Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 10 марта 2025 г.
Протокол № 4
\
М.П.
^ Бурцева
Q2 5 г ^44
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВЕЛОСПОРТ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 16 часов
Возрастная категория: от 5 до 12 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 74464
Автор-составитель:
Карабаджан Артур Карпович
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 10 марта 2025 г.
Протокол № 4
М.П.
Утверждаю:
Директор МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
____________ Е.А. Бурцева
Приказ от 19 марта 2025 г. №44
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВЕЛОСПОРТ»
Уровень программы: ознакомительны й
Срок реализации программы: 16 часов
Возрастная категория: от 5 до 12 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 74464
Автор-составитель:
Карабаджан Артур Карпович
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
1
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Велоспорт»
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты_____________3
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
7
7
Содержание программы
Планируемые результаты и способы их проверки
9
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
10
условий, включающий формы аттестации
Календарный учебный график
10
10
Воспитание
Условия реализации программы
12
Формы аттестации
14
15
Оценочные материалы
17
Методическое обеспечение материалы
Список литературы
20
21
Приложение
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее - программа) «Велоспорт» имеет физкультурно - спортивную
направленность, нацелена на развитие интереса у учащихся к велоспорту, на
освоение элементарных навыков езды на велосипеде, мотивированного
ознакомления с правилами дорожного движения и безопасного передвижения
на велосипеде.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального
образования
Туапсинский
муниципальный
округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью выявления и
развития индивидуальных способностей учащихся, создания условий для
занятий творчеством.
Новизна программы состоит в том, что она носит практико ориентированный, игровой, развлекательно - соревновательный характер,
поскольку реализуется за короткий период. Программой предусмотрено
проведение всех занятий на свежем воздухе, большая часть которых
посвящается тренировкам по фигурному вождению на велосипеде.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена
на формирования у учащихся жизненно важных двигательных навыков,
развития физических способностей и на формирование навыков безопасного
поведения на дорогах; повышение культуры участников дорожного движения
Педагогическая целесообразность программы заключается в
эффективном
применении
практико
ориентированного
и
дифференцированного подхода к учащимся и преимущественном
использовании игровых, развлекательных, соревновательных форм, метолов и
приемов работы, путем создания проблемно - игровых ситуаций и поиска путей
их решения непосредственно самими учащимися. Таким образом, учащиеся
получают современные знания и навыки грамотного пешего и велосипедного
передвижения, оказания первой помощи при получении травм, что в будущем
поможет им хорошо ориентироваться в сложных дорожных ситуациях.
Отличительные особенности.
Программа разработана для учащихся, которые имеют разные
стартовые способности, а процесс обучения раскрывает образовательный
потенциал каждого ребёнка.
Отличительной особенностью данной программы от программ
в уже существующих в данном направлении является: обучение вождению
велосипеда по программе происходит в условиях, приближенных к дорожной
3
реальности. Большое значение при изучении курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. Преимущественно используются
элементы технологии педагогики сотрудничества и диалогового обучения.
Адресат программы
Данная программа разработана для учащихся от 5 до 12 лет (мальчиков и
девочек).
Условие набора учащихся в группу - на обучение принимаются все
желающие без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья.
Наполняемость групп - 12-20 человек.
Психолого - педагогические характеристики и особенности учащихся по
возрастам.
Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике
ребенка появляются принципиально новые качества, а именно: формируется
произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания,
мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим
поведением; изменения в самосознании-Я; отношения со сверстниками
переходят на принципиально новый уровень.
Учащиеся 7-8 лет воспринимают объекты как целое, плохо схватывают
детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ
воспринимаемых свойств вызывает у учащихся трудности. Для полноценного
восприятия учащимися им необходима возможность практически оперировать с
объектами. На процесс запоминания начинает влиять наличие установки,
систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать
при объяснении им нового материала. В этом возрасте у учащихся начинает
формироваться способность контролировать свои процессы памяти и
мышления.
