Управление образования администрации МО Туапсинский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
от 10 марта 2025 г.
Протокол № 4
М.П.
Бурцева
2025 г. №44
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВВЕДЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 6 до 10лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 18199
Автор-составитель:
Олейник Алена Олеговна
педагог дополнительного образования
г. Туапсе
2025г.
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Введение в изобразительное искусство и художественный труд» .
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»........................................................
1.1.Пояснительная записка..............................................................................
Направленность программы...............................................................
Новизна программы............................................................................
Актуальность........................................................................................
Педагогическая целесообразность......................................................
Отличительные особенности...............................................................
Адресат программы..............................................................................
Формы обучения и режим занятий.....................................................
Особенности организации образовательного процесса...................
1.2.Цель и задачи программы..........................................................................
1.3.Содержание программы..........................................................................
Учебный план.......................................................................................
Содержание учебного плана...............................................................
1.4.Планируемы результаты..........................................................................
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации......................................................................
2.1.Календарный учебный график...................................................................
2.2.Воспитание................................................................................................
2.3.Условия реализации программы...............................................................
2.4.Формы и методы аттестации.....................................................................
2.5. Оценочные материалы...............................................................................
2.6.Методические материалы..........................................................................
2.7.Список литературы.....................................................................................
Приложение № 1..............................................................................................
Приложение № 2 ..............................................................................................
3
3
3
3
3
4
4
4
8
8
9
10
10
11
12
13
13
16
19
21
22
26
34
38
39
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
объем, содержание, планируемые результаты».
1
Направленность программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Введение в изобразительное искусство и художественный труд» (далее программа)
имеет
художественную
направленность,
поскольку
ориентирована на приобщение учащихся к волшебному миру изобразительного
искусства и освоения первичных способов самостоятельной художественно творческой деятельности.
Программа направлена на
социально-экономическое развитие
муниципального
образования
Туапсинский
муниципальный
округ
Краснодарского края и региона Краснодарский край в целом. Программа
преследует задачу по формированию эффективной и доступной системы
дополнительного образования, в т.ч. в сельской местности, с целью выявления
и развития индивидуальных способностей детей и молодежи, создания условий
для занятий творчеством.
Новизна определяется использованием метода комбинаторных игр, где
игрушками становятся элементы пластических форм, а правилами игры
становятся приемы гармонизации формы, которые задают порядок действий, но
при этом оставляют учащимся пространство для вариаций, для проявления
собственных эстетических предпочтений. Благодаря этому, выполняя игровое
задание, каждый учащийся интуитивно включает в него личный опыт
переживаний и зрительных впечатлений. Самостоятельность совершаемых
учащимся открытий дает возможность получать каждый раз не единичный
результат, а способ, которым они будут пользоваться в дальнейшем.
Актуальность программы определяется возможностью удовлетворения
естественной потребности и стремления учащихся к самовыражению
собственных представлений об окружающем мире изобразительными
средствами. Содержание программы позволяет путем несложных приемов
экспериментирования с разными художественными материалами погрузить
учащегося в увлекательный процесс создания выразительного образа, что
обеспечивает всей семье решение проблемы свободного времени детей
посредством организации полноценного и содержательного досуга.
Педагогическая целесообразность. Занятия с учащимися организуются в
форме комбинированных, практически-игровых действий с применением
группы методов обучения: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный,
эвристический. Учебно-художественные задания даются маленьким учащимся
в виде игр с художественными средствами, при которых выполнение правил
игры гарантирует им успех. Своеобразие методики состоит в том, что процесс
обучения у учащихся начинается не с попытки изобразить конкретный
реальный предмет, требующей предварительного изучения натуры, а с создания
простой абстрактной формы, абстрактных конструкций, с которых начинается
3
игра «На что похоже». В этих конструкциях каждый учащийся угадывает свои
реальные зрительные и эмоциональные впечатления, тем самым делает
открытие - находит особые изобразительные возможности ритмически
организованной
формы,
что
позволяет
сохранить
эмоциональную
непосредственность его восприятия благодаря обращению к игре и
эксперименту с формой. Аналогично, используя «открытые возможности»,
следует ознакомление с понятием «композиция», когда учащиеся сознательно,
каждый по-своему имеют возможность не копировать, а моделировать
пространство, создавая свой мир. При этом у учащихся сохраняется ощущение
свободы в выборе средств и темы композиций, которые подсказывают сами
игры с формой. Таким образом, у учащихся формируется индивидуально творческое воображение, проявляется способность выражать свои чувства,
эмоции и фантазию, свое отношение к окружающему миру, поскольку
изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально
образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Отличительные особенности.
Обучение основам изобразительной грамотности начинается не с рисования
с натуры, декоративного рисования, не с требования что-либо выразить, т.к. в
возрасте 6-7 лет у ребёнка еще только формируется объемно- пространственное
видение, а с создания формы, воплощающей переживание, ассоциации; не с
освоения приемов "правильного" изображения, а с развития способности
воплотить собственные эмоции и переживания. Ребенку не даётся задание
"вырази", а создаются условия, когда он сам совершает открытие
выразительности. Нежёсткие правила заданий предоставляют свободу для
пластических вариаций. Включение личного опыта переживаний и зрительных
впечатлений создаёт условия для сохранения эмоциональности и
непосредственности ребёнка. Освоение возможностей пластической формы
осуществляется не на основе объяснений взрослого, а происходит в процессе
собственной творческой практики каждого учащегося.
Адресат программы
Данная программа разработана для детей от 6 до 10 лет (мальчиков и
девочек).
Программа составлена с учетом современных требований педагогики,
психологии, физиологии.
Наполняемость групп -12-15 человек.
Условие набора в объединение - принимаются все желающие учащиеся, у
которых отсутствуют медицинские противопоказания к групповым занятиям и
использованию
разнообразных
современных художественных средств
выразительности (глины, пластилина, красок и др.).
При приеме на обучение по данной программе не рассматриваются такие
критерии, как степень подготовленности, уровень развития учащихся и
наличие у них способностей.
4
Важным условием является установление у будущих учащихся наличия
личной мотивации и интереса к занятиям рисованием, стремления научиться
рисовать.
Психолого - педагогические характеристики и особенности детей.
Возраст 6-7 лет связан со стремлением следовать правилам в игре и в
жизни. Ребенка занимает не только процесс, он начинает стремиться к
результату, причем к результату социально одобряемому. В этом возрасте
совершается важное открытие: взрослая жизнь, равноправным членом которой
ты надеешься стать, требует соблюдения определенных норм, умение следовать
которым доказывает твою состоятельность, твою способность стать равным и
одновременно твою уникальность, если ты более сообразителен, более быстр и
ловок. Правила в игре и в реальной жизни приобретают для ребенка особый
смысл. Он начинает сам стремиться и к усложнению игры, и к
требовательности к себе со стороны взрослых при оценке его деятельности.
