Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
от 10 марта 2025 г.
Протокол № 4
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«дэнс-микс»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 16 часов
Возрастная категория: от 8 до 18 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 74465
Автор-составитель:
Кумпан Александра Андреевна
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Дэнс-микс»
1
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты_____________3
3
1.1 Пояснительная записка
7
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Содержание программы
8
1.4 Планируемые результаты и способы их проверки
9
2 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
11
условий, включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
11
2.2 Воспитание
11
2.3 Условия реализации программы
13
2.4 Формы аттестации
15
2.5 Оценочные материалы
16
2.6 Методическое обеспечение материалы
18
2.7 Список литературы
22
25
Приложение
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
образования: объём, содержание,
планируемые результаты
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дэнс-микс» (далее - программа) имеет физкультурно-спортивную
направленность, нацелена на организацию интересного познавательного
досуга учащихся, на приобщение к искусству хореографии.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Туапсинский муниципальный округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью
выявления и развития индивидуальных способностей учащихся, создания
условий для занятий творчеством.
Новизна данной программы заключается в том, что в программу
входит изучение различных хореографических дисциплин, таких как
ритмика, портерная гимнастика, классический танец, народно-сценический
танец, бальный танец, современный танец. Каждое занятие охватывает
темы разных разделов, не нарушая систему развития и знаний.
Актуальность программы заключается в значительной популярности
хореографии, как искусства среди различных возрастных групп, а особенно
среди учащихся разного возраста, большинство из которых приходят в
хореографические коллективы несознательно, по воле родителей. Родители
стремятся привлечь ребенка к занятиям хореографией с самого раннего
возраста, они в свою очередь правы: ребенок, который умеет танцевать,
развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Наша программа
позволяет за короткое время попробовать различные танцевальные
направления и определиться, подходит ли ребенку данный вид
деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том,
что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся. В
первую очередь в процессе занятий пробуждается интерес к новой
деятельности. Немаловажным моментом является занятость учащихся, что
оберегает их от вовлечения в негативную среду.
Отличительные особенности
Программа разработана для учащихся, которые имеют разные
стартовые способности, а процесс обучения раскрывает образовательный
потенциал каждого ребёнка.
Краткосрочная программа «Дэнс-микс»» создает условия для
интенсивной социальной адаптации учащихся направлены на повышение
психологической готовности к включению в образовательную деятельность
и на создание комфортных условий для последующего выявления
предпочтений и выбора деятельности в дополнительном образовании.
3
Это помогает учащимся и родителям в выборе занятий с учетом интересов и
способностей ребенка
Адресат программы.
Данная программа разработана для учащихся от 7 до 17 лет
(мальчиков и девочек).
Условие набора учащихся в группу - на обучение принимаются все
желающие
без
предварительной
подготовки,
не
имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Наполняемость групп - 15-20 человек.
Психолого - педагогические характеристики и особенности учащихся
по возрастам.
Учащихся в возрасте 8-9 лет очень подвижны, они полны энергии,
обожают игры. В 8 - 9 лет идет стадия конкретных операций, время, когда
учащиеся начинают мыслить логически, классифицировать объекты по
нескольким признакам и оперировать математическими понятиями, кроме
того они достигают понимания сохранения.
Учащихся в возрасте 7-9 лет отличаются большой жизнерадостностью,
внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной
практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике
этого возраста, им подчинено поведение ребят. Учащиеся этого возраста
весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее
значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны
старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная
деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не
безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать
себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями,
ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю
интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели,
неконкретные поручения и беседы неуместны. Из личных качеств они
больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость,
верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно мериться силами,
готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры,
содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к
эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они
охотно принимают руководство педагога. К его предложениям относятся с
доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное
отношение и участие педагога вносят оживление в любую деятельность
ребят, и вызывает их активность. В этом возрасте учащимся нравится
исследовать все, что незнакомо. Они понимают законы последовательности
и последствия, имеют хорошее историческое и хронологическое чувство
времени, пространства, расстояния. Учащиеся хорошо мыслят и их
понимание абстрактного растет. Им нравится делать коллекции, собирают
все, что угодно.