В начале обучения у учащихся 9-12 лет преобладает непроизвольное
внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем,
насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше учащиеся
вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.
Формулируя задания для учащихся, нужно учитывать, что объем их внимания
еще очень невелик - всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная
помощь в организации учащимися своей работы - пошаговое управление,
предъявление коротких и четких инструкций.
При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения
внимания учащихся этого возраста очень низкий, а значит, они не могут
выполнять два вида деятельности одновременно.
В программе возможно участие учащихся с особыми образовательными
потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с
сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний); талантливых
(одарённых, мотивированных) учащихся; учащихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Занятия велоспортом учит учащихся с особыми возможностями здоровья
4
ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и
быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами,
активизируют мыслительные процессы.
Для детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. У большинства
учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной
активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень
работоспособности и самостоятельности. Поэтому использование активных
форм, методов и приёмов обучения в данной программе является одним из
необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего
процесса. При подборе содержания занятий для участия с ОВЗ учитывается, с
одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускается
излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным
средством активизации учебной деятельности, так как оно соответствует
психическим, интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям.
Для эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса,
желания и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода;
- предотвращается наступление утомления;
- во время работы с учащимися этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся,
оказывается помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные
силы и возможности;
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования родителей
(законных представителей). Собеседование проводится с целью установления
уровня трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального
образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Роль занятий по велоспорту в работе с такими
учащимися трудно переоценить. Не секрет что у большинства
несовершеннолетних из семей, состоящих на ведомственном учете, как
находящиеся социально опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации имеются проблемы связанные с общением и самовыражением в
хорошем смысле, так же.
Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребёнка, снятия зажатости - это занятия велоспортом. Побывав
в тяжелых жизненных обстоятельствах, они хотят уйти в другую реальность,
перевоплотиться в других героев, и игровая деятельность прекрасно
предоставляет
им
такую
возможность.
Они
становятся
более
,
5
раскрепощенными, учатся доверять друг другу, а также доверять взрослым, у
них развиваются коммуникативные качества личности, так как им приходится
постоянно общаться, развивается память, внимание, мышление и воображение,
фантазия. Это позволит им раскрыть свои способности и почувствовать свою
уникальность.
Дети, проявившие
выдающиеся способности,
талантливые
(одарённые, мотивированные) могут осваивать программу в индивидуальном
темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом
(Приложение №1), который строится, основываясь на возможностях
конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они сами (при поддержке
педагога и родителей) становятся ведущими игр, Подбирают и готовят задания
для сверстников на следующее занятие.
Уровень программы объём и сроки реализации
Данная программа является ознакомительной.
Объем программы: 16 учебных часов.
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная (с возможностью электронного обучения с
применением дистанционных технологий), групповое.
Режим занятий.
Занятия проходят: ежедневно с понедельника по пятницу по 2
академических часа. Продолжительность 1 часа - 30-45 минут (в зависимости от
возраста учащихся). С перерывом 10 минут. Что соответствует нормам - СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы формируется из учащихся разных возрастов с разным
уровнем подготовленности и природных задатков.
Занятия - групповые.
Виды занятий: мастер - класс, тренинги - упражнения.
Программа может реализовываться в условиях временного ограничения
занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и
другим основаниям и включает необходимые элементы с применением
дистанционных или комбинированных форм обучения в условиях
временного ограничения занятий в очной (контактной) форме по
санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает
необходимые элементы дистанционного обучения. При этом возможно
использование Интернет-сервисов, рекомендованных и одобренных в целях
обучения
Министерством
просвещения
РФ
(например,
информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум»),
в режиме конференции, через видео занятия (индивидуальная рассылка или
рассылка в группы). Учащиеся, получая от педагога задания и поэтапное
выполнение работы с учетом возрастных особенностей данного возраста
(возможность выполнения работ, как с помощью родителей, так и
самостоятельно), выполняют задания и присылают их педагогу. Результаты
фиксируются. Анализируется усвоение материала учащимися.
