Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
от 10 марта 2025 г.
Протокол № 4
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В РИТМЕ ТАНЦА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 16 часов
Возрастная категория: от 5 до 10лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 74788
Автор-составитель:
Григорьева Анастасия Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Содержание
1 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
______ объем, содержание, планируемые результаты_____________3
3
1.1 Пояснительная записка
7
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Содержание программы
8
1.4 Планируемые результаты и способы их проверки
9
2 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
10
условий, включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
10
2.2 Воспитание
10
2.3 Условия реализации программы
12
2.4 Формы аттестации
14
2.5 Оценочные материалы
15
2.6 Методическое обеспечение материалы
17
2.7 Список литературы
19
22
Приложение
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемы результаты
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В
ритме танца» (далее - программа) имеет художественную направленность,
нацелена на организацию познавательного досуга учащихся, на приобщение к
искусству танца.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального
образования
Туапсинский
муниципальный
округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью выявления
и развития индивидуальных способностей учащихся, создания условий для
занятий творчеством.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.
Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном
ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том,
чтобы создать каждому учащемуся все условия для наиболее полного
раскрытия и реализации способностей. А также программа адаптирована к
возможностям учащихся разных возрастов. Большая часть занятий, направлена
на
постановку
определенной
хореографической
композиции.
В
образовательной программе могут использоваться оригинальные приемы,
методы, педагогические технологии.
Актуальность программы.
Данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и согласно Концепции развития дополнительного образования
способствует:
• созданию необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
• удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в художественно
эстетическом, нравственном развитии;
• формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся.
Педагогическая целесообразность состоит в том чтобы, создать
каждому учащемуся все условия для наиболее полного раскрытия и реализации
творческих способностей.
Хореография помогает развивать следующие качества:
• координацию;
• правильную осанку;
• крепкий мышечный корсет и гибкие суставы;
• выносливость.
3
Занятия хореографией будут способствовать развитию музыкального
слуха, чувства ритма, что приведет к расширению музыкального и
познавательного кругозора. Регулярные занятия по хореографии дляпозволят
развить силу воли и дисциплинированность, а также помогут побороть
природную застенчивость и научиться коммуникабельности.
Отличительные особенности
Программа разработана для учащихся, которые имеют разные стартовые
способности, а процесс обучения раскрывает образовательный потенциал
каждого ребёнка. В процессе обучения значимое место уделяется методу
интеграции, который позволяет соединить элементы различных предметов:
музыки, театра, физкультуры, что способствовало рождению качественно
новых практических знаний и умений. Повсеместно используется игровой
метод. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического
показа и словесных объяснений, при помощи специального оборудования
организовывается при необходимости просмотр видео.
Адресат программы.
Данная программа разработана для учащихся от 5 до 10 лет (мальчиков и
девочек).
Условие набора учащихся в группу - на обучение принимаются все
желающие без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья.
Наполняемость групп - 15-20 человек.
П си хо ло го - педагогические ха р а кт ер и ст и ки и особенност и учащ ихся по
во зр а с т а м .
В возрасте 5-8 лет у учащихся наблюдаются определенные особенности,
среди которых можно назвать активность, непосредственность, фантазию,
быструю
утомляемость,
несамостоятельность,
эмоциональность
и
восприимчивость, подвижность, любознательность, конкретность мышления,
большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо.
Учащиеся в возрасте 8-10 лет отличаются большой жизнерадостностью,
внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной
практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого
возраста, им подчинено поведение ребят. Учащиеся весьма дружелюбны, легко
вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать
оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их
увлекает совместная коллективная деятельность.
В возрасте 9-10 лет у учащихся резко возрастает значение коллектива, его
общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков
и действий.
В
программе
возможно
участие учащихся
с
особыми
образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями
здоровья (с сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний);
талантливых (одарённых, мотивированных) учащихся; учащихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
4
Игровая деятельность учит учащихся с особыми возможностями
здоровья ориентироваться в окружающей обстановке, развивают
произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои
действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы.