В возрасте 10-14 лет происходят изменения в мышлении. Они требуют
фактов и доказательств, больше не принимают с готовностью все, что им
4
говорят, и подвергают все критике. Особенно критичны к авторитетам, не
любят разделять одинаковые убеждения с другими. Для них трудно принять
те соображения, которые идут вразрез с их желаниями. В данном возрасте 7
лет учащиеся начинают мыслить абстрактно, но обычно находят всему
только крайние «контрастные» объяснения. Либо видят всё в чёрном, либо
в белом цвете. Возрастает способность к логическому мышлению, к
сложному восприятию времени и пространства, к проявлению творческого
воображения и творческой деятельности, прогнозировать последствия
своих поступков. Обладают развитым навыком чтения.
В полной мере умение совершать действия в уме формируется именно
в 10-14 лет. Согласно теории Э. Эриксона, ребенок в этот период находится
на латентной стадии, когда он развивает многочисленные навыки и умения
в школе, дома и среди своих сверстников. Все большее значение
приобретает сравнение себя с ровесниками. В этот период, особенно
сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
В этом возрасте ребенок при столкновении с проблемой предпочитает
непосредственное преодоление или же решение проблемы под
минимальным контролем.
В 14-18 лет характерен активный физический рост. Девочки
женственны и пластичны. Мальчики стараются выделиться силой и
ловкостью. В социальной сфере характерно зменение положения ребенка в
семейном круге, введение в общественно-трудовую деятельность,
изменение взглядов на окружающую среду и общество.
В
программе возможно
участие
учащихся
с
особыми
образовательными потребностями: учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (с сохранным интеллектом, без медицинских
противопоказаний); талантливых
(одарённых,
мотивированных)
учащихся; учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В программе возможно
участие
учащихся
с
особыми
образовательными
потребностями:
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (с сохранным интеллектом, без медицинских
противопоказаний); талантливых
(одарённых,
мотивированных)
учащихся; учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Игровая деятельность учит учащихся с особыми возможностями
здоровья ориентироваться в окружающей обстановке, развивают
произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои
действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы.
Д ля детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. У
большинства учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому
использование активных форм, методов и приёмов обучения в данной
5
программе является одним из необходимых средств повышения
эффективности коррекционно-развивающего процесса. При подборе
содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны,
принцип доступности, а с другой стороны, не допускается излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности, так как оно соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям. Для
эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса,
желания и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность;
- во время работы с учащимися этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся,
оказывается помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в
собственные силы и возможности;
Учащиеся с ОВЗ принимаются после собеседования родителей
(законных представителей).
Собеседование
проводится
с целью
установления уровня трудностей у
ребенка и выстраивания
индивидуального образовательного маршрута или рекомендации родителям
обучаться по более подходящей дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе или в другой образовательной организации с
более подходящими условиями для данной нозологии и уровня трудностей
у ребенка.
По программе могут обучаться учащиеся, находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Роль игровой деятельности в работе с такими
учащимися трудно переоценить. Не секрет что у большинства
несовершеннолетних из семей, состоящих на ведомственном учете как
находящиеся социально опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации имеются проблемы связанные с общением и самовыражением в
хорошем смысле, так же.
Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребёнка, снятия зажатости - это игровая деятельность.
Побывав в тяжелых жизненных обстоятельствах, они хотят уйти в другую
реальность, перевоплотиться в других героев, и игровая деятельность
прекрасно предоставляет им такую возможность. Они становятся более
раскрепощенными, учатся доверять друг другу, а также доверять взрослым,
у них развиваются коммуникативные качества личности, так как им
приходится постоянно общаться, развивается память, внимание, мышление
и воображение, фантазия. Это позволит им раскрыть свои творческие
способности и почувствовать свою уникальность.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования родителей
(законных представителей).
