УР

Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
от 10 марта 2025 г.
Протокол № 4

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Уровень программы: о з н а к о м и т е л ь н ы и
Срок реализации программы: 1 гоО (72 часа)
Возрастная категория: от 6 д о 14 л е т
Форма обучения: о ч н а я
Вид программы: м о д и ф и ц и р о в а н н а я
Программа реализуется: н а б ю д э/сет н о й о с н о в е
ID-номер Программы в Навигаторе: 22006

Автор-составитель:
Олейник Алена Олеговна
педагог дополнительного образования

г. Туапсе
2025г.

Содержание

1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»........................................................
1.1.Пояснительная записка............................................................................
Направленность программы...............................................................
Новизна программы.............................................................................
Актуальность........................................................................................
Педагогическая целесообразность.....................................................
Отличительные особенности..............................................................
Адресат программы.............................................................................
Формы обучения и режим занятий.....................................................
Особенности организации образовательного процесса..................
1.2.Цель и задачи программы.........................................................................
1.3.Содержание программ..............................................................................
Учебный план.......................................................................................
Содержание учебного плана...............................................................
1.4.Планируемые результаты..........................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации....................................................................
2.1.Календарный учебный график................................................................
2.2.Воспитание.................................................................................................
2.3.Условия реализации программы...............................................................
2.4.Формы и методы аттестации..................................................................
2.5.Оценочные материалы...............................................................................
2.6.Методические материалы.........................................................................
2.7.Список литературы...................................................................................
Приложение № 1.............................................................................................

3
3
3
3
3
3
4
4
7
7
8
9
9
10
12
13
13
16
19
21
21
27
28
31

2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Умелые ручки».
1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Умелые ручки» имеет художественную направленность. Призвана сформировать
художественный
вкус
в сочетании
с
максимальными
удобствами,
многофункциональностью вещи — все это характерно для русских мастеров.
Учащийся становится участником увлекательного процесса создания полезных и
красивых изделий. Программа позволяет одновременно с раскрытием огромной
духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического
вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые
умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к
выбору профессии.
Программа
направлена
на
социально-экономическое
развитие
муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского
края и региона Краснодарский край в целом. Программа преследует задачу по
формированию эффективной и доступной системы дополнительного образования, в
т.ч. в сельской местности, с целью выявления и развития индивидуальных
способностей детей и молодежи, создания условий для занятий творчеством.
Новизна программы дает возможность знакомства с различными видами
декоративно-прикладного творчества в определенной степени, позволяет максимально
разнообразить инструменты и материалы, помогает ребенку в течение короткого
промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида
декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться.
Обеспечивает у младших школьников подготовку к трудовой деятельности, т. к. ребенок
учится работать в коллективе, адаптируется в системе учебных занятий, а также
развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение.
Актуальность:
поскольку является вариативной, предполагает
формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической
оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому
воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного
искусства, способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы,
будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают
возможность проявить себя в роли автора.
Отбор направлений деятельности в данной программе сделан с учетом:
^доступности и возможности обеспечить материалом для работы детские
объединения своими силами;
^практической значимости выполненных изделий, полученных знаний, умений и
навыков для будущей самостоятельной жизни;
^широкого возрастного диапазона детей
3

^возможности формирования у школьников специальных знаний и умений.
Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив посвоему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить
такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение,
художественные навыки.
Программа включает в себя систему воспитательных мероприятий и тематику
бесед по основам экономических знаний для успешной и адаптивной социализации
учащихся в условиях быстро изменяющегося мира и современных преобразований.
Отличительные особенности. В программу внесены дополнения: новые виды
рукоделия - полимеропластика, работа с бумагой, тканью.
Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому
ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
используя разные техники.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; -освоению
современных видов декоративно - прикладного искусства; -обучению практическим
навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с
учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания
коллективной работы;
- чередование занятий, на который учащиеся овладевают несколькими видами рукоделия,
даёт ребёнку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно
реализовать в нём свои способности.

Адресат программы; участвующих в реализации программы 6-14 лет.
Состав группы - постоянный. Особенности набора - принимаются все желающие
без предварительного отбора и без начального уровня образования по декоративно
- прикладному творчеству. Группы формируются по степени комплектования.
группа- 15 человек.
Психолого-педагогические характеристики и особенности детей по
возрастам.
Возраст 6-8 лет связан со стремлением следовать правилам в игре и в жизни.
Ребенка занимает не только процесс, он начинает стремиться к результату, причем
к результату социально одобряемому. В этом возрасте совершается важное
открытие: взрослая жизнь, равноправным членом которой ты надеешься стать,
требует соблюдения определенных норм, умение следовать которым доказывает
твою состоятельность, твою способность стать равным и одновременно твою
уникальность, если ты более сообразителен, более быстр и ловок. Правила в игре и
в реальной жизни приобретают для ребенка особый смысл. Он начинает сам
стремиться и к усложнению игры, и к требовательности к себе со стороны
взрослых при оценке его деятельности. Теоретическая часть не должна быть
затянута по времени, т.к.в силу возрастной особенности психологии, дети 6-7 лет
не терпеливы и стремятся поскорее приступить к практическим занятиям, а должна
сообщаться по ходу урока в ненавязчивой форме.
4

