ОСИ

Управление образования администрации МО Туапсинский му
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 20 мая 2025 г.
Протокол № 5

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
Уровень программы: ознакомытельный
Срок реализации программы: 72 часа
Возрастная категория: от 7 до 12 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 19586

Автор-составитель:
Кум пан Александра Андреевна
педагог дополнительного образования

г. Туапсе
2025г.

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Основы сценического искусства».

1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»........................................................
1.1.Пояснительная записка............................................................................
Направленность программы...............................................................
Новизна программы.............................................................................
Актуальность........................................................................................
Педагогическая целесообразность.....................................................
Отличительные особенности..............................................................
Адресат программы.............................................................................
Формы обучения и режим занятий.....................................................
Особенности организации образовательного процесса..................
1.2. Цель и задачи программы.........................................................................
1.3. Содержание программ..............................................................................
Учебный план.......................................................................................
Содержание учебного плана...............................................................
1.4.Планируемые результаты..........................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации....................................................................
2.1.Календарный учебный график................................................................
2.2.Воспитание.............................................................................................
2.3.Условия реализации программы..............................................................
2.4. Формы и методы аттестации..................................................................
2.5.Оценочные материалы...............................................................................
2.6.Методические материалы.........................................................................
2.7. Список литературы...................................................................................
Приложение № 1.............................................................................................
Приложение № 2 .............................................................................................

3
3
3
3
3
3
4
4
7
7
8
9
9
9
11
12
12
15
18
21
20
21
24
26
30

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты
1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Основы сценического искусства» (далее - программа) является универсальной,
поскольку предусматривает ориентированность учащихся в области вокального,
хореографического, театрального видов искусства и относится к программам
художественной направленности.
Программа
направлена
на
социально-экономическое
развитие
муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского
края и региона Краснодарский край в целом. Программа преследует задачу по
формированию эффективной и доступной системы дополнительного образования, в
т.ч. в сельской местности, с целью выявления и развития индивидуальных
способностей детей и молодежи, создания условий для занятий творчеством.
Новизна образовательной программы состоит в системном, комплексном
подходе к образованию учащихся через взаимодействие познавательной,
творческой и художественной сфер деятельности посредством использования
методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий:
личностно-ориентированного
подхода,
применением
игровых
и
здоровьесберегающих технологий, новых информационных технологий,
применения проектной и социально-творческой деятельности.
Актуальность. В настоящее время воспитание детей средствами искусства
особенно актуально, поэтому приобщение учащихся к комплексу разннообразных
способов самовыражения на сцене как особое синтетическое искусство,
позволяющее наиболее комплексно воздействовать на формирующуюся личность.
Программа также позволяет решать проблему проявления у некоторых учащихся
таких свойств характера, как замкнутость, стеснительность, неумение установить
контакт со сверстниками и взрослыми, средствами театрально - педагогической
коррекции. Занятия в атмосфере творчества, тесного общения с искусством
способствуют развитию не только творческих способностей, но и формируют
коммуникативную культуру личности каждого учащегося, его исполнительскую
культуру, формируют у него систему художественных ценностей.
Программа имеет предпрофориентационную направленность в области
приобщения учащихся к особенностям трудовой деятельности артиста,
выступающего на сцене (артиста театра, хореографического ансамбля, вокального
жанра), педагога по теории искусства).
Программа включает в себя систему воспитательных мероприятий и
тематику бесед по основам экономических знаний для успешной и адаптивной
социализации учащихся в условиях быстро изменяющегося мира и современных
преобразований.
Программа педагогически целесообразна, поскольку направлена, прежде
всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного
«Я» через коллективную творческую деятельность.
3

