Управление образования администрации М О Туапсинский му
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципатьного образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
От 20 мая 2025 г.
Протокол № 5
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КОРОЛЕВСТВО ШАХМАТ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 72 часа
Возрастная категория: от 6 до 12 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 5874
Автор-составитель:
Гайгальник Валентин Владиславович
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Королевство шахмат».
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».................................................................
1.1.Пояснительная записка.........................................................................................
Направленность программы.........................................................................
Новизна программы..........................................................................................
Актуальность......................................................................................................
Педагогическая целесообразность..............................................................
Отличительные особенности........................................................................
Адресат программы..........................................................................................
Формы обучения и режим занятий..............................................................
Особенности организации образовательного процесса.....................
1.2. Цель и задачи программы....................................................................................
1.3.Содержание программы........................................................................................
Учебный план.....................................................................................................
Содержание учебного плана.........................................................................
1.4.Планируемые результаты......................................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации...............................................................................
2.1.Календарный учебный график............................................................................
2.2.Воспитание.................................................................................................................
2.3.Условия реализации программы........................................................................
2.4. Формы и методы аттестации.............................................................................
2.5.Оценочные материалы............................................................................................
2.6.Методические материалы......................................................................................
2.7. Список литературы.................................................................................................
Приложение № 1.........................................................................................................
Приложение № 2.........................................................................................................
3
3
3
3
3
3
4
4
7
7
8
9
9
9
11
12
12
17
21
22
25
28
30
35
36
2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты».
1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Королевство шахмат» (далее - программа) имеет физкультурно спортивную направленность, которая ориентирована на развитие у учащихся
интереса к шахматной игре, как разновидности спортивных состязаний.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Туапсинский район и региона Краснодарский
край в целом. Программа преследует задачу по формированию эффективной и
доступной системы дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности,
с целью выявления и развития индивидуальных способностей детей и
молодежи, создания условий для занятий творчеством.
Новизна программы проявляется в разработке программы, содержание
которой адаптировано для старших дошкольников и младших школьников с
комплексным
применением
элементов
современных
технологий:
разноуровневого и развивающего обучения, сотрудничества, игровых форм и
методов, обеспечивающих личностно-ориентированный и
дифференцированный подход к каждому из учащихся. Педагогу удается
обеспечить комфортную эмоционально - психологическую среду обучения
посредством создания “ситуации успеха” для учащихся при помощи
индивидуального подбора заданий разного уровня сложности, в зоне их
«ближайшего» уровня развития.
Актуальность данной программы в том, что она базируется на
современных подходах к модернизации системы образования посредством
индивидуализации процесса обучения с использованием информационных
технологий и технологии сотрудничества, способствующих обеспечению
социального, культурного, личностного развития и самоопределения
учащихся.
Программа имеет предпрофориентационную направленность в области
приобщения учащихся к особенностям трудовой деятельности тренера или
педагога по шахматам.
Программа включает в себя систему воспитательных мероприятий и
тематику бесед по основам экономических знаний для успешной и адаптивной
социализации учащихся в условиях быстро изменяющегося мира и
современных преобразований.
Педагогическая целесообразность программы проявляется в том, что
реализуется взаимосвязь с системой дошкольного и общего образования,
выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимисявоспитанниками образовательных программ, благодаря последовательному
развитию способности к логическому и аналитическому мышлению, а также
воспитанию настойчивости и стремления к достижению цели.
Шахматы положительно влияют на совершенствование многих
психических процессов, таких как внимание, память, мышление, начальных
3
форм волевого управления поведением, когда учащиеся наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности, что является залогом успешного овладения новыми
знаниями.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
использование игрового тренинга в качестве основного метода преподавания,
с минимальным применением словесно - объяснительного метода.
Данная программа составлена с учётом накопленного педагогом
теоретического и практического опыта, что даёт возможность учащимся не
только получить первоначальный уровень знаний шахматной игры в ходе
групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию
каждого ребёнка, с преимущественным использованием элементов
технологии сотрудничества и диалоговых форм обучения.
Адресат программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы: 6-12 лет
(мальчики и девочки).
Условие набора. Набор в объединение производится по желанию
учащихся и их родителей.
В объединении могут заниматься мальчики и девочки, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Наполняемость групп - до 15 человек.
После освоения данной программы у учащихся имеется возможность
продолжения занятий шахматами и изучения программы базового уровня.
Психолого - педагогические характеристики и особенности детей 6-10
лет по возрастам.
Ребята 6 -7 лет воспринимают объекты как целое, плохо схватывают
детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ
воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности. Для полноценного
восприятия им необходима возможность практически оперировать с
объектами. В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание,
поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько
ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше они вовлечены в
активную деятельность, тем устойчивее их внимание. Ребята не могут
сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие
промежутки времени необходимо менять вид деятельности.
Дети 8-9 лет уже способны устанавливать несложные причинно
следственные связи, особенно при использовании наглядного материала, их
можно научить делать простые умозаключения. У ребят этого возраста
появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся
в настоящий момент. Однако, несмотря на новые возможности, мышление еще
сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении
ими нового материала. Так, наглядно-образное мышление находится
по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается
наглядно-действенное мышление.
4
Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую
деятельность, несмотря на то, что они уже умеют обобщать,
классифицировать.