Собеседование проводится с целью
6
установления уровня трудностей у ребенка и выстраивания
индивидуального образовательного маршрута или рекомендации
родителям
обучаться
по
более
подходящей
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе или в другой
образовательной организации с более подходящими условиями для данной
нозологии и уровня трудностей у ребенка.
Учащиеся, проявившие выдающиеся способности, талантливые
(одарённые, мотивированные)
могут
осваивать программу
в
индивидуальном темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они сами
(при поддержке педагога и родителей) становятся ведущими игр,
Подбирают и готовят игры для сверстников на следующее занятие.
Таким образом, обучаться по программе принимаются все желающие
на основании заявлений родителей или законных представителей.
Уровень программы, объём и сроки
Данная программа является ознакомительная.
Объем программы: 16 учебных часов.
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная (с возможностью электронного обучения с
применением дистанционных технологий).
Режим занятий.
Занятия проходят: ежедневно по 1 академическому часу без перерыва
или по 2 академических часа с перерывом.
Продолжительность 1 академического часа - 45 минут. С перерывом 10
минут. Что соответствует нормам - СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы формируется из учащихся примерно одного возраста с
разным уровнем подготовленности и природных задатков.
Занятия - групповые.
Виды занятий: мастер - класс, флеш-моб, конкурс.
Для реализации программы используются следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса: педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
- групповые игровые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
- проблемное обучение.
Программа может реализовываться в условиях временного ограничения
занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и
7
другим основаниям и включает необходимые элементы с применением
дистанционных или комбинированных форм обучения в условиях временного
ограничения занятий в очной (контактной) форме по санитарно
эпидемиологическим и другим основаниям и включает необходимые элементы
дистанционного обучения. При этом возможно использование Интернет
сервисов, рекомендованных и одобренных в целях обучения Министерством
просвещения
РФ
(например,
информационно-коммуникационная
образовательная платформа «Сферум»), в режиме конференции, через видео
занятия (индивидуальная рассылка или рассылка в группы). Учащиеся, получая
от педагога задания и поэтапное выполнение работы с учетом возрастных
особенностей данного возраста (возможность выполнения работ, как с
помощью родителей, так и самостоятельно), выполняют задания и присылают
их педагогу. Результаты фиксируются. Анализируется усвоение материала
учащимися.
Программа может реализовываться в сетевой форме (на основе
договора «О сетевом взаимодействии»), с привлечением сотрудников данного
профиля. Совместная деятельность, направленная на обеспечение возможности
освоения учащимися образовательной программы, с использованием ресурсов
вовлеченных в образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23■навигатор■дети/■
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: Ознакомление учащихся с хореографическим
мастерством, повышение общекультурного уровня и формировании
мотивации к занятием хореографией.
Образовательные задачи:
- познакомить с понятиями: чувство ритма и координация движения;
- познакомить с видами хореографического искусства.
Личностные задачи:
снять зажатость и скованность;
активизировать познавательный процесс
дать возможность полноценно использовать свои способности и
самовыразиться в хореографических воплощениях;
Метапредметные задачи:
- формировать способность ставить цели и задачи для их
достижения;
- формировать умение планировать свои действия на отдельных
этапах;
- формировать умение анализировать полученный результат, делать
выводы, корректировать планы.
8
1.3.Содержание программы.
Учебный план
№
Раздел, тема
1
Введение. ТБ.
2
Знакомство с музыкой.
3
Танцевальная азбука
4
Танец
5
Творческая деятельность
6
Постановочный практикум
7
Композиция Флеш-моб
8
Самостоятельная работа. Итоговое
занятие.
ВСЕГО
Формы
Количество часов
Теория
Всего
Практика аттестации/
контроля
Беседа,
Пед.
2
1
1
наблюдение
Пед.
2
1
1
наблюдение
Игра
Пед.
2
1
1
наблюдение
Конкурс
Пед.
2
0
2
наблюдение
Конкурс
Пед.
