Управление образования администрации МО Туапсинский му
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 10 марта 2025 г.
Протокол № 4
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШАХМАТЫ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 16 часов
Возрастная категория: от 5 до 12 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифииированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 74449
Автор-составитель:
Гайгальник Валентин Владиславович
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Шахматы»
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты и способы их проверки
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Воспитание
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методическое обеспечение материалы
Список литературы
Приложение
3
3
8
8
10
11
11
11
13
15
16
17
19
22
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
образования: объём, содержание, планируемые
результаты
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» (далее - программа) имеет физкультурно-спортивную
направленность, поскольку она ориентирована на развитие у учащихся
устойчивого интереса к шахматной игре, как разновидности спортивных
состязаний.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального
образования
Туапсинский
муниципальный
округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью выявления
и развития индивидуальных способностей учащихся, создания условий для
занятий творчеством.
Новизна программы заключается в знакомстве коротким курсом с
основами шахматной игры. Программа учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она
позволяет заниматься шахматами с «нуля».
Актуальность программы заключается в том, что увлечение шахматами
позволяет учащимся некоммуникативного типа заниматься интеллектуальной
деятельностью, расширить круг знакомств, найти общее увлечение как с более
младшими, так и с более старшими сверстниками. Шахматы, как и другие
настольные логические игры, где элемент случайности минимизирован,
являются увлекательным видом досуговой деятельности, что актуально для
краткосрочной программы.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что
она направлена на организацию содержательного досуга учащихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности.
Занятия по программе будут способствовать развитию
наглядно-образного мышления, способствовать зарождению логического
мышления, воспитывать усидчивость, вдумчивость, целеустремленность,
вырабатывать ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю,
выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость,
расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся
обстановке.
Отличительные особенности
Программа разработана для учащихся, которые имеют разные стартовые
способности, а процесс обучения раскрывает образовательный потенциал
каждого ребёнка.
Отличительной особенностью данной программы от
программ
в уже существующих в данном направлении является: использование игрового
3
тренинга в качестве основного метода преподавания, с минимальным
применением словесно - объяснительного метода. Большое значение при
изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая
деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций. Преимущественно используются элементы технологии
педагогики сотрудничества и диалогового обучения.
Адресат программы.
Данная программа разработана для учащихся дошкольного, младшего и
среднего школьного возраста от 5 до 12 лет (мальчиков и девочек).
Условие набора учащихся в группу - на обучение п р и н и м а ю т с я все
ж е л а ю щ и е без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья.
Наполняемость групп - 15-20 человек.
П сихолого - педагогические характ ерист ики и особенност и учащ ихся по
возрастам.
Дети в возрасте 5-9 лет очень подвижны, они полны энергии, обожают
игры. В 5 - 9 лет идет стадия конкретных операций, время, когда дети
начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким
признакам и оперировать математическими понятиями, кроме того они
достигают понимания сохранения.
Дети в возрасте 5-9 лет отличаются большой жизнерадостностью,
внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной
практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого
возраста, им подчинено поведение ребят. Учащиеся этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение
начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но
и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко
и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая
им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей,
облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием.
Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает
эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы
неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу,
ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны
постоянно мериться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их
захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма
расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и
символам. Они охотно принимают руководство педагога. К его предложениям
относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное
отношение и участие педагога вносят оживление в любую деятельность ребят,
и вызывает их активность. В этом возрасте учащимся нравится исследовать все,
что незнакомо. Они понимают законы последовательности и последствия,
имеют хорошее историческое и хронологическое чувство времени,
пространства, расстояния. Учащиеся хорошо мыслят и их понимание
абстрактного растет. Им нравится делать коллекции, собирают все, что угодно.
4
В возрасте 10-12 лет происходят изменения в мышлении. Они требуют
фактов и доказательств, больше не принимают с готовностью все, что им
говорят, и подвергают все критике. Особенно критичны к авторитетам, не
любят разделять одинаковые убеждения с другими. Для них трудно принять те
соображения, которые идут вразрез с их желаниями. В данном возрасте дети
начинают мыслить абстрактно, но обычно находят всему только крайние
«контрастные» объяснения. Либо видят всё в чёрном, либо в белом цвете.
