Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муницип&зьного образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
от 10 марта 2025 г.
Протокол № 4
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КАЛЕЙДОСКОП»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 16 часов
Возрастная категория: от 5 до 10 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифииированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 74469
Автор-составитель:
Сасим Инна Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Содержание
Содержание
1 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
______ объем, содержание, планируемые результаты_____________3
3
1.1 Пояснительная записка
7
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Содержание программы
8
1.4 Планируемые результаты и способы их проверки
9
2 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
10
условий, включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
10
2.2 Воспитание
11
2.3 Условия реализации программы
13
2.4 Формы аттестации
14
2.5 Оценочные материалы
15
2.6 Методическое обеспечение материалы
17
2.7 Список литературы
19
22
Приложение
2
Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп» (далее
—
программа)
имеет
художественную
направленность, поскольку нацелена на поддержание у учащихся
устойчивого интереса
к
декоративно-прикладному
творчеству,
освоению учащимися навыков и приёмов бисероплетения.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования
Туапсинский муниципальный округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью
выявления и развития индивидуальных способностей учащихся, создания
условий для занятий творчеством.
Новизна программы в том, что занятия по бисероплетению по данной
программе скорее ознакомительные и занимательные, чем обучающие, так
как главная задача программы - интересно занять досуг учащихся,
расширить их кругозор в области декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы в создании условий для развития личности
ребенка,
мотивации к познанию и творчеству, приобщения к
общечеловеческим
ценностям,
для
социального
и культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления
психического и физического здоровья учащихся, взаимодействия педагога
дополнительного образования с семьей.
Программа является педагогически целесообразной, поскольку
занятия по программе способствуют развитию пространственного
воображения, эмоционального мышления и наблюдательности. А так же
способствуют развитию пространственного воображения, эмоционального
мышления и наблюдательности направлена на формирование у учащихся
основ бисероплетения и развитие креативного мышления. После каждого
занятия ребёнок получает результат - готовую работу. Это учит
целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
Отличительные особенности
Программа
разработана для учащихся, которые имеют разные
стартовые способности, а процесс обучения раскрывает образовательный
потенциал каждого ребёнка.
Отличительной
особенностью
данной
программы
от
программ в уже существующих в данном направлении является содержание
обучения, а точнее выбор техники плетения, материала и тематики работ.
Основная часть.
Адресат программы
3
Данная программа разработана для учащихся от 5-10 лет.
Условие набора учащихся в группу - на обучение п р и н и м а ю т с я все
ж е л а ю щ и е без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья
Наполняемость группы- 15-20 человек.
П сихолого учащ ихся по возрастам.
педагогические
характ ерист ики
и
особенност и
Психофизиологические особенности учащихся 5-9 лет — это период
интенсивного физического развития, организм растет, происходит процесс
окостенения и формирования поясницы (этим объясняется непоседливость
учащихся).
Формируются
способности
к
целенаправленному
систематическому
труду.
Внимание
неустойчиво
(преобладает
непроизвольное внимание). Память и мышление носят образный характер.
Возрастная особенность - подражание старшим. Формируются свойства
личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, чувства
дружбы, товарищества, любви к Родине.
Нравственные качества становятся более устойчивыми.
Характерные положительные черты - доверчивость, бескорыстие,
чистота, сердечность, доверие к педагогам. Отрицательные качества недостаточная самостоятельность, легкая внушаемость, некритичный подход
к людям, непоседливость, слабость воли, упрямство (по доктору Добсону
есть следствие волевого протеста, а безответственность и подвижность
учащихся естественны .
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно
проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение
сферы общения. Быстрое становление, множество новых качеств, которые
необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам
строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.
Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же
время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».
Возраст учащихся 10 лет - в творчестве появляется тенденция
перехода от замысла, внешне не зафиксированного и очень часто
меняющегося в процессе своего воплощения, к более устойчивому замыслу,
воплощенному в эскизе.
В композициях появляются стремление к большей органичности и
композиционной уравновешенности всех частей.