6
Программа может реализовываться в сетевой форме (на основе договора
«О сетевом взаимодействии»), с привлечением сотрудников данного профиля.
Совместная деятельность, направленная на обеспечение возможности
освоения учащимися образовательной программы, с использованием ресурсов
вовлеченных в образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23 .навигатор .дети/.
1.2.Цели и задачи программы
Цель: создать условия для развития у учащихся интереса к велоспорту и
желания освоить элементарные навыки езды на велосипеде с соблюдением правил
дорожного движения и безопасного передвижения на велосипеде.
Задачи:
Образовательные:
- обучить основным приемам управления велосипедом, технике прохождения
препятствий: «Фигурное вождение велосипеда», «Движение по автогородку».
Личностные:
- воспитать интерес у учащихся к выбранному профилю деятельности и
здоровому образу жизни,
- воспитать чувство ответственности и стремление к соблюдению правил
безопасности дорожного движения,
Метапредметные:
- формировать способность ставить цели и задачи для их достижения;
- формировать умение планировать последовательность и прогнозировать
итоги действий и всей деятельности в целом;
- формировать умение анализировать полученный результат, делать выводы,
корректировать планы;
- формировать умения вести себя в коллективе.
1.3.Содержание программы.
Учебный план
№
1
2
Раздел,
тема
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Введение.
Основы велоспорта.
Основы ПДД.
Для пешеходов и
велосипедистов.
1
1
1
1
0
0
Велосипед.
Устройство велосипеда.
1
1
0
Формы аттестации/
контроля
Беседа,
Пед.
наблюдение
Пед.
Наблюдение
Игра
Пед.
7
3
Использование защиты.
12
0
12
1
0
1
16
3
12
4
Тренировки.
Беговел / Велосипед
5
Зачет. Соревнование.
ВСЕГО
Наблюдение
Игра
Пед.
Наблюдение
Практическое
задание
Соревнование
Мониторинг
Соревнование
Содержание учебного плана
1. Введение. «Основы велоспорта». (1ч.)
Теория. Знакомство с велоспортом его основными направлениями и
дисциплинами. Показать ученикам какие виды велосипедов бывают, чем
отличаются и для чего используются в разных дисциплинах велоспорта.
2. Основы ПДД. «Для пешеходов и велосипедистов». (1ч.)
Теория. Изучение Правил дорожного движения 2025, с текущими
изменениями.
Подробный разбор главы 24 ПДД «Пешеходы», Разбор
ситуаций опасного поведения на дорогах различных участников дорожного
движения. Основные знания о поведении на дорогах общего пользования и на
прилегающих территориях. Изучение дорожных знаков, необходимых для
пешеходов и велосипедистов.
3. Велосипед. Использование велосипеда и защиты (1ч.)
Теория. Устройство велосипеда, его основных узлов и агрегатов. Правила
безопасности с обслуживанием велосипеда и использование защиты. Одна из
главных задач при подготовке велосипедистов - это соблюдение мер
безопасности. Независимо от того, где будут проводится занятия, участники
должны быть в защитных средствах: шлеме, налокотниках, наколенниках.
4. Беговел / велосипед. Тренировки. (12ч.)
Практика. Тренировочный блок. Вождение беговела и выполнение
специальных упражнений и трюков (езда стоя, с одной рукой).
Вождение велосипеда и выполнение упражнений из конкурса «Безопасное
колесо»
Результат проверяется путем проведения контрольных заездов при
прохождении препятствий на площадке для фигурного вождения.
5.Зачет. Соревнование.
Практика. Выполнение системы заданий - упражнений на велосипеде с
соблюдением основных правил передвижения. Игра - викторина.
8
1.4.Планируемые результаты и способы их проверки
Образовательные:
- обучены основным приемам управления велосипедом, технике
прохождения препятствий: «Фигурное вождение велосипеда», «Движение по
автогородку».
Личностные:
- учащиеся проявляют интерес к выбранному профилю деятельности и
здоровому образу жизни,
- воспитано чувство ответственности и стремление к соблюдению
правил
безопасности дорожного движения.