Теоретическая часть не должна быть затянута по времени, т.к. в силу
возрастной особенности психологии, дети 6-7 лет не терпеливы и стремятся
поскорее приступить к практическим занятиям, а должна сообщаться по ходу
урока в ненавязчивой форме.
Возраст детей 8-9 лет - в рисунке можно обнаружить визуальные
признаки формы. Характерна композиционная завершенность, воплощенный
замысел. Техника выполнения рисунков обычно однообразная, преобладает
жесткая линейность их изображения, цвет очень часто используется как
обозначение, а не цветовое выражение формы. Дети этого возраста отдают
предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, в
основном теплой части спектра. Цвет в представлении ребенка становится
насыщеннее, чем в восприятии.
Возраст детей 10 лет - в изобразительном творчестве появляется тенденция
перехода от замысла, внешне не зафиксированного и очень часто меняющегося
в процессе своего воплощения, к более устойчивому замыслу, воплощенному в
эскизе. В живописных композициях появляются стремление к большей
органичности и композиционной уравновешенности всех частей. Динамика
живописных пятен и фактур уже больше организует движение внутри самой
картинкой плоскости изображения, стремясь передать глубину, перспективные
пространственные изменения. Замысел, воплощенный в рисунке, привлекает
уже не только сюжетом, но и формой своего выражения. В работах уже меньше
рассказа, сюжетности, воплощенных в динамику образов, больше статики,
созерцательности, любования декоративными, красочными фактурами.
На обучение принимаются все желающие без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья при
наличии медицинской справки о допуске учащихся к занятиям.
Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (детей,
родителей, педагога); предоставляется возможность удовлетворения своих
интересов и сочетание различных направлений и форм занятий.
В программе возможно участие детей с особыми образовательными
потребностями : детей с ограниченными возможностями здоровья (с
5
сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний); талантливых
(одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ограничения
возможностей которых не связаны и не препятствуют их интеграции (дети с
сохранным интеллектом). При необходимости (исходя из диагноза) обучение
детей с ОВЗ организуется в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение. При подборе
содержания занятий для детей с ОВЗ учитывается, с одной стороны, принцип
доступности, а с другой стороны, не допускается излишнего упрощения
материала. Содержание становится эффективным средством активизации
учебной деятельности, так как оно
соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Для эффективного
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья уделяется внимание
формированию познавательного интереса, желания и привычку думать,
стремление узнать что-то новое.
Работа ведется в следующих направлениях:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- предотвращается наступление утомления;
- в процессе обучения используются те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
- во время работы с детьми этой категории проявляется особый
педагогический такт. Подмечаются и поощряются успехи детей, оказывается
помощь каждому ребёнку, развивается в них вера в собственные силы и
возможности;
- обеспечивается обогащение детей знаниями (используя развивающие
игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть
уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным,
открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть
креативным. Именно поэтому в работе с детьми с особыми образовательными
потребностями все больше внимания уделяется развитию творческих
способностей детей, их креативности.
Творчество это благодатная почва для самореализации, развития
самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной
самооценки больного ребёнка. Способность мыслить творчески делает ребенка
более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Для полноценного развития детям с ОВЗ просто необходимо рисование:
оно способствует развитию мелкой моторики рук; во время рисования
задействованы двигательные, зрительные, мускульные и осязательные
анализаторы, развивается зрительно-моторная координация, память и
концентрация внимания; рисование учит творческому мышлению, ведь
создаваемые ребенком образы можно изменять, дополнять, придумывать что-то
новое, ребенок ищет новые ассоциативные связи между предметами и их
6
изображениями. Навыки и когнитивные способности развиваются у них
индивидуально, также у всех детей различный эмоциональный фон. Все это
учитывается при разработке занятий, и, шаг за шагом, от простого к сложному
дети осваивают это увлекательное занятие. Дети с особенностями развития
испытывают огромные трудности в овладении письмом, главной особенностью
этого письма может быть его зеркальность. Рисование способствует
устранению этих нарушений, ребенок смотрит, что и как делает педагог, учится
внимательно смотреть и слушать, а затем повторяет то же самое у себя на
листе. Рисование оказывает влияние и на развитие речи. Моторное развитие
тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые
центры, отвечающие за движение рук, находятся рядом с центром речи и
стимулируют его работу. Участвуя в уроках, дети знакомятся с различными
предметами, явлениями, а также их свойствами. Это также способствует
расширению у детей словарного запаса.
Занятие рисованием и творчеством вносит неоценимый вклад в развитие
детей с особенностями развития, способствует всестороннему развитию,
коррекции когнитивных нарушений и эмоционально-волевой сферы, а
прививаемые любовь и желание к рисованию способствуют дальнейшему
развитию ребенка.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования родителей (законных
представителей). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в
другой образовательной организации с более подходящими условиями для
данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
По программе могут обучаться дети,
находящиеся
в
трудной
жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация, скорее, не педагогическое понятие, а
философское и социальное. Такие дети испытывают колоссальные стрессы и
проблемы: трудности в адаптации и коммуникации, эмоциональные зажимы,
психологические
травмы,
физические
ограничения,
эмоциональный
дискомфорт. Рисование и декоративно-прикладное искусство оказывают
положительное влияние на растущего человека, способствуют выработке
психологической уверенности в собственной полноценности и социальной
значимости. Занятия позволяют корректировать эмоциональное состояние
детей. Это выход для чувств, эмоций, позволяющая снять напряжение,
повысить самооценку, развить коммуникативные навыки, произвольное
внимание, мелкую моторику, активизировать работу правого полушария мозга.
Темы и темпы рисования для таких детей подбираются педагогом
индивидуально (при необходимости разрабатывается индивидуальный
образовательный маршрут (Приложение №1) для каждого ребёнка, зависят от
готовности ребёнка к взаимодействию, эмоционального состояния, интересов
ребёнка, имеющейся проблемы.
Дети,
проявившие
выдающиеся
способности,
талантливые
7
(одарённые, мотивированные) дети
могут осваивать программу в
индивидуальном темпе (в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом (Приложение №1), который строится, основываясь на
возможностях конкретного ребенка, пришедшего на обучение). Дети данной
категории проходят те же темы, но выполняют более сложные работы,
участвуют в конкурсах за пределами образовательной организации.
Уровень, объём и сроки реализации программы
Данная программа реализуется на ознакомительном уровне освоения и
реализуется в течение 1 учебного года (36 учебных недель)
Объем программы: 72 учебных часа.