У детей 10-12 лет ведущим типом памяти остается непроизвольная
память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не
требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).
Однако процесс запоминания уже может быть опосредован использованием
внешних стимулов, например схем или карточек. На процесс запоминания
начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение
итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала. В
этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать
свои процессы памяти и мышления.
По данной программе могут заниматься все желающие, в том числе
дети с особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды
(учащиеся с диагнозом сахарный диабет (имеет статус «инвалид», но ему не
нужны специальные образовательные условия), учащиеся имеющее
недостатки в физическом развитии не влияющих на работу рук), дети с О В З (с
сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний). Для таких
групп учащихся очень важно пройти адаптацию в группе учащихся для
дальнейшей социализации в обществе. Занятия шахматной деятельностью
позволяет развиваться детям как физически, так и психически. Что
способствует снятию детских страхов и комплексов.
Для учащихся с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение № 1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. При подборе
содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны,
принцип доступности, а с другой стороны, не допускается излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности, так как оно соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям учащихся и их потребностям. Для
эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
уделяется внимание формированию познавательного интереса, желания и
привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к учащимся;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность учащихся;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи учащихся,
оказывается помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные
силы и возможности;
- обеспечивается обогащение учащихся знаниями (используя
5
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Учащиеся с ОВЗ принимаются только после собеседования родителей
(законных представителей) с педагогом. Собеседование поможет выявить
уровень трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального
образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети, находящиеся в трудной
ж изненной ситуации. Не секрет что у большинства несовершеннолетних из
семей, состоящих на ведомственном учете как находящиеся социально
опасном положении или иной трудной жизненной ситуации имеются
проблемы связанные с самовыражением в хорошем смысле. Самый короткий
путь эмоционального раскрепощения ребёнка - это искусство, гармонизация
внутреннего состояния человека через
развитие способности к
самовыражению и самопознанию.
Учащиеся, проявившие выдающиеся способности, талантливые
(одарённые, мотивированные)
могут осваивать программу в
индивидуальном темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение № 1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Они могут
выполнять более сложные задания по темам программы.
Уровень, объём и сроки реализации программы,
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне.
Объем программы: 72 учебных часа.
Срок реализации: 1 учебный год (36 учебных недель).
Программа предусматривает 2 этапа работы по полугодиям, которые
завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации
(мониторинга результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь
2 этап: январь - май.
Программа является ознакомительной, поскольку позволяет
учащимся приобщиться к предметной среде шахматной игры и в дальнейшем
продолжить траекторию развития в данной области.
Форма обучения режим занятий:
Форма обучения - очная.
Форма организации деятельности: индивидуальная, в парах, работа по
подгруппам, групповая.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Продолжительность 1 учебного часа 45 минут, что соответствует нормам - СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы формируется из учащихся приблизительно одного
6
возраста.
Состав групп - постоянный.
Использование технологий дифференцированного и личностно ориентированного подхода к учащимся обеспечивает подбор универсальных
методов и приемов работы, а также заданий вариативного характера и разного
уровня сложности с учетом индивидуальных и психофизиологических
особенностей учащихся.
Форма организации учащихся на занятии: групповая (фронтальная) с
преимущественным
использованием
индивидуального
и
дифференцированного подхода к учащимся.
Формы проведения занятий:
комбинированное, практическое,
контрольно-проверочное.
Виды занятий: практические игры, турниры, конкурсы решения задач,
мастер - классы, массовые мероприятия и др.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей
с ОВЗ, талантливых и особо мотивированных детей
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая форма и технология обучения (включая
пропедевтеческий, ознакомительный и базовый уровни) для определения
объема и содержания работы как с детьми с ОВЗ и одаренными в области
шахмат;
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов
работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня сложности с
учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий
и электронного обучения могут проводиться при определенных условиях:
карантина, обусловленного необходимостью ограничения возможности
распространения вирусной инфекции в детской среде или отсутствия
возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по
причине болезни или иной.
При обучении с применением дистанционных образовательных технологий
используются следующие формы занятия:
- видеоконференция,
- онлайн тестирование;
- интернет-урок;
- практическое занятие.
При дистанционном обучении используются следующие образовательные
ресурсы:
Образовательная платформа/ресурс:
Play Magnus: https://www. playmagnus.com/ru
ШахМатКанал: https://www.youtube.com/channel
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий
и электронного обучения могут проводиться при определенных условиях:
7
карантина, обусловленного
необходимостью ограничения возможности
распространения вирусной инфекции в детской среде или отсутствия
возможности личного присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по
причине болезни или временного отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в сетевой форме на
основании договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется
совместная деятельность, направленная на обеспечение возможности
освоения учащимися образовательной программы, с использованием ресурсов
вовлеченных в образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
ЬНт//р23.навигатор.дети/.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создать условия для приобщения учащихся к
искусству шахматной игры, развития устойчивого интереса и желания
участвовать во внутригрупповых соревнованиях по шахматам.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- познакомить с шахматными фигурами,
- научить ориентироваться на шахматной доске, различать горизонталь,
вертикаль, диагональ, правильно расставлять фигуры перед игрой;
- научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
Личностные задачи:
- воспитать готовность слушать педагога и участвовать в диалоге;
- развить культуру поведения на занятии, доброжелательность;
- воспитать самостоятельность и активность.