Для детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. У
большинства учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому
использование активных форм, методов и приёмов обучения в данной
программе является одним из необходимых средств повышения
эффективности коррекционно-развивающего процесса. При подборе
содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны,
принцип доступности, а с другой стороны, не допускается излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности, так как оно соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям. Для
эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса,
желания и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность;
- во время работы с учащимися этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи, оказывается
помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и
возможности;
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования родителей (законных
представителей). Собеседование проводится с целью установления
уровня трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального
образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети
находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Роль игровой деятельности в работе с такими
учащимися трудно переоценить. Не секрет что у большинства
несовершеннолетних из семей, состоящих на ведомственном учете как
находящиеся социально опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации имеются проблемы связанные с общением и самовыражением в
хорошем смысле, так же.
Самый короткий путь эмоционального
,
5
раскрепощения ребёнка, снятия зажатости - это игровая деятельность.
Побывав в тяжелых жизненных обстоятельствах, они хотят уйти в другую
реальность, перевоплотиться в других героев, и игровая деятельность
прекрасно предоставляет им такую возможность. Они становятся более
раскрепощенными, учатся доверять друг другу, а также доверять взрослым, у
них развиваются коммуникативные качества личности, так как им
приходится постоянно общаться, развивается память, внимание, мышление и
воображение, фантазия. Это позволит им раскрыть свои творческие
способности и почувствовать свою уникальность.
Дети, проявившие выдающиеся способности, талантливые
(одарённые, мотивированные)
могут осваивать программу в
индивидуальном темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они сами
(при поддержке педагога и родителей) становятся ведущими игр, Подбирают
и готовят игры для сверстников на следующее занятие.
Таким образом, обучаться по программе принимаются все желающие
на основании заявлений родителей или законных представителей.
Уровень программы, объём и сроки
Данная программа является ознакомительной.
Объем программы: 16 учебных часов.
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная, (с возможностью электронного обучения
с применением дистанционных технологий), групповая.
Режим занятий.
Занятия проходят: ежедневно с понедельника по пятницу по 2
академических часа
Продолжительность 1 академического часа - 30-45 минут (в
зависимости от возраста учащихся). С перерывом 10 минут. Что
соответствует нормам - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы формируется из учащихся разных возрастов с разным
уровнем подготовленности и природных задатков.
Занятия - групповые.
Виды занятий: мастер класс, тренинг, музыкально-ритмические
упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения, творческие задания.
Для реализации программы используются следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса: педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности
управления и организации образовательного процесса:
- групповые игровые технологии;
6
- технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся:
- проблемное обучение.
Программа может реализовываться в условиях временного
ограничения занятий в очной (контактной) форме по санитарно
эпидемиологическим и другим основаниям и включает необходимые
элементы с применением дистанционных или комбинированных форм
обучения в условиях временного ограничения занятий в очной
(контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим
основаниям и включает необходимые элементы дистанционного обучения.
При этом возможно использование Интернет-сервисов, рекомендованных
и одобренных в целях обучения Министерством просвещения РФ
(например,
информационно-коммуникационная
образовательная
платформа «Сферум»), в режиме конференции, через видео занятия
(индивидуальная рассылка или рассылка в группы). Учащиеся, получая от
педагога задания и поэтапное выполнение работы с учетом возрастных
особенностей данного возраста (возможность выполнения работ, как с
помощью родителей, так и самостоятельно), выполняют задания и
присылают их педагогу. Результаты фиксируются. Анализируется
усвоение материала учащимися.
Программа может реализовываться в сетевой форме (на основе
договора «О сетевом взаимодействии»), с привлечением сотрудников
данного профиля. Совместная деятельность, направленная на обеспечение
возможности освоения учащимися образовательной программы, с
использованием ресурсов вовлеченных в образовательный процесс
организаций.
Запись
на
дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на
сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского
края» https://р23■навигатор■дети/■
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: создать условия для досуга и творческого развития
учащихся, приобщения их к активному двигательному режиму и образу
жизни за короткий период, развития у них интереса и желания заниматься
танцами.
Образовательные задачи:
- обучить музыкально-ритмическим навыкам и навыкам правильного
и выразительного движения;
- обучить правильной постановки корпуса при выполнении
упражнений и движений;
Личностные задачи:
- воспитать у учащихся эмоциональную отзывчивость и такие качества,
как внимание, собранность, целеустремленность, работоспособность.
7
Метапредметные задачи:
- развить ловкости, точности, координации движений;
- развить умение концентрировать внимание;
- развить умение ориентирования в пространстве (знание точек класса)
1.3.Содержание программы.
Учебный план
№ п/п
Раздел и темы занятий
Всего
1.
2.
3
4.
1.
