляя творческую
активность, выполняет задания недостаточно внимательно.
4. Учащийся работает самостоятельно, проявляет творческую активность с
небольшими ошибками.
5. Учащийся работает самостоятельно, проявляет творческую активность, отлично
справляется с заданием.
VI.
Показатель «Достижения»:
26

1. Не участвует в делах объединения.
2. Пассивное участие в работе объединения.
3. Активное участие в делах объединения.
4. Активная работа в объединении на положительный результат.
5. Результаты на уровне объединения, района, края.

2.6.

Методическое обеспечение программы

Педагогические технологии:
-информационные технологии (технология индивидуализации обучения;
технология группового обучении;
технология дифференцированного обучения;
технология развивающего обучения;
технология коллективной творческой деятельности;
здоровьесберегающая технология.
Методы обучения, используемые на занятиях, представляют собой систему
приемов, направленных на достижение наилучших результатов в обучении пению:
наглядно-слуховой (аудиозаписи);
наглядно-зрительный (видеозаписи);
словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
практический (показ приемов исполнения, импровизация);
иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным (вокальный показ
педагогом и воспроизведение услышанного материала учащимися);
запись собственного исполнения произведения на звукозаписывающее
устройство (диктофон, телефон) с целью его анализа для достижения наилучшего
результата;
метод отождествления - то есть слияние своего “Я” с образом, мыслью,
эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении.
Применение разнообразных форм организации занятий:
•
групповые (ведется практическая работа над ансамблевыми партиями);
•
по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями,
репертуаром);
•
индивидуальные (ведется работа с солистами);
•
сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над
репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты).
Дидактические материалы:
1.
Упражнения по подготовке вокального аппарата. (Приложение)
2.
Специфика и возрастные особенности развития голоса у детей.
3.
Примерный репертуар для развития певческих навыков.
Примерная структура вокального занятия:
организационное начало - установка на занятие, постановка задач (3
мин);
•
распевания (5-10 мин);
•
работа над формированием вокальных
тренировочного материала для постановки голоса (5 мин);

навыков,

пение

учебно­

27

•
работа над песенным материалом, репертуаром (25 мин);
•
заключение, итог (2 мин).
Особенностью работы с данными вокальными коллективами является обучение
пению без знания детьми нотной грамоты, опираясь на слуховое восприятие. Поэтому
для эффективности работы широко используются следующие приемы:
•
графическое изображение мелодии и ритма;
•
многофункциональность дирижерского жеста;
•
опора на интонационную природу звука и т.д..
Концертные репетиционные занятия проводятся на сцене. С участниками
ансамбля предусмотрены занятия по сценическому движению с хореографом. Ведется
планомерная работа с солистами. Каждое музыкальное произведение режиссируется,
продумывается исполнительский план. Каждая программа также режиссируется с учетом
восприятия ее слушателями, имеет тему и должна быть динамичной, яркой,
разнообразной, со своей кульминацией, продуманным финалом.
Предусматривается моделирование и пошив концертных костюмов для
участников.
Дидактический материал.

1 Упражнения по подготовке вокального аппарата.
1.
Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им
несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык
должен плотно прилегать к зубам. Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.
2.
Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса
попробуйте по вибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука
должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения
вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах. Повторите упражнение
несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ,
про вибрируйте гамму вверх и вниз (гамма - постепенное движение вверх и обратно).
3.
Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала
вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье.
Вы почувствуете тепло и прилив энергии. Упражнения на формирование ощущений
резонаторов (упражнения даются в начале занятия.) Эти упражнения основаны на
«мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании
ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует
распевать на звуке «и». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание
одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык. Следует следить
за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным. В
качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом.
Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо
представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение
должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.
В работе предполагается использование разнообразных методов и приемов как
традиционных (словесные, наглядные, практические), так и
новаторских (разнообразные "модели" занятий, применение здоровьесберегающих
технологий, мониторинг и диагностика способностей, цифровых компьютерных
технологий, система нетрадиционных творческих заданий, тренинги, практикумы и
т.д.).
2. Примерный репертуар для развития певческих навыков.
28

Название произведения,

Авторы музыки и слов

«Новый друг»
«Все мы просто дети»
«Новогодняя считалочка»
«Семечки»

Сл. муз. А.Ермолов
Сл. муз. А.Ермолов
Сл. муз. А.Ермолов
Сл. муз. В.Темнов, О.Левицкий