Занятия способствуют развитию общей и эстетической культуры, носят
ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого
самовыражения и самореализации учащихся, развивают коммуникативную и
эмоциональную сферу личности школьников, способствует их социальной и
психологической адаптации.
Отличительные особенности программы проявляются в ее ориентации на
методические разработки в области театральной педагогики в основе которых
лежит учение К.С.Станиславского.
Данная
программа имеет
более
широкий
спектр
содержания,
предусматривающий дополнительное применение специфических приемов работы
в области хореографии и вокала.
Весь процесс обучения построен на преимущественном использовании
ведущих методов и приемов театральной педагогики, сочетающей комплекс
разнообразных речевых, артикуляционных, слуховых, двигательных и других игр,
специальных упражнений, адаптированных для занятий со школьниками. В основе
адаптации лежит принцип действенного, практико - ориентированного освоения
материала через постановку увлекательных творческих задач. В процессе обучения
сочетаются игровые и активизирующие - двигательные формы, учитывающие
психолого-возрастные особенности учащихся. Все занятия по программе строятся
по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к
созданию образа. Каждый учащийся проходит путь от игры, упражнения, этюда к
созданию конкретного сценического образа.
Адресат программы
Данная программа разработана для учащихся от 7 до 12 лет (мальчиков и
девочек). При отсутствии медицинских противопоказаний, программа может быть
доступна для детей с особенностями физического и психического развития, а также
для детей с отклонениями в поведении,
Условие набора в объединение - принимаются все желающие, у которых
отсутствуют медицинские противопоказания к групповым занятиям.
Количество учащихся в группах до 15 человек.
Психолого - педагогические характеристики и особенности детей.
Возраст детей 7-8 лет характеризуется как период достаточно интенсивного
физического развития, роста организма, чем объясняется непоседливость детей,
проявляется слабость воли, упрямство. Внимание неустойчиво (преобладает
непроизвольное внимание). Восприятие отличается неустойчивостью и
неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной
любознательностью». Теоретическая часть занятия не должна быть затянута по
времени, а должна сообщаться по ходу в ненавязчивой форме, т.к. в силу возрастной
особенности, дети 6-7 лет нетерпеливы и стремятся поскорее приступить к
практическим занятиям.
Возраст 9 - 12 лет связан со стремлением следовать правилам в игре и в жизни.
Ребенка занимает не только процесс, он начинает стремиться к результату, причем к
результату социально одобряемому. В этом возрасте совершается важное открытие:
взрослая жизнь, равноправным членом которой ты надеешься стать, требует
соблюдения определенных норм, умение следовать которым доказывает твою
4

состоятельность, твою способность стать равным и одновременно твою
уникальность, если ты более сообразителен, более быстр и ловок.
Правила в игре и в реальной жизни приобретают для ребенка особый смысл.
Он начинает сам стремиться и к усложнению игры, и к требовательности к себе со
стороны взрослых при оценке его деятельности.
В программе возможно участие учащихся с особы м и образоват ельны м и
пот ребност ям и, учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с
сохранным инлелектом, без медицинских противопоказаний); талантливых
(одарённых, мотивированных) учащихся; учащихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
По программе могут обучаться дет и-инвалиды и дет и с ограниченны м и
возм ож ност ям и здоровья (с сохранны м инт еллект ом ).

Занятия хореографией имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это связано
с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы
хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка.
Хореография - прекрасное средство психотерапии. Танцевать особенно
рекомендуется тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или
неуверенности в себе, а также людям, склонным к депрессии.
Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности
познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Танец
воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело,
раскрепощая движение. Включение тренажа в занятие способствует воспитанию
опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие
всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений,
расширению
двигательного
диапазона,
тренировке
дыхательной
и
сердечнососудистой системы, повышая тем самым жизненную активность.
Основные задачи в работе с детьми с ОВЗ в коррекционных учреждениях
направлены на ориентацию образования не только на освоение учащимися
определенной суммы знаний и навыков, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей, социализации и адаптации.
Характерной особенностью хореографии является органическая связь языка
движений с языком музыки, соотношение пластических средств выразительности с
музыкальными.
Для таких групп учащихся очень важно пройти адаптацию в группе для
дальнейшей социализации в обществе. Занятия художественной деятельностью
позволяет развиваться ребятам как физически (известно, что подобранные в
программе техники способствуют развитию мелкой моторики рук), так и
психически (учащиеся учатся слушать и слышать педагога, взаимодействуют с
одногруппниками в совместных заданиях, фантазируют и реализуют задуманное).
Что способствует снятию страхов и комплексов.
Для учащихся с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза, например
дет и-инвалиды с диагнозом сахарный диабет, имеет статус «инвалид», но ему не
нужны специальные образовательные условия) обучение организуется в
соответствии с индивидуальны м образоват ельны м м арш рут ом (Приложение
№1), который строится, основываясь на возможностях конкрет ного ребен ка,
5

пришедшего на обучение.
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность учащихся;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся, оказывается
помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и
возможности;
- обеспечивается обогащение учащихся знаниями (используя развивающие
игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Учитывая особенности учащихся, количество видов работ на занятии
ограничивается в пределах 5 - 7 видов. Кроме того, учитываются индивидуальные
особенности учащихся, поэтому материал на занятии подбирается по группам
различной сложности.
Учащиеся с ОВЗ принимаются после собеседования родителей (законных
представителей). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в другой
образовательной организации с более подходящими условиями для данной
нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дет и, находящ иеся в т рудной ж изненной
сит уации. Хореография - это практические занятия, в ходе которых музыкальные
образы передаются при помощи движений. В процессе танца учащиеся учатся
воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. В сюжетных
музыкально-ритмических упражнениях учащиеся вживаются в образы различных
персонажей, импровизируют, благодаря чему идет раскрепощение, снятие зажимов,
которые у данной категории учащихся проявляются более ярко. Выполнение
учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий,
сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует
формированию коллективных качеств личности. Это дает детям чувство не
одиночества. Занятия повышает настроение учащихся. Положительные эмоции
вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их
воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также
оздоровлению и активному отдыху.
Учащ иеся, проявивш ие
(одарённые, м от ивированны е)