В возрасте 9-11 лет у учащихся расширяется круг общения. Они становятся
более самостоятельными, выходят за рамки узкосемейных связей и начинают
общаться с более широким кругом людей, особенно сверстниками. Усиливается
потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом
возрасте учащиеся самосовершенствуются в создании образов, стремятся к
законченности, более осознанно проникают образом, стремятся мыслить в
«глубину». Личностная ориентация определяется направленностью на внешний
мир, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и
эмоционально-чувственное восприятие действительности, но все еще остается
актуальной игровая деятельность. В нравственно-эстетическом воспитании именно
этот возраст является самым благоприятным.
Учащиеся 12-14 лет отличаются открытостью к восприятию нового. В центре
их внимания оказывается объяснительно-познавательная функция, понимание
отношений и зависимости между объектами. Концентрируя внимание на
сказанном, дети впитывают информацию и стараются делать все в тех рамках,
которые ставит перед ними педагог. В лице педагога учащиеся должны увидеть не
строгого наставника, а единомышленника и творческого человека.
По данной программе могут заниматься все желающие, в том числе дети
с особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды (дети с
диагнозом сахарный диабет (имеет статус «инвалид», но ему не нужны
специальные образовательные условия), дети имеющее недостатки в физическом
развитии не влияющих на работу рук), дети с ОВЗ (с сохранным интеллектом, без
медицинских противопоказаний). Для таких групп детей очень важно пройти
адаптацию в группе детей для дальнейшей социализации в обществе. Занятия
художественной деятельностью позволяет развиваться детям как физически
(известно, что рисование способствуют развитию мелкой моторики рук), так и
психически (дети учатся слушать и слышать педагога, взаимодействуют с
одногруппниками в совместных заданиях, фантазируют и реализуют задуманное).
Дети не только рисуют и лепят, но и рассказывают о том, что у них получилось.
Что способствует снятию детских страхов и комплексов.
Для детей с ОВЗ при необходимости (исходя из диагноза) обучение
организуется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом
(Приложение № 1), который строится, основываясь на возможностях конкретного
ребенка, пришедшего на обучение. При подборе содержания занятий для детей с
ОВЗ учитывается, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не
допускается излишнего упрощения материала. Содержание становится
эффективным средством активизации учебной деятельности, так как оно
соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их
потребностям. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья уделяется внимание формированию познавательного интереса, желания и
привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых можно
5

максимально активизировать познавательную деятельность детей;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи детей, оказывается
помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и
возможности;
- обеспечивается обогащение детей знаниями (используя развивающие игры,
упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Дети с ОВЗ принимаются только после собеседования родителей
(законных представителей) с педагогом. Собеседование поможет выявить уровень
трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в другой
образовательной организации с более подходящими условиями для данной
нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации. Не секрет что у большинства несовершеннолетних из семей, состоящих
на ведомственном учете как находящиеся социально опасном положении или иной
трудной жизненной ситуации имеются проблемы связанные с самовыражением в
хорошем смысле. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка это искусство, гармонизация внутреннего состояния человека через развитие
способности к самовыражению и самопознанию. Рисование относят к арт-терапии.
По мнению ученых и практикующих психологов, приемы арт-терапии способны
преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что
способствует их эффективному разрешению (А.Хилл, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К.
Роджерс, А. Х. Маслоу, М. Намбург и другие).
Дети, проявившие выдающиеся способности, талантливые (одарённые,
мотивированные) дети могут осваивать программу в индивидуальном темпе (в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (Приложение № 1),
который строится, основываясь на возможностях конкретного ребенка,
пришедшего на обучение). Они могут выполнять более сложные работы по темам
программы и представлять их на конкурсах различных уровней.
Уровень программы, объём и сроки.
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне освоения и
реализуется в течение 1 учебного года (36 учебных недель).
Объем программы: 72 учебных часа.
Программа предусматривает 2 модуля -2 этапа работы по полугодиям,
которые завершаются проведением промежуточной и итоговой аттестации
(мониторинга результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь; 2 этап: январь - май.
Форма обучения и режим занятий.
Форма обучения - очная.
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа 45 минут с
обязательной переменой между занятиями, не менее 10 минут или 2 раза по 1 часу.
Продолжительность 1 учебного часа 30 минут (для 6-летних детей) и 45
минут с обязательной переменой между занятиями, не менее 10 минут.
6