Метапредметные задачи:
-сформировать у учащихся мотивацию к освоению элементов
поисковой деятельности, стремление находить возможности решения
проблемно - игровых задач.
1.3. Содержание программы.
Учебный план
№
1.
Раздел, тема.
Введение. Элементарные
понятия о шахматах и
правила игры.
Количество часов.
Всего Теория Практика
Формы аттестации/
контроля
Беседа
20
8
12
8
5
Тактика(А)
2.
3.
4.
Элементы стратегии (А)
Основные правила игры в
шахматы.
8
3
4
1
3
5
2
7
2
3
1
2
Тактика (Б)
3
5
Эндшпиль (А)
5.
6.
Тактика (В)
6
2
4
7.
Элементы стратегии (Б)
4
1
3
3
8.
9.
5
Тактика (Г)
Дебют
2
4
1
3
4
2
2
Эндшпиль (Б)
10.
Шахматный турнир
12
2
Всего часов:
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед. наблюдение.
Игровые упражнения.
Практические
задания.
Пед наблюдение
Мониторинг
2
72
9
Содержание учебного плана
1. РАЗДЕЛ. Введение. Элементарные понятия о шахматах.
Теория: Особенности занятий План работы на год. Требования к
нормам поведения при проведении занятий Техника безопасного поведения.
Инструктаж по технике безопасности.
Вводное. Краткое содержание курса. Инструктаж по технике безопасности
(антитеррористической, пожарной) и ПДД. Элементарные понятия о
шахматах - историческая справка; доска и фигуры; правила, определяющие
порядок игры; шахматная нотация; сложные правила; ценность фигур и
пешек; некоторые случаи ничьи; мат тяжелыми фигурами; упражнения на
мат; как начинать партию; что делать после дебюта; использование большого
материального перевеса; король и пешка против короля.
Воспитательное занятие «Шахматы». Просмотр и обсуждение
видеофильмов по истории шахмат. Развитие познавательного интереса
учащихся, воспитание любви к шахматам и уважения к великим шахматистам.
Просмотр фото и видео материалов. Беседа. Проводится периодически в течение
учебного года.
Практика: Знакомство с шахматными фигурами. Игровая практика. Как
начинать партию. Упражнения на мат. Превращение пешки. Рокировка. Игра
с материальным перевесом.
2. РАЗДЕЛ. Тактика(А). (8 час.)
Теория: Тактические приемы, наиболее характерные комбинационные
возможности различных фигур, использование геометрических мотивов.
Практика: Связка, Двойной удар, Открытое нападение. Открытый шах,
Двойной шах.
3. РАЗДЕЛ. Элементы стратегии(А). (8час.)
Теория: Элементы стратегии - понятие о плане; центр и его значение;
активность фигур; открытые и полуоткрытые линии; расположение пешек;
вторая (седьмая) горизонталь; мобилизация сил главный стратегический
принцип.
Практика: Использование полуоткрытой линии, седьмая горизонталь,
освоение навыка мобилизации сил, как главного стратегического принципа.
4. РАЗДЕЛ. Тактика(Б). (7час.)
Теория: Геометрические мотивы действия слонов. Темповая игра,
жертва слона на h2(h7) наличие нескольких вариантов игры. Конь - отличие
от других фигур и его взаимодействие с ними.
Практика:
Ознакомление с комбинациями, имеющими различные
разветвления. Жертва слона на h2(h7) Коневые комбинации. Учебный сеанс
одновременной игры с часами.
5. Эндшпиль(А). (4 час.)
Эндшпиль - пешечный (оппозиция, правило квадрата, отдаленная и
защищенная проходная, пешечный прорыв).
Практика: Отдаленная проходная, защищенная проходная, пешечный
10
прорыв.
2 блок-модуль (40 час.)
6. РАЗДЕЛ. Тактика (Б)
Теория: Основные правила игры в шахматы._Особенности занятий.
План работы. Инструктаж по технике безопасности.
Геометрические мотивы действия слонов. Темповая игра, жертва слона на
h2(h7) наличие нескольких вариантов игры. Конь - отличие от других фигур
и его взаимодействие с ними.
Практика:
Ознакомление с комбинациями, имеющими различные
разветвления. Жертва слона на h2(h7) Коневые комбинации. Учебный сеанс
одновременной игры с часами.
7. РАЗДЕЛ. Тактика(В). (6час.
Теория: М отивы пешечных комбинаций. Мотивы тяжелофигурных
комбинаций. Комбинации, основанные на взаимодействии фигур.
Практика: Пешечные комбинации, тяжелофигурные комбинации,
комбинации на взаимодействие фигур.
8. РАЗДЕЛ. Элементы стратегии(Б). (4 час.)
Теория: А ктивность фигур, реальная сила фигуры. Сильные и слабые
поля, форпост. Пешки определяют план действий на шахматной доске.
Практика: Отработка навыков использования сильных и слабых
сторон пешечного расположения, силу и слабость фигур.
9. РАЗДЕЛ. Тактика(Г). (5 час.)
Теория:
Типовые комбинации. Мотивы комбинаций (завлечение,
отвлечение, блокировка, освобождение поля, освобождение линии,
перекрытие, захват пункта)
Практика: Игровая практика. Отработка полученных знаний.
10. РАЗДЕЛ. Дебют. (4 час.)