В
программе
возможно
участие
учащихся
с
особыми
образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями
здоровья (с сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний);
талантливых (одарённых, мотивированных) учащихся; учащихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
Творческая деятельность учит учащихся с особыми возможностями
здоровья ориентироваться
в окружающей обстановке, развивают
произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои
действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы.
4
Для детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях
конкретного
ребенка,
пришедшего
на
обучение.
У большинства учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому
использование активных форм, методов и приёмов обучения в данной
программе является одним из необходимых средств повышения
эффективности коррекционно-развивающего процесса. При подборе
содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны,
принцип доступности, а с другой стороны, не допускается излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности, так как оно соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям. Для
эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса,
желания и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность учащихся;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся,
оказывается помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные
силы и возможности;
Д е т и с ОВЗ принимаются после собеседования родителей (законных
представителей). Собеседование проводится с целью установления
уровня трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального
образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети
находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Роль творческой деятельности в работе с такими
детьми трудно переоценить.
Не
секрет что у большинства
несовершеннолетних из семей, состоящих на ведомственном учете как
находящиеся социально опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации имеются проблемы связанные с общением и самовыражением в
хорошем смысле, так же.
Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребёнка, снятия зажатости - это творческая деятельность.
Они становятся более раскрепощенными, учатся доверять друг другу, а также
доверять взрослым, у них развиваются коммуникативные качества личности,
так как им приходится постоянно общаться, развивается память, внимание,
,
5
мышление и воображение, фантазия. Это позволит им раскрыть свои
творческие способности и почувствовать свою уникальность.
Творчество это благодатная почва для самореализации, развития
самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах,
адекватной самооценки больного ребёнка. Способность мыслить творчески
делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к
стрессовым ситуациям.
Дети, проявившие выдающиеся способности, талантливые
(одарённые, мотивированные)
могут осваивать программу в
индивидуальном темпе (в соответствии с индивидуальны м образоват ельны м
м арш рут ом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они сами
(при поддержке педагога и родителей) становятся ведущими игр, Подбирают
и готовят игры для сверстников на следующее занятие.
Уровень программы, объем и сроки
Данная программа является ознакомительной.
Объем программы: 16 учебных часов.
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная (с возможностью электронного обучения с
применением дистанционных технологий).
Режим занятий: занятия проходят: ежедневно по 1 академическому
часу без перерыва или 2 часа с перерывом.
Продолжительность 1 академического часа - 30-45 минут (в
зависимости от возраста учащихся). С перерывом 10 минут. Что
соответствует нормам - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы формируется из учащихся разных возрастов с
разным уровнем подготовленности и природных задатков.
Занятия - групповые.
Виды занятий:
комбинированное,
практическое
занятие,
обобщающее, контрольно-проверочное.
Для реализации программы используются следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса: педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
- групповые игровые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
- проблемное обучение.
Каждое занятие
имеет свою специфику и определенную
законченность, так как каждое занятие - это своеобразный мастер-класс к
6
концу которого ребенок имеет законченную работу.
Программа может реализовываться в сет евой ф орм е (на основе
договора «О сетевом взаимодействии»), с привлечением сотрудников
данного профиля. Совместная деятельность, направленная на обеспечение
возможности освоения учащимися образовательной программы, с
использованием ресурсов вовлеченных в образовательный процесс
организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23■навигатор■дети/■
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие художественных способностей и
творческой активности учащихся, создание условий для её пробуждения и
реализации, превращение в потребность.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения бисероплетения;
- научить организовывать рабочее пространство согласно правилам ОТБ;
-научить пользоваться правилами и приёмами применения
простейших инструментов (ножницы, круглогубцы, кусачки)
Личностные:
- воспитать художественный вкус и оценочную ориентацию на
качество изделий.
- воспитать у учащихся эмоциональную отзывчивость и такие качества, как
внимание, собранность, целеустремленность, работоспособность.