Возрастает способность к логическому мышлению, к сложному восприятию
времени и пространства, к проявлению творческого воображения и творческой
деятельности, прогнозировать последствия своих поступков. Обладают
развитым навыком чтения.
В полной мере умение совершать действия в уме формируется именно в
10-12 лет. Согласно теории Э. Эриксона, ребенок в этот период находится на
латентной стадии, когда он развивает многочисленные навыки и умения в
школе, дома и среди своих сверстников. Все большее значение приобретает
сравнение себя с ровесниками. В этот период, особенно сильный вред наносит
негативное оценивание себя по сравнению с другими. В этом возрасте ребенок
при столкновении с проблемой предпочитает непосредственное преодоление
или же решение проблемы под минимальным контролем.
В программе возможно участие учащихся с особыми образовательными
потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с
сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний); талантливых
(одарённых, мотивированных) учащихся; учащихся, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Игровая деятельность учит учащихся с особыми возможностями здоровья
ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и
быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами,
активизируют мыслительные процессы.
Для детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. У большинства
учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной
активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень
работоспособности и самостоятельности. Поэтому использование активных
форм, методов и приёмов обучения в данной программе является одним из
необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего
процесса. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с
одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускается
излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным
средством активизации учебной деятельности, так как оно соответствует
психическим, интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям.
Для эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса,
желания и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
5
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность;
- во время работы с учащимися этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся,
оказывается помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные
силы и возможности;
Д ет и с О ВЗ принимаются после собеседования родителей (законных
представителей). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в
другой образовательной организации с более подходящими условиями для
данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети,
находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Роль игровой деятельности в работе с такими
учащимися трудно переоценить. Не секрет что у большинства
несовершеннолетних из семей, состоящих на ведомственном учете как
находящиеся социально опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации имеются проблемы связанные с общением и самовыражением в
хорошем смысле, так же.
Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребёнка, снятия зажатости - это игровая деятельность. Побывав
в тяжелых жизненных обстоятельствах, они хотят уйти в другую реальность,
перевоплотиться в других героев, и игровая деятельность прекрасно
предоставляет
им
такую
возможность.
Они
становятся
более
раскрепощенными, учатся доверять друг другу, а также доверять взрослым, у
них развиваются коммуникативные качества личности, так как им приходится
постоянно общаться, развивается память, внимание, мышление и воображение,
фантазия. Это позволит им раскрыть свои творческие способности и
почувствовать свою уникальность.
Учащиеся, проявившие выдающиеся способности, талантливые
(одарённые, мотивированные) могут осваивать программу в индивидуальном
темпе (в соответствии с индивидуальны м образоват ельны м м арш рут ом
(Приложение №1), который строится, основываясь на возможностях
конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они сами (при поддержке
педагога и родителей) становятся ведущими игр, Подбирают и готовят игры
для сверстников на следующее занятие.
Таким образом, обучаться по программе принимаются все желающие на
основании заявлений родителей или законных представителей.
Уровень программы, объём и сроки
Данная программа является ознакомительной.
Объем программы: 16 учебных часов.
Форма обучения и режим занятий
6
Форма обучения - очная (с возможностью электронного обучения с
применением дистанционных технологий).
Режим занятий.
Занятия проходят: ежедневно с понедельника по пятницу по 2
академических часа. Продолжительность 1 учебного часа - 30-45 минут (в
зависимости от возраста учащихся). С перерывом 10 минут. Что соответствует
нормам - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы формируется из учащихся разных возрастов с разным
уровнем подготовленности и природных задатков.
Занятия - групповые, индивидуальные.
Виды занят ий: мастер - класс, тренинг, решение проблемно игровых ситуаций и шахматных задач.
Для реализации программы используются следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса: педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
- групповые игровые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
- проблемное обучение.