вы даю щ иеся

способност и,

т алант ливы е

могут осваивать программу в индивидуальном
темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом
(Приложение №1), который строится, основываясь на возможностях
конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Такие учащиеся становятся
участниками различных конкурсов, выступают на концертах.

6

Уровень программы, объём и сроки
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне освоения и
реализуется в течение 1 учебного года (36 учебных недель).
Объем программы: 72 учебных часа.
Программа предусматривает 2 модуля - 2 этапа работы по полугодиям,
которые завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации
(мониторинга результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь;
2 этап: январь - май.
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная, с возможностью реализации в электронном формате с
применением дистанционных технологий.
Режим занятий:
Занятия проходят: 1 раз в неделю по 2 учебных часа с обязательной переменой
между занятиями не менее 10 минут или 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Продолжительность 1 учебного часа 45 минут
Предлагаемый режим занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы формируется из учащихся примерно одного возраста с разным
уровнем подготовленности и природных задатков.
Состав групп - постоянный.
Занятия - групповые.
Форма организации деятельности группы: объединение.
Форма проведения занятий: комбинированное, практическое, обобщающее,
контрольно-проверочное.
Виды занятий: сценарии невербального и активизирующего общения,
создание проблемно - игровых ситуаций, экскурсии с посещением театра юного
зрителя, детские мини - представления, постановка театрализованных и эстрадно тематических и мини - спектаклей и др.
Учащиеся, успешно освоившие данную программу на ознакомительном
уровне, могут быть зачислены в группу первого года обучения для последующего
освоения некоторых программ базового уровня в области театра, хореографии или
вокала - по выбору.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей с ОВЗ,
талантливых (одаренных) и особо мотивированных детей с использование
элементов разноуровневой технологии, что обеспечивает дифференцированный и
личностно - ориентированный подход к детям.
Это обеспечивает подбор универсальных методов и приемов работы, а также
заданий вариативного характера и разного уровня сложности с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
7

В ходе реализации программы применяется:
- разноуровневая форма и технология обучения (включая ознакомительный и
базовый уровни) для определения объема и содержания работы как с детьми с ОВЗ
и одаренными в области искусства..
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного подхода
к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов работы, а также
заданий
вариативного характера и разного
уровня сложности с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения могут проводиться при определенных условиях: карантина,
обусловленного необходимостью ограничения возможности распространения
вирусной инфекции в детской среде или отсутствия возможности личного
присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по причине болезни или временного
отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в сет евой ф орм е на
основании договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется совместная
деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися
образовательной программы, с использованием ресурсов вовлеченных в
образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23■навигатор■дети/■
1.2 Цель и задачи программы
Цель: создать условия для проявления учащимися художественно творческих способностей и развитию сценической культуры.
Задачи обучения:
О бразоват ельны е:
- познакомить с историей зарождения театрального искусства;

- развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу
голоса
- развить пластическую выразительность и мышечную свободу.
Л ичност ны е:

- воспитать интерес к разнообразным видам сценического искусства;
- сформировать культуру поведения на сцене и общения в кругу сверстников;
- воспитать духовно - нравственные качества личности: сочувствие,
сопереживание, желание помочь другому.
М ет апредм ет ны е:
- приобщить к духовным, культурным ценностям и традициям в области

российской национальной школы искусства.

8

1.3 Содержание программы. Учебный план
№
п/п
1

Название раздела, темы

Количество часов
Теория Практика
Всего

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Пед. наблюдение

10

2

8

2 Сценическая речь. Мониторинг

22

2

20

Конкурс-презентация.
Мониторинг

3 Сценическое движение

22

2

19

Пед. наблюдение.
флеш-моб
Просмотр мини- этюдов
Итоговый фестиваль
Мониторинг

Основы культуры в искусстве.

Творческая мастерская
(репетиции, постановки)
4 Мониторинг.