Метапредметные:
- сформирована способность ставить цели и задачи для их достижения;
- сформировано умение планировать последовательность и прогнозировать
итоги действий и всей деятельности в целом;
- сформировано умение анализировать полученный результат, делать выводы,
корректировать планы;
- сформировано умения вести себя в коллективе;
Для определения планируемых результатов учащихся используются следующие
диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результатов участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
Раздел 2 Комплекс
организационно-педагогических
включающий формы аттестации
условий,
2.1. Календарный учебный график программы
№
п/ п Дата
1
2
3
Тема занятия
Введение
Основы велоспорта.
ПДД
Для пешеходов и
велосипедистов.
Велосипед.
Устройство
велосипеда
Кол-во
часов
Форма
занятия
Место
проведения
Формы контроля
1
Видео-презентация
1
Комбинированное
Учебный
Беседа.
кабинет Пед. наблюдение
Учебный
Пед. наблюдение
кабинет
1
Комбинированное
Учебный
кабинет
Пед. наблюдение
Игра
9
4
Управление беговелом.
Равновесие.
3
Практическое
Учебный
кабинет
Трюки на беговеле.
3
Практическое
Учебная
площадка
Управление
велосипедом.
3
Комбинированное
Учебная
площадка
Фигурное вождение
велосипеда. Безопасное
колесо.
3
Практическое
Учебная
площадка
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Соревнование
Практическое
Учебная
площадка
Мониторинг
Соревнование
5
6
7
10
ИТОГО:
Зачет. Соревнование
2
16
2.2. ВОСПИТАНИЕ
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения.
Задачи:
- усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры;
- информирование учащихся, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- приобретение учащимися опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
Целевые ориентиры:
- освоение учащимися понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
10
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы является
организация их взаимодействий, в подготовке и проведении календарных
праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки
учащихся в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в
организации дополнительного образования учащихся в соответствии с нормами и
правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный
период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности
конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является предметом
воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных
процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных
усреднённых и анонимных данных.
11
Календарный план воспитательной работы
№
п
/
п
1
Название события,
мероприятия
Форма
проведения
Ценности, которые
нас объединяют.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
2
Легенды о России»
3
Одна страна - одни
традиции.
Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте МБОУ ДО
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Тематическая
Фотоотчет.
беседа.
Заметка на сайте МБОУ ДО
Презентация.
ЦРТДиЮ г. Туапсе
Игра.
Викторина
*Сроки проведения мероприятий определяются календарными сроками реализации
программы Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет, помещение, согласно СП2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
- асфальтированная площадка, огороженная по периметру, в целях избегания
попадания на нее посторонних лиц во время проведения занятий. Перечень
оборудования, инструментов и материалов:
- 4-5 комплектов экипировки для велосипедистов разного размера,
- велосипеды 4-5штук,
- комплект оборудования для фигурного вождения велосипеда с препятствиями
(кегли, фишки)
- наглядные пособия (плакаты) по ПДД,
Информационное обеспечение: подборка фотографий, интернет источники.
1. Юи Д РУ http://vuid.ru/.
1.
Добрая дорога детства http://www.dddgazeta.ru/
2.
Сайт «Зебренок» http://zebrenok. mos.ru/
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Карабаджан
Артур Карпович является кандидатом в мастера спорта по велоспорту, в 2017
году получил высшее профессиональное образование по специальности:
Наземные транспортно-технологические средства (квалификация: инженер) в
Московском автомобильно-дорожном Государственном
техническом
12
университете (МАДИ ГТУ). В 2017 году прошел психолого-педагогические
курсы повышения квалификации:
1. ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
по программе: Современные образовательные и психолого-педагогические
технологии, методики организации образовательной деятельности в системе доп.
образования в условиях ФГОС, 2018г.
2. ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента» по программе:
«Психологопедагогическое сопровождение учащихся и лиц с ОВЗ в условиях
реализации ФГОС», 2019г.