Программа может реализовываться в условиях временного ограничения
занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим
основаниям и включает необходимые элементы с применением дистанционных
или комбинированных форм обучения в условиях временного ограничения
занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим
основаниям и включает необходимые элементы дистанционного обучения. При
этом возможно использование Интернет-сервисов, рекомендованных и
одобренных в целях обучения Министерством просвещения РФ (например,
информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум»), в
режиме конференции, через видео занятия (индивидуальная рассылка или
рассылка в группы). Учащиеся, получая от педагога задания и поэтапное
выполнение работы с учетом возрастных особенностей данного возраста
(возможность выполнения работ, как с помощью родителей, так и
самостоятельно), выполняют задания и присылают их педагогу. Результаты
фиксируются. Анализируется усвоение материала учащимися.
Программа может реализовываться в сетевой форме (на основе договора «О
сетевом взаимодействии»), с привлечением сотрудников данного профиля.
Совместная деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения
учащимися образовательной программы, с использованием ресурсов вовлеченных
в образовательный процесс организаций.
7
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23■навигатор■дети/■
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создать условия для приобщения учащихся к искусству
шахматной игры, развития устойчивого интереса и желания участвовать во
внутригрупповых соревнованиях по шахматам.
Образовательные задачи:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- познакомить с приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- познакомить с Шахматным кодексом:
Личностные задачи:
воспитать готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Метапредметные задачи:
- формировать способность ставить цели и задачи для их достижения;
- формировать умение планировать последовательность и прогнозировать итоги
действий и всей деятельности в целом;
1.3. Содержание программы.
Учебный план
№
Раздел, тема
Количество часов
Теория
Всего
Практика
2
Введение.
Элементарные понятия о шахматах.
Методы достижения результата в партии.
2
2
1
0
1
2
3
Дебют
2
0
2
4
Миттельшпиль
2
0
2
5
Эндшпиль
2
0
2
6
Элементы тактики
2
0
2
1
Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
Пед.
наблюдение
Пед.
наблюдение
Практическое
задание
Пед.
наблюдение
Практическое
задание
Пед.
наблюдение
Практическое
задание
Пед.
наблюдение
Практическое
задание
Пед.
наблюдение
8
7
Элементы стратегии
2
0
2
8
Итоговое занятие.
2
0
2
ВСЕГО
16
1
15
Практическое
задание
Пед.
наблюдение
Практическое
задание
Мониторинг
Пед.
наблюдение
Содержание учебного плана
Тема 1. Элементарные понятия о шахматах
Теория: Введение. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по
технике
безопасности
(антитеррористической,
пожарной)
и ПДД.
Элементарные понятия о шахматах - историческая справка; доска и фигуры;
правила, определяющие порядок игры; шахматная нотация; правило поведения
во время игры.
П ракт ика: Знакомство с шахматными фигурами. Игровая практика. Как
начинать партию. Упражнения на мат. Превращение пешки. Рокировка. Игра с
материальным перевесом.
Тема 2. Методы достижения результата в партии
П ракт ика: Простые угрозы: нападение; защита. Сложные правила:
рокировка; взятие на проходе; ценность фигур и пешек; некоторые случаи
ничьи; мат тяжелыми фигурами. Упражнения на мат;
Тема 3. Дебют (2 часа.).
П ракт ика: Мобилизация сил главный принцип дебютной стадии. Как
начинать партию.
Тема 4. Миттельшпиль
П ракт ика: Что делать после дебюта? Использование большого
материального перевеса.
Тема 5. Эндшпиль.
П ракт ика: Отдалённая проходная, защищенная проходная. Король и
пешка против короля.
Тема 6. Элементы тактики
П ракт ика: Комбинационные мотивы. Двойной удар Завлечение.
Отвлечение. Вскрытое нападение, вскрытый шах.
Тема 7. Элементы стратегии (2 часа.).
П ракт ика: Мобилизация сил, как главный стратегический принцип.
Активность фигур, взаимодействие фигур. Расположение пешек и план ведения
борьбы в шахматах.
Тема 8. Итоговое занятие
П ракт ика: Подведение итогов изучения программы. Практика: Конкурс
решения задач.
9
1.4. Планируемые результаты и способы их проверки.