Программа предусматривает 2 этапа работы по полугодиям, которые
завершаются
проведением
промежуточной
и итоговой
аттестации
(мониторинга результативности):
1 этап: сентябрь - декабрь;
2 этап: январь - май
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная.
Режим занятий: занятия проходят: 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза по 1
часу.
Продолжительность 1 академического часа 45 минут с обязательными
переменами между занятиями не менее 10 минут.
Предлагаемый режим занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы формируется из учащихся примерно одного возраста с
разным уровнем подготовленности и природных задатков.
Состав групп - постоянный. Занятия - групповые.
Форма проведения занятий: комбинированное, по сообщению новых
знаний, по закреплению (практическое) и обобщению знаний, контрольно
проверочное.
Виды занятий: мастер - классы, проведение и посещение выставок
творческих работ, вернисаж, просмотр произведений художников массовые
мероприятия, и др.
Каждое занятие имеет свою специфику и определенную законченность,
так как каждое занятие - это своеобразный мастер-класс к концу которого
ребенок имеет законченную работу.
Программой предусмотрено осуществление мониторинга соответствия
учебного материала заявленным целям: стартовый (на первом занятии),
текущий (на каждом занятии) и итоговый контроль.
Основой
организации
образовательного
процесса
являются
дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и
систематичность обучения учитывается дифференцированный подход.
Кроме того в программе предусмотрена начальная профориентация
8
учащихся. В игровой форме дети знакомятся с профессиями, в которых важно
умение хорошо рисовать (художники, архитекторы, дизайнеры и т.д.).
В ходе реализации программы применяется:
разноуровневая форма и технология обучения (включая
ознакомительный и базовый уровни) для определения объема и содержания
работы как с детьми с ОВЗ так и с одаренными в области изобразительного
искусства;
- технологии дифференцированного и личностно - ориентированного
подхода к детям обеспечивает подбор универсальных методов и приемов
работы, а также заданий вариативного характера и разного уровня сложности
с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
Программа может реализовываться в условиях временного ограничения
занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и
другим основаниям и включает необходимые элементы с применением
дистанционных или комбинированных форм обучения в условиях временного
ограничения занятий в очной (контактной) форме по санитарно
эпидемиологическим и другим основаниям и включает необходимые элементы
дистанционного обучения. При этом возможно использование Интернет
сервисов, рекомендованных и одобренных в целях обучения Министерством
просвещения
РФ
(например,
информационно-коммуникационная
образовательная платформа «Сферум»), в режиме конференции, через видео
занятия (индивидуальная рассылка или рассылка в группы). Учащиеся, получая
от педагога задания и поэтапное выполнение работы с учетом возрастных
особенностей данного возраста (возможность выполнения работ, как с
помощью родителей, так и самостоятельно), выполняют задания и присылают
их педагогу. Результаты фиксируются. Анализируется усвоение материала
учащимися.
Также есть возможность реализации программы в сетевой форме на
основании договора «О сетевом взаимодействии» с: Центр развития культуры и
спорта Туапсе, библиотека им. Н. Островского г.Туапсе, библиотека им А.С.
Пушкина г. Туапсе. При проведении воспитательных мероприятий с МЧС,
полицией,
медицинскими
учреждением,
музей
воинской
славы.
Осуществляется совместная деятельность, направленная на обеспечение
возможности освоения обучающимися образовательной программы, с
использованием ресурсов вовлеченных в образовательный процесс
организаций.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23■навигатор■дети/■
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для эмоционально - чувственного
познания учащимися окружающего мира средствами изобразительного
искусства и самостоятельной художественно - творческой деятельности.
9
Задачи:
образовательные:
- формировать первоначальное представление о роли изобразительного
искусства в жизни человека;
- способствовать овладению элементарными практическими умениями и
навыками в различных видах художественной деятельности (в рисунке,
живописи);
- развивать практические умения и способности восприятия, анализа и оценки
произведений искусства.
личностные:
- развивать творческие
способности, художественный вкус, образное,
пространственное мышление, внимание, воображение;
- формировать навыки самостоятельной работы:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, уважение к труду, результатам труда
других учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма и культуру общения;
метапредметные:
-развивать мотивацию к занятиям изобразительным искусством;
- формировать потребность к саморазвитию;
- развивать активность, чувство ответственности за результат.
1.3 Содержание программы.
Учебный план
№
п/п
Количество часов
Название раздела, темы
В сего
Теория
Практик
а
1
раздел. Гуашь. Выразительные возможности 18
цвета
5
1
3
2
раздел. Знакомство
с
графическими материалами.
18
3
1
5
3
раздел. Знакомство с понятием ритма пятен
18
3
15
4
раздел. Знакомство с акварелью.
10
4
6
графикой,
Формы
аттестации/ контроля
Беседа,
пед. наблюдение,
игра, конкурс, выставка,
аукцион
Беседа,
пед. наблюдение,
игра, конкурс, выставка,
аукцион
Беседа,
пед. наблюдение,
игра, конкурс, выставка,
аукцион
Беседа,
пед. наблюдение,
игра, конкурс, выставка,
аукцион
10
5
раздел. Знакомство с приемом работы
"мазок". Освоение выразительных
возможностей текстуры
6
6
Зачетный урок. Игра - викторина
2
ИТОГО:
72
2
4
2
Беседа,
пед. наблюдение,
игра, конкурс, выставка,
аукцион
выставка работ.
Мониторинг
Содержание учебного плана
1 раздел. Гуашь. Выразительные возможности цвета. (18 час)
Теория: Введение. Ознакомительная беседа. Инструктаж ОТБ. Понятие
изобразительного искусства, его истоки. Приемы работы гуашью: растяжка
теплых цветов. Волнистые (добрые), гибкие линии, растяжка холодных цветов.
Ломанные, острые линии.
Практика: выполнение упражнений на освоение приемов работы гуашью.
Выполнение длительных композиций с использованием полученных знаний.
2 раздел. Знакомство с графикой, графическими материалами. (18 час)
Теория : Выразительные возможности пятна, штриховки различного
характера. Приемы работы графическими материалами, штриховки в одном
направлении, тональной растяжки. Чередование сплошных, средних и светлых
пятен
Практика: выполнение упражнений на освоение приемов работы
графическими материалами(см.выше). Выполнение длительных композиций с
использованием полученных знаний.
3 раздел. Знакомство с понятием ритма пятен. (18 час)
Теория: Характеристика цвета: глухой - звонкий. изобразительные и
выразительные возможности глухих и звонких цветов, понятие ритма и
чередования пятен.
Практика: выполнение упражнений на освоение приема затемнения цвета
черной краской, контрастным цветом. Выполнение длительных композиций с
использованием полученных знаний.