Стаж работы в должности педагога дополнительного образования - 8 лет
общий педагогический стаж. Имеет 1 квалификационную категорию.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
детей и лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
- разработка программно-методического
обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы (учащихся и их родителей (законных представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
- использовать методы, приемы и способы формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для
сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению изобразительного искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах и иных
аналогичных мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования,
имеющий
высшее
образование
или
среднее
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности. либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не
реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
13
2.4. Формы аттестации
Отслеживание результатов осуществляется в течение всего периода
образовательного процесса проводится с помощью беседы, педагогического
наблюдения, конкурса решения задач, отзывов учеников и родителей.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии.
Итоговый контроль осуществляется в конце обучения с учетом
результатов текущего контроля.
По каждому параметру выставляются балл (по 10-балльной шкале), затем
подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому
учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения образовательной
программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по
каждому уровню, анализ полученных результатов.
Мониторинг образовательной деятельности учащихся, шкала оценивания
результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце занятия
и позволяет выявить уровень формирования предметных знаний в результате
освоения образовательной программы (года
обучения).
Мониторинг результатов обучения включает в себя 2 основных блока
оцениваемых параметров:
- Теоретическую подготовку.
- Практическую подготовку.
2.5. Оценочные материалы
Форма бланка
полугодие
уч. год
Мониторинг результатов освоения
дополнительной образовательной программы _______________
Объединение ___________________________
Педагог Д О _____________________
Группа_________ (_____ год обучения)
№
Ф.И.О.
1.1.
показат ели
2.1.
2..2.
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
Примеча
ние
1
14
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
С р е д н и й б ал л :
15
Форма бланка
(Приложение к Мониторингу)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого катества
Число
диагностик
и
Характеристика уровня сформированности ЗУН
1
1.1.
Теорети
М етоды
балло
в
подготовка
Теоретические
С оответствие
• М и н им альны й уровень - ребён ок
0-3
Пед.
знания по
основным
разделам
теоретических
знаний ребёнка
програм м ны м
овладел м енее чем У часть
объем а знаний, предусм отренн ы х
программой;
4-7
наблю дение,
тестирование
контрольны й
програм м ы
требованиям
• С редний уровень - У часть
объем а
у своенны х
знаний
составляет более
8-10
опрос и др.
С обеседование
К онтрольное
• М акси м альн ы й уровень - освоил
практически весь объём знаний,
предусм отренны х п рограм м ой за
конкретны й период.
Практитеская подготовка
1
2
П рактические
С оответствие
• М и н им альны й уровень - ребён ок
0-3
умения и
(по основны м
практических
ум ений и
овладел м енее чем У часть
объем а знаний, предусм отренн ы х
4-7
разделам
програм м ы
нрограм м ны м
требованиям
программой;
• С редний уровень - У часть объем а
усвоенны х
знаний
составляет
более
М аксим альны й уровень - освоил
практически весь объём знаний,
предусм отренны х п рограм м ой за
конкретны й период
Творческие
навыки
К реативность в
вы полнении
практических
заданий
• Н ачальн ы й (элем ентарны й)
уровень развития
— ребён ок в состоянии
вы полнять лиш ь простейш ие
практические задания
• Репродуктивн ы й уровень - в
основном, вы полняет задания
основе образца;
задание
8-10
0-3
К онтрольное
задание
4-7
8-10
• Т ворческий уровен ь - вы полняет
практические задания с
элем ентам и творчества
3
3
Общеутебныеумения и навыки
У мение
слуш ать и
слы ш атъ
педагога
3
У мение
организовать
своё рабочее
(учебное)
А декватность
восприятий
информации,
идущ ей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
У ровни - по аналогии с п. 3.1.
0-3
4-7
8-10
0-3
Пед.
наблю дение
Пед.
наблю дение
4-7
8-10
16
3.3
Навыки
соблюдения
правил
безопасност
и
Пед.