ИТОГО:

18

3

15

72

8

64

Содержание учебного плана
Основы культуры в искусстве.
Тема. Введение.
Теория. Особенности занятий в объединении. План работы на год.
Требования к нормам поведения при проведении занятий Техника безопасного
поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Виды сценического искусства. Театр как вид искусства. Отличие театра от
других видов искусства (литература, музыка, живопись). Выразительные средства
театрального искусства.
Практика. Просмотр презентации, видеофильма «Путешествие в театр».
Игры на знакомство с коллективом: «Снежный ком», «Знакомство-дразнилка». Игра
на сплочение коллектива «Клубок». Общеразвивающие игры на эмоциональный
настрой.
Тема. История зарубежного театра.
Теория. Театр Древней Греции. Мифологические основы представлений.
Устройство древнегреческого театра. Маски древнегреческого театра. Основные
жанры. Драматургия Древней Греции. Театр итальянского Возрождения.
Практика. Просмотр Презентации «Театр Древней Греции», «Зарубежный
театр». Игра «Знатоки театра».
Тема. Русский театр.
Теория. Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма.
Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра.
Практика. Просмотр презентация «Русский народный театр». «Ярмарка с
Петрушкой»
9

Тема. Театр и зритель.
Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Этикет в театре.
Культура восприятия театральной постановки. Театральные термины: «Афиша»,
«Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер», «Режиссер», «Бутафор», «Гример».
Практика. Просмотр в записи спектакля (детский спектакль). Просмотр
спектакля детского театрального коллектива. Создание (проигрывание)
проблемных ситуаций при посещении театра на знание правил этикета.
Тема. Виды и жанры театрального искусства.
Теория. Виды театрального искусства. Особенности и история развития
музыкального театра: Опера, Балет, Мюзикл. Жанры театрального искусства.
Трагедия. Комедия. Драма.
Сценическая речь
Речевой тренинг.
Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос.
Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные.
Свойства голоса: Тон. Тембр. Интонация.
Расширение диапазона и силы голоса. Полетность голоса. Словесное действие.
11 способов словесного действия. (Тема для углубленного уровня освоения
программы. Орфоэпия. Нормы литературного произношения ).
Практика. Выявление уровня подготовки, речевых особенностей каждого
учащегося. Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ.
Дикционные упражнения. Упражнение на тренировку гласных звуков в различных
сочетаниях на материале пословиц, стихов. Упражнение на тренировку
произношения согласных в сочетаниях. Упражнение со скороговорками.
Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Комплексная система
упражнений для тренировки и развития голоса и речи. Чистоговорки, скороговорки,
потешки, небылицы, стихи. Работа над освоением способов словесного действия
(басни-диалоги, скороговорки).
Сценическое движение.
Тема. Пластический тренинг.
Теория. Закрепление. Особенности занятий в объединении. План работы на
год. Требования к нормам поведения при проведении занятий Техника безопасного
поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Виды сценического искусства. Театр как вид искусства. Отличие театра от
других видов искусства (литература, музыка, живопись). Выразительные средства
театрального искусства.
Пластическая выразительность в искусстве. Пластическое воспитание
сценического актера или исполнителя. Внимание, двигательная память и контроль
над движениями.
Практика. Ритмопластический тренинг:
Осанка. Построение
позвоночника. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов,
релаксация. Совершенствование координации движений. Ходьба в сочетании с
движением рук, логическим текстом.
Тема. Рождение пластического образа.
10

Теория. Скульптурность тела в движении и статике. Музыка и движение. Темп
и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела. Пластическая
выразительность рук. Жест как один из способов выражения действия. Единство
формы и содержания жеста. Качественная характеристика и эмоциональная
выразительность жеста.
Практика. Просмотр д/ф о природе, животных. Упражнения и этюды на
создание пластического образа живой и неживой природы. Пластические
импровизации: на музыкальную тему, на смену настроения, на передачу образа
животных.
(Темы для углубленного уровня освоения программы)
1.
Пластический тренинг. Практика. Работа над освобождением мышц от
зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка,
релаксация, расслабление — напряжение.
Упражнения на внимание, воображение, темпоритм, пластику. Развитие
ритмичности и музыкальности в движении тела.
2. Рождение пластического образа. Приемы пластической выразительности в
работе над сценическим образом. Походка, жесты, пластика тела. Танец как
средство выразительности при создании образа сценического персонажа.
Практика. Этюдные пластические зарисовки. Основные танцевальные
Творческая мастерская (репетиции, постановки)
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на
результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Репетиции с использование декораций, костюмов, музыкального оформления.
Видеозапись репетиций.
Просмотр видеозаписи и анализ работы. Доработка отдельных сцен.
Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о
театре, тест на знание специальной терминологии, творческие задания по
актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение.
1.4. Планируемые результаты
После окончания года обучения учащиеся способны проявлять:
О бразоват ельны е результ ат ы :
- представления об истории зарождения театрального искусства;

- речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса;
- пластическую выразительность и мышечную свободу.
Л и чн ост н ы е результ ат ы :
- интерес к разнообразным видам сценического искусства;

- культуру поведения на сцене и общения в кругу сверстников;
- духовно - нравственные качества личности: сочувствие, сопереживание, желание
помочь другому.
М ет апредм ет ны е результ ат ы :
- признаки приобщенности к духовным, культурным ценностям и традициям в

области российской национальной школы искусства.
11

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график программы
№
п/п
1

Т ем а занятия

Д ата

2

3

Русский театр. Н ародны е обряды и игры.

4

Театр и зритель. Э тикет в театре.

5

Виды и жанры театрального искусства.

7

8
9

10
11
12
13

Ф о р с а занятия

часов
1. О сновы культуры в искусстве.
Вводное занятие. Виды сценического искусства.
И нструктаж по ТБ.
Театр Д ревней Греции. М аски.

6

Кол-во

2. С ценичоакая речь.
Речевой тренинг. Рождение звука.
Дыхание и голос. П остановка дыхания.
А ртикуляция и дикция. З вукоряд.
Гласные, согласные.
С войства голоса: Тон. Тембр. И нтонация.
Расш ирение диапазона и силы голоса.
Полетность голоса.
Словесное действие. Способы.

2

2

2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2

М есто

Ф орм а контроля

проведения
учебны й кабинет

Беседа
И гра «Снежны й кома,

учебны й кабинет

И гра «Путеш ествие на
маш ине времени».

учебны й кабинет

Беседа

занятие
Комбинированное

учебны й кабинет

В икторина

занятие
Комбинированное

учебны й кабинет

И гра-викторина

занятие
Комбинированное

учебны й кабинет

занятие
П рактическое занятие

учебны й кабинет

Пед. наблю дение,
практикум
И гры -ураж нения

Комбинированное

учебны й кабинет

И гры -ураж нения

занятие
П рактическое занятие

учебны й кабинет

И гры -ураж нения

учебны й кабинет

Тренинг

учебны й кабинет

И гры -ураж нения

занятие
П рактическое занятие

учебны й кабинет

И гры -ураж нения

Комбинированное

учебны й кабинет

Пед. наблю дение,

Беседа
(видео - презентация)
«Путеш ествие в театра.
Комбинированное
занятие
(видео - презентация)
Комбинированное

П рактическое занятие,
тренинг
Комбинированное

12

14

Орфоэпия. Н ормы произнош ения.

15

16
17

18
19

20
21
22
23

Чистоговорки, скороговорки, потеш ки, небылицы, стихи.
Обобщ аю щ ее занятие.
К омплекс игр и упражнений. М ониторинг
3. С ценическое движ ение. Закрепление. О сновы
культуры в искусстве.
Пластическая вы разительность в искусстве. И нструктаж по
ТБ,
Ритмопластический тренинг. П ром еж уточны й мониторинг
Разминка, освобож дение м ы ш ц от напряж ения и зажимов,
релаксация
Соверш енствование координации движений.

Х одьба в сочетании с движ ением рук, логическим текстом
Рождение пластического образа.
Скульптурность тела в движ ении и статике.
М узы ка и движение. Темп и ритм

24
25

Эмоциональное восприятие музы ки через пластику тела
Пластическая вы разительность рук. Ж есты

2
2
2
2

учебны й кабинет

П рактическое занятие

учебны й кабинет

К онтрольно-п роверочное учебны й кабинет
занятие
Комбинированное

учебны й кабинет

занятие

2
2
2
2
2
2
2
2

Единство формы и содерж ания ж еста
26

занятие
П рактическое занятие

2

27

К ачественная характеристика и эмоциональная
вы разительность жеста.