4 раздел. Знакомство с акварелью. (10 час)
Теория: Выразительные возможности акварели. Знакомство с понятиями
контраст и нюанс по цвету и тону. Понятие главного в композиции. Приёмы
работы с акварелью: размывка и лессировка.
Практика: выполнение упражнений на освоение приема использования
цветового контраста и нюанса, размывки и лессировки акварелью. Выполнение
длительных композиций с использованием полученных знаний. Освоение
выразительных возможностей текстуры. Выполнение упражнений на освоение
приема работы мазком. Выделение главного в композиции.
5 раздел. Знакомство с приемом работы "мазок".
Теория : выразительные возможности приема "мазок".
Практика: освоение выразительных возможностей текстуры. Выполнение
упражнений на освоение приема работы мазком. Выделение главного в
композиции.
11
Требования к работам: выразительность образа, завершенность и
аккуратность.
5 Зачетный урок. Игра - викторина (2 час)..
1.4. Планируемые результаты:
К концу реализации программы учащиеся способны проявить:
Образовательные:
- первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни
человека;
- элементарные практические умения и навыки в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи);
- практические умения и способности в области восприятия, анализа и оценки
произведений искусства;
Личностные результаты:
- творческие способности, художественный вкус, образное, пространственное
мышление, внимание, воображение;
- навыки самостоятельной работы:
- усидчивость, аккуратность, уважение к труду, результатам труда других
учащихся;
- чувство коллективизма и культуру общения;
Метапредметные результаты:
- мотивацию к занятиям изобразительным искусством;
- потребность в саморазвитии;
- активность, чувство ответственности за результат.
Требования к работам: выразительность образа, завершенность и
аккуратность.
Результат обучения в количественном выражении:
переход более 25% обучающихся на базовый уровень.
Для определения планируемых результатов учащихся используются следующие
диагностические методики:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ:
выполнения контрольных заданий;
результатов участия в турнирах;
активности учащихся на занятиях;
результатов решения задач поискового характера.
12
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1.Календарный учебный график к программе «Введение в изобразительное искусство и художественный труд»-72ч.-Олейник А.О.
№
п/п
Дата
Тема занятия
Количество
часов
Время
проведения
занятий
Форма занятия
Место
проведения
Форма контроля
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
опрос
1 раздел. Гуашь.
Выразительные возможности цвета.
18
1
1Введение. Инструктаж ОТБ. «Искусство».
2
Беседа
2
.Упражнение "Летнее небо".
2
3
Упражнение "Цветы распускаются"
2
4
Упражнение "Королевы цвета"
2
5
Длительная композиция "Добрый мир"
Предварительный набросок
Длительная композиция "Добрый мир"
рисунок к композиции,
Упражнение "Ледяные горки, айсберги
2
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Видео- занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Длительная композиция "Замерзший мир"
Холодный колорит.
Длительная композиция "Замерзший мир"
Завершение работы.
2
2 раздел. Знакомство с графикой,
графическими материалами.
18
10
«Подарок папе»
2
11
Упражнение "Степь"
2
12
Упражнение "Полет одуванчиков" .
2
6
7
8
9
2
2
2
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
пед.
наблюдение
пед.
наблюдение
игра
«Угадай, чей
рисунок?
пед.
наблюдение
игра-конкурс
работ
Игра «Почему
понравилась»
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
пед.
наблюдение
анализ работ
(аукцион)
Комбинированное
занятие
Конкурс открыток
Комбинированное
занятие
Игровое занятие
кабинет
ИЗО
пед.
наблюдение
кабинет
ИЗО
кабинет
пед.
наблюдение
игра
13
13
Длительная композиция "Бег зверей".
Начало работы.
Длительная композиция "Бег зверей" .
Завершение работы.
Упражнение "Снегопад"
2
16
Упражнение "Заснеженное дерево"
открытое занятие. (Мониторинг)
2
17
Длительная композиция "Волшебный
город, двор".
Наша первая выставка
2
3 раздел. Знакомство с понятием ритма
пятен
18
14
15
18
2
2
2
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Игровое занятие.
Практическое
занятие
Контрольно
обобщающее
занятие
Практическое
занятие
Комбинированое
Выставка
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
«Почему понравилась»
анализ работ
пед.
наблюдение
выставка
работ
игра «Угадай, чей
рисунок?
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
анализ
работ
(мониторинг)
пед.
наблюдение
анализ работ
(ярмарка)
19
Упражнение "Буря".
«Искусство».
2
Комбинированное
занятие
кабинет
ИЗО
пед.
наблюдение
20
Мастер-класс"Лучи"
2
кабинет
ИЗО
анализ работ
(вернисаж)
21
Длительная композиция "Праздничный салют"
Начало работы.
2
кабинет
ИЗО
пед.
наблюдение
22
2
23
Длительная композиция "Праздничный салют"
Завершение работы.
Азбука безопасности
2
Мастер-класс
Практическое
занятие
Видео- занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Комбинированое
24
Упражнения "Дремучий лес"
2
Практическое
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
выставка
работ(ярмарка)
игра «Почему
понравилась»
пед.
14
25
26
27
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
Обобщающее
занятие
кабинет
ИЗО
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
Видео-занятие
-мастер-класс
Комбинированное
занятие
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
экспресс-опрос
(карточки контроля
пед. наблюдение,
анализ работ
2
комбинированное
Беседа, игра
Завершение работы. Зачетный урок
2
Контрольно
обобщающее
занятие
кабинет
ИЗО
кабинет
ИЗО
ИТОГО:
72
Длительная композиция "Страшная
сказка" Начало работы.
Длительная "Страшная сказка" Завершение
работы.
2
Длительная композиция "Страшная сказка"
2
4 раздел. Знакомство с акварелью.
2
28
Мастер-класс"Ветренное небо". «Искусство».
10
2
29
Мастер-класс"Мыльные пузыри
2
30
Упражнение "Бабочки"
2
31
Длительная композиция "Хозяин леса"
2
32
33
34
35
36
Длительная композиция "Хозяин леса"
2
5 раздел. Знакомство с приемом работы
"мазок".
4
Знакомство с приемом работы "мазок".
Мастер-класс"Птицы- облака". «Искусство».
Длительная композиция " Летнее утро"
2
Зеленая планета
2
наблюдение
пед.
наблюдение
игра
«Угадай, чей
рисунок?
анализ работ
(аукцион)
игра «Почему
понравилась»
анализ работ
(вернисаж)
пед.
наблюдение
пед.
наблюдение
анализ работ
(конкурс)
выставка
работ.
Мониторинг.
15
2.2.Воспитание
Цель: развитие личности, самоопределение и социализация учащихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества
и
государства,
формирование
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Г ероев Отечества.