Образовательные задачи:
- ознакомлены с элементарными понятиями шахматной игры;
- ознакомлены с приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- ознакомлены с Шахматным кодексом:
Личностные задачи:
воспитана готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Метапредметные задачи:
- сформирована способность ставить цели и задачи для их достижения;
- сформировано умение планировать последовательность и
прогнозировать итоги действий и всей деятельности в целом;
Для определения планируемых результатов учащихся используются
следующие диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результатов участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
10
Раздел
2. Комплекс
организационно-педагогических
условий, включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный ^график программы
№
п/ п Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
2
2
Введение.
Элементарные понятия
о шахматах.
Методы достижения
результата в партии.
3
Дебют
2
1
Форма
занятия
Комбинированное
Практическое
2
Место
проведения
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Тренинг
Учебный
кабинет
4
Миттельшпиль
2
Тренинг
Учебный
кабинет
5
Эндшпиль
2
Тренинг
Учебный
кабинет
6
Элементы тактики
2
Тренинг
Учебный
кабинет
7
Элементы стратегии
2
Тренинг
Учебный
кабинет
Турнир
Учебный
кабинет
8
ИТОГО:
Итоговое занятие.
Конкурс решения задач.
2
Формы контроля
Беседа.
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Мониторинг
Пед. наблюдение
16
2.2. ВОСПИТАНИЕ
развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения.
Ц ель :
Задачи:
усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры;
- информирование учащихся, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- приобретение учащимися опыта поведения, общения, межличностных и
11
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
Целевые ориентиры:
- освоение учащимися понятия о своей российской культурной
принадлежности
(идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания
ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы является
организация их взаимодействий, в подготовке и проведении календарных
праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки
учащихся в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в соответствии
с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
12
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся друг
с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учеб
ный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события,
мероприятия
1
Ценности, которые
объединяют.
2
«Легенды о России»
3
Одна
страна
традиции.
-
Форма проведения
нас
Тематическая беседа.
Презентация.
Посещение музея.
Тематическая беседа.
Презентация.
одни
Тематическая беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
*Сроки проведения мероприятий определяются календарными сроками реализации программы
Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.
2.3.Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение занятий:
Для реализации данной программы используется кабинет клуба,
который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям - СП 2.4.3648
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог
13
соблюдают правила безопасности труда. Кабинет должен отвечать всем
стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, должен быть
обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он должен
отвечать требованиям техники безопасности.
П еречень инвент аря из расчет а на группу в количест ве 15-20 человек
Кабинет
Шахматы
Шахматные часы
Столы парты
Стулья
Шкаф
Шахматная демонстрационная доска
Учительский стол
1
10 комплектов
10 шт.
10 шт.
20 шт.
1 шт.
2 шт.
1 шт.
Наглядно - дидактический материал:
1. Таблицы соревнований;
2. Тетради для записи партий;
3. Наглядное пособие по темам;
4. Сборники комбинаций;
5. Сборники задач и позиций;
Материалы по теории предмета:
• методическая литература по профилю для педагога;
• учебники и учебные пособия для учащихся.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует Гайгальник Валентин Владиславович, педагог
дополнительного образования, имеет высшее образование - Ленинградский
государственный технологический институт. Стаж работы в должности
педагога дополнительного образования - 3 года. Прошел курсы повышения
квалификации: Современные образовательные и психолого-педагогические
технологии, методики организации образовательной деятельности в системе
доп.образования в условиях ФГОС на а базе ФГБОУ ВО «Томский
государственный педагогический университет», 26.11.2018 г.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
14
потребности и запросы (учащихся и их родителей (законных
представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
- использовать
методы,
приемы
и
способы
формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению шахматного искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в турнирах и иных аналогичных
мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности. либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности
в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не
реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
2.4. Формы аттестации.
Отслеживание результатов осуществляется в течение всего периода
образовательного процесса проводится с помощью беседы, педагогического
наблюдения, конкурса решения задач, отзывов учеников и родителей.
Текущ ий конт роль осуществляется на каждом занятии.
И т оговы й конт роль осуществляется в конце обучения с учетом
результатов текущего контроля.
По каждому параметру выставляются балл (по 10-балльной шкале), затем
подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому
учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения образовательной
программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по
каждому уровню, анализ полученных результатов.