2

28

Сценическое искусство

2

Контрольно - проверочное учебны й кабинет
занятие
учебны й кабинет
П рактическое занятие
Комбинированное

учебны й кабинет

занятие
П рактическое занятие

учебны й кабинет

П рактическое занятие

учебны й кабинет

Комбинированное

учебны й кабинет

занятие
П рактическое занятие

учебны й кабинет

П рактическое занятие

учебны й кабинет

Комбинированное

учебны й кабинет

занятие
П рактическое занятие

учебны й кабинет

Комбинированное
занятие

учебны й кабинет

практикум
И гры -ураж нения
Пед. наблю дение,
практикум
Пед. анализ. М ониторинг

Пед. наблю дение,
практикум

Открыты урок.
М ониторинг.
Пед. наблю дение,
практикум
И гры -ураж нения
Пед. наблю дение,
практикум
И гры -ураж нения
Пед. наблю дение,
практикум
И гры -ураж нения
Пед. наблю дение,
практикум
И гры -ураж нения

Пед. наблю дение,
практикум
Беседа
И гра

13

29
30

У праж нения и этю ды на создание пластического образа
ж ивой и неж ивой природы.
Творческая мастерская. (16ч.) Репетиция №1
Репетиция № 2

31

Репетиция №3

32

Репетиция № 4

2

Этю ды н а создание пластического образа ж ивой природы

35

Этю ды н а создание пластического
природы
П остановка сценического ном ера

36

Итоговое занятие. И тоговы й мониторинг.

2
2

33
34

2

образа

неживой

2
2
2
2

Комбинированное

учебны й кабинет

Пед. наблю дение

занятие
П рактическое занятие

учебны й кабинет

П рактическое занятие

учебны й кабинет

Пед. наблю дение
практикум
И гры -ураж нения

П рактическое занятие

учебны й кабинет

Треннинг.

Комбинированное

учебны й кабинет

Треннинг.

занятие
П рактическое занятие

учебны й кабинет

П ед.анализ

П рактическое занятие

учебны й кабинет

П ед.анализ

Контрольно - проверочное учебны й кабинет
занятие

М ини-концерт
М ониторинг.

14

2.2. Воспитание
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества
и
государства,
формирование
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Г ероев Отечества.
Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры; информирование учащихся, орга­
низация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения учащихся к
искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей учащихся, их ответственного поведения, создание,
поддержка и развитие среды воспитания учащихся, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации, творчества при освоении предметного и
метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности
(идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос­
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы

15

является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых,
учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки учащихся в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с
ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания,
влияния реализации программы на коллектив учащихся: что удалось достичь,
а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты,
полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.

16

К алендарны й план воспит ат ельной раб от ы

№
п/п

Название события, мероприятия

Сроки

1

Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж», посвящённые годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции

2

День отца

Октябрь

3

День матери

Ноябрь

4

Международный
коррупцией

5

Всероссийская
хлеб»

6

День защитника Отечества

Февраль

7

Международный женский день

Март

8

День здоровья

Апрель

9

День космонавтики

Апрель

день

акция

борьбы

Сентябрь

с Декабрь

«Блокадный Январь

Форма
проведения

Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Флеш-моб
Праздник.
Мастер-класс.
Концерт.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Праздник.
Мастер-класс.
Концерт.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ

17

10

Международный день семьи

Май

11

День Победы

Май

12

День защиты детей

Июнь

13

День России

Июнь

Посещение
музея.
Флеш-моб.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Флеш-моб
Праздник.
Мастер-класс.
Игра.

г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Праздник.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Флеш-мобМаст
ер-класс.
*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации
программы Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.

2.3 Условия реализации программы.
Материально - техническое обеспечение:
Помещение (зал) для занятий соответствует требованиям СП 2.4.364820
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В помещении находятся стулья, соответствующие ростовой группе, стол
и стул для педагога, помещение (шкафы) для хранения декораций, костюмов.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- Альбомы и иллюстрации по искусству,
- реквизит для этюдов,
Информационное обеспечение: аудио-записи, видео-записи, интернет
источники:
http://www.art-education.ru
http://www.vcht.ru
http://www.forum.numi.ru
http://www.tvkultura. ru
http://www.openlesson.ru
http://www.telespektakli.ru
http://www.900igr.net

18

Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Программу
реализует педагог дополнительного образования Кумпан Александра
Андреевна, в 2009 году получила высшее профессиональное образование в
МГУКИ «Московский государственный университет культуры и искусств» г.
Москва по специальности:
народное художественное творчество
(квалификация:
художественный
руководитель
хореографического
коллектива, преподаватель).
Стаж работы в должности педагога дополнительного образования - 1год,
общий педагогический стаж - 1 год. Квалификационную категорию по
должности не имеет, в связи с непродолжительным периодом работы.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания.
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
- использовать
методы,
приемы и
способы
формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению театрального искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в концертах, конкурсах и иных
аналогичных мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности
в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически
(не реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.