2.
3.
4.
Танцевальный мастер класс
Вводное занятие
Современный танец
Занятие на развитие
импровизации
Игро-ритмика
Занятие на развитие
координации
Танцевальный флешмоб
Флешмоб "Не детское время"
Флешмоб "Вставай"
Флешмоб "Кто если не мы?"
Флешмоб "Не похожие"
Итого:
Кол-во часов
Теория
Практика
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
Формы
аттестации/контроля
Беседа
Пед. наблюдение
Пед.наблюдение
Пед.наблюдение
Пед. наблюдения
2
2
2
2
30
30
-
1,5
1,5
2
2
16ч.
4ч.
12ч.
Тренинг
Пед.наблюдение
Пед. анализ
Конкурс
Мониторинг
Содержание учебного плана
1.Танцевальный мастер класс
Современный танец
Теория. Понятие современного танца как направление в хореографии.
Практика. Изучение движений изолированных центров и техника их исполнения
Повороты и наклоны головы + Sundari
Руки+движения ареалами (отдельно кисти рук, рука от локтя, от плеча).
Движения плечами:
- подъем одного-двух поочередно вверх;
- движение плеч вперед-назад;
- твист плеч (изгиб)
- резкая смена направлений в движении плеч (одно вперед друг назад и т.д.);
- "восьмерка"
- круги поочередно;
- шейк плеч.
Движение грудной клеткой - диафрагмой:
- из стороны в сторону;
- вперед-назад;
8
- подъем и опускание.
- Curve (керф) - изгиб верхней части позвоночника до солнечного сплетения
вперед, в сторону)и т.д.
Занятие на развитие импровизации
Теория. Знакомство с понятием импровизация, применение в танце.
Практика. Импровизируем под музыку, меняя темп и ритм музыкальной
композиции.
Игро-ритмика
Практика. хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);
поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт, ходьба в
полуприседе; удары ногой на каждый счёт и через счёт, подскоки с вытянутыми
руками вверх - поочерёдно; игры "день и ночь" "шарики" "Цапля и лягушки".
Занятие на развитие координации
Теория. Знакомство с понятием координация. Умение согласовывать движения
различных частей тела.
Практика. Упражнения на развитие координации (цапля, совмещение шагов и
хлопков, смена позиций рук от медленного темпа до быстрого).Изучение
комбинации.
2.Танцевальный флешмоб
Теория. Словесное объяснение и наглядный показ движений изучаемого танца
Практика. Разучивание и выполнение по музыку следующих танцев:
- Флешмоб "Не детское время"
- Флешмоб "Вставай"
- Флешмоб "Кто если не мы?"
- Флешмоб "Не похожие"
1.4. Планируемые результаты и способы их проверки.
Образовательные задачи:
- обучены музыкально-ритмическим навыкам и навыкам правильного и
выразительного движения;
- обучены правильно ставить корпус при выполнении упражнений и
движений;
Личностные задачи:
- воспитана эмоциональная отзывчивость, такие качества как внимание,
собранность, целеустремленность, работоспособность.
Метапредметные задачи:
- развита ловкость, точность, координация движений;
- развито умение концентрировать внимание;
- развито умение ориентирования в пространстве (знание точек класса);
Для определения планируемых результатов учащихся используются
следующие диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
9
выполнения контрольных заданий;
результатов участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
Раздел 2 Комплекс
организационно-педагогических
включающий формы аттестации
условий,
2.1.Календарный учебный график программы
№
п/ п Дата
Тема занятия
Вводное занятие
Современный танец
1
Занятие на развитие
импровизации
2
Игро-ритмика
3
Занятие на развитие
координации
Флешмоб "Не детское
время"
4
5
Флешмоб "Вставай"
6
Флешмоб "Кто если не
мы?"
7
8
ИТОГО:
Флешмоб "Не похожие"
Кол-во
часов
Форма
занятия
2
Комбинированное
2
Практическое
2
Игровое занятие
2
Практическое
2
Практическое
2
Практическое
2
Практическое
2
16
Практическое
Место
проведения
Формы контроля
Учебный
Беседа.
кабинет Пед. наблюдение
Учебный
Пед. наблюдение
кабинет
Учебный
Пед. наблюдение
кабинет
Учебный
Пед. наблюдение
кабинет
Учебный
кабинет
Тренинг
Учебный
Пед. наблюдение
кабинет
Учебный
Пед. анализ
кабинет
Учебный
Конкурс.