Задачи:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей
традиций художественной
культуры; информирование учащихся, орга
низация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения учащихся к
изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных
и социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей учащихся, их ответственного поведения, создание,
поддержка и развитие среды воспитания учащихся, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации, творчества при освоении предметного и
метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, традиций, праздников,
памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре народов России;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и
своих собственных представлений об эстетическом,
об устройстве
общественного пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования учащихся, создания и поддержки вос
питывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания учащихся при реализации программы
является организация их взаимодействий, в подготовке и проведении
календарных праздников с участием родителей (законных представителей).
В воспитательной деятельности с учащимися по программе исполь
зуются методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых,
учащихся);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения учащихся, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание учащихся их
родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки учащихся в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования учащихся в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями учащихся
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с
ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, учащегося, а получение общего представления
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания,
влияния реализации программы на коллектив учащихся: что удалось достичь,
а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты,
полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.
Календарный план воспитательной работы
1 год обучения
№
п/п
Название события, мероприятия
Сроки
1
Урок
мужества
«Непокоренный
рубеж», посвящённые годовщине
Туапсинской
оборонительной
операции
2
«Общечеловеческие
Давайте поговорим»
3
День матери
4
Международный
коррупцией
5
Всероссийская
хлеб»
6
День защитника Отечества
Февраль
7
Международный женский день
Март
8
День здоровья
Апрель
9
День космонавтики
Апрель
ценности.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
день
акция
борьбы
с Декабрь
«Блокадный
Январь
Форма
проведения
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Игра.
Викторина
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Выставка.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Игра.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
10
Международный день семьи
«Семейные традиции: ценности
моей семье»
Май
в
11
День Победы
«Победа одна на всех»
Май
12
День защиты детей
Июнь
13
День России
«Наша страна - Россия»
Июнь
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Тематическая
беседа.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Посещение
музея.
Выставка.
Праздник.
Мастер-класс.
Игра.
Праздник.
Тематическая
беседа.
Презентация.
Выставка.
Мастер-класс.
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
Фотоотчет.
Заметка на сайте
МБОУ ДО ЦРТДиЮ
г. Туапсе
*Сроки проведения мероприятий определяется календарными сроками реализации программы
Воспитания и в соответствии с локальными актами образовательной организации.
2.3
Условия реализации программы: материально-технического
обеспечения; информационное обеспечение; кадровое обеспечение
Характеристика помещения, используемого для реализации программы
изостудии
«Радуга»,
соответствует
СП
2.4.3648-20
«Санитарно
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Перечень оборудования, инструментов и материалов
из расчета на подгруппу в количестве 15-и человек:
Наименование
Количество, шт
столы для обучающихся
8
стулья по количеству обучающихся
15
доска магнитно-маркерная
1
шкаф для хранения материалов
1
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
Художественные принадлежности:
Кол-во (шт.)
краски (акварель, гуашь)
15
кисти
палитры
бумага
мольберты
15
15
15
15
Дидактический материал.
Зрительный ряд.
1. Собственные упражнения детей перед выполнением композиции.
2. Картины художников-импрессионистов(К.Моне, Сёра, А. Сислей,
Синьяк).
3. В.Чижиков, рисунки.
4. Х. Сутин "Дерево в Вансе", "Дерево на ветру", "Ветренный день", "После
грозы".
5. Изображения животных, насекомых.
Музыкальный ряд.
1. Н.Ганн "Музыка великого каньона. Южный. Великий каньон. Сумерки.
Лунный свет на Хавесу Крик. "
2. И.-С. Бах "45 хоральных прелюдий. BWV 59-644(6, 9, 13)", "Токатта и
фуга фа мажор BWV 540".
3. В.-Моцарт "Волшебная флейта". "Концерт для скрипки и альта с
оркестом" и др.
4. Н.А. Римский-Корсаков "Садко".
5. Э.Григ "Пер Гюнт. Пещера горного короля".
6. А. Вивальди "Зима", "Лето".
7. Вангелис "Conquest of paradise/Eternity","Animals".
8. К. Дебюсси "Море".
9. И. Стравинский "Кащеево царство".
10. П.И. Чайковский "Вальс цветов. Вальс снежных хлопьев".
11. Жан-Мишель Жар "Equinoxe (Part 1-3)".
12. Н.Нигрино "Ричеркар".
13. Ванесса Мей "Summer Наге"и др.
14. Глюк "Танец фурий".
15. Р.Штраус "Так говорил Заратустра".
1. Информационное обеспечение : подборка фотографий, интернет
источники : (www.pinterest.com)
- https: //ru. pinterest. com
- https: //www. istockphoto.com/ru
- https://gallerix.ru
- https://ru.stockfresh.com
- https://ru. 123rf.com
2.Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Олейник
Алена Олеговна, имеет высшее профессиональное образование по
специальности «Учитель изобразительного искусства» Кубанского
государственного университета (художественно-графический факультет),
2011 год. Стаж работы в должности педагога дополнительного образования
- 3 года, общий педагогический стаж - 6 лет. Имеет первую
квалификационную категорию по должности «Педагог дополнительного
образования», 2019г.
Прошла курсы повышения квалификации: 1. ГОУ Краснодарского края
ККИППО - "Преподавание предметов эстетического цикла в школе", 2010г,
2. НЧОУ ДПО «Учебный центр»Персонал-Ресурс» г.Краснодар - Программа
дополнительного
профессионального
образования
повышения
квалификации
«Эффективные методики преподавания программ дополнительного
образования художественно-эстетической направленности», 2019г.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- разработка программно-методического обеспечения по
реализации дополнительной общеобразовательной программы;
- организация образовательной и досуговой деятельности учащихся;
- педагогический контроль и оценка уровня освоения
дополнительной общеобразовательной программы учащимися;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся при решении задач их обучения, развития и
воспитания;
Профессиональные компетенции: педагог проявляет способности:
- понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные
потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей));
- проводить педагогическое наблюдение, использовать различные
методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе
оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях;
использовать методы, приемы и способы формирования благоприятного
психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества
обучающихся.
- применять техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к
освоению изобразительного искусства учащихся различного возраста;
- готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах и иных
аналогичных мероприятиях.
Критерии отбора:
К реализации данной программы допускается педагог дополнительного
образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности. либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности
в образовательном учреждении.
Педагогу дополнительного образования необходимо систематически (не
реже 1 раза в 3 года) повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагогу необходимо обладать следующими компетентностями:
профессиональной, информационной, коммуникативной правовой.
2.4. Формы аттестации
Одним из важнейших аспектов программы является проверка и оценка
результатов обучения.
Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с
помощью различных форм: педагогического наблюдения, педагогического
анализа, учета посещаемости занятий (текстовый журнал и в сети Интернет
АИС Навигатор.дети), участия учащихся в выставках и конкурсах детских
творческих работ, открытых занятий, оформления фото - отчетов по
проведенным мероприятиям, выставкам, конкурсам, отзывов учащихся и
родителей.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
- выставки с просмотром, обсуждением и анализом работ учащихся
- мониторинг результативности освоения образовательной программы.
2.5 Оценочные материалы
1. Бланк - Мониторинг результатов освоения з а ___ полугодие _____________ уч. года
дополнительной образовательной программы _________________________________________
Объединение ________________________________________
Педагог Д О __________________________
Группа_____________ (______ год обучения)
1.1. 2.1. 2..2 3.1. 3.2. 3.3. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4
Ф.И.О.
П рим еча
№
ние
показатели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Средний балл:
2 Бланк - (приложение к бланку Мониторинга)
Критерии оценки результатов освоения дополнительной образовательной программы.
Показатели
Критерии
Число
Методы
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
баллов
диагностики
0-3
Наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.
Собеседовани
е
Характеристика уровня сформированности
ЗУН
1
1.1
Теоретическая подготовка
Соответстви
Теоретические
знания
е
п
теоретическ
их знаний
о основным
разделам
ребёнка
программны
программы
м
требованиям
•
•
•
1.2
Практическая подготовка
Соответствие
Практические
умения и
практических
навыки (по
умений и
основным
навыков
программным
разделам
требованиям
программы
•
Минимальный
уровень - ребёнок
овладел менее чем
/ часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
Средний уровень - /
часть
объема
усвоенных
знаний
составляет более
Максимальный
уровень - освоил
практически
весь
объём знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период.
Минимальный
уровень - ребёнок
овладел менее чем
/ часть объема знаний,
предусмотренных
программой;
•
Средний уровень - /
часть
объема
усвоенных
знаний
составляет более
Максимальный уровень освоил практически весь
объём знаний,
предусмотренных программой
за
конкретный период
4-7
8
10
0-3
4-7
8
10
Контрольное
задание
2.2.
Творческие
навыки
Креативност
ьв
выполнении
практически
х заданий
•
•
•
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
Начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности —
ребёнок в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические задания
педагога;
Репродуктивный
уровень - в основном,
выполняет
задания на основе
образца;
Творческий уровень
- выполняет
практические
задания с элементами
творчества
0-3
Контрольное
задание
4-7
8
10
Общеучебные умения и навыки
Уровни - по аналогии с п. 3.1.
Адекватност
ь
восприятий
информации
, идущей от
педагога
Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
Навыки
Соответствие
соблюдения
реальных
навыков
правил
безопасности
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
Характеристика уровня личностного роста и
развития
Умение
слушать
и
слышат
ъ
педагога
Умение
организовать
своё рабочее
(учебное)
место
0-3
4-7
8
10
0-3
Наблюден
ие
Наблюден
ие
4-7
8-10
0-3
Наблюден
ие
4-7
8
10
Организационно-волевые
качества
Дисциплинир
ов анностьI
культура
поведения
Воля
Способность
соблюдать
правила и
требования
педагога
Способность
активно
побуждать себя
к
практически
м действиям
Терпения хватает менее чем
на 'А частьзанятия
Более чем на А
занятия На все
занятие
Волевые усилия
ребёнка побуждаются
извне Иногда - самим
ребёнком Всегда самим ребёнком
0-3
4-7
8
10
Наблюден
ие
0-3
4-7
8
10
Наблюден
ие
4.3
4.4.
Самоконтрол
ьи
самооценка
Мотивация.
Интерес к
занятиям в
детском
объединении.
Умение
контролироват
ь и оценивать
свои
действи
я,
поступк
и.
Осознанное
участие ребёнка
в освоении
образовательной
программы
Критерии оценки:
Низкий - (0-30 балл.)
Средний - (31-70
балл.)
Высокий - (71-100 балл.)
Ребёнок постоянно действует
под воздействием контроля
извне
Периодически контролирует
себя сам
Постоянно контролирует себя
сам
Продиктован ребёнку
извне Периодически
поддерживается самим
ребёнком
Постоянно
поддерживается
ребёнком
самостоятельно
0-3
Наблюден
ие
4-7
8
10
0-3
4-7
8
10
Тестирование
(Беседа)
2.6. Методические материалы
к программе «Введение в изобразительное искусство и художественный труд»- ОлейникА.О.
Р аздел/
м одуль программы
Ф орм а занятия
П рием ы и методы
организации
Д идактический материал
Т ехническое
оснащ ение занятия
Ф орма
контроля
учебно-воспитательного
процесса
1. Вводное занятие. Гуашь.
Выразительные
возможности цвета.
2.
Знакомство с графикой,
графическими
материалами.
3
Знакомство с понятием
ритма пятен.
-словесный,
-наглядный,
-практико - игровой
-частично-поисковый
Зрительный ряд: цветовой
круг, презентации,
упражнения по теме
Музыкальный ряд:
Н.Ганн"Музыка великого
каньона. Южный. Великий
каньон. Сумерки. Лунный
свет на Хавесу Крик. "
проектор,
экран,
компьютер
доска магнитно
маркерная
-беседа
-пед.
наблюдение
-игра
«Угадай, чей
рисунок?
-анализ работ
(аукцион)
- практическое
занятие.
- игровое
занятие.
-сотрудничества и
сотворчества,
-частично-поисковый
(эвристический)
Зрительный ряд: цветовой
круг, презентации,
упражнения по теме, таблицы
с изображениями животных
Музыкальный ряд: Ванесса
Мэй, Вивальди "Зима", В.-А.
Моцарт Вангелис "Conquest
of
paradise/Eternity","Animals"
компьютер,
доска магнитно
маркерная
-пед.
наблюдение
-игра
«Почему
понравилась»
-выставкаанализ
работ
(мониторинг)
-видео-занятие
- мастер-класс
наглядный,
сотрудничества и
сотворчества, частично
поисковый
(эвристический)
Зрительный ряд: цветовой
круг, презентации
,упражнения по теме
Музыкальный ряд: токатты и
фуги И.-С.Баха, Э.Григ"Пер
Гюнт, Пещера горного
короля", И. Стравинский
"Кащеево царство"
компьютер,
доска магнитно
маркерная
-пед.
наблюдение
- игра
«Почему
понравилась»
- анализ работ
(вернисаж)
комбинированн
ое
-практическое
-видео-занятие
26
4
Знакомство с акварелью.
-видео- занятие
- практическое
занятие.
наглядный,
сотрудничества и
сотворчества, частично
поисковый
(эвристический)
5.
Знакомство с приемом
работы "мазок".
Освоение
выразительных
возможностей текстуры
-видео- занятие
-мастер-класс
- практическое
занятие.