19

Педагогу необходимо обладать следующими компетенциями:
профессиональной, информационной, коммуникативной, правовой.
2.4 Формы аттестации
Первоначальный контроль для определения уровня развития
учащегося и его творческих способностей производится при поступлении в
объединение, когда проводится первичное собеседование (прослушивание),
беседы с родителями.
Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с
помощью различных форм: педагогического наблюдения, педагогического
анализа, участия в мероприятиях, мини - спектаклях и конкурсах, открытом
занятии, учета посещаемости занятий (текстовый журнал и в сети Интернет
АИС Навигатор.дети), оформления фото отчетов по проведенным
мероприятиям; отзывов учеников и родителей.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются мини этюды, мини-концерты, открытые уроки с анализом работы учащихся, а также
- мониторинг результативности освоения образовательной программы.

20

2.5 Оценочные материалы.

Форма бланка

__ полугодие_

______ уч. год

Мониторинг результатов освоения
дополнительной образовательной программы ________________________
Объединение
Педагог ДО
год обучения)
1.1.

Ф .И О .
№

2.1.

2..2.

3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

4.2.

показат ели

4.3.

4.4

П рим е
ча
ние

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
С редн и й балл:

Б л а н к - (п р и л о ж е н и е к б л а н к у М о н и т о р и н га )

Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Методы
П оказат е К ри т ери и
С т епень вы раж енн ост и
Число
о ц е н и в а е м о го к а ч е с т в а

ли

баллов

д и а гн о с т и
ки

0-3

Наблюдени
е,
тестирован
ие
контрольн
ый
опрос и
др.

Характеристика уровня сформированности ЗУН
1

Т е о р е т и ч е с к а я п о д го т о в к а

1.1 Теоретиче
ские
знания по
основным
разделам
программ
ы

Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям

• Минимальный уровень ребёнок овладел менее чем
/ часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - / часть
объема усвоенных знаний
составляет более

4-7
8-10

21

• Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период.

Собеседова
ние

П р а к т и ч е с к а я п о д го т о в к а

1.
2

2

Практиче
ские
умения и
навыки
(по
основным
разделам
программ
ы

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Творческ
ие навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

2

3

О б щ е у ч е б н ы е у м е н и я и н а вы к и

3

Умение
слушать
и
слышать
педагога
Умение
организов
ать своё
рабочее
(учебное)
место

Адекватность
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой

Навыки
соблюден

Соответствие
реальных навыков

1

3
2

3.
3

• Минимальный уровень ребёнок овладел менее чем
/ часть обьема знаний,
предусмотренных
программой;
• Средний уровень - / часть
обьема усвоенных знаний
составляет более
Максимальный уровень освоил практически весь
обьём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период
• Начальный
(элементарный) уровень
развития креативности —
ребёнок в состоянии
выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога;
• Репродуктивный уровень в основном, выполняет
задания на основе образца;
• Творческий уровень выполняет практические
задания с элементами
творчества
Уровни - по аналогии с п. 3.1.

0-3
4-7

Контрольн
ое
задание

8-10

0-3

Контрольн
ое
задание

4-7
8-10

0-3
4-7
8-10

0-3

Наблюдени
е

Наблюдени
е

4-7
8-10
0-3

Наблюдени
е

22

соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
Характеристика уровня личностного роста и развития

ия правил
безопасно
сти

4

О р га н и за ц и о н н о -в о л е в ы е
качест ва

4.
1

Дисципл
инирован
ность I
культура
поведени
я
Воля

4.
2

4.
3

4.
4.

Самоконт
роль и
самооцен
ка

4-7
8-10

Способность
соблюдать
правила и
требования
педагога

Терпения хватает менее чем
на / частьзанятия
Более чем на / занятия
На все занятие

0-3
4-7
8-10

Наблюдени
е

Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать и
оценивать свои
действия,
поступки.

Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком

0-3
4-7
8-10

Наблюдени
е

Ребёнок постоянно
действует под воздействием
контроля извне
Периодически
контролирует себя сам
Постоянно контролирует
себя сам
Продиктован ребёнку извне
Периодически
поддерживается самим
ребёнком
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно

0-3

Наблюдени
е

Мотивац Осознанное
ия.
участие ребёнка в
Интерес к освоении
занятиям образовательной
в детском программы
объедине
нии.
Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)

4-7
8-10

0-3
4-7
8-10

Тестирован
ие
(Беседа)