кабинет
Пед. анализ
2.2.ВОСПИТАНИЕ
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения.
Задачи:
- усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры;
- информирование учащихся, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- приобретение учащимися опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
10
Целевые ориентиры:
- освоение учащимися понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки учащихся в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в
11
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных
базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с
ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания,
влияния реализации программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а
что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты,
полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются
только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события,
мероприятия
1
Ценности, которые
объединяют.
2
Легенды о России»
3
Одна страна
традиции.
-
Форма проведения
нас Тематическая беседа.
Презентация.
Посещение музея.
Тематическая беседа.
Презентация.
одни Тематическая беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
*Сроки проведения мероприятий определяются календарными сроками реализации
программы Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.
2.3.Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение:
-танцевальный класс, оборудованный вентиляционной системой, зеркалами и
станками;
соответствующий
санитарно-гигиеническим
нормам
соответствующий санитарно-гигиеническим нормам
- СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
12
образования детей».
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
-хореографический станок. Коврики - 20 шт.
Информационное обеспечение (аудио, видео, фото):
-музыкальный центр
Кадровое обеспечение:
Программу реализует Григорьева Анастасия Николаевна, педагог
дополнительного образования, в 2015 году получила
высшее
профессиональное образование в КГУКИ «Краснодарский государственный
университет культуры и искусств» г. Краснодар по специальности: народное
художественное творчество (квалификация: художественный руководитель
хореографического коллектива, преподаватель).
Стаж работы в должности педагога дополнительного образования - 3 года.
Прошла курсы повышения квалификации: «Современные педагогические
технологии в профессиональной деятельности преподавателя хореографии в
условиях ФГОС на базе ООО «УЦ «Прогресс».,15.01.2025 г.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический
контроль
и
оценка
уровня
освоения
дополнительной общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы (учащихся и их родителей (законных
представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том
числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
- использовать методы, приемы и способы формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность,
мотивации к освоению хореографического искусства учащихся различного
возраста;
- готовить учащихся к участию в конкурсах и иных аналогичных
мероприятиях.
Критерии отбора:
К
реализации
данной
программы
допускается
педагог
дополнительного образования, имеющий высшее образование или среднее
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности.
13
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически
(не реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
Формы аттестации
Отслеживание результатов осуществляется в течение всего периода
образовательного
процесса
проводится
с
помощью
беседы,
педагогического наблюдения, конкурса решения задач, отзывов учеников
и родителей.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии.
Итоговый контроль осуществляется в конце обучения с учетом
результатов текущего контроля.
По каждому параметру выставляются балл (по 10-балльной шкале),
затем подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по
каждому учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения
образовательной программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по
каждому уровню, анализ полученных результатов.
Мониторинг
образовательной
деятельности
учащихся,
шкала
оценивания результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце занятия и
позволяет выявить уровень формирования предметных знаний в результате
освоения образовательной программы
(года обучения).Мониторинг
результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых
параметров:
- Теоретическую подготовку.
- Практическую подготовку.
14
2.4.Оценочные материалы
Форма бланка
____
полугодие _________________ уч. год
Мониторинг результатов освоения
дополнит ельной образоват ельной программы _________________________________________________________
Объединение _______________________________________
Педагог Д О _________________________
Группа___________ (______ год обучения)
№
Ф.И.О.
1.1.
показатели
2.1.
2..2.
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
Примеча
ние
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Средний балл:
15
Форма бланка
(Приложение к Мониторингу)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели
1
1.1.
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Характеристика уровня с<юрмированности ЗУН
Число
баллов
Методы
диагностики
Теоретическая подготовка
Теоретические
знания
по
основным
разделам
программы
Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям
• Минимальный уровень - ребёнок
овладел менее чем Ч часть
обьема знаний, предусмотренных
программой;
• Средний уровень - V2 часть
обьема
усвоенных
знаний
составляет более
• Максимальный уровень - освоил
практически весь объём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период.
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование
Практическая подготовка
1.2
2.2.