1. Теория: Шахматная партия. Дебют. Из дебюта в миттельшпиль. Открытые,
полуоткрытые, закрытые дебюты. Атака и способы ее проведения. Защита и
контратака. Равные позиции. Что делать после дебюта? Сосредотачивать
силы против позиции короля, если он не рокирован - 1 из привлекательных
планов. Атака на короля. Если нет предпосылок для атаки, надо стремится к
материальным завоеваниям, не забывая о безопасности своего короля.
Примеры: Практические советы. Понятия: ход, угроза, нападение, жертва,
размен. Паульсен - Морфи, разбор партии. Главные задачи дебюта:
продвижение пешек в центр, вывод легких фигур, своевременная рокировка.
Ввод в игру ладей. Северный гамбит. Защита Филидора. Дебют четырех
коней.
Практика: Разыгрывание Дебюта. Игровая практика.
11. РАЗДЕЛ. Эндшпиль(Б). (6 час.)
Теория: Ладья против пешек. Ладья и пешка против ладьи. Конь
против пешек. Коневые окончания. Слон против пешек. Слоновые
окончания. Однопольные и разнопольные слоны. Активный король залог
победы.
11
Практика: Игровая практика. Отработка полученных знаний.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
1.4.Планируемые результаты:
После прохождения обучения по данной программе, учащиеся способны
проявить:
Образовательные _результаты:
- знание названий шахматных фигур;
- хорошую ориентацию на шахматной доске, различение понятий: горизонталь,
вертикаль, диагональ, умение правильно расставлять фигуры перед игрой;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Личностные _результаты:
- готовность слушать педагога и участвовать в диалоге;
- культуру поведения на занятии, доброжелательность;
- самостоятельность и активность.
Метапредметные _результаты:
- мотивацию к освоению элементов поисковой деятельности, стремление
находить возможности решения проблемно - игровых задач.
Для определения планируемых результатов учащихся используются
следующие диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результаты участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
12
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
2.1. Календа]
Дата
№
ный учебный график программы.
Тема занятия
Кол-в Время
проведени
о
п/п
Форма занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Элемент арные понятия о шахматах.
1
Краткая историческая справка, доска и
фигуры. Правила передвижения и взятия
фигур (ладья, слон, ферзь)
3
Лабиринты ладьи. Лабиринты слона.
Лабиринты ферзя.
Правила передвижения и взятия фигур
(король, пешка, конь).
4
Лабиринты короля. Лабиринты коня.
5
Шахматная нотация. Правила поведения во
время игры
Сложные правила (взятие на проходе,
превращение пешки.
2
6
7
8
9
10
11
12
13
Сложные правила ( рокировка)
Ценность фигур. Игровая практика
Ничья в шахматной партии. Игровая
практика
Мат тяжелыми фигурами. Конкурс задач.
Угроза, нападение, защита, размен, шах, мат.
Игровая практика
Угроза, нападение, защита, размен, шах, мат.
Игровая практика
Угроза, нападение, защита, размен, шах, мат.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Беседа.
Педагогические
наблюдение
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Игровые
упражнения,
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Тренинг
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
задание
Педагогические
наблюдение
Тренинг
Шахматный
Практическое
задание
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Игровые
упражнения.
Игровые
упражнения,
Практическое
задание
Игровые
упражнения,
Игровые
упражнения,
Игровые
упражнения,
13
14
Упражнения на мат.
15
Короткометражные партии. Детский мат и
его модификации. Дурацкий мат. Игровая
Как начинать партию. Что делать после
дебюта. Игровая практика
Использование большего материального
перевеса
16
17
18
19
20
Тренинг
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Коммуникативная
игра.
Практическое
занятие
Контрольно
проверочное
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Игровые
упражнения
Практическое
задание
Викторина.
Мини-турнир
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Тренинг
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
1
Правило квадрата. Король и крайняя пешка
против короля. Игровая практика
Конкурс решения задач. Игровая практика
Викторина «Элементарные понятия о
шахматах». Мини-турнир.
1
1
1
1
1
1
Тактика(А)
21
22
Тактические приемы. Игровая практика
Связка.
23
Связка, игровая практика
24
Двойной удар.
25
Двойной удар, игровая практика
26
27
28
1
1
1
1
1
Открытое нападение, игровая практика
1
Открытый шах, двойной шах игровая
практика
Конкурс решения задач, игровая практика
1
1
Комбинированное
занятие
Тренинг
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Контрольно
проверочный
Беседа
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Игровые
упражнения
Практическое
задание
3. Элемент ы стратегии(А)
14
29
30
31
32
Когда в бой вступают ладьи. Действия
тяжелых фигур.
Открытые и полуоткрытые линии, игровая
практика
Вторая, седьмая горизонталь, игровая
практика
Конкурс решения задач.
1
1
1
1
33
34
35
36
37
Основные правила игры в шахматы.
1
Правила передвижения и взятия фигур.
(ладья, слон, ферзь)
Центр, его значение, игровая практика
1
Мобилизация сил- главный стратегический
принцип. игровая практика
Мобилизация сил-. игровая практика
1
1
1
Комбинирован ное
занятие
Шахматный
клуб
Пед. наблюдение
Тренинг
Комбинирован ное
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Контрольно-проверочно
е занятие
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Промежуточный
мониторинг
Практическое
задание
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
задание
Игровые
упражнения
Пед. наблюдение
Анализ игровой
практики
Тактика (Б)
39
Комбинации основанны е на диагональном
действии слонов 2 этап. Игровая практика
40
Жертва слона на h2(h7). Вариативность в
шахматах. Игровая практика.