Мониторинг образовательной деятельности учащихся, шкала оценивания
результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце занятия и
позволяет выявить уровень формирования предметных знаний в результате
освоения образовательной программы
(года обучения).Мониторинг
результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых
параметров:
15
- Теоретическую подготовку.
- Практическую подготовку.
16
2.5.Оценочные материалы
Форма бланка
____ полугодие ________________
уч. год
Мониторинг результатов освоения
дополнит ельной образоват ельной программы _____________________________________________________
Объединение ______________________________________________
Педагог Д О ______________________________
Группа ____________ ( ________ год обучения)
№
Ф.И.О.
1.1.
показатели
2.1.
2..2.
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
Примеча
ние
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
С р е д н и й балл:
17
Форма бланка
(Приложение к Мониторингу)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Число
баллов
Методы
диагностики
Характеристика уровня с< юрмированности ЗУН
1
1.1.
Теоретическая подготовка
Теоретические
знания
по
основным
разделам
программы
Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям
• Минимальный уровень - ребёнок
овладел менее чем Ч часть
обьема знаний, предусмотренных
программой;
• Средний уровень - V2 часть
обьема
усвоенных
знаний
составляет более
• Максимальный уровень - освоил
практически весь объём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период.
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование
Практическая подготовка
1.2
2.2.
Практические
умения и навыки
(по основным
разделам
программы
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
3
Общеучебные умения и навыки
3.1
Умение
слушать и
слышать
педагога
3.2
3.3
Умение
организовать
своё рабочее
(учебное) место
Навыки
соблюдения
правил
безопасности
Адекватность
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
• Минимальный уровень - ребёнок
овладел менее чем V2 часть
обьема знаний, предусмотренных
программой;
• Средний уровень - V2 часть
обьема
усвоенных
знаний
составляет более
Максимальный уровень - освоил
практически весь обьём знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период
• Начальный (элементарный)
уровень развития креативности
— ребёнок в состоянии
выполнять лишь простейшие
практические задания педагога;
• Репродуктивный уровень - в
основном, выполняет задания на
основе образца;
• Творческий уровень - выполняет
практические задания с
элементами творчества
Уровни - по аналогии с п. 3.1.
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
0-3
Пед.
наблюдение
Пед.
наблюдение
4-7
8-10
0-3
4-7
Пед.
наблюдение
8-10
18
| требованиям
|
Характеристика уровня личностного роста и развития
4
Организационно-волевые качества
4.1
Дисциплинирова
нность I
культура
поведения
Воля
4.2
4.3
4.4.
Самоконтроль
и самооценка
Способность
соблюдать правила
и требования
педагога
Терпения хватает менее чем на У
частьзанятия
Более чем на У занятия
На все занятие
0-3
4-7
8-10
Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать и
оценивать свои
действия,
поступки.
Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком
0-3
4-7
8-10
Пед.
наблюдение
0-3
Пед.
наблюдение
Мотивация.
Осознанное участие
Интерес к
ребёнка в освоении
занятиям в
образовательной
детском
программы
объединении.
Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)
Ребёнок постоянно действует под
воздействием контроля извне
Периодически контролирует себя
сам
Постоянно контролирует себя
сам
Продиктован ребёнку извне
Периодически поддерживается
самим ребёнком
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно
Пед.
наблюдение
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Тестирование
(Беседа)
2.6.Методическое обеспечение программы
Настоящая программа предусматривает использование различных методов
и педагогических технологий.
- педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса: педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
- групповые игровые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
- проблемное обучение.
Методы обучения:
П ракт ические мет оды :
• решение учащимися различных комбинаций, этюдов, позиций, задач;
• проведение конкурсов задач (сборники задач по темам);
К ом бинированны е мет оды:
• наблюдение за игрой другого учащегося;
• обсуждение его неправильных действий и нахождения лучшего хода.
Данные методы помогают взаимодействию учащихся.
19
Р епродукт ивны е методы:
• беседа;
• диалог.
М ет оды сенсорного восприятия:
• просмотр различных этюдов и шахматных партий на доске;
• просмотр партий на компьютере с анализом возможных вариантов,
миниатюр, комбинаций;
П роблем ны е м ет оды (исследовательские):
•
отработка
вариантов.