Практические
умения и навыки
(по основным
разделам
программы
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
3
Общеучебные умения и навыки
3.1
Умение
слушать и
слышать
педагога
3.2
3.3
Умение
организовать
своё рабочее
(учебное) место
Навыки
собл ю дения
правил
безопасности
Адекватность
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
• Минимальный уровень - ребёнок
овладел менее чем V2 часть
обьема знаний, предусмотренных
программой;
• Средний уровень - V2 часть
обьема
усвоенных
знаний
составляет более
Максимальный уровень - освоил
практически весь обьём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период
• Начальный (элементарный)
уровень развития креативности
— ребёнок в состоянии
выполнять лишь простейшие
практические задания педагога;
• Репродуктивный уровень - в
основном, выполняет задания на
основе образца;
• Творческий уровень - выполняет
практические задания с
элементами творчества
Уровни - по аналогии с п. 3.1.
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
0-3
Пед.
наблюдение
Пед.
наблюдение
4-7
8-10
0-3
4-7
Пед.
наблюдение
8-10
16
| требованиям
|
Характеристика уровня личностного роста и развития
4
Организационно-волевые качества
4.1
Дисциплинирова
нность I
культура
4.2
4.3
4.4.
поведения
Воля
Самоконтроль
и самооценка
Способность
соблюдать правила
и требования
педагога
Терпения хватает менее чем на У
частьзанятия
Более чем на У занятия
На все занятие
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение
Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать и
оценивать свои
действия,
поступки.
Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком
0-3
4-7
Пед.
наблюдение
Мотивация.
Осознанное участие
Интерес к
ребёнка в освоении
занятиям в
образовательной
детском
программы
объединении.
Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)
Ребёнок постоянно действует под
воздействием контроля извне
Периодически контролирует себя
сам
Постоянно контролирует себя
сам
Продиктован ребёнку извне
Периодически поддерживается
самим ребёнком
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно
8-10
0-3
Пед.
наблюдение
4-7
8-10
0-3
4-7
Тестирование
(Беседа)
8-10
2.6.Методическое обеспечение программы: технология
(методика), формы и методы работы
Педагогические технологии:
Игровая форма организации занятий, значительно повышает творческую
активность ребенка, расширяет кругозор, развивает познавательную
деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в
практической деятельности. В играх учащийся может представить себя кем
угодно.
На начальных этапах обучения можно проводить музыкально ритмические игры, которые имеют характер как свободной деятельности, так и
творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять
внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения необходимо
использовать с первых занятий, для развития чувства ритма, эмоционального
раскрытия, темпа и т.д. Учащиеся прочно и с удовольствием усваивают знания,
полученные игровым методом.
Здоровьесберегающие технологии. Известно, что хореография сама по
себе, является одним из действенных способов охраны детского здоровья
(способствует развитию координации движения, формированию правильной
осанки и т.д.) обеспечивает развитие и нормальное функционирование опорно двигательного аппарата.
На занятиях возможно использование таких упражнений как:
17
упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления,
снятия стресса;
психотерапевтические игры, развивающие слух учащихся, чувство ритма,
фантазию, повышающие самооценку;
импровизационные упражнения, как средство отображения настроения и
развития коммуникативных навыков;
дыхательные упражнения;
физические упражнения,
снимающие
мышечные зажимы.
Здоровьесберегающий подход должен прослеживаться на всех этапах
занятия, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности ансамблевое исполнение, работа над ритмическим рисунком произведения.
Такой дифференцированный подход к построению занятия способствует
духовному, эмоциональному, физическому и психологическому здоровью
учащихся. Необходимо обращать внимание учащихся и на другие
составляющие здоровья - беседы о правильном питании и режиме, бережном
отношении к своему здоровью.
В программе используются следующие методы:
Н а г л я д н ы й - показ педагогом, посещение спектаклей, концертов. Показ
может быть фрагментарный и целостный. При изучении сложных элементов
танцевальных движений применяется фрагментарный показ, для более простых
и родственных элементов используется целостный показ.
П р а к т и ч е с к и й - данный метод наиболее часто используется на занятиях.
Выполнение танцевальных движений, закрепление пройденного материала,
совершенствование технического мастерства исполнителей.
С л о в е с н ы й м е т о д включает в себя такие методические приемы как,
разъяснения, пояснения, указания, инструктаж, объяснения, описания,
беседы, обсуждение, убеждения, оценку. Этот метод используется на
протяжении всего занятия как при изучении нового, так и при подведении
итогов. Информация доводится до учащихся четко выстроенными и
продуманными фразами. Каждое сообщение должно быть кратким и
насыщенным эмоциональной окраской. Важно, чтобы каждое высказывание
было выстроено с точки зрения интонации, тембра голоса, дикции и
образности.