Предлагаемый режим занятий соответствует требованиям СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
Особенности организации образовательного процесса. Учебный процесс
организуется в соответствии учебным планом объединения в сформированных
группах учащихся одного или разных возрастных категорий. Состав группы
постоянный. Занятия групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Виды занятий определяются в соответствии с темой и целью и могут быть:
практические занятия, мастер-классы, мастерские, выполнение самостоятельной и
коллективной работы, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ и др.
Использование технологий
дифференцированного и
личностно­
ориентированного подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов
и приемов работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня
сложности с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей
учащихся.
Форма проведения занятий: комбинированное, по закреплению (практическое)
и обобщению знаний, контрольно-проверочное.
Виды занятий: мастер-классы, проведение и посещение выставок творческих
работ, занятие-выставка, аукцион, вернисаж, конкурс, викторина, видео-просмотр
произведений прикладного творчества, массовые мероприятия, и др.
Содержание программы адаптировано и предполагает обучение детей с
ОВЗ, талантливых и особо мотивированных детей
В ходе реализации программы применяется:
- разноуровневая форма и технология обучения (включая ознакомительный
и базовый уровни) для определения объема и содержания работы как с детьми с
ОВЗ так и с одаренными в области изобразительного искусства;
- технологии дифференцированного и
личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов работы,
а также заданий вариативного характера и разного уровня сложности с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения
могут проводиться при определенных условиях:
карантина, обусловленного
необходимостью ограничения возможности
распространения вирусной инфекции в детской среде или отсутствия возможности
личного присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по причине болезни или
временного отъезда из города.
В ходе реализации программы применяется:
- разноуровневая форма и технология обучения (включая ознакомительный
и базовый уровни) для определения объема и содержания работы как с детьми с
ОВЗ и одаренными в области изо-деятельности.
- технологии дифференцированного и
личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов работы,
а также заданий вариативного характера и разного уровня сложности с учетом
7

индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Занятия в дистант - формате с применением дистанционных технологий и
электронного обучения
могут проводиться при определенных условиях:
карантина, обусловленного
необходимостью ограничения возможности
распространения вирусной инфекции в детской среде или отсутствия возможности
личного присутствия кого-либо из учащихся на занятии, по причине болезни или
временного отъезда из города.
Также есть возможность реализации программы в сетевой форме на
основании договора «О сетевом взаимодействии». Осуществляется совместная
деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися
образовательной программы, с использованием ресурсов вовлеченных в
образовательный процесс организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23 .навигатор.дети/.
1.2 Цель и задачи рабочей программы;
Цель: создание условий для приобретения учащимися первичных навыков
рукоделия и изготовления подарочных сувениров.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами рукоделия, приобрести первичные навыки в
различных техниках декоративно-прикладного творчества.
- научить выполнять правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со
всеми необходимыми для рукоделия инструментами.
Личностные: воспитывать нравственные качества детей;
-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
-прививать и поощрять любознательность, фантазию, воображение в поисках
новых форм и декоративных средств выражения образа.
Метапредметные:
-развить образное мышление, воображение, фантазию, творческие способности;
-развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность;
-формировать эстетический и художественный вкус;
-развивать положительные эмоции и волевые качества;
-развивать моторику пальцев и глазомер;
-содействовать формированию всесторонне развитой личности.

8

1.3 Содержание программы
Учебный план
п/п

1

2

2.1

2.2

2.3
2.4

Название
темы

раздела, Количество часов

Раздел
1. Вводное 2
занятие.
Техника безопасности
Аппликация.
18
История развития
аппликации, техника
исполнения,
материалы,
оборудование.
Воспитываем
трудолюбие,
взаимопомощь,
умение работать в
коллективе.
«Птички» Подбор
цветовых сочетаний.
Вырезание частей по
шаблону,
Вырезание деталей,
проклейка
Приклеивание частей
к фону
Завершение работы

2.5
2.6
2.7

2.8
2.9
3

3.1

Всего

Теория

Практика

1

1

2

8

Пед
наблюдение

Пед
наблюдение

2

Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение

2

2
2
2

Аппликация «Зебра»
Вырезание силуэта по
шаблону
Подготовка фона,
дополнительных
деталей (кусты,
деревья). Береги
природу.
Работа с фоном,
детализация
Завершение работы
Мозаика на
пластилиновой
основе
История развития,
техника исполнения,
материалы,

Формы
аттестации и
контроля

2

Пед
наблюдение
2

2
2
12

2

1
2

1

Пед
наблюдение
Выставка
Мониторинг

10

1

Пед
наблюдение
9

оборудование
Эскиз картины
3.2

2

2

2

2

2

2

Подготовка фона
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1

4.2

4.3
4.4
5
5.1

Выкладывание
рисунка галькой
Работа над объемом

2
Заключительная
работа над картиной
Народная кукла
История развития,
материалы,
инструменты
(презентация)
Приобщаем детей к
русскому
народному творчеству.
Воспитываем гордость
за свой народ.