1
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
41
Жертва слона на h2(h7). Игровая практика
1
Практическое
занятие
Шахматный
клуб
42
Коневые комбинации. 1 этап.
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Пед. наблюдение
43
Коневые комбинации . Игровая практика
Тренинг
Шахматный
клуб
Анализ игровой
практики
38
Комбинации основанные на диагональном
1
1
1
1
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Практическое
задание
15
44
Конкурс решения задач.
1
Контрольно
проверочное занятие
Шахматный
клуб
Конкурс
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
задание
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Эндш пиль
45
Отдаленная проходная, Игровая практика
46
Защищенная проходная Игровая практика
47
Пешечный прорыв Конкурс решения задач
Игровая практика
1
1
1
Контрольно
-проверочное занятие
Тактика (В)
49
Сила пешки. Комбинации с проходными
пешками.
Пешечные комбинации Игровая практика
50
Тяжелофигурные комбинации. 1 этап.
51
Тяжелофигурные комбинации. 2 этап.
52
Комбинации основанные на взаимодействии
фигур.
Конкурс решения задач,
48
53
1
1
1
1
1
1
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Пед. наблюдение
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Тренинг
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Пед. наблюдение
Контрольно-проверочно
е занятие
Практическое
задание
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Конкурс
Элемент ы ст ратегии (Б)
54
Активность фигур. Игровая практика
55
56
Расположение пешек, слабые и сильные
поля. Игровая практика
План в шахматной партии, Игровая практика
57
Конкурс решения задач, Игровая практика
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Контрольно
проверочное занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Конкурс решения
задач,
Тактика(Г)
16
58
Завлечение. Игровая практика
59
Отвлечение. Игровая практика
60
61
62
Блокировка. Игровая практика
Освобождение поля. Освобождение линии.
Игровая практика
Перекрытие. Игровая практика
1
1
1
1
1
Практическое
Занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован ное
занятие
Практическое
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Тест-опрос
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Шахматный
клуб
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Д ебют
63
Классификация дебютов
64
Северный гамбит
65
Защита Филидора
66
Дебют четырех коней
67
Ладья против пешек.
1
1
1
1
10. Эндшпиль (Б)
68
Ладья и пешка против ладьи.
70
Конь или слон против пешек. Коневые
окончания. Однопольные и разнопольные
слоны. Мат легкими фигурами.
Конкурс решения задач
71
Шахматный турнир
72
Шахматный турнир
69
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
Пед. наблюдение
Практическое
задание
Пед. наблюдение
Игровые
упражнения
Практическое
задание
Пед наблюдение
мониторинг
72ч.
17
18
2.2. Воспитание
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Г ероев Отечества.
Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей традиций
художественной культуры; информирование учащихся, организация общения
между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения учащихся к искусству, к
собственным нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей учащихся, их ответственного поведения, создание, под
держка и развитие среды воспитания учащихся, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации, творчества при освоении предметного и
метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности
(идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников, памятников,
святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении календарных
праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
19
воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей),
индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки учащихся в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в соответствии
с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся друг
с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учеб
ный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является предметом
воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных
процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных
усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события, мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
20
1
Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж», посвящённые годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции
2
«Общечеловеческие
Давайте поговорим»
3
День матери
4
Международный
коррупцией.
5
Всероссийская
хлеб»
6
День защитника Отечества
Февраль
7
Международный женский день
Март
8
День здоровья
Апрель
9
День космонавтики
Апрель
10
Международный день семьи.
«Семейные традиции: ценности
моей семье»
Май
ценности.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
день
акция
борьбы
с
Декабрь
«Блокадный Январь
в
11
День Победы
«Победа одна на всех»
Май
12
День защиты детей
Июнь
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Турнир
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Турнир
Праздник.
Мастер-класс.
Турнир
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
21
Мастер-класс.
Игра.
13
День России
«Наша страна - Россия»
Июнь
Праздник.
Тематическая
беседа.
Турнир
Мастер-класс.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
М Б О У ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
2.3. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации данной программы используется кабинет клуба, который
соответствует санитарно-гигиеническим требованиям - СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают
правила безопасности труда. Кабинет должен отвечать всем стандартным
санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, должен быть обеспечен
нормальным освещением и вентиляцией. Также он должен отвечать требованиям
техники безопасности.
Перечень инвентаря из расчета на группу в количестве 15 человек:
Кабинет
1
Шахматы
9 комплектов
6 шт.
Шахматные часы
Столы парты
12 шт.
Стулья
24 шт.
1 шт.
Шкаф
Шахматная демонстрационная доска
2 шт.
Учительский стол
1 шт.
Наглядно - дидактический материал:
1. Таблицы соревнований;
2. Тетради для записи партий;
3. Наглядное пособие по темам;
4.
Сборники комбинаций;
5.
Сборники задач и позиций;
Материалы по теории предмета:
методическая литература по профилю для педагога;
учебники и учебные пособия для учащихся.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует Одобошьян Андрей Андреевич - педагог
дополнительного образования. Имеет два высших образования: 1. ФГБОУ ВО
КГУФКСТ ( Кубанский Государственный Университет Физической Культуры
Спорта и Туризма ). Присвоена квалификация - Тренер по виду спорта
(шахматы), преподаватель; 2. ДГТУ ( Донской Государственный Технический
22
Университет ).