2
0
2
наблюдение
Игра
Пед.
2
0
2
наблюдение
Практическое
задание
Пед.
2
0
2
анализ
2
0
2
Мониторинг
Конкурс
16
3
13
Содержание учебного плана
Тема 1. Введение. ТБ.
Теория: Введение. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж
по технике безопасности (антитеррористической, пожарной) и ПДД.
Правило поведения во время занятия.
Практика: Знакомство с основами хореографии. Поклон. Разминка.
Тема 2. Знакомство с музыкой.
Теория: Элементы музыкальной грамоты. Ознакомление с основными
музыкальными понятиями и определениями
Практика: Разминка. Повторение ритмического рисунка прозвучавшей
мелодии. Перестроение в шеренгу и в колонну. Перестроения в круг.
Тема 3. Танцевальная азбука.
Теория: Краткий экскурс по танцевальным направлениям
(Классический, народный, эстрадный танец. Бальные и спортивные танцы.
Модерн, контемп, Хип-хоп, К-поп, брейк-дэнс.
9
Практика: Изучение и отработка основных движений.
Тема 4. Танец.
Практика: Простейшие фигуры в танце. Постановка танцевальной
композиции. Простые шаги. Разучивание движений и танцевальных
элементов.
Тема 5. Творческая деятельность.
Практика: Изучение танцевальных связок. Этюды.
Тема 6. Постановочный практикум.
Практика: Самостоятельное составление танцевальной композиции
Тема 7. Композици Флешмоб. (2 часа.).
Практика: Самостоятельная работа по созданию общего танца
Флешмоб.
Тема 8. Итоговое занятие.
Практика: Показ своих танцевальных композиций. Показ общего
Флешмоба. Подведение итогов.
Планируемые результаты и способы их проверки.
Образовательные задачи:
- ознакомлены с понятиями: чувство ритма и координация движения;
- ознакомлены с видами хореографического искусства.
Личностные задачи:
сняты зажатость и скованность;
активизирован познавательный процесс
использована возможность полноценно использовать
способности и самовыразиться в хореографических воплощениях;
Метапредметные задачи:
- сформирована способность ставить цели и задачи для их
достижения;
- сформировано умение планировать свои действия на
отдельных этапах;
- сформировано умение анализировать полученный результат,
делать выводы, корректировать планы;
свои
Для определения планируемых результатов учащихся используются
следующие диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результатов участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
10
Раздел 2 Комплекс
организационно-педагогических
включающий формы аттестации
условий,
2.1. Календарный учебный график программы
№
п/ п Дата
1
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия
Место
проведения
Введение. ТБ.
2
Комбинированное
2
Комбинированное
2
Практическое
2
Практическое
2
Практическое
2
Комбинированное
2
Практическое
2
Практическое
Знакомство с музыкой.
2
Танцевальная азбука
3
Танец
4
Творческая
деятельность
Постановочный
практикум
5
6
Композиция Флеш-моб
7
Самостоятельная
работа. Итоговое
занятие.
8
ИТОГО:
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Формы контроля
Беседа.
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Игра
Пед. наблюдение
Конкурс
Пед. наблюдение
Конкурс
Пед. наблюдение
Игра
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. анализ
Мониторинг
Конкурс.
16
2.2.ВОСПИТАНИЕ
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения.
Задачи:
- усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры;
- информирование учащихся, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- приобретение учащимися опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
Целевые ориентиры:
- освоение учащимися понятия
принадлежности (идентичности);
о
своей
российской
культурной
11
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки учащихся в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся
в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных
базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся друг
12
с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учеб
ный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№
п
/
п
1
Название
события,
мероприятия
Ценности, которые
нас объединяют.
2
Легенды о России»
3
Одна страна - одни
традиции.
Форма
проведения
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
*Сроки проведения мероприятий определяются календарными сроками реализации программы
Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.