1

1

2

2

8

1

7
Пед
наблюдение

2

Изготовление
примитивного куклыоберега
Изготовление куклы оберега для дома
Кукла - кубышка
Оригами
Историческая справка.
Технология
исполнения:
материалы,
инструменты
Бабочка

1

1

2

2

2
2
12

2
2
5

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2
2

1

2
1

22

2

Кораблик, самолетик
5.4

6

Тюльпан
Ромашка
Изготовление
сувениров

6.2
6.3

2
Рождественская
открытка: подбор
материала,
изготовление
Новогодняя открытка

1

Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Аукцион

7

Изготовление открыток
(технология)
6.1

Пед
наблюдение
Выставка

1

Лиса, собачка
5.3

5.6

Пед
наблюдение

Пед
наблюдение

5.2

5.5

Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Анализ
работ

1

2

2

2

2

Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
10

6.4

Открытка к 23 февраля
Воспитывать любовь к
Родине, уважение к
нелегкому труду
военнослужащих.
Открытка к 8 марта

6.5

наблюдение
Пед
наблюдение
2

2

2

2

2

2

Пасхальная открытка
6.6
6.7
7
7.1

Декорирование
деревянных изделий в
технике «декупаж»
Итоговое занятие
Подведение итогов,
выставка детских работ

4

2

2
2

2
2
2

Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Пед
наблюдение
Выставка
Монитори
нг

Содержание учебного плана

Вводное занятие.
Теория - Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
План работы, объяснение, цели и задачи занятий. История рукоделия.
Аппликация из ткани и фетра:
Теория - История развития, техника исполнения, материалы,
оборудование
Практика - Обучить работе с тканью, укреплять ткань флизелином, создавать из
готовых модулей панно.
Мозайка на пластилиновой основе:
Теория - История развития, техника исполнения, материалы, оборудование
Практика - учить детей создавать мозайку на пластилиновой основе с
применением природных материалов: гальки, семян растений
Народная кукла
Теория - история развития, техника исполнения, подбор
материалов.
Практика-изготовление кукол- оберегов, кукол - мотанок.
Оригами.
Теория - История развития, материалы, инструменты
Практика - учить складывать бумагу в нужных направлениях, создавать разные
игрушки из бумаги
Изготовление сувениров.
Теория - история развития, технология выполнения вышивки Практика
- уметь работать с бумагой (вырезать, сгибать, наклеивать, склеивать)
Итоговое занятие:
Теория- Итоговая выставка работ учащихся. Подведение итогов, творческие
задания на лето.
11

1.4 Планируемые результаты:
Образовательные результаты:
-уметь выполнять правила техники безопасности и навыки грамотного
обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами.
- ориентироваться в разновидностях декоративно-прикладного творчества,
-владеть первичными навыками в различных техниках декоративнприкладного творчества.
Личностные результаты:
-уметь анализировать свою работу;
-уметь сотрудничать со своими сверстниками;
-уметь самостоятельно контролировать свое поведение в коллективе;
Метапредметные результаты:
-уметь под руководством педагога проводить анализ изделия,
-планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль
результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку -доводить
начатую работу до завершения

12

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации».
№ п/п

1

2
3

4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

Дата

Тема занятия
Вводное занятие
Техника безопасности
Аппликация
История развития, техника
исполнения, материалы.
Приобщаем к народному
творчеству.

Кол-во
часов

2

Форма занятия

Комбинированное
Игра «Знакомство»

Место
проведения

учебный класс

Форма контроля

Словесная игра
«Теплый -холодный»

учебный класс
2

«Птички» Подбор цветовых
сочетаний. Вырезание частей по
шаблону.
Вырезание деталей, проклейка
Приклеивание частей к фону

2

Завершение работы
Аппликация «Зебра» Вырезание
силуэта по шаблону
Подготовка фона,
Работа с фоном, детализация
Завершение работы

2

Мозаика на пластилиновой
основе
История развития, техника
исполнения, материалы,
Эскиз картины
Подготовка фона
Выкладывание рисунка галькой

Время
проведения
занятия

2
2

2
2
2
2

2
2
2
2

комбинированное
(демонстрация)
практическое

учебный класс

Пед.
наблюдение
Упражнение
«Композиция»

практическое
комбинированное

учебный класс
учебный класс

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение

практическое
практическое

учебный класс
учебный класс

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение

практическое
практическое
обобщающее

учебный класс
учебный класс
учебный класс

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Анализ работ (аукцион)

комбинированное
-слайд-презентация
комбинированное
комбинированное
практическое

учебный класс

Пед. наблюдение

учебный класс
учебный класс
учебный класс

Пед. наблюдение
Викторина
Пед. наблюдение

15

работа над объемом

16

Заключительная работа над
картиной

17

Народная кукла
История развития, материалы,
инструменты (презентация)
Воспитывать уважение к
традициям и обычаям страны, края.