наглядный,
сотрудничества
6.
Итоговое занятие.
контрольно
проверочное.
игра -викторина.
частично-поисковый
(эвристический)
Зрительный ряд: цветовой
круг, презентации,
упражнения по теме
Музыкальный ряд: П.И.
Чайковский "Вальс цветов".
Вивальди "Лето"
Зрительный ряд: цветовой
круг, презентации,
упражнения по теме
Музыкальный ряд: Глюк
"Танец фурий", К. Дебюсси
"Море"
Карточки-распечатки по
цветам, карточки с заданиями,
репродукции известных
картин
компьютер,
доска магнитно
маркерная
анализ, просмотр
работ
выставка работ
компьютер,
доска магнитно
маркерная
карточки контроля
коллективная работа,
экспресс-опрос
(карточки контроля)
компьютер,
доска магнитно
маркерная
игра -викторина.
Выставка.
Мониторинг.
27
Современные образовательные технологии:
- Использование на занятиях технологии дифференцированного и
личностно-ориентированного обучения создают оптимальные условия для
выявления задатков, развития интересов и способностей на пути к
профессиональному самоопределению. Технология дифференцированного
обучения дает свои плоды: учащиеся усваивают материал программы на
различных уровнях. Применение технологии активного комплексного
обучения организует активность обучающихся, моделирует предметное
содержание последующей творческой деятельности.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа с учащимися, формирование понятий,
обсуждение и т.д.);
- наглядный (работа с репродукциями, таблицы, рисунки, показ приёмов и
упражнений)
- практический (выполнение учащимися заданий с натуры, упражнений,
выставок);
- метод проблемного изложения (постановка вопроса и поиск ответа);
- частично-поисковый (сравнение, анализ);
- репродуктивный (ответы на вопросы, показ и повтор учащимися приёмов
живописи);
- непосредственная помощь применяется в тех случаях, когда воспитанник не
может сам правильно выполнить рисунок;
- метод убеждения - слово, влияние с помощью коллектива;
- метод поощрения - благожелательный отзыв о трудолюбии и дисциплине,
похвала, награждение грамотой, дипломами.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть.
2. Основная часть: вступление; объяснение темы; практическая часть;
3. Итог занятия.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания.
Наглядный дидактический материал:
1. репродукции картин художников.
2. альбомы по живописи.
3. наглядные пособия:
цветы (живые, сухие, гербарии), муляжи овощей и фруктов, предметы
быта, предметы интерьера; таблицы:
- таблицы с изображением цветового круга;
- таблицы по живописи;
- таблицы с изображением животных;
- таблицы по ДПИ;
- рисунки учащихся по изучаемым темам.
28
Методические рекомендации.
Количество часов на каждое упражнение и композицию - условное.
Каждый ребенок действует в своём темпе. Одна и та же композиция моет
занять как два часа, так и шесть часов при более тщательном исполнении. Одни
дети любят работать кропотливо, другие- динамично. Детям, которые быстро
справляются, можно предложить выполнить вторую, пока другие доводят до
совершенства свою.
Музыкальный ряд, который обозначен для каждой темы, приведён в
качестве примера, педагог может подбирать наиболее близкую к себе музыку.
Музыку включаем на небольшую часть занятия, когда дети рассматривают и
обсуждают свои работы. Музыка созвучная с темой, с настроением
активизирует восприятие детей, вызывает новые ассоциации, помогает
почувствовать ритмическую структуру собственных художественных решений.
Зрительный ряд двухплановый. Первый важный план -это собственные
упражнения детей, второй - репродукции картин. Ребенок видит воплощение
своего недавно открытого решения и может смело его использовать в своих
замыслах, а может и несколько.
План проведения игрового занятия - вечеринки «Радуга»
Может проводиться в группе как соревнование двух команд по 7 - 8 человек
Материалы: карточки-распечатки по цветам, карточки с заданиями,
репродукции известных картин, компьютер,
доска магнитно-маркерная.
Структура
1. Разминка
Перед детьми разложены карточки с цветами радуги рубашкой вверх
Приглашаются 7 человек(или две команды по 7 чел).
По команде ведущего "построиться по порядку радуги" дети берут карточки с
цветами радуги
2. Найди пару.
Перед детьми разложены карточки с цветами радуги рубашкой вверх без
голубого.
По команде ведущего "построиться в цветовой круг",дети берут карточки и
сроятся по порядку цветового круга, находят противоположный своему цвет.
3. Викторина. Предлагается всем ответить на вопросы:
1. Красный, синий, жёлтый - это цвета...
а) холодные; б) тёплые; в) дополнительные; г) основные
2. Рисунки в книгах, которые сопровождают и дополняют текст:
а) иллюстрация; б) карты; в) граффити
3. Выделенная размером, формой и цветом первая буква текста:
а) буквица; б) иллюстрация; в) вязь
4. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой - природа.
а) натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм
29
5. Художник, изображающий море?
а) анималист; б) пейзажист; в) маринист; г) авангардист
6. Искусство проектировать и строить:
а) декоративно-прикладное искусство; б) дизайн; в) архитектура
7. Что на своих картинах изображает художник анималист?
а). дикую природу; б). мультфильмы; в). животных; г). цветы.
Побеждает ответившая на самое большое количество вопросов команда
4. Художественная пантомима.
Водящий смотрит несколько секунд на репродукцию известной картины,
показывает сюжет известной картины. Задача остальных угадать картину.
Например: "Мона-Лиза" Да Винчи, "Черный квадрат"Малевича, "Аленушка" В.
Васнецова,"Три богтыря" и т.д.Угадавший становится показывающим.
Побеждает тот, кто угадал больше всех или команда.
5. Авангард.
Приглашается участник или по одному из команды
Ребенок рисует на размещенном на груди листке бумаги рисунок на
предложенную ведущим тему. Тема не озвучивается. Дети угадывают что
изображает рисующий. Выигрывает первый угадавший или первая угадавшая
команда. Проводится несколько раз.
6. Кто внимательный?
Приглашаются 6 чел. или две команды.
Перед детьми разложены карточки рубашкой вверх на которых напечатаны
названия цветов радуги без голубого. Причем цвет шрифта не совпадает с
названием. Например, слово "красный" напечатано синим
По команде ведущего:"По радуге построиться" Детьми берутся карточки ,
переворачиваются и строятся по порядку радуги по -написанному или по цвету
шрифта. Это нужно быстро определить для себя.
Побеждает команда раньше всех справившаяся с заданием
Заключительная часть.
Поздравление с окончанием года.
Дружное исполнение песни, с текстом связанным с рисованием, дискотека.