23

2.6. Методическое обеспечение программы
Современные образовательные технологии
При проведении занятий педагог отдает предпочтение использованию
технологий дифференцированного и
личностно-ориентированного
обучения, которые создают оптимальные условия для выявления задатков,
развития творческих умений и способностей учащихся, а также способствуют
возможности самостоятельного выбора учащимися одного из предлагаемых
для выполнения заданий, отличающихся по уровню сложности и объему.
При реализации данной программы эффективно также применение
технологий активизирующего общения и комплексного обучения, что
позволяет учащимся в непринужденной обстановке в большей степени
проявлять активность, моделируя содержание работы по исполнению роли
конкретного персонажа.
На занятиях могут использоваться несколько технологий, например:
личностно - ориентированная, игровая и информационная.
Для развития творческого потенциала у учащихся рекомендуется
применение игровых технологий. Именно игра развивает природные свойства
и
способности детей, помогает педагогу в выполнении поставленных целей и
задач.
Обучение по данной программе предполагает использование различных
методов и приемов обучения.
Объяснительно - иллюстративный метод (беседа, рассказ, практическая
работа (групповая и индивидуальная), самостоятельная работа учащихся).
Репродуктивный метод (повторение, коллективное творчество,
замедленный показ). Эвристический метод (творческие находки, копилка идей,
творческие проекты). Игровой. Дискуссионный. Выбор методов обучения
зависит от темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы
реализуются в теснейшем взаимодействии при создании положительной
мотивации, актуализации интереса. Приемы: демонстративно-тренировочный,
инсценировка фрагментов ситуаций,
практические задания и упражнения, анализ ситуации морального выбора.
Для достижения поставленной цели
и
реализации
задач
общеразвивающей программы используются следующие методы обучения:
словесны й:

2. рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками;
практический:
3. игры, упражнения, тренинги;
4. творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки),

24

сценические (этюды, мини - концерты);
наглядный:
5. просмотр презентаций по конкретным темам программы,
спектаклей, видеозаписей спектаклей с обязательным обсуждением
увиденного;
6. просмотр творческих работ в различных видах деятельности
репродукт ивный:
7. участие в концертах, театрализованных тематических вечерах,
спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня, социально творческой, благотворительной деятельности
частично-поисковый:
8. совместный с педагогом выбор репертуара, определение темы,
жанра пьесы и спектакля;
9. разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций
проблемный:
10. создание проблемных ситуаций и поиска различных
способов решения задачи
методы формирования интереса к обучению:
11. создание комфортной эмоциональной атмосферы;
12. создание эмоциональных нравственных ситуаций, ситуаций
новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.
Дополнительная общеразвивающая программа построена с учетом
основных принципов педагогики искусства:
13. От постановки творческой задачи до достижения творческого
результата
14. Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся
15. Смена типа и ритма работы
16. От простого к сложному
17. Индивидуальный поход к каждому учащемуся
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть.
2. Основная часть: объяснение темы, практическая часть.
3. Итог занятия.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания

25

2.7 Список литературы
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
26

У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших
городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта
2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального
стандарта «Тренер-преподаватель»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального образования,
основным
программам
профессионального
обучения, дополнительным
общеобразовательным
программам»;
У Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811
«Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций,
слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с

27

участием организованных групп детей, проводимых организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха
детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов
государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких
мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня
2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного
минимума для
образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
реализации профориентационного минимума в образовательных организациях
субъекта Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
S Методические
рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно-технологического и культурного развития страны, утвержденные
протоколом заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от
28 июля 2023 г.;
S Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
S Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края»,

28

автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических
наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в период режима «повышенная готовность»,
автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических
наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.

.Литература для педагога.
1. Бруссер А. «Сценическая речь», М. серия «Я вхожу в мир искусств» №8,
2008. -165 с.
2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: ПраймЕврознак, 2008. -377 с.
3. Кох И.Э.Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1979. -222с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред.
Н.Ю.Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1990. - 921с.
5. Петрова А. Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусства»), 2010. -144с., ил.
6. Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского //Я
вхожу в мир искусств, 2008. -№1
7. Серия репертуарно-методической библиотечки «Я вхожу в мир
искусств», М., ВЦХТ - 231 с.
8. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8т-т.2, т.3 «Работа актера над
собой» М., Искусство,1985. - 151 с.
9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., «Владос», 2003. - 145 с.
Литература для детей и родителей:
1. Ю.Л.Алянский Азбука театра.СПб, 1990. - 156 с.
2. Дюпре В. Как стать актером/ Дюпре В. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007. - 121
с.
3. Мифы Древней Греции. - М: Белый город, 2008. - 143 с.
4. П.Пави. Словарь театра. М. 1991.
5. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство/Под ред. Володина В.А. - М:
Аванта+, 2016. - с.222-413.

29

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ м а р ш р у т
______________________________________учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе____________________
педагог:___________________
на
учебный год
6.
Раздел

Наименование мероприятий

Учебный план

Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

«Творческие
проекты»

Перечень тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

Самостоятельная работа

Участие в мероприятиях

Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».