2
2

2

23
24
25

Кораблик, самолетик
Тюльпан
Ромашка

2
2

26
27

Изготовление сувениров
Изготовление открыток
Рождественская открытка: подбор
материала, изготовление
Новогодняя открытка

2
2

19
20
21
22

28

учебный класс

контрольно­
проверочное

учебный класс

Упражнение
«Композиция»
Анализ работ
(выставка-ярмарка)
мониторинг

комбинированное

учебный класс

Пед. наблюдение

комбинированное
-видео-презентация
практическое занятие

учебный класс

Викторина

2

Изготовление примитивного
куклы-оберега
Изготовление куклы - оберега для
дома
Кукла - кубышка
Оригами
История. Технология исполнения:
материалы,
Бабочка
Лиса, собачка

18

практическое

2

учебный класс

2

практическое занятие

учебный класс

Игра «Самая-самая!»
Анализ работ

2

комбинированное слайд-презентация
практическое
практическое

учебный класс

Кроссворд

учебный класс
учебный класс

комбинированное
практическое
обобщающее

учебный класс
учебный класс
учебный класс

Пед. наблюдение
(выставкавернисаж)
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Выставка
(аукцион)

практическое занятие
комбинированное

учебный класс
учебный класс

практическое

учебный класс

2
2

2

2
2

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Игра «Самый-самый!»

Открытка к 23 февраля
Воспитывать любовь к Родине,
уважение к нелегкому труду
военнослужащих.
29
30
31
32
33
34
35
36

Открытка к 8 марта
Пасхальная открытка
Декорирование деревянных
изделий в технике «декупаж»
Декорирование изделия
Декорирование изделия
Декорирование изделия
Итоговое занятие
ИТОГО

2
2
2
2
2
2
2
2
72ч.

практическое
комбинированное
практическое
практическое

учебный класс
учебный класс
учебный класс
учебный класс

Анализ работ
Пед. наблюдение
«Самый-самый!»
Пед. наблюдение

практическое
обобщающее
обобщающее
контрольно­
проверочное

учебный класс
учебный класс
учебный класс
учебный класс

Анализ работ
Конкур работ
Конкур работ
Выставка работ
мониторинг

2.2. ВОСПИТАНИЕ
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества
и
государства,
формирование
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества.
Задачи:
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной культуры; информирование учащихся, организация
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения учащихся к
изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей учащихся, их ответственного поведения, создание, под­
держка и развитие среды воспитания учащихся, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации, творчества при освоении предметного и
метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников,
памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом, об устройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос­
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе используются
16

методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки учащихся в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных
базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с
ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив учащихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
17

1

2

Сентябрь
Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж»,
посвящённые
годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции
«Общечеловеческие Октябрь
ценности. Давайте
поговорим»

3

День матери

Ноябрь

4

Международный
день
борьбы
коррупцией.

Декабрь
с

5

Январь
Всероссийская
акция «Блокадный
хлеб»

6

День
защитника Февраль
Отечества

7

Международный
женский день

Март

8

День здоровья

Апрель

9

День космонавтики

Апрель

10

Международный
день семьи.
«Семейные

Май

Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.

Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Концерт.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Концерт.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая

успешное
достижение цели
события
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
18

11

традиции: ценности
в моей семье»
День Победы
Май
«Победа одна на
всех»

12

День защиты детей

Июнь

13

День России
«Наша страна
Россия»

Июнь
-

беседа.

г. Туапсе

Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Игра.

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

Праздник.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Выставка.
Мастер-класс.

Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе

*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации
программы Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной
организации.