Метапредметные:
- сформировать умения и навыки практической работы с бисером на
основе теории цветоведения, умение работать по схемам, рисункам,
образцам.
- сформировать умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
- сформировать умение оценивать правильность выполнения действия;
1.3. Содержание программы.
Учебный план
Форма аттестации, контроля
№
Название раздела , темы
Всего Теория Прак
п/п
тика
1 Вводное занятие. История
1
1
Беседа (презентация)
возникновения бисероплетения.
Педагогическое наблюдение.
2 Плоское плетение на
6
1
5
Педагогическое наблюдение.
Игра-аукцион
проволоке
7
3
Объёмное плетение на
проволоке
4
1
3
Педагогическое наблюдение.
Выставка работ (ярмарка)
4
Плетение на леске.
4
1
3
5
Подведение итогов
1
-
1
Педагогическое наблюдение.
Игра-аукцион
Мониторинг.
Выставка работ (аукцион).
ИТОГО:
16
4
12
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися. Задачи и план работы на учебный год.
Необходимые материалы и инструменты. Ознакомление с наглядными
пособиями. Знакомство с историей бисероплетения. Развитие познавательного
интереса. Просмотр видео, фото, беседа.
П ракт ика. Техника безопасности при работе с различными
инструментами.
2. Плоское плетение на проволоке .
Теория. Родословная стеклянной бусины. История украшений из
бисера.
Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
П ракт ика. Общие правила создания плоских форм на проволоке.
Рабочие схемы. Чтение схем. Техники плетения: параллельное, игольчатое,
петельное.
Введение
дополнительной
проволоки.
Термины
в
бисероплетении. Основные характеристики цвета. Правила ухода и хранение
изделий из бисера.
3. Объёмное плетение на проволоке.
Теория. Знакомство со схемами объёмного плетения, со схемами
изделий, состоящих из нескольких деталей.
П ракт ика. Различные способы соединения деталей. Соотношение схем
с реальным изделием.
4. Плетение на леске.
П ракт ика. Приёмы низания в две нити: «крестик». Расход рабочего
материала. Наращивание и закрепление лески. Застёжка. Гармония цвета.
Изготовление фенечек, бус.
5. Итоговое занятие .
П ракт ика - Итоговая выставка работ учащихся. Подведение
итогов, творческие задания.
1.4. Планируемые результаты
После завершения программы учащиеся демонстрируют:
Образовательные:
- знания по истории возникновения бисероплетения;
- умения организовывать рабочее пространство согласно правилам ОТБ;
- умения пользоваться правилами и приёмами применения
8
простейших инструментов (ножницы, круглогубцы, кусачки)
- умения и навыки
практической работы с бисером на
основе теории цветоведения, умение работать по схемам, рисункам,
образцам.
Личностные:
- художественный
вкус и оценочную ориентацию на
качество изделий.
- эмоциональную отзывчивость, такие качества как внимание, собранность,
целеустремленность, работоспособность.
Метапредметные:
- умение планировать свои действия в соответст вии с поставленной задачей;
- умение оценивать правильность выполнения действия;
- умение адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения
решений;
Для определения планируемых результатов учащихся
следующие диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результатов участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
используются
9
Раздел №»2 Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Дата
Название раздела, темы
Вводное занятие.
Знакомство с учащимися.
Обзор программы обучения.
Родословная стеклянной
бусины.
История. Материалы и
инструменты.
Плоское плетение на
проволоке. Организация
рабочего места. Знакомство
со схемами, правила работы.
Насекомые.
Попрыгунья стрекоза. Техника
— низание,
параллельное плетение.
Сочетание цвета.
Использование бусин.
Насекомые. Бабочка
перломутровка. Цветовое
сочетание бисера. Работа по
схеме.
Параллельная техника
плетения.
Насекомые. Божья коровка
Соня. Техника — параллельное
и игольчатое плетение.
Формируем бережное
отношение к природе.
Объёмное плетение на
проволоке. Разноцветные
змейки. Знакомство со
схемами объёмного
плетения. Работа по схеме
Паучок - крестовичок.