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и
запросы (детей и их родителей (законных представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы,
средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки
деятельности и поведения учащихся на занятиях;
- использовать методы, приемы и способы формирования благоприятного
психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению шахматного искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в турнирах и иных аналогичных
мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности. либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не
реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
2.4.Формы аттестации
Отслеживание результативности освоения программного материала
осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов:
учебные, зачетные, открытые.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Методы: опрос,
беседа - проводятся по мере прохождения содержательных блоков программы.
Педагогическое наблюдение - проводится педагогом постоянно в процессе
учебных занятий, соревнований и турниров.
Промежуточный контроль осуществляется в форме мониторинга
предметных результатов и методами анализа тестирования учебных знаний и
навыков. Результаты промежуточной диагностики отражают динамику
23
достижения результатов, продвижение в достижении планируемых результатов
учащихся. Промежуточная диагностика проводится в конце каждого полугодия
учебного года, результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу.
Итоговый контроль осуществляется в конце последнего года обучения с
учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется динамика уровней
обученности и уровень сформированности личностных и метапредметных знаний.
По каждому параметру выставляются балл (по 10-балльной шкале), затем
подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому
учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения образовательной
программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по
уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по
каждому уровню, анализ полученных результатов.
Мониторинг образовательной деятельности учащихся, шкала оценивания
результатов, фотоотчеты, журнал посещаемости.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце учебного года и
позволяет выявить уровень формирования предметных знаний в результате
освоения образовательной программы (года обучения). Мониторинг результатов
обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых параметров:
- Теоретическую подготовку.
- Практическую подготовку.
Для отслеживания результативности обучения по программе используются
следующие методы и формы:
•
Педагогическое наблюдение,
опрос,
беседа (для текущей
диагностики).
• Педагогический анализ результатов тестирования, проводится для всех
учащихся с целью определения уровня освоения теоретических знаний и
практических навыков.
• Педагогический мониторинг журналов учета посещаемости, уровней
усвоения учащимися ЗУН по программе - минимальный (1), средний (2),
продвинутый (3).
•
Внеучебные культурно-массовые мероприятия, соревнования,
турниры различных уровней.
•
Сеансы одновременной игры.
•
Открытые занятия;
•
Итоговые занятия по темам;
•
Промежуточная аттестация;
•
Итоговая аттестация;
Способы определения результативности.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. промежуточный контроль (декабрь - январь);
4. итоговый контроль (май).
24
Результаты
освоения
программы
отслеживаются
с
помощью
педагогического мониторинга. Мониторинг результативности обучения по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, включает
шкалу оценивания результатов. Для проведения педагогического мониторинга
используются: контрольные задания и тесты.
Итоги работы по каждому разделу программы подводятся в следующей
форме:
•
блиц-турнир;
•
решение задач;
•
тестирование;
•
контрольный урок.
№
сроки
Тема
форма
Элементарные понятия о Разбор партий
шахматах
Сентябрь, октябрь
2
Тактика
Разбор позиций
Октябрь, декабрь, февраль, апрель
3
4
Эндшпиль
Разбор позиций
Элементы
Разбор партий,
позиций
Ноябрь, январь, март, май
Ноябрь, январь, март, май
стратегии
Дебют
Разбор партий
1
5
Декабрь, апрель
Таблица текущего контроля
25
2.5.Оценочные материалы
Форма бланка
____ полугодие_____________________ уч. год
М онит оринг результат ов освоения
дополнительной образовательной программы ___________________________________________
Объединение
П едагог Д О __________________________
Группа ______________ ( ______ год обучения)____________________________________________________________________________
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
П рим еча
Ф .И .О .
1.1. 2.1.
2 ..2
№
показатели
ние
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Средний балл:
26
Ф орм а бланка
(Прилож ение к М онит оринг у)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели
Критерии
Ст епень вы раж енност и
Методы
Число
оцениваемого качест ва
баллов
диагностики
0-3
Наблюдение
Характеристика уровня с( юрмированности ЗУН
1
1.1.
Теоретическая подгот овка
Теоретические
знания по
основным
разделам
программы
• Минимальный уровень Соответствие
теоретических
ребёнок овладел менее чем
/ часть объема знаний,
знаний ребёнка
программным
предусмотренных
требованиям
программой;
• Средний уровень - / часть
объема усвоенных знаний
составляет более
• Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период.
4-7
тестировани
е
8-10 контрольны
й
опрос и др.
Собеседован
ие
Практ ическая подгот овка
1.2 Практические
умения и
(по осиовным
разделам
программы
2.2. Творческие
навыки
3
• Минимальный уровень овлад ел менее чем / часть
объема знаний,
программой:
• Средний уровень - / часть
объема усвоенных знаний
составляет более Максимальный
уровень - освоил практически
весь объём знаний,
предусмотренных программой
Креативность в
• Начальный (элементарный)
выполнении
уровень развития
практических
— ребёнок в состоянии
заданий
выполнять лишь
простейшие практические
• Репродуктивный уровень - в
основном выполняет
основе обр азца;
• Творческий уровень ппактические задания с
Соответствие
практических
умений и
нрограммным
требованиям
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
0-3
Контрольное
задание
4-7
8-10
О бщ еучебны е ум ения и навыки
3.1
Умение
слушать и
слышать
педагога
3.2
Умение
организовать
своё рабочее
(учебное)
Адекватность
Уровни - по аналогии с п. 3.1.