2.3. Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение занятий:
Для реализации данной программы используется кабинет клуба,
который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям - СП 2.4.3648
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог
соблюдают правила безопасности труда. Кабинет должен отвечать всем
13
стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, должен быть
обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он должен
отвечать требованиям техники безопасности.
Танцевальный класс, зеркала, станок, музыкальная аппаратура,
проэктор, ноутбук.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует Кумпан Александра Андреевна, педагог
дополнительного образования, имеет высшее образование - Московский
Г осударственный Университет Культуры и Искусств г. Москва. Стаж работы
в должности педагога дополнительного образования - 4 года.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы (учащихся и их родителей (законных
представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
- использовать методы,
приемы и
способы
формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению шахматного искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в турнирах и иных аналогичных
мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности. либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически
(не реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
14
2.4. Формы аттестации
Отслеживание результатов осуществляется в течение всего периода
образовательного процесса проводится с помощью беседы, педагогического
наблюдения, конкурса решения задач, отзывов учеников и родителей.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии.
Итоговый контроль осуществляется в конце обучения с учетом
результатов текущего контроля.
По каждому параметру выставляются балл (по 10-балльной шкале), затем
подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому
учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения образовательной
программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по
каждому уровню, анализ полученных результатов.
Мониторинг образовательной деятельности учащихся, шкала оценивания
результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце занятия и
позволяет выявить уровень формирования предметных знаний в результате
освоения образовательной программы
(года обучения).Мониторинг
результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых
параметров:
- Теоретическую подготовку.
- Практическую подготовку.
15
2.5.Оценочные материалы
Форма бланка
____ полугодие ________________
уч. год
Мониторинг результатов освоения
дополнит ельной образоват ельной программы _____________________________________________________
Объединение ______________________________________________
Педагог Д О ______________________________
Группа ____________ ( ________ год обучения)
№
Ф.И.О.
1.1.
показатели
2.1.
2..2.
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
Примеча
ние
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Сред ни й балл:
16
Форма бланка
(Приложение к Мониторингу)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Число
баллов
Методы
диагностики
Характеристика уровня с< юрмированности ЗУН
1
1.1.
Теоретическая подготовка
Теоретические
знания
по
основным
разделам
программы
Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям
• Минимальный уровень - ребёнок
овладел менее чем Ч часть
обьема знаний, предусмотренных
программой;
• Средний уровень - V2 часть
обьема
усвоенных
знаний
составляет более
• Максимальный уровень - освоил
практически весь объём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период.
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование
Практическая подготовка
1.2
2.2.
Практические
умения и навыки
(по основным
разделам
программы
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
3
Общеучебные умения и навыки
3.1
Умение
слушать и
слышать
педагога
3.2
3.3
Умение
организовать
своё рабочее
(учебное) место
Навыки
соблюдения
правил
безопасности
Адекватность
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
• Минимальный уровень - ребёнок
овладел менее чем V2 часть
обьема знаний, предусмотренных
программой;
• Средний уровень - V2 часть
обьема
усвоенных
знаний
составляет более
Максимальный уровень - освоил
практически весь обьём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период
• Начальный (элементарный)
уровень развития креативности
— ребёнок в состоянии
выполнять лишь простейшие
практические задания педагога;
• Репродуктивный уровень - в
основном, выполняет задания на
основе образца;
• Творческий уровень - выполняет
практические задания с
элементами творчества
Уровни - по аналогии с п. 3.1.
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
0-3
Пед.
наблюдение
Пед.
наблюдение
4-7
8-10
0-3
4-7
Пед.
наблюдение
8-10
17
| требованиям
|
Характеристика уровня личностного роста и развития
4
Организационно-волевые качества
4.1
Дисциплинирова
нность
культура
поведения
Воля
4.2
4.3
4.4.
Самоконтроль
и самооценка
Способность
соблюдать правила
и требования
педагога
Терпения хватает менее чем на У
частьзанятия
Более чем на У занятия
На все занятие
0-3
4-7
8-10
Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать и
оценивать свои
действия,
поступки.
Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение
0-3
Пед.
наблюдение
Мотивация.
Осознанное участие
Интерес к
ребёнка в освоении
занятиям в
образовательной
детском
программы
объединении.
Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)
Ребёнок постоянно действует под
воздействием контроля извне
Периодически контролирует себя
сам
Постоянно контролирует себя
сам
Продиктован ребёнку извне
Периодически поддерживается
самим ребёнком
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно
Пед.
наблюдение
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Тестирование
(Беседа)
2.6.Методическое обеспечение программы
Настоящая программа предусматривает использование различных
методов и педагогических технологий.
- педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса: педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
- групповые игровые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
- проблемное обучение.
Методы обучения.
Метод вербального воздействия. Процесс и способ передачи обучаемому
определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или
иной техники или движения.
18
Метод наглядности. Заключается в том, что педагог не только объясняет,
как исполняется движение, но и показывает его. Наглядность повышает
качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах
обучения. В начале изучения показ выполненного в совершенстве; далее - в
том виде, как его выполняют на уроке; после - выявление и исправление
ошибок.
Метод доступности. Показывает зависимость системы планирования
занятий и реальной подготовки учащихся. Доступность связана с методами
систематичности и постепенности.
Метод научности. Означает обоснованность элементов, движений
построения урока в целом в соответствии с методическими требованиями.
и
Метод всесторонности. Повышение уровня всестороннего развития главное условие эффективности деятельности хореографа: у учащихся
вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают
развитие опорно-двигательного аппарата, для выполнения движений той или
иной сложности. Здесь в комплексе рассматриваются не только гармоничное
физическое воспитание тела, но и совершенствование морально-волевых
качеств.
Сознательность и активность предполагают понимание целей и задач
уроков, сознательное и активное использование средств учебного процесса.
Если учащийся занимается с увлечением, разумной активностью,
пониманием, то усвоение материала будет более глубоким, а мотивация
более высокой.
Метод повторяемости и систематичности. Предусматривает закрепление и
развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по
системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
Перерывы в уроках отрицательно сказываются на организме, падает
работоспособность, забываются элементы техники, поэтому необходимо
систематическое проведение уроков (не менее 2-3 раз в неделю).
Метод постепенности. Отражает научный взгляд на основные принципы
жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи,
которые сначала могут казаться сложными, совершенно невыполнимыми, в
конце концов при постепенном погружении оказываются успешно
решенными. Равномерное нарастание нагрузки в учебном процессе,
увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач
- все эти положения основаны на принципе постепенности.
Метод коллективности в сочетании с индивидуализацией. Позволяет
достигать наилучших результатов всей группе. Группа (коллектив) состоит
из разных людей , где у каждого свои физические особенности и подготовка,
поэтому учет индивидуальных черт необходим в коллективе. При
19
построении уроков следует учитывать индивидуальные
учащихся путем определенной дозировки нагрузок.
особенности
Метод прочности. Определяет устойчивость накопленных знаний и уровня
физической подготовки, владение техникой исполнения.
Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может
проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства
репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для
учащихся такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки
(атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его
исполнение. Увлеченные игрушкой, учащиеся перестают фиксировать свое
внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут
научить учащихся выразительному выполнению движений, разовьют их
фантазию и воображение.
Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по
мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций
снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный
вариант.
Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно
подводить учащихся к свободному, непринужденному движению, такому,
как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого
предварительного прослушивания музыки.Учащиеся должны попытаться
сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид
движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать
за тем, чтобы учащиеся не придумывали движения, которые не связаны с
музыкой.
Методическое обеспечение по теме:
«Особенности организации образовательной деятельности в группе».
Занятия с детьми проводятся в танцевальном зале. Зал должен быть оснащен
музыкальной аппаратурой, зеркалами,
станками, гимнастическими
ковриками для партерной гимнастики. Педагог учитывает возможность
вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с
детьми.