Объёмное и игольчатое
Кол- во
часов
1
Форма занятия
комбинированное
Место
проведени
я
учебный
кабинет
Формы
контроля
Беседа.
Пед.
наблюдение
практическое
Пед.
учебный наблюдение
кабинет
Играаукцион
практическое
Пед.
учебный наблюдение
кабинет
Играаукцион
практическое
Пед.
учебный наблюдение
кабинет
Играаукцион
2
практическое
Пед.
наблюдение
Учебный
Выставка
кабинет
работ
(ярмарка)
2
практическое
Пед.
учебный
наблюдение
кабинет
2
2
2
10
плетение. Работа по схеме.
7
Плетение на леске.
Низание в две нити. Фенечка
«Крестик» . Сочетание цвета
бисера. Расход рабочего
материала. Чтение схем.
Заделка концов фенечки
Подготовка работ к выставке.
Выставка
8
ИТОГО:
Выставка
работ
(ярмарка)
2
1
практическое
Пед.
учебный наблюдение
кабинет
Играаукцион
практическое
учебный
кабинет
Мониторинг
Выставка
работ
(аукцион)
16
2.2. ВОСПИТАНИЕ
развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения.
Задачи:
- усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры;
- информирование учащихся, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- приобретение учащимися опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
Ц ель:
Ц е л е в ы е ориент иры :
освоение учащимися понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
-
Ф орм ы и м ет о д ы во с п и т а н и я
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
11
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки учащихся в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в соответствии
с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся друг
с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учеб
ный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№
Название события,
Форма проведения
Практический результат и
12
п/п
мероприятия
1
Ценности, которые
объединяют.
2
Легенды о России»
3
Одна страна
традиции.
-
нас Тематическая беседа.
Презентация.
Посещение музея.
Тематическая беседа.
Презентация.
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
одни Тематическая беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
*Сроки проведения мероприятий определяются календарными сроками реализации
программы Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной
организации.
2.3. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
Занятие декоративно-прикладным творчеством предполагает наличие
необходимой материально-технической базы, состоящей из следующих
компонентов:
- помещение для занятий с достаточным освещением, согласно
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- столы и стулья для учеников и педагога;
- шкафы и стеллажи для хранения учебных материалов и готовых работ.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
Для успешной реализации программы необходимо иметь на
каждого учащегося:
- колющие режущие инструменты: иглы, ножницы;
- материалы для работы бисер, нитки, проволока.
У педагога должен быть набор демонстрационных материалов и
инструментов.
Дидактический материал:
В процессе обучения используются наглядные пособия:
- таблицы с изображением цветового круга;
- раздаточный материал — схемы для бисероплетения;
- иллюстрации и фотографии насекомых, животных, украшений;
- Учебники, пособия, альбомы по бисероплетению.
Информационное
обеспечение: подборка фотографий,
интернет источники (www.pinterest.com).
Кадровое обеспечение:
программу реализует педагог
дополнительного образования Сасим Инна Владимировна, имеет высшее
образование по специальности «Учитель - логопед». Курсы о повышении
квалификации: «Современные методы игровой деятельности в работе с
дошкольниками ФГОС дошкольного образования (ДО) (01.12.2020г);
«Использование декоративно-прикладного искусства в образовательных
13
организациях». Стаж работы в данном направлении более 10 лет.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся при решении задач их обучения, развития и
воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы (учащихся и их родителей (законных
представителей));
-проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы,
средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки
деятельности и поведения учащихся на занятиях;
-использовать методы, приемы и способы формирования благоприятного
психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества
учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации
учащихся различного возраста;
-готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах и иных
аналогичных мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности,либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не
реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной, правовой.
2.4. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- систематический учет посещаемости в журнале АИС навигатор.дети;
-текущий учет знаний и умений (опрос, беседа);
-просмотр работ, их анализ;
- мониторинг.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка детского творчества;
14
- аукцион, ярмарка.