определенных
педагогом
схем
игры,
различных
Методическое обеспечение по теме:
«Особенности организации образовательной деятельности в группе».
1.
Для того чтобы обучить игре в шахматы необходимо индивидуальное
общение с каждым учащимся отдельно. Необходимо выявить недостатки и
ошибки каждого учащегося в отдельности и создать условия, при которых
учащийся смог бы работать над своими недостатками и ошибками. Педагог
заинтересован, чтобы родители помогали ребенку дома выполнять работу над
ошибками, над анализом сыгранных партий. Учащимся рекомендуется играть с
компьютером, с целью изучения дебютного репертуара.
2.
Предоставление учащимся специальной шахматной
литературы
и
помощь в ее изучении. Для этого педагог предоставляет учащимся имеющуюся
литературу.
3.
Наработка дебютных схем, дебютных принципов построения пешечных
структур.
4.
Анализ с учащимися партий гроссмейстеров и Чемпионов мира.
5.
Педагогом проводится активное привлечение родителей к процессу
обучения. Привлечение их к активной спортивной жизни проводится с целью
их выезда с учащимися на соревнования района, города и области. Родителей
необходимо заинтересовать в результате своего ребенка. Тогда родители будут,
с удовольствием, финансировать выступления своих учащихся на
соревнованиях различного уровня: районного, городского и областного.
Для более высокой результативности учащихся на соревнованиях
различного уровня, педагогом проводятся дополнительные мероприятия
организации процесса обучения по повышению качества обучения. Педагог
стремится организовать:
•
активное содействие учащихся для их мотивации к участию в
различных соревнованиях района, города и области;
•
викторины, конкурсы, праздники и мероприятия различного
уровня, главной целью которых является массовое привлечение учащихся к
игре в шахматы;
20
2.7.Список литературы.
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3
и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в
силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от 28.12.2024,
вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25 января
2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года № 883
«Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» и федерального проекта «Все лучшее
детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
21
У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля 2024
г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских
агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28
декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер преподаватель»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
У Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении
общих требований к организации и проведению в природной среде следующих
мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы
несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других
маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных
мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп
детей,
проводимых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий»;
22
У Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023 г.
№ АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума
для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего образования»,
«Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
У Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
У Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования
детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и
культурного развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха №
АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края», автор-составитель
Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель РМЦ
КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного процесса в
организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
в период режима «повышенная готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина
Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
23
Список литературы для педагога:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Авербах Ю. «Что надо знать об эндшпиле». - М.: Просвещение, 2008.-286 с.
Авербах Ю. «Шахматные окончания». - М.: Просвещение, 2012.-112 с.
Волчок А.М. «Уроки шахматной тактики». «ФИС», - М.: Мысль, 2013.-154 с.
Дворецкий М.А. «Учебник эндшпиля». - М.: Изд-во АПИ, 2003. - 152 с.
Калиниченко К.А. «Энциклопедия шахматных комбинаций». - М.:
Просвещение, 2001. - 136 с.
Калиниченко Н. «Дебютный репертуар позиционного шахматиста». - М.:
ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2010. - 192 с.
Калиниченко Н.«Дебютный репертуар атакующего шахматиста», М.:
ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2014. - 222 с.
Литература для родителей (законных представителей):
1. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература,
1980.- 114 с.
2. Некрасова З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите
им расти. - М.: ООО Изд-во «София», 2007. - 189 с.
3. Некрасова З., Некрасова Н. Ври, да не завирайся! Зачем дети лгут и что с
этим делать? - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 152 с.
4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. - М.: Эксмо,
2010. 167 с.
5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.:
Новая школа, 1994. - 234 с.
6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.:
Поматур, 2000. - 213 с.
7. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000. 122 с.
8. Юрченко О. Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью? - Спб.:
Речь; М.: Сфера, 2011. - 114 с.
Литература для учащихся:
1. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980.
- 98 с.
2. Свияш А.Г. 90 шагов к счастливой жизни. От Золушки до принцессы. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 113 с.
3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.:
Новая школа, 1994. - 273 с.
4. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.:
Поматур, 2000. - 119 с.
24
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
________________________________ учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе__________________________
педагог:___________________
н а ______________учебный год
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
25
26