Существуют определенные требования к внешнему виду ребенка во время
занятия. Ребенок должен быть одет в удобную одежду, позволяющую
свободно двигаться. Особый акцент ставится на обувь: подошва рабочей
обуви должна быть не скользящей и гибкой, стопа должна быть хорошо
зафиксирована в обуви.
Так же существуют определенные требования к прическе учеников. Волосы
20
должны быть убраны для того, чтобы не мешать ребенку во время занятия.
Во избежание получения травмы, не рекомендуется надевать украшение на
урок.
21
2.7. Список литературы.
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3
и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в
силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от 28.12.2024,
вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25 января
2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года № 883
«Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» и федерального проекта «Все лучшее
детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля 2024
г.;
22
S Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских
агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;
S Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28
декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
S Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении
общих требований к организации и проведению в природной среде следующих
мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы
несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других
маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных
мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп
детей,
проводимых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023 г.
№ АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума
для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
23
образовательные программы основного общего и среднего общего образования»,
«Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
У Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
У Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования
детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и
культурного развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха №
АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края», автор-составитель
Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель РМЦ
КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного процесса в
организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
в период режима «повышенная готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина
Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
Список литературы (для педагога):
1. Богданов Г. Самобытность русского танца. - М.:МГУК, 2003. - 144 с.
2. Климов А. Основы русской народной хореографии.-М.:МГУК,1981. - 211 с.
3. Климов А. Основы русского народного танца.- М.:МГИК, 1994. 170 с.
4. Заустин К., Климов А. - «Народно сценический танец». -1976. 234 с.
24
5. Устинова Т. «Избранные русские народные танцы».- М; 1996. - 159 с.
6. Хворост И. Белорусские народные танцы. - Минск , 1997. - 62 с.
7. Барышникова Т. Азбука хореографии - М; «Рольф»,2001. - 321 с.
8. Богданов Г. Работа над музыкально-танцевальной формой
хореографического произведения - М., 2008. - 231 с.
9. Вербитская А. Основы сценического движения. - М; 1983.- 199 с.
10. Ветлугана И. Музыкальное развитие ребенка - М; 1976 г.
11. Кок И. Основы сценического движения - Л; 1970. - 231 с.
12. Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений. - М, 2008. 127 с.
13. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. Учебное пособие - М; 1979. - 211 с.
14. Базарова И. Азбука классического танца. Изд. 2-е Л; 1983. - 167 с.
15. Ваганова Л. Основы классического танца. 1980.м- 198 с.
16. Тарасов Н. Классический танец. М; 1971, 1981.- 254 с.
17. Ярмолович Л. Классический танец. Методическое пособие - Л; 1986. - 89 с.
18. Современный танец - Полятков С.С Основы современного танца.- Ростов
н/Д: Феникс, 2005.- 80с.
19. Никитин В.Ю Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика.- М.: Издво «ГИТИС», 2000. -440 с.
20. Перлина Л. В. Танец модерн и методика его преподавания. - Барнаул:
Издательство АлтГАКИ, - 2010.- 123с.
21. Бурцева Г.В. Технология профессионального обучения педагога хореографа в контексте инновационной деятельности /Г.В. Бурцева. Барнаул;Изд-во АлтГАКИ,2006. -315с.
Литература для учащихся и родителей
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь
обучающимся и педагогам детских хореографических коллективов,
балетных школ и студий. - СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКС", 1996. - 198 с.
2. Смит, Л. Танцы. Начальный курс [Текст]/ Л. Смит. - М:. Астрель, 2001. 211 с.
3. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В.
Кветная. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 176 с.
25
Электронные образовательные ресурсы
1. Методика преподавания хореографии: http//excentrika.ru/dances/metodika
2. Все из мира танца - https://ru-ru.facebook.com/plie
3. Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий хореографией
- http://balletpro.narod.ru/school.html
4. Упражнения для развития танцевального шага http://studentsrl .ru/page508.html
26
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
________________________________ учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе__________________________
педагог:___________________
н а ______________учебный год
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
27