15
2.5. Оценочные материалы
Ф орма бланка
____ п о л уго д и е ________________ уч. год
М ониторинг результатов освоения
дополнительной образовательной программы ____________________________________________________
Объединение _______________________________________________
Педагог Д О ______________________________
Г руп п а _____________ ( ________ год обучения)
№
Ф.И.О.
1.1.
показатели
2.1.
2..2
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
П рим еча
ние
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Средний балл:
16
Форма бланка
(Приложение к Мониторингу)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Число
баллов
Методы
диагностики
Характеристика уровня сформированности ЗУН
1
1.1.
Теоретическая подготовка
Теоретические
знания
по
основным
разделам
программы
Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям
• Минимальный уровень - ребёнок
овладел менее чем У часть
обьема знаний, предусмотренных
программой;
• Средний уровень - У часть
обьема
усвоенных
знаний
составляет более
• Максимальный уровень - освоил
практически весь обьём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период.
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование
Практическая подготовка
1.2
2.2.
3
3.1
Практические
умения и навыки
(по основным
разделам
программы
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
3.3
• Начальный (элементарный)
уровень развития креативности
— ребёнок в состоянии
выполнять лишь простейшие
практические задания педагога;
• Репродуктивный уровень - в
основном, выполняет задания на
основе образца;
• Творческий уровень - выполняет
практические задания с
элементами творчества
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
Общеучебные умения и навыки
Умение
слушать и
слышать
педагога
3.2
• Минимальный уровень - ребёнок
овладел менее чем У часть
обьема знаний, предусмотренных
программой;
• Средний уровень - У часть
обьема
усвоенных
знаний
составляет более
Максимальный уровень - освоил
практически весь объём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период
Адекватность
Навыки
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
Соответствие
соблюдения
правил
реальных навыков
соблюдения правил
Умение
организовать
своё рабочее
(учебное) место
Уровни - по аналогии с п. 3.1.
0-3
Пед.
наблюдение
4-7
8-10
0-3
Пед.
наблюдение
4-7
8-10
0-3
Пед.
наблюдение
4-7
17
безопасности
программным
требованиям
Характеристика уровня личностного роста и развития
безопасности
4
4.1
4.2
4.3
4.4.
8-10
Организационно-волевые качества
Дисциплиниров
анностьI
культура
поведения
Воля
Самоконтроль и
самооценка
Способность
соблюдать правила
и требования
педагога
Способность
активно побуждать
себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать и
оценивать свои
действия,
поступки.
Осознанное участие
ребёнка в освоении
образовательной
программы
Мотивация.
Интерес к
занятиям в
детском
объединении.
Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)
Терпения хватает менее чем на У
частьзанятия
Более чем на У занятия
На все занятие
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение
Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение
0-3
Пед.
наблюдение
Ребёнок постоянно действует под
воздействием контроля извне
Периодически контролирует себя
сам
Постоянно контролирует себя сам
Продиктован ребёнку извне
Периодически поддерживается
самим ребёнком
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Тестирование
(Беседа)
2.6. Методическое обеспечение программы: технология (методика),
формы и методы работы
Использование на занятиях технологии дифференцированного и
личностно-ориентированного обучения создают оптимальные условия для
выявления задатков, развития интересов и способностей на пути к
профессиональному самоопределению. Технология дифференцированного
обучения дает свои плоды: учащиеся усваивают материал программы на
различных уровнях.
Применение технологии активного комплексного обучения организует
активность учающихся, моделирует предметное содержание последующей
творческой деятельности.
Форма занятий - урок.
Формы организации обучения:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа с учащимися, формирование
понятий, обсуждение и т.д.);
18
- практический (выполнение учащимися заданий по схемам, выстаки);
- метод проблемного изложения (постановка вопроса и поиск ответа);
- частично-поисковый (сравнение, анализ);
- непосредственная помощь применяется в тех случаях, когда воспитанник
не может сам справиться с заданием;
- метод убеждения - слово, влияние с помощью коллектива;
- метод поощрения - благожелательный отзыв о трудолюбии и дисциплине,
похвала, награждение грамотой, дипломами.