2.3. Условия реализации программы.
1. Материально-техническое обеспечение:
- помещение - специально оборудованный класс, соответствующий
санитарно-гигиеническим нормам. Предлагаемый режим занятий соответствует
требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- оборудование: учебная доска, столы и стулья для педагога и учащихся,
шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:______________________
Художественные принадлежности:
ножницы
пластилин
нитки
иглы, стеки
краски (акварель, гуашь)
кисти
палитры
бумага
ткань

Кол-во
(шт.)
15
15
15
15
15
15
15
15
15

Дидактический материал.
В процессе обучения используются наглядные пособия:
- таблицы с изображением цветового круга;
- методические пособия и образцы;
- таблицы с изображением животных;
19

- таблицы по ДПИ;
2. Информационное обеспечение: подборка фотографий, интернет источники
(www.pinterest.com).
3.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного
образования Олейник Алена Олеговна, которая имеет высшее профессиональное
образование по специальности «Учитель изобразительного искусства» Кубанского
государственного университета (художественно-графический факультет), 2011
год. Стаж работы в должности педагога дополнительного образования - 3 года,
общий педагогический стаж - 6 лет. Имеет первую квалификационную категорию
по должности «Педагог дополнительного образования», 2019 г. Прошла курсы
повышения квалификации: "Преподавание предметов эстетического цикла в
школе"ГОУ Краснодарского края ККИППО, 2010 г.;программа повышения
квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного
образования художественно-эстетической направленности» НЧОУ ДПО «Учебный
центр Персонал-Ресурс» г. Краснодар, 2019г.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по реализации
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной
общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся при решении задач их обучения, развития и воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные потребности
и запросы (детей и их родителей (законных представителей));
-проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы,
средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки
деятельности и поведения учащихся на занятиях;
-использовать методы, приемы и способы формирования благоприятного
психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению изобразительного искусства учащихся различного возраста;
-готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах и иных аналогичных
мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не
реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
20

Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
2.4. Формы аттестации.
Одним из важнейших аспектов программы является проверка и оценка
результатов обучения.
Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с
помощью различных форм: педагогического
наблюдения, педагогического
анализа, учета посещаемости занятий (текстовый журнал и в сети Интернет АИС
Навигатор.дети), участия учащихся в мероприятиях, выставках и конкурсах
детских творческих работ, открытых занятий, а также активности участия
учащихся на занятиях, оформления фото - отчетов по проведенным мероприятиям,
выставкам, конкурсам, отзывов учащихся и родителей.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
- выставки с просмотром, обсуждением и анализом работ учащихся
- мониторинг результативности освоения образовательной программы.
№
п/п
1

2

3

Форма проведения

Диагностика

Время
проведения
Начало учебного
года

Первичная

Беседа для диагностики
первоначальных знаний и
навыков детей
Промежуточная
Выставка работ

Итоговая

Конец
тематического
блока
Конец года

Защита творческих работ.
2.5.Оценочные материалы.

1. Бланк - Мониторинг результатов освоения за _полугодие______ уч. г.
дополнительной образовательной программы ________________________
Объединение _____________________________________
Педагог Д О ________________________
Группа __________( _____ год обучения)
№

Ф.И.О./
показатели

1.1.

2.1.

2..2

3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4

Примеча
ние

1
2
3
4
5
21

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Средний балл:
2. Бланк - (приложение к бланку Мониторинга).

К

№

Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы
Методы
Показатели
Критерии
Степень выраженности
Число
оцениваемого качества
баллов
диагностики

I. Характеристика уровня сформированности З>УН
1.1.

Теоретические
знания по
основным
разделам
программы

2.1 Практические
умения и
навыки (по
основным
разделам

1. Теоретическая подготовка
Соответствие
• Минимальный уровень теоретических
ребёнок овладел менее чем /
знаний ребёнка часть объема знаний,
программным
предусмотренных
требованиям
программой;
• Средний уровень - / часть
объема усвоенных знаний
составляет более
• Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период.
2. ППрактическая подготовка
Соответствие
• Минимальный уровень практических
ребёнок овладел менее чем /
умений и
часть объема знаний,
навыков
предусмотренных
программным
программой;

0-3
4-7
8-10

0-3

Наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседование

Контрольное
задание

4-7
8-10
22

программы).

2.
2.

Творческие
навыки

3.
1

Умение
слушать и
слышать
педагога

3.
2

Умение
организовать
своё рабочее
(учебное)
место

3.3

Навыки
соблюдения
правил
безопасности

II.
4.1 Дисциплинир
ованность,
культура
поведения
4.2

Воля

требованиям

• Средний уровень - /
часть объема усвоенных
знаний составляет более
Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период
Креативность в • Начальный (элементарный)
0-3
выполнении
уровень развития
практических
креативности — ребёнок в
заданий
состоянии выполнять лишь
4-7
простейшие практические
8-10
задания педагога;
•Репродуктивный уровень - в
основном, выполняет
задания на основе образца;
• Творческий уровень выполняет практические
задания с элементами
творчества
3. Общеучебные умения и навыки
Адекватность
Уровни - по аналогии с п. 3.1.
0-3
восприятий
4-7
информации,
8-10
идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
0-3
готовить своё
4-7
рабочее место к
деятельности и
8-10
убирать за
собой
Соответствие
0-3
реальных
навыков
4-7
соблюдения
8-10
правил
безопасности
программным
требованиям
Характеристика уровня личностного роста и развития
Организационно-волевые качества
Способность
Терпения хватает менее чем
0-3
на / частьзанятия
4-7
соблюдать
8-10
правила и
Более чем на / занятия
требования
На все занятие
педагога
Способность
0-3
Волевые усилия ребёнка
побуждаются извне
4-7
активно