Физкультминутка в помещении:
Упражнения Цы- Гун:
1. Стоять, как сосна
2. Г олова дракона
3. Аист
4. Летящий дракон
Игры на воздухе:
1. Светофор
2. Продавец красок.
30
1. Диагностический материал.
1. Анкета для Родителей (по опроснику Дж. Гилфорда)
Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо
предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать
назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Результаты:
□ От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески
относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.
□ От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он
находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.
□ От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих областей
знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для
занятий творческой деятельностью многого не хватает.
□ От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при
достижении для него важной цели.
□ Менее 4 очков - ребенку не хватает изобретательности, но он может
достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
2. «5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков
на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков.
31
Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы
нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность
есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно
только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер
рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1. Самостоятельность (оригинальность) - фиксирует склонность к
продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или
свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность - отражает развития фантазии и воображения (статика
говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности
находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность
показывает
наличие
эмоциональной
отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность - фиксируется по наличию художественного образа.
Уровни:
тип Критерии оценки
Рисунок
Замысел
•Уровень
1
Оригинальный,
Разнообразие
художестве
динам
графических
нной
ика, эмоциональность,
средств
выразитель
художественное
выразительности,
обобщение
ности
пропорции,
пространство, светотень
2
Показатели для 1 типа, Показатели для 1 типа,
но менее
но менее
выражены
яркие
3
Нет
перспективы, не
•Уровень
Показатели 2 типа, но
соблюдаются
нет уровня
фрагментар
пропорции, схематичность
отдельных изображений
художественного
ной
обобщения
выразитель
4
ности
Замысел оригинальный, Может хорошо передавать
основан
на пропорции, пространство,
наблюдениях, но не светотень
предполагает
динамики
и
эмоциональности
5
Замысел оригинальный, Схематичность, нет попыток
•Дохудожест
передать
но слабо
венный
основан на наблюдениях пространство и пропорции
6
Стереотипный
Репродуктивный
уровень
5. Графичность - осознанное использование художественных средств и
приемов работы с различными графическими материалами
Таблица результатов:
Список учащихся Показатели
Общий Уровень
Z
балл
I
5
№
32
1
2.
3. Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы Е.Торшилова и
Т.Морозова)
Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).
Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип
целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте
выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение —
одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное
отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых
человек ориентируется в окружающем его мире.
Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три
репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский —
«Воскресный день», Г. Г ольбейн Младший
«Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по
фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным
праформам картин геометрических фигуры: треугольник («Дама в голубом»
— пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая композиция),
квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).
Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин.
Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они
провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению
задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.
Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл —
6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз
условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивания.
33
2.7. Список литературы:
Нормативно-правовая база.
У Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.04.2025);
У Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
У Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.);
У Федеральный закон от 28.12.2024 №543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024, вступил в силу с 1 апреля 2025 г.);
У Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
У Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35);
У Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
У Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
У Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
У Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»;
У Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года № 883
«Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
У Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.;
34
S Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов
осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших
городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;
S Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации
до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
S Приказ министерства просвещения РФ от 23.08.2022г. №758 «Об
утверждении плана основных мероприятий Министерства просвещения РФ по
проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
S Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта
«Тренер-преподаватель»;
S Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ»;
S Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811
«Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских
маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных
аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием
организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления,
и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о
месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий»;
S Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня
2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
35
профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
У Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
У Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
У Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека,
значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран
мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны, утвержденные
протоколом заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
Российской Федерации;
У Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края», авторсоставитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук,
руководитель РМЦ КК, 2020 г.;
У Методические рекомендации по организации образовательного процесса в
организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в период режима «повышенная готовность», автор-составитель
Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель
РМЦ КК, 2020 г.;
У Устав Учреждения.
36
Список литературы для педагога
1. Иванова О.Л., Васильева И.И. Выразительные возможности цвета.
Жёлтый, синий, красный. - СПб, 2015. - 124 с.
2. Калинина Т.В. "Первые успехи в рисовании. Большой лес".- СПб.:
Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2015. - 145 с.
3. Калинина Т.В.
"Первые успехи в рисовании. Башня. растущая в
небо".- СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2015. - 134 с.
4. Калинина Т.В. "Первые успехи в рисовании. Птицы, звери, комары и
мухи".- СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2015. - 154 с.
5. Калинина Т.В.
"Первые успехи в рисовании. Цветы и травы".СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2015. - 123 с.
6. Коростина Е.А. "Изобразительное искусство": Пособие для учителей. - М:
Дрофа, 2013 г. - 98 с.
7. Кузин В.С. "Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3
классах": Пособие для учителей.- М. : Просвещение, 2013. - 112 с.
8. Ростовцев
Н.Н.
"Методика преподавания изобразительного
искусства в школе" Издательство: Агар, 2015. -174 с.
9. Шпикалова Т.Я., Л.В. Ершова "Изобразительное искусство"-М. :
Просвещение, 2013. - 231 с.
Список литературы для родителей
1. Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Целительное рисование. Психотерапия для
себя. М.,"Импринт-Гольфстрим", 2017. - 98 с.
2. Лаптева В. Русский авангард начала XX века: альбом репродукций М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2012. 121 с.
3. Шурыгина И. Легенды доблести. М.- Терра, 2016. 211 с.
Список литературы для детей
1. Браун Дэвид. «Учитесь рисовать кошек». Изд-во «Попурри», Минск,
2004г. - 123 с.
2. Хэммонд Ли. Рисуем лошадей. Изд-во «Попурри», Минск, 2009г. - 88 с.
3. Снегирева Н. Рисуем технику. Изд-во «Росмен». Москва, 2009 г. - 72 с.
4. Ветрова Г. Великие полотна. Изд-во «Белый город». Москва, 2003 г. - 63
с.
5. Тилтон Билл «Рисуем животных». Изд-во «Попурри», Минск, 2003г. 123 с.
6. Снегирева Н. «Рисуем сказочных героев» Изд-во «Росмен», Москва,
2009г. - 119 с.
37
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________учащегося
по дополнительной общеобразовательной
программе_________
педагог:___________________
н а ______________учебный год
Раздел
Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
«Творческие
проекты»
Перечень тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Самостоятельная работа
Участие в мероприятиях
Перечень работ, выполненных
внепрограммного материала
самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
2.
3.
Достижения
1.
2.
3.
38
Приложение № 2
Задания
для определения уровня художественно - творческого развития детей
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя
одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает
предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и
достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним
из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и
творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На
каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти
фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы
получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри
контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте
листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и
т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам
замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы
воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на
выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в
геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую
именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы,
квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть
изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток
на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у
них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам
осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним
происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные
карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства
39
композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей,
есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми
перьями.
40