восприятий
информации,
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
0-3
4-7
8-10
Наблюдение
0-3
Наблюдение
4-7
8-10
27
3.3
Навыки
соблюдения
правил
безопасности
0-3
Соответствие
реальных навыков
соблюдения
безопасности
программным
Наблюдение
4-7
8-10
Характеристика уровня личностного роста и развития
4
Организационно-волевые качест ва
4.1
Дисциплинир
ов
анность1
культура
Способность
соблюдать
и требования
педагога
Терпения хватает менее чем
часть занятия
Более чем на У занятия
На все занятие
0-3
4-7
8-10
Наблюдение
4.2
Воля
Способность
активно
пебя к
практическим
Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком
0-3
4-7
8-10
Наблюдение
0-3
Наблюдение
4.3
4.4.
Самоконтроль Умение
Ребёнок постоянно действует
самооценка
контролировать и воздействием контроля извне
оценивать свои
Периодически контролирует
действия,
сам
поступки.
Постоянно контролирует себя
Мотивация.
Продиктован ребёнку извне
Осознанное
ребёнка в освоении Периодически
Интерес к
образовательной
занятиям в
памдм ребёнком
программы
детском
Постоянно поддерживается
объединении__
ребёнком самостоятельно
Критерии
Низкнй - (0-30 балл.) Средний (31-70 балл.) Высокий - (71-100
4-7
8-10
0-3
4-7
8-10
Тестирование
(Беседа)
g ---- Л____________________________________________
2.6 Методическое обеспечение программы
Настоящая программа предусматривает использование различных методов
и педагогических технологий.
Реализуемые технологии
Показатели эффективности реализации
Игровые технологии
Умение выделять главное, реакции, смекалка.
Перспективно опережающее Включение в работу всех аспектов мышления.
обучение
Личностно - ориентированное Включенность всех учащихся в познавательную
обучение
деятельность с учетом индивидуальных
особенностей.
Технология
Выполнение заданий за отведенное время.
Дифференцированного
обучения
Умение работать с компьютером
Технология
программированного
обучения
Методы обучения:
Практические методы:
• решение учащимися различных комбинаций, этюдов, позиций, задач;
• участие в сеансах одновременной игры;
28
• участие в соревнованиях шахматного клуба;
• разбор и анализ партий;
• проведение шахматных мероприятий;
• проведение конкурсов задач (сборники задач по темам);
• проведение сеансов одновременной игры.
Эти методы позволяют изучить практику игры в шахматы.
Коммуникативные методы:
• беседы и викторины о выдающихся шахматных гроссмейстерах, их жизни
и творчестве;
• проведение мероприятий (встречи, сеансы одновременной игры,
товарищеские турниры) с выдающимися шахматистами нашего города.
Эти методы дают учащимся необходимую информацию и навык диалога.
Комбинированные методы:
• наблюдение за игрой другого учащегося;
• обсуждение его неправильных действий и нахождения лучшего хода.
Данные методы помогают взаимодействию учащихся.
Репродуктивные методы:
• беседа;
• рассказ;
• диалог.
Методы сенсорного восприятия:
• просмотр различных этюдов и шахматных партий на доске;
• просмотр партий на компьютере с анализом возможных вариантов, миниатюр,
комбинаций;
• блиц-турниры.
29
Методические рекомендации по теме:
«Особенности организации образовательной деятельности в группе».
1. Для того чтобы обучить игре в шахматы необходимо
индивидуальное общение с каждым учащимся отдельно. Необходимо
выявить недостатки и ошибки каждого учащегося в отдельности и
создать условия, при которых учащийся смог бы работать над своими
недостатками и ошибками. Педагог заинтересован, чтобы родители
помогали ребенку дома выполнять работу над ошибками, над анализом
сыгранных партий. Учащиеся должны постоянно играть с компьютером,
с целью изучения дебютного репертуара.
2. Предоставление
учащимся
специальной
шахматной
литературы и помощь в ее изучении. Для этого педагог предоставляет
обучающимся имеющуюся литературу.
3. Наработка дебютных схем и дебютных принципов игры.
4. Анализ с учащимися партий гроссмейстеров и Чемпионов мира.
5.
Педагогом проводится активное вовлечение родителей в
процесс обучения, привлекая их к участию в организации спортивной
соревновательной жизни детей. Родители должны быть заинтересованы в
результатах своего ребенка. Тогда результаты детей в шахматном
процессе будут на лице.
6.
Для более высокой результативности учащихся на
соревнованиях различного уровня, педагогом проводятся
дополнительные мероприятия организации процесса обучения по
повышению качества обучения. Педагог стремится организовать:
•
активное содействие учащимся для их мотивации к участию
в различных соревнованиях района, города и области;
•
викторины, конкурсы, праздники и мероприятия различного
уровня, главной целью которых является массовое привлечение
детей к игре в шахматы;
2.7. Список литературы.