Контрольное
задание

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
23

4.3

4.4

Самоконтроль
и самооценка

Мотивация.
Интерес к
занятиям в
детском
объединении.

побуждать себя
к практическим
действиям
Умение
контролировать
и оценивать
свои действия,
поступки.

Осознанное
участие ребёнка
в освоении
образовательной
программы

Иногда - самим ребёнком
Всегда - самим ребёнком

8-10

Ребёнок постоянно действует
под воздействием контроля
извне
Периодически контролирует
себя сам
Постоянно контролирует себя
сам
Продиктована ребёнку извне.
Периодически
поддерживается самим
ребёнком.
Постоянно поддерживается
ребёнком самостоятельно.

0-3

Наблюдение

4-7
8-10

0-3
4-7
8-10

Тестирование
(Беседа)

Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70 балл.)
Высокий - (71-100 балл.)

Диагностические материалы.
Анкета для Родителей (по опроснику Дж. Гилфорда).
Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных
предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
24

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Р езу л ь т а т ы :

^ От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески
относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.
^ От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и
сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.
^ От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих областей
знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий
творческой деятельностью многого не хватает.
^ От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении
для него важной цели.
^ Менее 4 очков - ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь
успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
Диагностика эстетического восприятия учащихся
(авторы Е.Торшилова и Т.Морозова)
Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).
Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип
целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте
выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение — одно
из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение
формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек
ориентируется в окружающем его мире.
Стимульный материал теста «Геометрия в композиции» включает три
репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный
день», Г. Гольбейн Младший «Портрет ДиркаБерка») и четыре нейтральные по
цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам
композиционным праформам картин геометрических фигуры: треугольник («Дама
в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая
композиция), квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).
Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин.
Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они
провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению
задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.
Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл
- 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна
и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивания.
I. Показатель «ЗУН»
Владение основами ЗУН:
- композиция
- цветовое решение
II.
Показатель «Мотивация к знаниям»:
1. Неосознанный интерес, навязанный извне. Мотивация случайная.
2. Интерес на уровне любознательности. Мотивация неустойчивая.
3. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая,
25

связанная с результативной стороной процесса.
4. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая
мотивация.
5. Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет.
III. Показатель «Социальная активность»:
1. Не проявляет заботу о близких. Чрезвычайно эгоистичен.
2. Проявляет недостаточную заботу о близких. Эгоистичен. Неохотно учувствует в
трудовых делах.
3. Проявление стремления помочь, но редко. Нет эмоционального отклика на
успех, радость коллектива. Выполняет разовые трудовые поручения.
4. Проявление стремления помочь, но не всегда. Добросовестно выполняет разовые
трудовые поручения. Инициативу проявляет не всегда.
5. Умение уважать окружающих, оказывать инициативно-посильную помощь,
принимать активное участие в общественных трудовых делах.
IV. Показатель «Творческая активность»
1. Интерес к творчеству не проявляет. Нет навыков самостоятельного решения
проблем. Нет своих идей.
2. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет очень редко. При
решении проблем часто прибегает к помощи педагога.
3. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет редко. Может
придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.
4. Устойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет в большинстве
случаев. Есть положительный эмоциональный отклик на коллективные успехи.
5. Выраженный интерес к творчеству. Легко, быстро увлекается творческим делом,
обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой
интуицией.
V. Самостоятельная работа учащегося:
1. Не справляется с заданием.
2. Слабо справляется с заданием, невнимателен, часто обращается к помощи
педагога.
3. Учащийся выполняет задания с небольшими ошибками, проявляя творческую
активность, выполняет задания недостаточно внимательно.
4. Учащийся работает самостоятельно, проявляет творческую активность с
небольшими ошибками.
5. Учащийся работает самостоятельно, проявляет творческую активность, отлично
справляется с заданием.
VI. Показатель «Достижения»:
1. Не участвует в делах объединения.
2. Пассивное участие в работе объединения.
3. Активное участие в делах объединения.
4. Активная работа в объединении на положительный результат.
5. Результаты на уровне объединения, района, края