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
0-3
4-7
правил
безопасности
программным
требованиям____
Характеристика уровня личностного роста и развития
4
4.3
Способность
соблю дать
п требования
культура
поведения
В оля
С ам оконтрол
сам ооценка
4.4
8-10
Организационно -волевые
качества
4.1
4.2
наблю дение
М отивация.
И нтерес к
занятиям в
детском
объединении.
К ритерии
Способность
активно
себя к
практическим
действиям
Умение
контролировать
оценивать свои
действия,
поступки.
О сознанное
ребёнка в освоении
образовательной
програм м ы
Т ерпения хватает менее ч ем на
0-3
4-7
ч астьзанятия
Более чем на У занятия
8- 10
Пед.
наблю дение
В олевы е уси ли я ребён ка
0-3
Пед.
побуж даю тся извне
И ногда - сам им ребёнком
В сегда - сам им ребён ком
4-7
8-10
наблю дение
Ребён ок постоянно дей ствует
0-3
воздействием кон троля извне
П ериодически контролирует
сам
П остоянно контролирует себя
П родиктован ребёнку извне
П ериодически поддерж ивается
сам им ребёнком
П остоянно поддерж ивается
ребён ком сам остоятельно
Пед.
наблю дение
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Т ести рова
(Беседа)
Н изкнй - (0-30 балл.)
С редний - (31-70 балл.)
В ы сокий - (71-100 балл.)
2.6.Методическое обеспечение программы: технология (методика), формы
и методы работы
- Использование на занятиях технологии дифференцированного и
личностно-ориентированного обучения создают оптимальные условия для
выявления задатков, развития интересов и способностей на пути к
профессиональному самоопределению. Технология дифференцированного
обучения дает свои плоды: учащиеся усваивают материал программы на
различных уровнях.
- Применение технологии активного комплексного обучения организует
активность учащихся, моделирует предметное содержание последующей
деятельности.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа с учащимися, формирование понятий,
обсуждение и т.д.);
- наглядный - практический (выполнение учащимися заданий, упражнений);
17
- метод проблемного изложения (постановка вопроса и поиск ответа);
- частично-поисковый (сравнение, анализ);
- репродуктивный (ответы на вопросы, показ и повтор учащимися приёмов
живописи);
- непосредственная помощь применяется в тех случаях, когда учащийся не может
сам правильно выполнить задание, упражнение;
- метод убеждения - слово, влияние с помощью коллектива;
- метод поощрения - благожелательный отзыв о трудолюбии и дисциплине,
похвала.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть.
2. Основная часть: вступление; объяснение темы; практическая часть;
3. Итог занятия.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания
18
2.7.Список литературы.
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу
с 01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции
от 25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
19
У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации №2 145 от 28 февраля
2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. №2 3894-р (в редакции от 20 марта
2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
У Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н
«Обутверждени
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
У Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального
стандарта «Тренер-преподаватель»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
У Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
20
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня
2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
реализации профориентационного минимума в образовательных организациях
субъекта Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
S Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны, утвержденные
протоколом заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от
28 июля 2023 г.;
S Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
S Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
21
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
в
организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенная
готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
Список литературы для педагога:
1. ПДД РФ с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 2018
года. - 145 с.
2. Положение о Всероссийских соревнованиях «Безопасное колесо», Порядок
проведения соревнований. - 205 с.
3. В.И. Ковалько . Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2015. - 192 с. - (Мастерская учителя).
4. ПДД для школьников - образовательная программа (программный продукт
на диске, М, ООО-«1С-Паблишинг», 2015. - 178 с.
5. Справочник по первой помощи. М. Российский Красный крест», Вита-Пресс
2017 - 198 с.
6. Инструкция МЧС для населения «Поведение и порядок действий в условиях
чрезвычайной ситуации природного и техногенного происхождения». 217 с.
Список учебной литературы для учащихся и родителей:
Интернет ресурсы:
4. ЮИД РУ http://yuid.ru/,
5. Добрая дорога детства http://www.dddgazeta.ru/
22
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
________________________________ учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе__________________________
педагог:___________________
на______________учебный год
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.