Алгоритм учебного занятия
№п/п
Содержание деятельности
Форма организации
1.
Организационный этап.
Учащие готовят инструменты и
принадлежности для занятия.
2.
Основной этап.
Объяснение нового материала.
3.
Самостоятельная работа.
4.
Веселая переменка.
Постановка целей и задач занятия, требования к
работе. Демонстрация наглядных материалов.
Анализ объектов работы.
Закрепление знаний, практических умений и
навыков, получаемых при объяснении
педагога. Фронтальная и индивидуальная
работа.
Физкультурная минутка.
5.
Итоговый этап.
Организация выставки. Коллективное
обсуждение. Анализ работ учащихся.
Методические материалы
№
п/п
Раздел,
тема
Методы
обучения
1
Вводное
занятие
Т еоритический.
2
Бисероплетен Практический,
наглядный,
ие
объяснительно
иллюстрирован
ный,
теоритический
Форма
Дидактичес
метод.
- кие
материалов материалы
Инструкции Плакаты
Группового
Беседа
обучения.
по технике по
безопасност технике
и
безопаснос
ти
Группового
Практическо Наглядный Образцы
обучения.
материал.
поделок.
е занятие.
Личностно
Раздаточный Схемы
ориентирован Выставка
материал.
ная технология
Схемы
Технология
Форма
занятия
19
2.7.Список литературы
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.;
20
S Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших
городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;
S Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации
до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
S Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального
стандарта «Тренер-преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811
«Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских
маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и
иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием
организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их
оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов
государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких
мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня
2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
21
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
У Постановление Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
У Постановление Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека,
значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран
мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных
направлений научно-технологического и культурного развития страны,
утвержденные протоколом заочного голосования Экспертного совета
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
по
вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха
№ АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края», авторсоставитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук,
руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного процесса
в организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в период режима «повышенная готовность», авторсоставитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук,
руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
22
Список литературы для педагогов
1. Бондарева Н.И.«Рукоделие из бисера», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015. 48 с.
2. Беннер Доуэлп «Цветы из бисера», М., «Ниола- Пресс», 2018.- 128 с.
3. Бейкер А. «Цветы из бисера», М., «Кристина - Новый век». 2015. - с
4. Галицкая Г., О. Левина. «Вышивка бисером», «Проф- Пресс», 2016. - 130 с.
5. Гулидова О,В, «Деревья из бисера», М., «АСТ- Пресс», 2017. - 148 с.
6. Колякин В.И. «Методика организации уроков коллективного
творчества», М., ВЛАДОС, 2002. - 148 с.
7. Ляукина М «Бисер», М., «Дрофа- Плюс», 2016. - 114 с.
8. Чиотти Д «Фантазии из бисера», М., «Континент», 2016. - 96 с.
9. . Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество:
Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.:
гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 148 с.
Список литературы для учащихся и родителей
1.
2.
3.
4.
Гусева Н. «365 фенечек из бисера», М., «Айрис-Пресс», 2017. - 112 с.
Золотарева Е. «Подарки из бисера», М., «Айрис-Пресс», 2018. - 176 с.
Куликова Е.Г., Л.Ю. Короткова. «Цветы из бисера», 2015. - 89 с.
Лындина Ю.С. «Игрушечки из бисера», М., « Книжный клуб 36,6», 2015. 165 с.
5. Федотова М., Г. Валюх «Цветы из бисера», М., «Культура и традиции»,2016.
- 211 с.
6. Фадеева Е. «Простые поделки из бисера», М., «Айрис-Пресс», 2018. - 111 с.
Интернет-ресурсы:
1. Мастер-классы. http://masterclassy.ru/
2. Страна мастеров. http://stranamasterov.ru/
3. Поделки .http://detpodelki.ru/
23
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе_________________
педагог:___________________
на______________учебный год
Раздел
Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
24
25
26