«Казаки в Берлине»
«Лучики надежды»
«Дай мне руку»
«Родина моя»

Сл. муз. Д. Покрас, А.Цолодарь
Сл. муз.Е.Воитенко
Сл. муз. А.Ермолов
Сл. муз.Д.Тухманов, Р.Рождественский

«Детство»
«Школьное попурри»
«Победная весна»

Сл. муз.Ю.Чичков
Сл. муз.Неизвестен
Сл. муз.Н.Буднева

«У самого синего моря»
«Песня о далекой родине»
«Отпусти музыку»
«Наступило Рождество»
«Любимая школа»

Сл. муз.А.Тиягава
Сл. муз.М.Таривердиев
Сл. муз.Е.Солодовников
Сл. муз.Неизвестен
Сл. муз. А.Ермолов

«Прощальный вальс»
«Мы дотянемся к звездам»
«Мы же можем обогнать секунды»
«Детство»
«Недетское время»
«Над Кубанью реченькой»
«Тонкая рябина»
«Прощальная»
«Давайте сохраним»
«Мир без войны»

Сл. муз.С.Ранда
Сл. муз.А.Доронина
Сл. муз.А.Кабаева
Сл. муз.А. Рыжов
Сл. муз.В.Киворков
Сл. муз. Народная
Сл. муз.Народная
Сл. муз.А.Мельникова
Сл. муз.А.Черный
Сл. муз.Е.Комар

Подбор репертуара происходит с учетом следующих аспектов:
•
художественная ценность произведения;
•
воспитательное значение;
•
возрастные и певческие возможности коллектива;
•
разнообразие жанровой и музыкальной стилистики, связь с современными
эстрадными направлениями;
•
логика компоновки концертных выступлений.

2.7. Список литературы
Нормативно-правовая база.
29

У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года № 883
«Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших
30

городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;
S Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации
до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
S Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта
«Т ренер-преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ»;
S Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811
«Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских
маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных
аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием
организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления,
и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о
месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня
2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
31

Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
У Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
У Постановление Г лавного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека,
значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран
мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны, утвержденные
протоколом заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края», авторсоставитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук,
руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного процесса в
организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в период режима «повышенная готовность», автор-составитель
Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель
РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.

Список литературы для педагога
1.Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. - М.: МГПИ, 2016.- 321 с.
32

2. Дмитриев JI. Основы вокальной методики. -М.: ACT: Астрель, 2014. - 243 с.
Добровольская Н.И., Орлова Н.Д. - Что надо знать учителю о детском голосе. - М.:
ACT: Астрель, 2016. - 312 с.
3. Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М.: ACT:
Астрель, 2017. - 143 с.
4. Домогацкая Е.И. Развитие музыкальных способностей детей от 3-5 лет. - М.:
ACT: Астрель, 2015. - 211 с.
5. Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений, как условия
певческого развития младших школьников. - М.: МГПИ, 2016. - 118 с.
6. Плужников К. Механика пения. - Санкт-Петербург.: Речь, 2016. - 311 с.
7. Попкова Н.Н. Постановка голоса для вокалистов - М.: ACT: Астрель, 2017. - 154
с.
8. Прокопьев В.Н. Всегда здоровый голос. - Санкт-Петербург.: Речь, 2014.
9. Сергеев Б. Программа обучения по специальности «Пение». - Санкт- Петербург.:
Речь, 2018. - 234 с.
10. П.Стулова Г.П. - Развитие детского голоса в процессе обучения пению - М.:
ООО Издательство Добрая книга, 2014. - 321 с.
11. Юдина Е.И. - Мой первый учебник по музыке и творчеству. - М.: ACT:
Астрель, 2017. - 176 с.

Список литературы для учащихся и родителей
1.
2.
3.
4.

Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. - М.: Музыка, 2016. - 123 с.
Добрынина Е. Александра Пахмутова. - М.: ACT: Астрель, 2016. - 198 с.
Львов М. Русские певцы. - М.: Музыка, 2015. - 321 с.
Розова Т.Г., Тудоровская Е.А, Глинка И.И. Книжка для детей среднего возраста.
-М.: ACT: Астрель, 2015. 211 с.
5. Янковская М. Шаляпин. Л., - М.: Искусство, 2016. - 187 с.

33

П рилож ен ие 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
________________________________________ учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе_____________________
педагог:____________________
н а _______________учебный год
Раздел
Учебный план

Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

Самостоятельная работа

Участие в мероприятиях

Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».