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания учащихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
30
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №2 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции
от 25 января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №2
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
У Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145
от 28 февраля 2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. №2 3894-р (в редакции от 20 марта
2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
31
S Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении
профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних
туристов:
прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения,
походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также
указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
32
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
У Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности отдыха и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования,
для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны, утвержденные
протоколом заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр
от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
в
организациях,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенная
готовность», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы для педагога:
Авербах Ю. Что надо знать об эндшпиле. - М.: Владос, 2017. - 181 с.
Авербах Ю. Шахматные окончания. - М.: Владос, 2015. - 211 с.
Волчок А.М . Уроки шахматной тактики. - М: «ФИС», 2016. - 87 с.
Дворецкий М.А. Учебник эндшпиля. - М.: АСТ, 2006. - 76 с.
Калиниченко К.А. Энциклопедия шахматных комбинаций. - М.: АСТ,
33
2017. 6. Карпов, Мацукевич. Оценка позиции и план. - М.: АСТ, 2015. - 112 с.
7. Котов А. Тайны мышления шахматиста. - Калуга, 2016. - 54 с.
8. Лисицын Г.М. Дебютный репертуар шахматиста. - М.: «ФИС», 2015. - 165
с.
9. Петросян Т.В. Шахматные лекции. - М.: «Феникс», 2015.
10. Полоудин В.А. Шахматы. Сборник примеров, задач и упражнений. -М.:
«Феникс», 2019. - 143 с.
11. Таль М ., Дамский Я. Компоненты успеха искусства шахмат, - М.:
Просвещение, 2015. - 234 с.
12. Фишер Р. Мои 60 памятных партий. - М.: «ФИС», 1972. - 265 с.
Список литературы для учащихся и родителей:
1. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. (2 издание). - М.: «ФИС», 2017.
- 119 с.
2. Кобленц А.Н. Рассказы о комбинациях. - М.: «ФИС», 2015. - 254 с.
3. Костров В. Шахматный решебник. Комбинации. - М.: «Литера», 2016. 256 с.
4. Костров В. Шахматный решебник. Реализация. - М.: «Литера», 2016. - 175
с.
5. Костров В. Шахматный решебник. Связка. - М.: «Литера», 2017. - 274 с.
6. Костров В. Шахматный решебник. Цугцванг. - М.: «Литера», 2014. - 213 с.
7. Ласкер .Э Учебник шахматной игры. - М.: «ФИС», 2018. - 154 с.
8. Чавес С. Шахматы детям. - М.: «Эксма», 2015. - 112 с.
34
П р и л о ж ен и е 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
_______________________________________________________ учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе_____________________________
педагог:___________________________
на____________________ учебный год
Раздел
Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Практикумы
Перечень тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала самостоятельно:
1.
2.
3.
Участие в мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.
Приложение 2
35
Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки - к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения
деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Дидактические игры, упражнения и задания
«Атака неприятельской фигуры»
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не
оказаться под боем.
«Большая и маленькая»
На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее
в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
«Вертикаль»
Двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Взятие»
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную
фигуру. «Волшебный мешочек» В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
«Выиграй фигуру»
Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли
одну из своих фигур.
«Горизонталь»
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Да и нет»
Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры
рядом в начальном положении.
«Дай шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Два хода»
36
Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.
«Двойной удар»
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Диагональ»
Двое играющих по очереди заполняют одну из диагональных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Захват контрольного поля»
Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить
фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита»
Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Защита
контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
«Защита от шаха»
Белый король должен защититься от шаха. «Какой буквы не хватает?» Карточки с
буквами латинского алфавита располагаются на столе в ряд так, как они
расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается
и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.
«Кратчайший путь»
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски.
«Кто быстрее»
Задача королей взять все «заколдованные» фигуры.
«Кто сильнее?»
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На
сколько очков?».
«Лабиринт»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
«Мат в один ход»
Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Мат или не мат»
Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат
37
черному королю.
«Мяч»
Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
«Найди адрес»
Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо
поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.
«Нарисуй диаграмму»
Рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и диагонали.
«Обе армии равны»
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на
своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и
ученика были равны.
«Объяви шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Ограничение подвижности»
Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями.
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной
доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Первый шах»
Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто
объявит первый шах.
«Перехитри часовых»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Почта»
На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес - например улица
В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес
загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть
конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как 29 адресат найден,
конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз - это могут быть силуэты букв
шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается раскрасить их,
38
кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.
«Пять шахов»
Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Рокировка»
Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
«Сделай ход»
Задача королей перейти с одной стороны поля на другую.
«Секретная фигура»
Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все
шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
«Сними часовых»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут
передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.
«Собери ягодки»
Смысл упражнения в том, чтобы учащийся научился ходить конкретной
фигурой.
«Составь доску».
Из белых и черных квадратов составить шахматную доску.
«Сундучок»
Ученики по одной вынимают из сундучка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Угадай»
Педагог загадывает про себя одну из фигур, дети пытаются угадать, какая фигура
загадана.
«Угадайка»
Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться,
что это за фигура.
«Уничтожение»
- важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
учениками 30 ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
39
«Что общего»
Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи
друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Чудесная шкатулка»
Дети отвечают на вопросы педагога по заданной теме.
«Чьи следы»
Педагог показывает карточки-схемы и дети угадывают какой фигуре они
принадлежат.
«Шах или не шах»
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли
король под шахом или нет.
40