М е т о д п о м о щ и и с т р а х о в к и - данный метод позволяет помочь
учащимся зафиксировать положение стопы, колена, рук в правильном
положении, что позволяет ребенку понять и прочувствовать классическую
позу, позицию и элемент танцевальной лексики.
М е т о д п о о щ р е н и я - при подведении итогов в конце занятия и в течении
всего процесса обучения учащихся необходимо поощрять за старание,
качественное исполнение программных элементов. Данный метод
используется при достижении определенных творческих успехов.
М у з ы к а л ь н ы й - хореография и музыка неразделимы, данный метод
помогает развить чувство ритма, образное мышление, позволяет расставить
необходимые акценты.
18
Игровой метод - важен для использования на занятиях 1 года обучения.
Используется для снятия напряжения, развития выразительности,
способствует лучшему усвоению материала. Игровой метод чередуется с
другими формами проведения занятия для предупреждения утомляемости
учащихся.
Формы и методы организации занятий
Формы организации учебной деятельности: практические занятия.
Практические занятия проходят в группах. Основные формы занятий:
комбинированные, репетиционные занятия, концерты, соревновательные и
игровые занятия, конкурсы, тематические программы, праздники, видео
просмотр и др.
Алгоритм занятия.
Вводная часть.
Разминка - разучивание основных движений ( шаги на полупальцах,
легкий бег, топающий шаг, спортивный шаг, высокий шаг, маршевый шаг.
подскоки и т. д.), позиции ног и рук, прыжки, бег, упражнения для рук,
упражнения для головы.
Основная часть.
Разучивание движений к танцам. Развитие умения ориентироваться в
пространстве. Постановка танца (соединение разученных движений,
композиция танца (разучивание танцевальных рисунков: линия, круг,
колонна цепочка, построение врассыпную, дорожки и т. д.))
Заключительная часть.
Упражнения для развития гибкости (партерный экзерсис), упражнения с
предметами. Творческие задания (придумать движение к определенному
образу) Танцевальные игры.
2.7. Список литературы.
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений
в статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция
от 28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
19
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от
22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №
808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в
редакции от 25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети»;
У Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145
от 28 февраля 2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20
марта 2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ
по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
20
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря
2020 г. № 952н «Об утверждении
профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних
туристов:
прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения,
походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также
указанных мероприятий с участием организованных групп детей,
проводимых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте,
сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
21
У Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны, утвержденные протоколом
заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
в
организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенная
готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
Список литературы для педагога:
1. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли - ч.1. Владос.
2014.- 56с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого
движения», в помощь музыкальным руководителям, воспитателям и
22
родителям, издательство «Академия развития», 2014 год. - 145с.
3. Ильенко, Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы /
Л. П. Ильенко. - М.,2011.. - 98с.
4. Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам / Л. В. Браиловская. - Ростов-наДону: Феникс,2013.- 120с.
5. Бриске И.Э. Основы детской хореографии. Ч.1 и Ч. 2.Челябинск. 2015. -178с.
Интернет-ресурсы для педагога
1.
http://www.perluna-detvam.com.ua/forum/vse-dlva-khoreografa/413-knigi-podetskim-tantsam-i-khoreografii.html?limit=6&start=18( детский портал)
2. http://ru.wikipedia. org/wiki/%do%a5 %do%be%d 1 (хореография)
3. http://www.musical-sad.ru/forum/10-67-1 ( образовательный портал)
4. http://www.bestreferat.ru/referat-388596.html ( развитие чувства ритма у
дошкольников)
5. http://www.razvm.ru/83628-xoreografiva-dlva-samix-malenkix.html (Л. Н.
Барабаш - Хореография для самих маленьких).
Литература для учащихся их родителей
1. Барышникова Т. Азбука хореографии.. М.: Рольф, 2001. - 104с.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. М.: ТОО «Динамит», ООО «Золотой век»,
2003. - 45с.
3. Карп П.М. Младшая муза. М.: Детская литература, 2002. - 145с.
4. Фрилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. СВ-ФИ-ДАНС. Танцевальная - игровая
гимнастика для детей./Фрилева Ж.Е. Сайкина Е.Г.-С-П.: Детство-ПРЕСС,
2007. - 323с.
23
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
________________________________ учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе__________________________
педагог:___________________
н а ______________учебный год
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
24
25