26

2.6.Методическое обеспечение программы:
технология (методика), формы и методы работы
Использование на занятиях технологии дифференцированного и личностно­
ориентированного
обучения создают оптимальные условия для выявления
задатков, развития интересов и способностей на пути к профессиональному
самоопределению. Технология дифференцированного обучения дает свои плоды:
учащиеся усваивают материал программы на различных уровнях.
- Применение технологии активного комплексного обучения организует
активность учащихся, моделирует предметное содержание последующей
творческой деятельности.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа с учащимися, формирование
понятий, обсуждение и т.д.);
- наглядный (показ приёмов и упражнений)
- практический (выполнение учащимися заданий с примера, упражнений,
выставок);
- метод проблемного изложения (постановка вопроса и поиск ответа);
- частично-поисковый (сравнение, анализ);
- метод убеждения - слово, влияние с помощью коллектива;
- метод поощрения - благожелательный отзыв о трудолюбии и дисциплине,
похвала, награждение грамотой, дипломами.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть.
2. Основная часть: вступление; объяснение темы; практическая часть;
3. Итог занятия.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания.
Алгоритм различных типов учебных занятий___________________________________________
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
Комбинированное
занятие

Организационная часть
• Проверка знаний ранее изученного материала.
• Изложение нового материала.
• Первичное закрепление новых знаний, применение их на
практике.

Занятие сообщения и
усвоения новых знаний

Организационная часть
• Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и
Организационная часть
обобщения полученных • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение
знаний
обучающимися заданий и решения задач.
• Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление
ошибок.
• Подведение итогов.
Занятие закрепления
знаний, выработки
умений и навыков

Организационная часть
• Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение
учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей
27

работы.
• Сообщение и содержание задания,
инструктаж его
выполнения.
• Самостоятельная работа учащихся под руководством
педагога.
• Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения
знаний, умений и
навыков

Организационная часть
• Определение и разъяснение целей занятия. Установление
связи с ранее изученным материалом.
• Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа
учащихся, оценка ее результатов.

2.7. Список литературы.
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
28

У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года № 883
«Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.;
У Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских
агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;
У Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации
до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
У Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
У Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта
«Тренер-преподаватель»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
У Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ»;
У Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811
29

«Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских
маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных
аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием
организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления,
и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о
месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня
2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
S Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
S Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
S Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека,
значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран
мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны, утвержденные
протоколом заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
S Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
Российской Федерации;
S Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края», автор30

составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук,
руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного процесса в
организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в период режима «повышенная готовность», автор-составитель
Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель
РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.

Литература для педагога
1. Коргина З.Л. Планирование в работе педагога дополнительного образования. М.: АСТ, 2017. - 213 с.
2. Костикова Н. Творчество с большишами. Игры, пластика, рисование с детьми. М.:"Манн, Иванов и Фербер", 2018. - 185 с.
3. Котова И.Н. Народное искусство - детское творчество. - М.: изд. «Паритет»,
2006. - 76 с.
4. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах:
Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2013. - 236 с.
5. Лякина М.В. Чаянова Г.Н. Подарки своими руками. - М.: изд. «ДРОФА плюс»,
2015. - 121 с.
6. Расщупкина С.С. Лепка из пластилина. - М.:изд. «РИПОЛ классик», 2015.
7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: изд.«Агар», 2015. - 190 с.
8. Селезнева Е.В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги. - М.: изд. «Литера»,
2013. - 154 с.
9. Торманова А.С. Большая энциклопедия по бумагопластике. - М.: изд. ООО
«АТС», 2015. - 211 с.
Литература для учащихся и родителей
1. Верхова А.А. Подарки делаем вместе с мамой. - М.: АСТ, 2017. - 54 с.
2. Гранппре Мари, БарбРозенсток. Услышать цвет. Цвета и звуки абстрактной
живописи Василия Кандинского. - М.:"Карьера-пресс", 2020. - 167 с.
3. Кавальо Франческа, Фавилли Элена. Сказки на ночь для юных бунтарок.
Истории о невероятных женщинах. -М.:БОМБОРА, 2020. - 135 с.
4. Лаптева В. Русский авангард начала XX века: альбом репродукций. - М.:ОЛМАПРЕСС, 2012. - 283 с.
5. Новицкая М.В. Пластилиновые картинки. - М.: Просвещение, 2015.
6. Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Целительное рисование. Психотерапия для себя. М.: "Импринт-Гольфстрим", 2017. - 211 с.
7. Шурыгина И. Легенды доблести. - М.: Терра, 2016. - 341 с.

31

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе____________________
педагог:___________________
н а______________учебный год
Раздел
Учебный план

Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

«Творческие
проекты»

Перечень тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.

Самостоятельная работа

Участие в мероприятиях

Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.
32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».